Типология государств: формационный и цивилизационный подходы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология государств: формационный и цивилизационный подходы



 

Типология — это теория о типах тех или иных явлений. Когда мы говорим о типологии государств, то имеем в виду «разделение» всех государств, которые существовали в прошлом или имеются сегодня, на группы, классы — типы. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип.

Тип государства — совокупность государств, которые имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития: базирование на одинаковых экономических (производственных) отношениях, равном сочетании общесоциального и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, близком уровне культурно-духовного развития.

Имеются два подхода к типологии государств:

Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) основан на учении о смене общественно-экономических формаций (их базис — тип производственных отно­шений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государства. Формация — это исторический тип общества, имеющий определенный способ производства, господствующую форму собственности, классовую структуру. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Достоинства формационного подхода: I) акцентирование внимания на существенной роли экономических отношений в формировании государств и изменении их типов; 2) подчеркивание классово! I сущности государства (интересы какого класса выражает); 3) рассмотрение развития государств в поэтапности и естественности исторического характера.

Недостатки формационного подхода: I) переоценка классово-экономического фактора, который не всегда играет определяющую роль в процессе образования государства; 2) игнорирование огромного пласта культурно-ценностных идей и представлений, которые не могут быть охарактеризованы как классовые; 3) рассмотрение социалистического государства как антикапиталистического и отрицание преемственности с ним; 4) неоправданное восхваление социалистического государства как высшего и последнего исторического типа; 5) порождение мифа об обществе коммунистического самоуправления.

Цивилизационный подход (Г. Еллинек, Г. Кельзен, Н. Коркунов, Г. Гелбрейт, А. Тойнби, С. Хартингтон) использует понятие «цивилизация» (лат. civilis) — тип культуры в качестве основы типовой классификации государств. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких, "как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей (то есть возможностью характеризовать себя как гражданина государства, представителя определенной религии, человека западного мира и т. д.).

Английский историк А. Тойнби понимает под «цивилизацией» от­носительно замкнутое и локальное положение общества, которое отличается общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков. Каждая цивилизация дает стойкую общность всем государствам, живущим в ее границах. Таких цивилизаций А. Тойнби насчитывает 21: дальневосточная, эллинская, сирийская, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, индуистская и др.; затем число их сократил до тринадцати. Наконец, он предложил такую картину цивилизаций: 1) расцветшие цивилизации (независимые цивилизации, цивилизации — спутники); 2) неразвившиеся цивилизации; 3) застывшие цивилизации (эскимосская, кочевая, оттоманская, спартанская).

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономи­ческие условия жизни общества, этнические и религиозные основы, степень гармонии человека и природы, уровень свободы личности — экономической, политической, со­циальной и духовной, стремящаяся пребывать в равновесно-динамическом состоянии, способная к саморегуляции и самосовершенствованию.

Достоинства цивилизационного подхода: 1) раскрывает сущность любой исторической эпохи через человека, через совокупность гос­подствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и цели ее собственной деятельности; 2) рассматривает государство как важнейший фактор духовно-культурного развития общества, направленного на ограничение и исключение даже легализованного насилия по отношению к личности; 3) утверждает зависимость типов государств от разнообразия национальных культур, мировоззрения общества, его морали, ценностной ориентации.

Недостатки цивилизационного подхода: 1) недооценивает экономи­ческий фактор, отводит ему второразрядное место в развитии цивилизаций; 2) игнорирует влияние социальной дифференциации общества, классовых противоречий на цивилизационные процессы; 3) возводит в абсолют культурный элемент, квалифицирует его как «душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации» (А. Тойнби).

 

Тема 4. Функции государства

 

Функции государства — главные направления деятельности государства на конкретном историческом этапе функционирования, обусловленные целями и задачами и конкретизирующие его сущность.

Функции государства отражают динамическую сторону государ­ственного бытия.

Можно классифицировать функции современного государства по различным критериям: субъектам, объектам, способам, средствам и другим элементам государственной деятельности.

Функции государства по территориальному признаку «в пространстве»: внутренние — обеспечивают его внутреннюю политику; внешние — обеспечивают внешнюю политику.

Внутренние функции государства по сферам общественной жизни (объектам деятельности):

1) политическая — выработка внутренней политики государства, регулирование сферы политических отношений, обеспечение народовластия;

2) экономическая — регулирование сферы экономических отно­шений, создание условий для развития производства; организация производства на основе признания и защиты различных форм собственности, предпринимательской деятельности; прогнозирование развития экономики. При этом вмешательство государства в экономику имеет определенные пределы;

3) фискальная (налогообложения и финансового контроля) —

организация и обеспечение системы налогообложения и контроля над легальностью доходов граждан и их объединений, а также за расходованием налогов;

4) социальная — гарантирование социальной безопасности граж­дан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень; снятие и смягчение социальных противоречий путем гуманной и справедливой социальной политики;

5) экологическая — обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории государства; охрана и рациональное использование природных ресурсов; сохранение генофонда народа;

6) культурная (духовная, идеологическая) — консолидация нации, развитие национального самосознания; содействие развитию са­мобытности всех коренных народов и национальных меньшинств; организация образования; поддержка развития науки и культуры; охрана культурного наследия;

7) информационная — организация и обеспечение системы полу­чения, использования, распространения и хранения информации; дос­туп к широкому диапазону развитого программного обеспечения (компьютерная сеть с файловыми серверами и сетевыми принтерами);

8) правоохранительная — обеспечение охраны, предотвращение правонарушений, конституционного строя, прав и свобод граждан, законности и правопорядка, установленных и регулируемых правом всех общественных отношений;

9) правозащитная — обеспечение защиты основных прав и свобод человека и гражданина, восстановление прав в случае нарушения, наказание правонарушителей.

Внутренние функции государства по правовым средствам также можно разделить на три основные группы: регулятивные, охранительные, защитные.

Внешние функции государства по сферам общественной жизни (объектам деятельности):

1) политическая (дипломатическая) — установление и поддержание дипломатических отношений с иными государствами в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права;

2) экономическая — установление и поддержание торгово-экономических отношений с иными государствами; развитие делового партнерства и сотрудничества в экономической сфере со всеми государствами, независимо от их социального строя и уровня развития; интеграция в мировую экономику;

3) экологическая — поддержание экологического выживания на планете;

4) культурная (гуманитарная) — поддержание и развитие куль­турных и научных связей с иными государствами; обеспечение сохранения исторических памятников и других объектов, имеющих культурную ценность; принятие мер к возвращению культурных ценностей своего народа, находящихся за рубежом;

5) информационная — участие в развитии мирового информаци­онного пространства, установление режима использования информационных ресурсов на основе равноправного сотрудничества с другими государствами;

6) оборона государства — защита государственного суверенитета от внешних посягательств как экономическими, дипломатическими, так и военными способами;

7) сотрудничество с международными организациями — под­держание интеграционных процессов в мире, участие в мировых и регионально-континентальных международных организациях, межгосударственных союзах;

8) поддержание мирового правопорядка — а) подготовка и участие миротворческого контингента и миротворческого персонала страны в международных миротворческих операциях (пребывание российских миротворческих сил в Югославии и других государствах); б) борьба с международными преступлениями (Интерпол, Европол).

Во внешних функциях государства можно выделить два основных направления: внешнеполитическая деятельность (здесь особое значение имеет функция обороны страны) и внешнеэкономическая деятельность.

Каждая функция государства характеризуется известной самостоятельностью, однородностью, повторяемостью.

Правоприменительная — деятельность компетентных органов и должностных лиц, которая выражается в совершении юридически значимых действий по рассмотрению и решению индивидуальных юридических дел, завершающаяся изданием правоприменительного акта. Субъекты правоприменительной деятельности — государственные органы и должностные лица.

Правоохранительная — деятельность, которая выражается в со­вершении юридически значимых действий, направленных на охрану7 от нарушений общественных отношений, урегулированных правом, пре­дотвращение правонарушений (правоохранительный аспект), защиту индивида от совершенных правонарушений и привлечении виновных к ответственности (защитный аспект).

С определением курса на построение социального правового госу­дарства расширяется содержание и значение политической, правоохранительной, правозащитной и других функций. Особое значение приобретает социальная функция — создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.5.1 (0.015 с.)