Анализ учебных пособий по информатики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ учебных пособий по информатики



Анализ раскрытия темы в школьных учебниках различных авторских коллективов

Рассмотрим учебное пособие под редакцией Макаровой Н.В. –это пособие по информатике для 8-9 классов.

Тема 2. «Представление информации», которая раскрывается в следующих пунктах:

2.1. Форма и язык представления информации

2.2. Кодирование информации:

· что является основой представления информации;

· какие бывают формы представления информации;

· что такое код и кодирование информации;

· какие единицы измерения используются для определения объема информации.

2.3. Представление информации в компьютере:

· единицы измерения объема информации в компьютере;

· кодирование числовой информации;

· кодирование текстовой информации;

· кодирование графической информации;

· кодирование звука.

Так независимо от формы представления и способа передачи, информация передается с помощью какого-либо языка. Языки делятся на естественные (разговорные) и формальные. Основу любого языка составляет алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение.

Понятия кода и кодирования вводятся следующим образом: код – набор символов (условных обозначений) для представления информации; кодирование – процесс представления информации в виде кода. На примерах приводятся различные способы кодирования информации, один из них – способ представления информации с помощью языка, содержащего два символа алфавита — 0 и 1. «Эти два символа 0 и 1 принято называть двоичными цифрами или битами (от англ. binary digit −двоичный знак)». Дается определение бита: бит – наименьшая единица измерения объема информации, а также приводится таблица более крупных единиц измерения информации.

Плюсы использования данного учебника:

· Хорошее доступное изложение материала

· Представлен полный материал по единицам измерения информации, а также тестовый материал

· Рассматривает типовые задачи ЕГЭ

· Тема кодирование рассмотрена полностью и дополнена представлением информации на компьютере

Минусы:

Не рассматривает вероятностный подход к измерению информации

Нет задач на кодирование звуковой информации

Отсутствие большого количества упражнений

 

В учебном пособии под редакцией Семакина И.Г. – это пособие по информатике для 8-9 классов тема измерения количества информации (в учебнике для 8 класса) рассмотрена в разделе «Человек и информация» в параграфе «Измерение информации».

Тема делится на следующие пункты:

· Алфавитный подход к измерению информации

· Алфавит. Мощность алфавита

· Информационный вес символа

· Информационный объем текста и единицы информации

Количество информации определяется с точки зрения алфавитного подхода. «Алфавитный подход позволяет измерять информацию, заключенную в тексте на некотором языке (естественном или формальном)». Вводятся понятия «мощность алфавита» (это полное число символов в алфавите), «информационный вес», «двоичный алфавит», и говорится о том, что информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу информации и называется 1 бит. Вводится формула: 2i = N, где i - информационный вес каждого символа, а N - мощность алфавита, причем объяснен каждый шаг того, каким образом появляется данная формула. Приводится таблица перевода одних единиц измерения информации в другие. В изучении алфавитного подхода отличительной особенностью является рассмотрение формулы Клода Шеннона для оценки средней информативности символов алфавита с учетом разной вероятности их встречаемости.

Также тема кодирование изучается в следующих главах:

Глава 3. Текстовая информация и компьютер

§13 Тексты в компьютерной памяти

Глава 4. Графическая информация и компьютер

§20 Как кодируется изображение

В материале для углубленного изучения курса в дополнение к главе 1

1.1 Неопределенность знания и количество информации

Здесь обсуждается содержательный подход к измерению информации.

При изучении содержательного подхода дается определение единицы измерения информации (сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза, несет 1 бит информации), достаточно подробно, с примерами объясняется, что такое неопределенность знаний события (это количество возможных результатов события), что такое равновероятные события. Пошагово объясняется, как выводится формула для определения количества информации для равновероятных событий.

Рассматривается случай и неравновероятных событий. Приводятся примеры таких событий, объясняется, как подсчитывается количество информации в таких случаях.

Также в дополнении к главе 5 дается тема

5.2. Представление и обработка звука.

Плюсы:

· Дает четкие определения понятий

· Рассматривает вероятностный подход на стандартных и обратных задачах

· Рассматривает кодирование текстовой и графической информации

· Есть задачник

 

 

Минусы:

· Нет упражнений на различные преобразования единиц измерения информации

· Алфавитный подход рассматривает только на текстовой информации

· Нет сложных задач

В учебном пособии под редакцией Н.Д. Угриновича − это пособие по информатике для 8 класса тема представление информации рассматривается в главе «Информация и информационные процессы» в пунктах

1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем

1.2.1. Знаки: форма и значение

1.2.2. Знаковые системы

1.2.3. Кодирование информации

1.3. Количество информации разделяется на следующие подпункты:

1.3.1.Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

1.3.2. Определение количества информации

1.3.3. Алфавитный подход к определению информации

В учебном пособии под редакцией Н.Д. Угриновича для 9 класса рассматривается только тема кодирование в главах:

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

1.1. Кодирование графической информации

1.5. Кодирование и обработка звуковой информации

Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации

2.1. Кодирование текстовой информации

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации

3.1. Кодирование числовой информации

Плюсы:

· Тема привязана к теме «Компьютер»

· Рассматривает оба подхода к измерению информации

 

Минусы:

· Рассматривает только прямые задачи

· Маленький банк заданий, нет задачника

Различные подходы к измерению количества информации в сообщении определяются различием подходов к определению самого понятия «информация». Содержательный подход к измерению информативности сообщения основан на то, что информация – это снятая неопределенность. Неопределенность некоторого события связывают с количеством возможных исходов данного события. Алфавитный подход исходит из того, что любое сообщение можно закодировать конечной последовательностью символов некоторого алфавита. Я считаю, что в школьном курсе информатики, надо рассматривать и водить оба подхода.

Изучение содержательного подхода к измерению информативности сообщения в школьном курсе «Информатика и ИКТ» позволяет грамотно, и с методической точки зрения, верно, ввести единицу измерения информации – бит. Алфавитный подход дает возможность перейти к более крупным единицам измерения информации (байт, килобайт, мегабайт и т.д.), установить взаимосвязь между количеством информации в сообщении и количеством двоичных цифр, циркулирующих в компьютере. Отметим, что алфавитный подход следует изучать после содержательного подхода, показывая согласованность обоих подходов, их возможности и ограничения при нахождении количества информации в сообщении.

Трудности, возникающие при изучении темы:

· Незнание детей математики

· Путают байты\биты, Кбайты\ Кбиты

Методическое пособие по основам информатики и вычислительной техники для учащихся 11 класса

В настоящем пособии приведены краткие ответы на основные вопросы экзаменационных билетов по основам информатики и вычислительной техники за курс средней школы.

При подготовке к экзаменам нельзя ограничиваться только этим пособием, так как малый объем брошюры позволяет рассматривать каждую тему лишь в конспективной форме. Для более глубокого изучения после каждого параграфа в пособии приводится список литературы, к которой можно обратиться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.012 с.)