Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология государств: формационный и цивилизационный подходыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Типология — это теория о типах тех или иных явлений. Когда мы говорим о типологии государств, то имеем в виду «разделение» всех государств, которые существовали в прошлом или имеются сегодня, на группы, классы — типы. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип. Тип государства — совокупность государств, которые имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития: базирование на одинаковых экономических (производственных) отношениях, равном сочетании общесоциального и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, близком уровне культурно-духовного развития. Имеются два подхода к типологии государств: Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) основан на учении о смене общественно-экономических формаций (их базис — тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государства. Формация — это исторический тип общества, имеющий определенный способ производства, господствующую форму собственности, классовую структуру. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Достоинства формационного подхода: I) акцентирование внимания на существенной роли экономических отношений в формировании государств и изменении их типов; 2) подчеркивание классово! I сущности государства (интересы какого класса выражает); 3) рассмотрение развития государств в поэтапности и естественности исторического характера. Недостатки формационного подхода: I) переоценка классово-экономического фактора, который не всегда играет определяющую роль в процессе образования государства; 2) игнорирование огромного пласта культурно-ценностных идей и представлений, которые не могут быть охарактеризованы как классовые; 3) рассмотрение социалистического государства как антикапиталистического и отрицание преемственности с ним; 4) неоправданное восхваление социалистического государства как высшего и последнего исторического типа; 5) порождение мифа об обществе коммунистического самоуправления. Цивилизационный подход (Г. Еллинек, Г. Кельзен, Н. Коркунов, Г. Гелбрейт, А. Тойнби, С. Хартингтон) использует понятие «цивилизация» (лат. civilis) — тип культуры в качестве основы типовой классификации государств. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких, "как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей (то есть возможностью характеризовать себя как гражданина государства, представителя определенной религии, человека западного мира и т. д.). Английский историк А. Тойнби понимает под «цивилизацией» относительно замкнутое и локальное положение общества, которое отличается общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков. Каждая цивилизация дает стойкую общность всем государствам, живущим в ее границах. Таких цивилизаций А. Тойнби насчитывает 21: дальневосточная, эллинская, сирийская, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, индуистская и др.; затем число их сократил до тринадцати. Наконец, он предложил такую картину цивилизаций: 1) расцветшие цивилизации (независимые цивилизации, цивилизации — спутники); 2) неразвившиеся цивилизации; 3) застывшие цивилизации (эскимосская, кочевая, оттоманская, спартанская). Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизни общества, этнические и религиозные основы, степень гармонии человека и природы, уровень свободы личности — экономической, политической, социальной и духовной, стремящаяся пребывать в равновесно-динамическом состоянии, способная к саморегуляции и самосовершенствованию. Достоинства цивилизационного подхода: 1) раскрывает сущность любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и цели ее собственной деятельности; 2) рассматривает государство как важнейший фактор духовно-культурного развития общества, направленного на ограничение и исключение даже легализованного насилия по отношению к личности; 3) утверждает зависимость типов государств от разнообразия национальных культур, мировоззрения общества, его морали, ценностной ориентации. Недостатки цивилизационного подхода: 1) недооценивает экономический фактор, отводит ему второразрядное место в развитии цивилизаций; 2) игнорирует влияние социальной дифференциации общества, классовых противоречий на цивилизационные процессы; 3) возводит в абсолют культурный элемент, квалифицирует его как «душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации» (А. Тойнби).
Тема 4. Функции государства
Функции государства — главные направления деятельности государства на конкретном историческом этапе функционирования, обусловленные целями и задачами и конкретизирующие его сущность. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия. Можно классифицировать функции современного государства по различным критериям: субъектам, объектам, способам, средствам и другим элементам государственной деятельности. Функции государства по территориальному признаку «в пространстве»: внутренние — обеспечивают его внутреннюю политику; внешние — обеспечивают внешнюю политику. Внутренние функции государства по сферам общественной жизни (объектам деятельности): 1) политическая — выработка внутренней политики государства, регулирование сферы политических отношений, обеспечение народовластия; 2) экономическая — регулирование сферы экономических отношений, создание условий для развития производства; организация производства на основе признания и защиты различных форм собственности, предпринимательской деятельности; прогнозирование развития экономики. При этом вмешательство государства в экономику имеет определенные пределы; 3) фискальная (налогообложения и финансового контроля) — организация и обеспечение системы налогообложения и контроля над легальностью доходов граждан и их объединений, а также за расходованием налогов; 4) социальная — гарантирование социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень; снятие и смягчение социальных противоречий путем гуманной и справедливой социальной политики; 5) экологическая — обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории государства; охрана и рациональное использование природных ресурсов; сохранение генофонда народа; 6) культурная (духовная, идеологическая) — консолидация нации, развитие национального самосознания; содействие развитию самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств; организация образования; поддержка развития науки и культуры; охрана культурного наследия; 7) информационная — организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации; доступ к широкому диапазону развитого программного обеспечения (компьютерная сеть с файловыми серверами и сетевыми принтерами); 8) правоохранительная — обеспечение охраны, предотвращение правонарушений, конституционного строя, прав и свобод граждан, законности и правопорядка, установленных и регулируемых правом всех общественных отношений; 9) правозащитная — обеспечение защиты основных прав и свобод человека и гражданина, восстановление прав в случае нарушения, наказание правонарушителей. Внутренние функции государства по правовым средствам также можно разделить на три основные группы: регулятивные, охранительные, защитные. Внешние функции государства по сферам общественной жизни (объектам деятельности): 1) политическая (дипломатическая) — установление и поддержание дипломатических отношений с иными государствами в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права; 2) экономическая — установление и поддержание торгово-экономических отношений с иными государствами; развитие делового партнерства и сотрудничества в экономической сфере со всеми государствами, независимо от их социального строя и уровня развития; интеграция в мировую экономику; 3) экологическая — поддержание экологического выживания на планете; 4) культурная (гуманитарная) — поддержание и развитие культурных и научных связей с иными государствами; обеспечение сохранения исторических памятников и других объектов, имеющих культурную ценность; принятие мер к возвращению культурных ценностей своего народа, находящихся за рубежом; 5) информационная — участие в развитии мирового информационного пространства, установление режима использования информационных ресурсов на основе равноправного сотрудничества с другими государствами; 6) оборона государства — защита государственного суверенитета от внешних посягательств как экономическими, дипломатическими, так и военными способами; 7) сотрудничество с международными организациями — поддержание интеграционных процессов в мире, участие в мировых и регионально-континентальных международных организациях, межгосударственных союзах; 8) поддержание мирового правопорядка — а) подготовка и участие миротворческого контингента и миротворческого персонала страны в международных миротворческих операциях (пребывание российских миротворческих сил в Югославии и других государствах); б) борьба с международными преступлениями (Интерпол, Европол). Во внешних функциях государства можно выделить два основных направления: внешнеполитическая деятельность (здесь особое значение имеет функция обороны страны) и внешнеэкономическая деятельность. Каждая функция государства характеризуется известной самостоятельностью, однородностью, повторяемостью. Правоприменительная — деятельность компетентных органов и должностных лиц, которая выражается в совершении юридически значимых действий по рассмотрению и решению индивидуальных юридических дел, завершающаяся изданием правоприменительного акта. Субъекты правоприменительной деятельности — государственные органы и должностные лица. Правоохранительная — деятельность, которая выражается в совершении юридически значимых действий, направленных на охрану7 от нарушений общественных отношений, урегулированных правом, предотвращение правонарушений (правоохранительный аспект), защиту индивида от совершенных правонарушений и привлечении виновных к ответственности (защитный аспект). С определением курса на построение социального правового государства расширяется содержание и значение политической, правоохранительной, правозащитной и других функций. Особое значение приобретает социальная функция — создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.50 (0.006 с.) |