Четыре подхода к решению вопросов в материальной и духовной жизни.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четыре подхода к решению вопросов в материальной и духовной жизни.



Говорят, что у мудрого человека есть четыре подхода. Как для внутреннего, так и для внешнего плана применимы четыре техники. Они называются: Сама, Дана, Бхеда и Данда.

Чтобы общаться с людьми в миру и быть мудрым, первое, что надо использовать, - это Сама. Сама означает "мирно и с пониманием". Когда это не действует, тогда вы, как к запасному варианту, прибегаете ко второму методу.

Второй метод - Дана. Дана означает "позволить этому случиться, простить, создать пространство". Когда люди не понимают, что вы даете им пространство по причине вашей щедрости, тогда применяется третий метод - Бхеда.

Бхеда означает "провести разграничение, установить различие, намеренно создать разрыв". Если кто-то не ладит с вами, сначала поговорите с ним. Все проблемы возникают просто от недостатка общения. Если вы поговорите с ним как следует, с любовью, отношения выравниваются. Но если и это не действует, тогда с тем же чувством любви к нему вы просто не замечаете его. Если кто-то совершает ошибку, не обращайте внимания на его ошибку. Не замечайте ее. Дайте ему возможность самому осознать эту ошибку. Ваша доброта и понимание должны заставить его увидеть свою ошибку.

Если этого не происходит даже тогда, вы начинаете использовать разграничение. Бхеда создает разграничение. Вот два человека, к одному из них относитесь с особым вниманием, и по вашему поведению другой поймет свою ошибку.

В Дане не делайте никаких различий. Это очень важно помнить. В жизни вы часто имеете дело с Бхедой. Вы делаете различие, но вы пользуетесь этим неосознанно или непреднамеренно. Это происходит от вашей неосознанности. А надо сознательно делать различие. Чувствительный человек поймет это.

Но даже если и после этого он не становится на правильный путь, тогда берите палку - Данду. Это - последнее средство. Если человек нечувствителен, даже когда устанавливается различие, что с ним делать? Вам приходится брать палку. И, наконец, палкой вы заставляете его понимать ошибки.

Эти же самые четыре метода применяйте и в вашей внутренней жизни, в отношении вашего Бытия. Только во внутренней жизни они применяются не в той последовательности, не один за другим. Сама - спокойствие, сохраняйте спокойствие. Если у вас возникают приятные ощущения - ну и что? Наблюдайте за ними. Неприятные ощущения - ну и что, наблюдайте и за ними. Принимайте это спокойно. Медитация, йога - все это имеет отношение к Саме - спокойствию в уме, спокойствию внутри. Но для многих людей трудно наблюдать за спокойствием.

Тогда применяют Дану. Дана означает "отбросить то, что беспокоит вас", то, что не дает вам возможности взойти на королевский трон спокойствия. Что вас беспокоит? Чувство вины из-за неверного поступка или эгоистическое чувство, что вы совершили нечто великое. Оба эти чувства, весь этот ум со всеми его достоинствами и недостатками - отдайте все это, сдайте. Примените Дану.

Вы заметили, что в то мгновение, когда вы смирились, приходит необыкновенная свобода. Дана - это оставить ум, саму причину вашей печали, ваших проблем и несчастия. Гуру Дев обычно говорил: "Людям надо ваше тело и ваша собственность, мне надо только ваш ум. Отдайте миру то, что ему надо, а мне отдайте то, что надо мне. Дайте мне ваш ум". Пойдете к людям и скажите кому-нибудь: "У меня чудесный ум, возьмите его, пожалуйста. Ничего больше не просите у меня, у меня замечательный ум". Ваш ум никого не волнует. Гуру Дев говорил: "Я прошу у вас то, что никому не надо. Это меньше всего ценится на рынке". Самая дешевая вещь, которую можно купить сегодня - это человеческий ум. И даже если вы потратите деньги, чтобы починить его, люди не хотят его брать. Если вы скажете: "Ладно, я отдаю свой ум и в придачу расходы на психиатра. Возьмите его, пожалуйста". Люди ответят: "Нет, оставьте себе свое барахло".

Ваш ум - это ваша проблема. Он беспокоит вас. Он говорит: "Ты совершил хорошие дела", - и вы раздуваетесь от важности. Он говорит: "Ты поступил плохо", - и вы расстраиваетесь. А что вы сделали? Пришла мысль, а вы были недостаточно осознанны, совершили какое-то действие. Другая мысль пришла, вы были осознанны, вы думали: делать вам это или нет. Все происходит в соответствии с вашей природой. Если внутри вы были напряжены, то это напряжение вызвало негативные действия. Если вы были расслаблены и свободны внутри, то это вызвало положительные действия. В этом нет никакой разницы.

Отрицательные действия приносят вам страдания, но эти страдания никогда не остаются навсегда. Они приносят вам страдания, а потом исчезают. Положительные действия доставляют вам удовольствие. Спустя какое-то время это тоже проходит. Проходит любое действие и его результат. Они не остаются навсегда. Любые хорошие дела ограничены во времени, они со временем исчезают. Это вроде того, как купить билет в кино. Вы покупаете билет, идете и сидите в кино. Кино - будь это трагедия или комедия - обязательно закончится. Хороший фильм или плохой - он все равно закончится. Единственная разница в том, что если фильм плохой, вы свободны покинуть зал.

Вы купили билет, вошли в кинотеатр. И вот вы кричите: "Этот фильм плохой!" Я говорю: "Выйдите из зала!" Это - знание. Хотите вы оставаться в зале или нет, в любом случае вы выйдете из него. Фильм только начался. Еще два-три часа вы побудете, а затем выйдете. Вы выйдете и снова купите билет на тот же фильм на следующий день. Это забывчивость. Вы забываете, из какого кинотеатра вы вышли, какой фильм смотрели - и вот вы снова в очереди за билетами на тот же фильм и надеетесь, что фильм будет более интересный. Вот что происходит.

Дана - это сдаться, смириться. Смирение - самое неправильно понимаемое нынче слово в мире. Смириться - не значит обрести рабство. Смирение - не есть нечто, что можно силой навязать человеку. Смирение - это нечто, что случается само собой. Смирение происходит из чувства любви, благодарности и веры. Когда есть страх, отбросьте страх. Страх отбрасывается тогда, когда есть вера, и это есть смирение. Если все же остается сомнение, не делайте ничего, просто наблюдайте. Дышите, медитируйте. Это рассеет ваши сомнения. Другого пути нет, чтобы выйти из сомнений.

В вашем уме возникнет четыре вида сомнений. Первое сомнение относительно вас самих: "Я не думаю, что это для меня. У меня еще есть время. Думаю, что мне следует идти очень медленно. Может быть, еще не время. А, может быть, мне это вообще не подходит. Я для этого не гожусь. Я не смогу это обрести. У меня свои привычки. Я никогда от них не отделаюсь". Возникает неверие в самого себя, неверие в свои способности. А что вы знаете о своих способностях? У вас нет знаний о своих способностях. Поэтому вы сомневаетесь в своих собственных способностях.

И затем идет сомнение по поводу техники. А тот и тот-то одобряет эту технику? Хорошая ли это техника? Идет ли она из какой-нибудь традиции? Правильная ли это техника? Не принесет ли она мне вреда? Вы подвергаете сомнению самою технику.

А затем - недоверие к учителю. Этот учитель говорит: "Наблюдайте за своим дыханием, осознавайте!" А мы думаем: "А он сам осознает? Сам он следит за дыханием? Не похоже. Скорее он наблюдает за нами". Вы сомневаетесь в самом учителе.

И, наконец, - вы сомневаетесь в своем успехе, вы не доверяете собственному опыту. Однажды на курсах присутствовал один джентльмен. Все приводило его в замешательство. Я спросил: "Что вы испытывали?" А он ответил: "Не знаю". Я спросил: "Вы хорошо отдохнули?" А он ответил: "Не знаю". Я спросил: "Вы устали?" А он ответил: "Не знаю". Я сказал: "Может быть только одно. Либо вы устали, либо вы отдохнули". А он в ответ: "Не знаю". Я спросил: "Вы здесь?" Он говорит: "Я не знаю". Самое смешное, что он не знал даже, что он здесь. Я сказал: "Вы - просветленный. Вы переняли это у меня". Бывают сомнения и в том, получили ли вы этот опыт: "Правда это или нет? Это мое воображение или что это такое? Смогу ли я добиться успеха?" Это недоверие к своему опыту.

Эти четыре сомнения могут помешать вашему успеху. И когда эти сомнения придут на ум, сдайте этот ум. Отбросьте его, подумайте: "Ладно, отброшу этот ум". Это огромный груз на ваших плечах!

Относительно суждения можно сказать следующее. Как вы можете судить? Вы судите исходя из вашего собственного сознания, исходя из состояния своей осознанности. Поэтому все то, что вы видите в другом человеке - это вы видите в себе.

Один человек, который был весьма эгоистичным, со всеми ругался, пришел и сказал мне: "Пандитджи, Вы собрали вокруг себя больших эгоистов". Я спросил: "Откуда вы это знаете? Вы видите себя в других людях. Вы эгоистичный человек и вы видите всех эгоистами. Ладно, я понимаю, если здесь есть один эгоистичный человек, ну два или три. Но если вы находите, что все люди в моем окружении эгоистичны, то причина здесь в вашем собственном эго". Все знали, что он очень эгоистичный человек.

Ум видит все своими собственными глазами. Вы можете доверять чему угодно в этом мире, но только не своему сомневающемуся уму. Он и в вас будет сомневаться. Поэтому когда такое происходит, то отбрасывание этого называется сдачей. Отбрасывание суждений.

Дана - означает отдавать. Это второй чрезвычайно важный аспект внутреннего роста. Отдавать включает также и прощать. Без смирения и без любви ваша медитация будут сухой. Вы можете изучить сто одну технику. Вы можете продолжать собирать техники. Некоторые говорят: "Я знаю эту технику. Я ее уже раньше делал". Если вы что-то делаете и чувствуете, что вы уже это делали раньше, то вы это никогда не делали. Когда вы что-то делаете, оно должно казаться новым, свежим. Каждый день вы другие.

Любовь делает вашу практику свежей и новой. Именно любовь дает силу вашей технике, способствует вашему прогрессу, вашему росту. Когда вы кого-то любите, вы не говорите: "То, что я сегодня испытываю, это старая любовь. Я любил так много лет. Любовь состарилась и почерствела". Нет. Есть такое, в чем всегда присутствует свежесть и новизна. Это - любовь. Поэтому, какую бы технику вы ни выполняли, делайте ее с любовью. Даже если вы просто держите палку. Относитесь к палке с любовью. Это ваше дыхание. Любовь чрезвычайно важна. Ваша память может заблокировать и остановить вашу любовь.

Когда ваш ум бродит, пусть бродит. Не пытайтесь его насиловать. Пусть идет, куда идет. Следуйте за ним и верните его обратно. Это - Дана, то есть прощение. Не говорите: "Ах, мой ум полон всякой ерунды. Я до смерти устал от моего ума. Мой ум заставляет меня ревновать, а я этого не хочу. Это очень плохо!" Не надо ненавидеть свой ум. Простите свой ум, скажите: "Мой ум только по своему неведению останавливается на таких глупостях". Таким образом, вы не вступаете в борьбу со своим умом. Главной причиной большинства наших проблем является то, что мы боремся со своим умом.

А теперь идет Бхеда. Бхеда означает "различать", отделять непреходящее, вечное от тленного. Человеческое тело такое полое и такое пустое. Раньше мы никогда не осознавали, что в человеческом теле так много пустоты! Все оно может уместиться в маленьком конверте. Когда вы наблюдаете за своим телом, возникают приятные ощущения, возникают неприятные ощущения. По мере того, как вы наблюдаете, все они исчезают.

Просветление - это не просто испытывать какие-либо ощущения. Что случилось? Многие люди занимаются разными видами Кундалини. Они пробуют то здесь, то там, они повышают энергетику то этой чакры, то той чакры. Чем они занимаются? Они просто играют с ощущениями. Можно делать это при помощи акупунктуры. Акупунктура - это постановка иголок в различных местах. Вы можете визжать и кричать и заставлять энергию подниматься и опускаться. Это приносит определенную пользу в том смысле, что это заряжает вас энергией. Это немного подвигает ваш ум к настоящему моменту. Но это и все. Ничего, кроме этого. Это не дает вам знаний о вашем внутреннем "Я", о вашем Бытие, которое есть пространство, пустота и полнота.

Люди испытывают разные ощущения. Это как игра. Вот уже что-то происходит! Если вы умеете наблюдать, то вы видите, что энергия вытекает из каждой поры вашего тела. Она течет ровно. Она создает равновесие. И вы понимаете, что вы не есть это тело, вы не есть эти ощущения. Вы всегда реагировали на ощущения. Вы - вот такие из года в год, из жизни в жизнь. А теперь, когда мы наблюдаем, это - освобождение. Наблюдайте за всеми чувствами и ощущениями в своем теле. Идите за пределы. И, вот: "Эврика! Я понял!". Что же происходило? Эмоция обычно вызывала какое-то ощущение; ощущение в свою очередь создавало впечатление, другую эмоцию. И эти круговороты страстных желаний и отвержений с ощущениями и эмоциями составляли мою жизнь, как тонкого тела, так и грубого, и переносили меня из жизни в жизнь.

Каждое ощущение обладает своим собственным качеством и природой. Что происходит, когда вам приятно? Это ощущение движется вверх. Всякий раз, когда вам неприятно, то же самое ощущение движется вниз. Приятное ощущение толкает вас вверх, неприятное ощущение толкает вас вниз. Просто наблюдайте за этим. Когда вся энергия идет вниз, приходит неприятное ощущение, и в голове неясность и пустота.

В вашем теле имеются определенные центры, и с ними связаны определенные эмоции. Когда вы чувствуете ревность, радость, высокомерие или привязанность, вы испытываете ощущения в желудке. Это переворачивает ваш желудок. Когда вы чувствуете любовь, страх или ненависть, вы испытываете ощущение в области сердца. Печаль - в горле. В горле возникает давящее ощущение. Благодарность - тоже в горле. Когда человек полон чувства благодарности, у него сдавливает горло. Невозможно говорить. Гнев - в области лба, здесь же и чувство осознанности. Настороженные люди склонны злиться. Каждая эмоция имеет свою особую модель ощущения в теле. Ваше тело - довольно интересный объект для наблюдения. Если вы умеете наблюдать за своим собственным телом, то у вас нет времени думать о других. Нет времени ни думать о чем-либо другом, ни формировать мнения о других людях.

Один человек подошел к святому и спросил: "Что вы думаете об этой ситуации?" Святой ответил: "Где взять время, чтобы думать о чем-либо? У меня нет времени думать". "У меня нет времени думать", - это утверждение трудно понять. Но как можно думать, когда вы в настоящем, когда вы осознаете, когда вы полностью в настоящем моменте? Думанье подобно жевательной резинке. Оно ничего не дает. Вы можете думать только о том, что вы знаете. А если вы это знаете, то какая нужда думать об этом? А думать о том, чего вы не знаете, вы не можете. Как это можно? Это невозможно. Поэтому думанье, в конечном счете, бесполезно!!!

Знание этого различия - это Бхеда. Третье, что вы можете делать, - это различать постоянное и мимолетное. Будда говорил: "Вглядитесь в каждое ощущение: оно непостоянно. Не ассоциируйте себя с ощущениями, которые возникают в вашем теле. Пусть возникают". Приходит печаль. Он говорит: "Это непостоянное. Это нечто такое, что изменяется. Я не стану ассоциировать себя с этим. Вместо этого я буду наблюдать за этим ощущением". Оно становится очень сильным и исчезает.

То же самое и с приятным ощущением. Уцепитесь за него, схватите его, и вы увидите, что все приятные ощущения исчезают, и немножко позже становится больно.

Бхеда означает виденье постоянства и непостоянства. Вот это самое тело - непостоянно, но, пристально вглядываясь в него, вы становитесь светом сознания. Это не тело, - это свет, это сознание. Четана, Чита исходит из каждой поры тела. Внутри свечи есть фитиль. Фитиль - это не свечение, это не свет. Видите, фитиль темный и некрасивый, а свет очень красивый. Так и вы. Фитиль - это тело, а вы - свет. Каждое мгновение, когда вы идете, принимаете пищу или сидите, осознавайте, что ваше тело полое и пустое. Оно всего лишь горсть пепла, будущего пепла. Вы увидите, что когда вы переключаетесь с фитиля на свет, ваш ум становится устойчивым - Бхеда.

Вы говорите, что ваш ум все время бродит. Я так не думаю. Ум не бродит. Это - ваш недостаток понимания. Бхеда Буддхи. Эта Бхеда отсутствует. Вы не знаете, что является непостоянным, а что является постоянным. Вы никогда не уделяли этому внимания. Если жизнь какого-то человека в опасности, а вы спрашиваете его: "Что вы думаете о политике?" За кого вы хотите голосовать?" Он бы ответил: "Мне ровным счетом все равно! Спасите меня!" Ваш ум пойдет в соответствии с Бхедой, в соответствии с вашим разграничением.

Затем идет Данда. Данда означает "поддержка". Данда - это решимость, преданность.

Данда - это ваша духовная дисциплина. Ум подобен виноградной лозе, ему необходима опора. Беседы о духовности, сатсанги, практика и присутствие Гуру - все это поддержка, Данда.


Настоящий смех.

Если бы случилось так, что вы встретили Бога, знаете, что бы вы ему сказали? "О, я встретил тебя внутри себя". Бог затанцует в нашей жизни, когда день начнется смехом и любовью. Истинная молитва - это смех утром. Смейтесь не просто внешне, смейтесь от глубины души. Смех исходит из центра нашего существа, из глубины нашего сердца. Наш живот настолько полон смеха, что смех пронизывает все и выходит из каждой клеточки нашего тела. Настоящий смех - это настоящая молитва.

Все в природе просто ждет, чтобы вы смеялись. Когда вы смеетесь, вся природа смеется с вами. Она отзывается эхом. Смех - это истинное богатство жизни. Когда все идет хорошо, любой человек может смеяться, но когда дела не клеятся, но даже и тогда вы можете смеяться, то это признак вашего развития и роста.

Так что нет в жизни ничего такого, за что стоило бы отдать смех. Не меняйте его ни на что и ни за что. События приходят и уходят. Одни из них приятные, другие - неприятные, но чтобы ни происходило, они оставляют вас нетронутыми. Глубоко внутри вас есть такое место, которое остается нетронутым. Держитесь за то нечто, которое нетронуто. Тогда вы сможете продолжать смеяться.

Смех может быть разным. Иногда вы смеетесь всего лишь затем, чтобы не думать или чтобы не смотреть на себя. Но когда вы видите и чувствуете, что внутри вас в каждое мгновение так полно присутствует жизнь, она каждое мгновение настолько интенсивна и непобедима, тогда ничто не может потревожить вас. Ничто вас не может затронуть. Тогда смех ваш подлинный, настоящий. Возможно, вам приходилось наблюдать детей в возрасте шести месяцев или одного года. Когда они смеются, все их тело подпрыгивает. Смех исходит не только изо рта. Смеется каждая клеточка тела. Это - просветление. Этот смех невинный, чистый, безудержный, в нем нет напряжения.

На днях меня кто-то спросил: "Каково Ваше мнение о Северной Америке?" Я сказал, что у меня нет никакого мнения. Они сказали: "Нет, должно же быть у вас обо всем мнение". Я сказал, что у меня нет мнения. Мнение означает, что у вас есть определенный опыт, и вы держитесь за этот опыт, и в последующем видите все через призму этого опыта. Таким образом, вы не оставляете места для нового опыта, который мог бы отразиться в чистом виде. Мой ум подобен зеркалу. Я вижу все то, что есть, и именно это я отражаю, и оно отражается снова и снова. В тот же миг, когда отражение уходит из зеркала, зеркало остается таким же, как и было. На нем не остается никаких отпечатков.

Мнения - это отпечатки, которые мы накладываем на наш ум. Если какой-то благоприятный или неблагоприятный опыт повторяется у нас четыре или пять раз, то в последующем мы склонны смотреть на жизнь через те же самые очки. Чему нас не научили, так это тому, как сохранять непосредственность восприятия, чтобы на наши умы не накладывались определенные мнения. Нам надо уметь видеть веши такими, какие они есть, либо объективно, либо полностью субъективно.

Когда это существенное качество жизни расцветает в нас изнутри, оно делает возможным настоящий смех. Мы все были в этом состоянии божественности. Божественность - это чувство принадлежности. Мы все принадлежим друг другу.

Обратите внимание, что сейчас происходит в наших умах? "А что потом? А что дальше?" В уме идет ответный разговор. Ум говорит: "Да, да, нет, нет". Мнения приходят и уходят. Осознаем ли мы их? Понаблюдайте, что происходит в вашем уме сейчас, именно в данный момент. Не важно, что я говорю. Вы можете соглашаться, не соглашаться, это может вам нравиться или не нравиться, не важно. Но вы осознаете сам процесс, само явление, которое происходит внутри вас? Да? Это очень хорошо. Это - божественность. Божественность есть внутри каждого из нас.

Смех открывает нас, он открывает сердце. И каждый раз, когда мы не чувствуем той невинности, что мы делаем? Возникает вопрос, так? "Я чувствую себя напряженным, я не чувствую себя таким непосредственным или свободным. Что мне делать?" Вы можете проследить за несколькими уровнями своего существования. Во-первых, за телом. Посмотрите, хорошо ли вы отдохнули, правильно ли вы питались, занимались ли вы физическими упражнениями. Затем обратите внимание на дыхание. Дыхание имеет свой собственный ритм. Каждое умонастроение имеет определенный ритм дыхания. Уделив внимание ритму дыхания, можно улучшить состояние ума и тела.

Затем обратите внимание на понятия и мнения, которые вертятся в мозгу. Хороший, плохой, правильный, неправильный, следует делать, не следует делать - все это может связывать вас. Наблюдайте за мыслями. А затем понаблюдайте за чувствами. Каждая мысль связана с определенным ощущением, с определенным чувством. Наблюдайте за ощущениями и чувствами в теле.

Наблюдайте за ритмом эмоций. Вы заметили, что мы никогда не делаем новых ошибок. Мы совершаем одни и те же старые ошибки. Это - просто повторение. Я никогда не говорю: "Не делайте ошибок". Я обычно говорю: "По крайней мере, делайте хоть какие-нибудь новые ошибки. Привносите хоть какое-то разнообразие". В эмоции модель и ритм одни и те же, а ситуации - разные. Это как одно и то же пальто, но вы вешаете его на разные крючки. У вас одна и та же модель эмоций, но вы навешиваете ее на разные причины, разные вещи, на разных людей, на разные обстоятельства и ситуации. Обратите внимание на этот ритм эмоций. Высшая точка любой эмоции приведет вас к себе.

Вы достигаете вершины любой эмоции, высшей точки любой эмоции, затем она ведет вас к пространству, и вы - пространство. Это подобно тому, как, когда вы в любом направлении взлетаете с поверхности земли, вы попадаете в пространство, идете выше облаков. Таким же образом любая эмоция, будь то предельный гнев, предельный страх или радость, ведет вас туда, где вы находитесь в своем центре.

Сейчас много говорят о позитивном мышлении. Позитивное мышление означает следующее: у вас появляется негативная мысль, а вы пытаетесь думать позитивно. Уже пришла позитивная или негативная мысль. Просто наблюдайте за ней, и она уже ушла. А позитивное мышление означает возвращение того, что же ушло. Мы хватаемся за мысль и держимся за нее. для того чтобы стереть негативную мысль, мы пытаемся навязать, силой внедрить позитивную мысль, но негативные мысли не уходят. Они идут куда-то глубоко внутрь и остаются там. Чем больше вы пытаетесь усилием вызвать позитивную мысль, тем больше где-то внутри растет негативная. Возникает легкий страх. Вы наталкиваетесь на двойственность, на конфликт. Наблюдение за мыслями как за мыслями, за эмоциями как за эмоциями открывает нас нашему истинному "Я", божественности внутри нас.

Вопрос: Вы имеете в виду, что достаточно просто наблюдать из какого-то центра и не пытаться ничего изменить?

Да. Само наблюдение все меняет. Когда вы наблюдаете, все отрицательное уменьшается. А природа положительных эмоций такова, что они растут. Если вы наблюдаете, когда вы злитесь, злость уменьшается. А если вы наблюдаете любовь, любовь растет.

Вопрос: А попытка стереть только укрепляет отрицательное? Я правильно Вас понял? Самый простой путь - это наблюдать и отпускать?

Это лучший и единственный путь. Наблюдайте. Наблюдайте, как мысли приходят и уходят. Негативная мысль приходит по причине стресса. Если вы находитесь в сильном стрессовом состоянии в тот день или на следующий день, у вас будут негативные мысли, и вы будете расстроены. Негативные всевозможные мысли появляются по причине вашего расстройства. Вместо того чтобы тщетно пытаться делать что-либо с мыслями, которые уже пришли, обратите внимание на источник, из которого они исходят. Если источник незамутненный, то приходят только позитивные мысли. А если приходят негативные мысли, вы наблюдайте, ну и что! Они приходят и быстро уходят.

Вопрос: Правда ли, что в Индии многие решения базируются на астрологии? Если это так, то как нам научиться применять больше этих знаний в нашей жизни?

Я думаю, что астрология распространена везде. Везде люди смотрят на дату рождения и месяц солнечного знака. Все планеты

Вопрос: Гуруджи, расскажите нам, какую роль в нашей жизни играет целибат.

Целибат - это то, что случается само собой. Когда ваше внимание, ваше осознание глубоко проникает в Бытие, и Бытие проникает повсюду, и когда эта любовь, эта вибрирующая радость и любовь исходят из каждой поры и клеточки вашего тела, то происходит естественное явление, которое называется "целибат". Блаженство в вас подобно высшей точке сексуального опыта. Когда это пребывает с вами в вашем теле, как электрический ток, все время, вы не ощущаете свое тело как тяжелое физическое тело. Оно легкое, как цветок. Оно, как пространство, как воздух. Когда вы становитесь как пространство, вы ничего не делаете. Вы не чувствуете своего тела, потому что вы слишком погружены в радость. Тогда случается целибат. Это не практика, которую выполняют. Это - спонтанное явление, это когда любовь расцвела в вашей жизни пышным цветом.

Одна и та же энергия, которая находится в самом низком энергетическом центре вашего тела, проявляется и как сексуальная энергия, и как творческая энергия. Когда вы заняты творческой работой, если вы готовитесь к экзамену или заняты большим бизнесом, то в те дни у вас не возникает мыслей сексуального плана. Вы трудитесь, потом спите, и снова работаете, потому что эта деятельность поглощает все ваше внимание. Когда вы занимаетесь творческой деятельностью, сексуальная энергия трансформируется. Люди, которые поглощены сексом, менее деятельны. Одна и та же энергия проявляется либо как порождающая, либо как созидающая.

Когда энергия движется выше, во второй центр вашего тела, оживляется интерес к красоте и искусствам. Та же самая энергия превращается в высокомерие и ревность. Одна и та же энергия имеет эти два аспекта: либо красота, искусство и их понимание, либо ревность и высокомерие. Это не две разные энергии.

Вы наблюдали нашу тенденцию в отношении красоты? Мы видим красоту и нам хочется завладеть ею. Вот вы видите красивую хрустальную люстру и говорите: "Ах, я хочу эту люстру". Вы приносите ее домой. Доставляет ли вам радость смотреть на нее каждый день? Нет. Снова, когда вы идете в магазин, вы видите другие виды люстр, которые привлекают ваше внимание. У большинства из вас дома есть красивые картины. Разве вы смотрите на них каждый день, наслаждаетесь ими? Вы делаете это редко. Вы можете сказать, что они доставляют вам наслаждение, когда вы показываете их гостям. Они действительно, приносят вам наслаждение? Нет.

Когда вы видите красоту, у вас появляется стремление завладеть ею. Завладев ею, вы делаете ее уродливой. Красивый юноша или красивая девушка - вам хочется завладеть ими, вам хочется так сильно любить их, что вы не даете им дышать. Ведь так бывает! Люди задыхаются от любви, любовь сближает их и причиняет им боль! Невозможно обидеться на человека, к которому не испытываешь никаких чувств. Если вы кого-то любите, а он не улыбается вам или у него нет для вас времени, то это глубоко вас ранит. Тот, кого вы не любите, не может вызвать у вас чувства обиды. Обида - это часть любви. А вы не хотите принять это. Вы хотите, чтобы люди любили и говорили вам только приятные вещи и улыбались. Все эти модуляции ума возникают и изменяются по мере того, как за ними наблюдаешь. Я понимаю целибат как дар. Он происходит сам по себе.

Слово "целибат" означает "сочетанный браком с Богом". Это значит, что Бог настолько сильно овладел вами, настолько глубоко проник в каждую клеточку, что не осталось места ни для чего больше. "Целибат" означает "быть в браке с духом". Познав в процессе ряда жизней, что такое секс, вы говорите: "Хорошо, давайте-ка я подвинусь на шаг дальше и погружусь в То, в Божественное, в ту любовь, которая есть".

Вопрос: Вы упомянули, что целибат - это то, что происходит само собой. Если целибат не происходит, то каким образом может сексуальность или сексуальный союз вызвать состояние Бытия, которое Вы описываете? Как эта практика усиливает это?

Никакая практика не может привнести в вас любовь или красоту. Что лежит в основе секса? Что вы получаете от секса? Радость, трепет, любовь, комфорт. Вы знаете, что происходит во время половой связи? Энергия, которая дремлет в вас, пробуждается. На несколько мгновений эта энергия ощущается во всем теле. Каждая клеточка вашего тела полностью находится в настоящем моменте. Это радостно. Если бы радость была просто в теле, в органах, то она оставалась бы там всегда. Но она не остается все время. Ваше влечение затухает сразу же, как только энергия исчезает, выходит из вашего организма, из вашего тела. Так что обращайте внимание на эту энергию, это именно то, что является истинной радостью. Фокусируйте внимание лучше на этом, а не на внешних объектах.

Когда вы видите красоту, вам хочется завладеть ею. Поэтому когда вы видите красоту, то пленитесь ею, любите ее и вы увидите, что она никогда не умрет. Она становится благодарностью. Вы смотрите на цветок, вы чувствуете его сердцем и вы пленяетесь цветком вместо того, чтобы желать завладеть им. Такой подход - непременный атрибут брака.

Что такое брак? Это когда муж видит красоту в жене и сдается ей в плен. Он говорит: "Я настолько тебе верю, что я отдаю себя тебе". Он не стремится завладеть женой, а говорит: "Я беспомощен перед тобой, я - ничто. Делай с моей жизнью все, что хочешь. Я в твоем распоряжении". А жена поступает таким же образом по отношению к мужу. Она говорит: "Я смотрю на тебя как на воплощение красоты, и я предлагаю себя тебе, я сдаюсь тебе в плен". Взаимное пленение сливается в одно сияние любви, в полное понимание.

В повседневной жизни будет возникать непонимание, будет и злость и напряжение. Все это - часть жизни. Кто-то может немного обидеться, кто-то может немного разозлиться. Не заставляйте друг друга чувствовать вину. Если вы заставляете кого-либо чувствовать себя виновным из-за каких-то мелочей, то вы делаете из него своего врага. Никогда не заставляйте людей чувствовать себя виноватыми, но, однако, дайте им понять, где образовалась трещина. Это - своего рода искусство.

Секс дает нам возможность мельком увидеть, какой может быть наивысшая способность нашей жизненной энергии; как вы могли бы жить каждое мгновение в трепетной любви.

Вопрос: Расскажите нам, пожалуйста, как все больше осознавать в повседневной жизни то Бытие, о котором Вы говорите.

Я уже сказал: посредством техник дыхания и медитации. А также посредством освобождения организма от стресса, посредством наблюдения за природой, за своей жизнью, за моделями поведения вашего тела, ума, эмоций и дыхания. Одна из техник, которую я, как правило, рекомендую и которой обучаю на начальном курсе, называется "Сударшан Крийа", где вы погружаетесь в дыхание, во все эти модели и обнаруживаете, что вы - чистая радость. Вы говорите: "О, вот это я и есть!" Как только вы мельком взглянете, вы увидите, как все меняется, и тогда вы сможете пребывать в том состоянии.

Вопрос: Изложите нам свою концепцию Бога.

Бог - вне всяких концепций. Это - опыт. Знайте, что все то, что не может уложиться во все ваши концепции, и есть Бог. В тот момент, когда вы составляете какое-то представление, ваш интеллект говорит: "Да, я знаю". Бог - это вечное "Я не знаю". И вы можете быть Богом. Вы можете жить в Боге. Вы не можете знать Бога. Вы можете ощущать Бога. Знаете вы это или нет, ощущаете вы это или нет, но вы - есть То. Каждая религия говорит, что есть Бог, в каждой религии Бог понимается как вездесущий, как присутствующий везде. Если он присутствует везде, то он присутствует и в вас. Он присутствует во все времена. Если он присутствует во все времена, то присутствует ли Он здесь, теперь, в это мгновение? Да? Вот оно. Когда вы здесь, теперь, в это мгновение, тогда вы соприкасаетесь со своим сокровенным "Я", вы - в Боге.

Ваш ум никогда не находится в настоящем мгновении. Он колеблется между прошлым и будущим. Вы беспокоитесь о будущем или злитесь по поводу прошлого, которое ушло, закончилось. Все ваши беспокойства направлены в будущее, которое еще не здесь. Настоящий момент такой глубокий, он вовсе не мелкий. Приведение ума в настоящий момент, называется медитацией, самадхи. Здесь вы пребываете в Боге.

Вопрос: Когда я был в Индии, то был поражен тем, о чем Вы сейчас говорите, и кажется, что большое количество божеств у индийцев является чем-то вроде мостика, ведущего к Богу. У вас есть возможность идти по жизни с Богом все время. Вот идешь по улице и устанавливаешь связь. Меня охватило то же самое глубокое чувство, когда я сидел и слушал Вас. Как-то представление индийцами Бога намного превосходит то, к которому привело нас христианство, потому что нас оставили с жестокостью. Нас оставили со злым Богом, который карает. И мы не видели, что есть еще нечто гораздо большее, чего нельзя выразить словом, а можно лишь испытать на опыте, и оно находится за пределами этого. Я не знаю, какие изменения осуществляются в нашей культуре сейчас. Когда в Индии идешь по улице и обращаешься к кому-нибудь, просто произнося "Намаете", вдруг, когда глаза встречаются, возникает связь, которая идет из глубокого, глубокого общего источника знаний. Это вызывает у меня желание вновь вернуться в то место. Это вызывает у меня желание жить там дольше, чтобы я мог создать больше такого здесь, чтобы как-то та энергия продолжала двигаться.

В соответствии с потребностями конкретного времени и дня в мире проявляются различные аспекты одной и той же божественности. Когда

Индия была в зените своей славы, Бог воспринимался как Сатьям Шивам Сундарам, то есть: истина, красота и нечто благоприятное, как все то, что способствует поддержанию жизни. Люди красивы везде, я это вижу. Люди одинаковы, просто по причине различных стрессов, напряжения и обстоятельств на них образуется что-то вроде налета, но это не есть их природа. Под этим налетом люди одинаковы. Здесь люди тоже глубокие и любящие, это не только в Индии.

Вопрос: Вчера в Беверли Хиллз один из присутствующих рассказывал Вам о том, что происходит в его жизни, и казалось, что этот человек был в большом замешательстве, и вы стали говорить о том, что такое смятение. Не могли бы Вы вернуться к этой теме?

Замешательство бывают тогда, когда думаешь, что радость была бы больше, если бы поступил не так, как сделал, а как-то по-другому. Какой бы вы путь ни выбрали, вы думаете, что другой путь принес бы вам больше радости. Когда такое происходит, то берите подушку и идите спать. Ниоткуда не придет к вам большая радость. Вы сами - источник радости.

 

 


ШРИ ШРИ РАВИ ШАНКАР

"Восемнадцать законов духовного развития"





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.024 с.)