Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нагрузочные тесты в обследовании инвалидов перенесших ампутацию конечностей

Поиск

Функциональные методы исследования и нагрузочные тесты в обследовании инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом.

План:

Функциональный контроль после ампутации конечностей

Функциональный контроль при поражении спинного мозга

Функциональный контроль при детских церебральных параличах

Нагрузочные тесты в обследовании инвалидов перенесших ампутацию конечностей

Число функциональных исследований, используемых в настоящее время в клинической и спортивной медицине, чрезвычайно велико и включает весь методический арсенал, которым располагает современная медицина.

Методы, применяемые для обследования большинства инвалидов, являются общеизвестными и используются без каких-либо существенных изменений или специальных модификаций.

 

Функциональный контроль при детских церебральных параличах

В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе и в России, наблюдается рост заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП), являющимся одним из наиболее частых инвалидизирующих заболеваний ортопедо-неврологического профиля.

Необходимо отметить, что всложившейся практике врачебного контроля основное внимание уделяется

1. оценке двигательных функций,

2. деформациям опорно-двигательной системы,

3. неврологическим изменениям

4. и взначительно меньшей степени — оценке других функциональных систем организма.

При оценке ортопедо-неврологического статуса выделяются следующие основные направления: оценка динамики клинической симптоматики, динамики функциональных показателей пораженных систем, динамики интегративных показателей.

К.А. Семенова (1999) рекомендует выделение следующих уровней двигательного и речевого развития.

Нулевой уровень. Пациент не всостоянии самостоятельно удерживать позу сидя, стоя, поворачиваться вположении лежа, ползать, плохо удерживает голову. Активные движения верхних конечностей сохранены в минимальном объеме. Сохраняется влияние тонических рефлексов (всех или большинства). Отмечается выраженная дизартрия (нарушение речи, неясность, замедленность, прерывистость речи или анартрия (утрата членораздельной речи). Интеллект резко снижен.

I уровень. Больной передвигается с посторонней помощью (подуровень I а) или с опорой на ходунки (подуровень I б) Самообслуживание минимальное. Способен удерживать голову, сидеть с сохранением дефектной позы с дополнительной опорой. В положении стоя позу не удерживает. Сохраняется влияние всех или части тонических рефлексов. Дизартрия различной тяжести. Интеллект снижен.

IIуровень. Больной передвигается с опорой на костыли или трости (подуровень IIа) или без опоры на короткие расстояния (подуровень IIб). Характерно наличие гиперкинезов, атаксии. Имеется незначительное ограничение самообслуживания за счет патологических установок в суставах верхних конечностей. Способен сидеть с сохранением дефектной позы. Может стоять с дополнительной поддержкой. Сохраняется умеренная дизартрия. Частично сохранено влияние тонических рефлексов. Интеллект может быть нормальным или слегка сниженным.

III уровень. Характеризуется дефектной ходьбой на короткие расстояния без дополнительной опоры (подуровень III а) или на значительные расстояния (подуровень IIIб). Локомоторная функция рук без значительных нарушений. Самообслуживание не нарушено, однако затруднена мелкая моторика кисти. Сохраняются патологические синергии, легкая дизартрия. Интеллект нормальный или слегка сниженный.

Основываясь на приведенной классификации двигательного и интеллектуального развития, можно оценить изменения состояния больного под влиянием курса реабилитационных мероприятий по четырехбалльной системе.

0 баллов — без изменений.

1 балл — положительная динамика отдельных двигательных навыков и отдельных двигательных актов. Функциональные возможности остаются без изменений и существенного влияния на двигательный стереотип.

2 балла — положительная динамика двигательных возможностей в пределах первоначального уровня. Существенное улучшение функции ходьбы или снижение патологической симптоматики (нормализация мышечного тонуса, снижение интенсивности гиперкинезов, атаксии, улучшение осанки и т.д.).

3 балла — положительная динамика, позволяющая отнести больного к более высокому уровню по сравнению с первоначальным.

Выбор критериев эффективности лечения и методов врачебного контроля должен быть обязательно дифференцирован в соответствии с возможностями больного, степенью имеющихся у него нарушений, т.е. с уровнем двигательного, речевого и психического развития.

Например, детям с нулевым или I уровнем могут быть предложены следующие критерии:

1) поднимание, повороты, удержание головы в положениях на спине, животе, на боку;

2) повороты со спины на живот, вставание на четвереньки;

3) ползание;

4) сидение «по-турецки» или верхом на скамейке.

Исследование активных движений конечностей, туловища, головы, анализ и оценка двигательных нарушений в процессе лечения и на этапах реабилитации позволяют оценить динамику реабилитационных мероприятий и осуществлять врачебный контроль. При исследовании движений очень важно учитывать условия работы мышц или мышечных групп и выполняемые ими в данных условиях действия, а также правильно понимать реципрокные взаимоотношения мышц-антагонистов при анализе поз и движений.

Существует большое количество тестов для определения функционального состояния различных мышц и мышечных групп. Для оценки функционального состояния мышц туловища и шеи могут быть рекомендованы следующие тесты.

Для оценки мышц спины:

1. Положение больного лежа на животе, руки вытянуты вперед. Обследующий одной рукой фиксирует руки пациента, другой — таз. Пациент должен поднять голову и удерживать ее в этом положении до 5—10 с.

2. Лежа на животе или сидя. Обследующий производит двумя пальцами надавливающее движение вдоль позвоночника с обеих сторон, пытаясь вызвать его выпрямление. При этом оцениваются двигательная реакция больного и длительность сохранения выпрямленного положения.

3. Силовая выносливость мышц спины определяется в исходном положении лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах ладонями вниз, первые пальцы на уровне плечевых суставов. Осуществляется поднимание головы и плеч с отрывом рук от опоры и удержание этого положения в течение 5—10 с.

4. Сохранение равновесия в позе сидя «по-турецки», при легких толчках туловища в разных направлениях.

5. Сохранение осанки и равновесия в положении сидя с выпрямленной спиной, удерживая на голове мешочек с песком (вес 50 г). При этом отмечается длительность выполнения, которая составляет не менее 1 мин.

Для оценки мышц брюшного пресса:

1. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы на опоре. Обследующий фиксирует согнутые ноги ребенка, который без помощи рук садится, приближая голову и туловище к коленям. Фиксируется количество повторений движений.

2. Лежа на спине, ноги согнуты в том же положении, туловище изогнуто вправо или влево. Обследуемый садится. Движения следует повторить 3—5 раз.

Наибольшей подвижностью обладают верхние конечности, играющие огромную роль при выполнении различных двигательных актов, в частности при ходьбе, беге, плавании и т.д. При оценке активных движений обращается внимание на степень трудности выполнения определенных действий, оценивается функция мышц и их утомляемость.

НАГРУЗОЧНЫЕ ТЕСТЫ И КРИТЕРИИ

Функциональные методы исследования и нагрузочные тесты в обследовании инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом.

План:

Функциональный контроль после ампутации конечностей

Функциональный контроль при поражении спинного мозга

Функциональный контроль при детских церебральных параличах

Нагрузочные тесты в обследовании инвалидов перенесших ампутацию конечностей

Число функциональных исследований, используемых в настоящее время в клинической и спортивной медицине, чрезвычайно велико и включает весь методический арсенал, которым располагает современная медицина.

Методы, применяемые для обследования большинства инвалидов, являются общеизвестными и используются без каких-либо существенных изменений или специальных модификаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.69.53 (0.01 с.)