О квалификационной характеристике выпускника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О квалификационной характеристике выпускника



ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Методические рекомендации

для подготовки к итоговой государственной аттестации

 

(специальность 030501 65 Юриспруденция)

 

 

Орел

ОрЮИ МВД России


УДК 34

ББК 67

Т 33

 

 

Т 33 Теория государства и права: Методические рекомендации для подготовки к итоговой государственной аттестации (специальность 030501 65 Юриспруденция) / А.А. Бондарев, Ю.В. Костин, И.И. Нефедова. - Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2010. – с.

 

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового экзамена государственной аттестации по теории государства и права представляет собой комплексное учебно-методическое пособие, подготовленное авторским коллективом кафедры в целях оказания помощи выпускникам Орловского юридического института МВД РФ в организации повторения учебного материала по теории государства и права. Для слушателей и студентов всех форм обучения

 

 

УДК 34

ББК 67

© ОрЮИ МВД России, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….. 4 - 5

1. Государственный стандарт высшего профессионального

образования о квалификационной характеристике выпускника……….. 6

2. Методические рекомендации по самостоятельной работе

слушателей (студентов) по подготовке к итоговому экзамену

государственной аттестации.. …………………………………………….7

3. Примерный перечень вопросов к итоговому экзамену

государственной аттестации по теории государства и права……………8 - 9

4. Краткое содержание основополагающих тем учебного курса

и методические рекомендации по изучению его отдельных тем……… 10 - 87

 

 

 

Введение

 

Итоговая государственная аттестация выпускников, завершающих обучение по программе высшего профессионального образования, проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании», «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших образовательных заведений РФ» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Целью итоговой государственной аттестации выпускников Орловского юридического института МВД России является установление уровня и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 030501 65 Юриспруденция в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и дополнительным требованиям образовательного учреждения.

Теория государства и права имеет важное методологическое значение для всех отраслей современного юридического знания. Она является фундаментальной, методологической научной и учебной дисциплиной, разрабатывающей основные, наиболее важные понятия, закономерности и принципы для всех других юридических наук. Ее изучение в системе современной юридической подготовки призвано способствовать формированию у обучаемых необходимого фундамента знаний о государстве и праве, на основе которого они смогут успешно решать задачи в области профессиональной деятельности в условиях современной государственно-правовой действительности.

Цели и задачи изучения теории государства и права в системе современного юридического образования обусловлены как общетеоретической значимостью этой науки для изучения отраслевых юридических дисциплин, так и приобретением знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности. Овладение знаниями в области теории государства и права способствует формированию современного политико-юридического мировоззрения, профессионального правосознания и высокой общей культуры сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации.

В процессе государственного экзамена по курсу «Теория государства и права» осуществляется проверка теоретических знаний и практических навыков, приобретенных слушателями и студентами за весь период изучения ими комплекса юридических дисциплин.

Итоговый государственный экзамен по теории государства и права носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы общекультурных, общеюридических и специально-ориентированных знаний, полученных выпускником Орловского юридического института МВД России в соответствии с профессиональной образовательной программой.

Итоговый экзамен предполагает широкий охват учебного материала и глубокое проникновение в историю рассматриваемых явлений и своеобразие их проявлений в современной государственно-правовой действительности.

Итоговая государственная аттестация по учебной дисциплине «Теория государства и права» представляет собой экзамен, который осуществляется в форме устного опроса по экзаменационному билету, включающему три вопроса.

В ходе государственного экзамена выпускники должны показать:

- высокий теоретический уровень знаний по фундаментальным вопросам теории государства и права;

- умение свободно ориентироваться в базовом понятийном юридическом аппарате;

- наличие навыков сравнительно-правового комплексного и конкретного юридического анализа нормативных правовых актов.

Требования к дипломированному специалисту предусмотрены Государственным образовательным стандартом по специальности 030501 65 Юриспруденция, в рамках которой выпускник юридического вуза получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Оценка ответа на экзаменационный билет определяется коллегиально членами Государственной аттестационной комиссии. Оценки выставляются по четырехбальной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Критериями оценки знаний выпускника являются:

- уровень готовности к осуществлению основных видов профессиональной юридической деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

- уровень освоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами по теории государства и права и смежных юридических дисциплин;

- уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи профессиональной деятельности;

- обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

- уровень информационной и коммуникативной культуры.

При проведении итогового экзамена по «Теории государства и права» в устной форме устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:

- оценка «отлично» ставится в случае, когда выпускник показал глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии; использование в необходимой мере в ответах на вопросы нормативных актов и материалов всей рекомендованной литературы;

- оценка «хорошо» выставляется, если экзаменующийся продемонстрировал твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные уточняющие вопросы билета; уверенно устраняет замечания по отдельным вопросам;

- оценка «удовлетворительно» следует за твердое знание и понимание основных вопросов программы, правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при «наводящих» вопросах экзаменаторов; при ответах на вопросы нормативные акты и основная рекомендованная литература использована недостаточно;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется за неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы членов государственной аттестационной комиссии.

Основная задача Государственной итоговой аттестации по дисциплине «Теория государства и права» выявить, что выпускник Орловского юридического института МВД России:

- обладает гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, фундаментальными профес­сиональными знаниями, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, выражает твердость и уверенность в намерении обеспечения прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и защиты, необходимой волей и чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимает сущность и социальную значимость своей профессии, четко предостав­ляет сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знает основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.


1. Государственный стандарт высшего профессионального образования

Сущность государства

Чтобы раскрыть понятие государства, необходимо проникнуть в его сущность.

Сущность государства — это внутренний смысл его деятельности, который выражает единство (общность, солидарность) общесоциальных и узкоклассовых (социально-групповых) интересов граждан.

Любое государство, наряду с решением узкоклассовых задач, выполняет и общесоциальные задачи («общие дела»), без которых не может функционировать ни одно общество. Это — средства транспорта и связи, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по обеспечению мира и другие.

Два аспекта сущности государства определились с момента его возникновения:

- классовый аспект — защита интересов экономически господ­ствующего класса, осуществление организованного принуждения;

- общесоциальный аспект — защита интересов всего общества, обеспечение общественного блага, поддержание порядка, выполнение других общесоциальных дел. Общесоциальный аспект сущности государства особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом.

Кроме указанных аспектов сущности государства, ряд авторов выделяют еще такие его аспекты как религиозный, националистический и расовый:

- религиозный аспект – защита интересов населения, исповедывающего определенную религию, которая в данном государстве определяет все его качественные характеристики, в том числе, государственно-правовые;

- националистический – защита интересов населения определенной так называемой титульной нации, нередко в ущерб интересам населения других наций проживающих в этом государстве;

- расовый – государство с такой сущностью обслуживает преимущественно интересы населения принадлежащего к определенной расе.

Тема 4. Функции государства

 

Функции государства — главные направления деятельности государства на конкретном историческом этапе функционирования, обусловленные целями и задачами и конкретизирующие его сущность.

Функции государства отражают динамическую сторону государ­ственного бытия.

Можно классифицировать функции современного государства по различным критериям: субъектам, объектам, способам, средствам и другим элементам государственной деятельности.

Функции государства по территориальному признаку «в пространстве»: внутренние — обеспечивают его внутреннюю политику; внешние — обеспечивают внешнюю политику.

Внутренние функции государства по сферам общественной жизни (объектам деятельности):

1) политическая — выработка внутренней политики государства, регулирование сферы политических отношений, обеспечение народовластия;

2) экономическая — регулирование сферы экономических отно­шений, создание условий для развития производства; организация производства на основе признания и защиты различных форм собственности, предпринимательской деятельности; прогнозирование развития экономики. При этом вмешательство государства в экономику имеет определенные пределы;

3) фискальная (налогообложения и финансового контроля) —

организация и обеспечение системы налогообложения и контроля над легальностью доходов граждан и их объединений, а также за расходованием налогов;

4) социальная — гарантирование социальной безопасности граж­дан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень; снятие и смягчение социальных противоречий путем гуманной и справедливой социальной политики;

5) экологическая — обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории государства; охрана и рациональное использование природных ресурсов; сохранение генофонда народа;

6) культурная (духовная, идеологическая) — консолидация нации, развитие национального самосознания; содействие развитию са­мобытности всех коренных народов и национальных меньшинств; организация образования; поддержка развития науки и культуры; охрана культурного наследия;

7) информационная — организация и обеспечение системы полу­чения, использования, распространения и хранения информации; дос­туп к широкому диапазону развитого программного обеспечения (компьютерная сеть с файловыми серверами и сетевыми принтерами);

8) правоохранительная — обеспечение охраны, предотвращение правонарушений, конституционного строя, прав и свобод граждан, законности и правопорядка, установленных и регулируемых правом всех общественных отношений;

9) правозащитная — обеспечение защиты основных прав и свобод человека и гражданина, восстановление прав в случае нарушения, наказание правонарушителей.

Внутренние функции государства по правовым средствам также можно разделить на три основные группы: регулятивные, охранительные, защитные.

Внешние функции государства по сферам общественной жизни (объектам деятельности):

1) политическая (дипломатическая) — установление и поддержание дипломатических отношений с иными государствами в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права;

2) экономическая — установление и поддержание торгово-экономических отношений с иными государствами; развитие делового партнерства и сотрудничества в экономической сфере со всеми государствами, независимо от их социального строя и уровня развития; интеграция в мировую экономику;

3) экологическая — поддержание экологического выживания на планете;

4) культурная (гуманитарная) — поддержание и развитие куль­турных и научных связей с иными государствами; обеспечение сохранения исторических памятников и других объектов, имеющих культурную ценность; принятие мер к возвращению культурных ценностей своего народа, находящихся за рубежом;

5) информационная — участие в развитии мирового информаци­онного пространства, установление режима использования информационных ресурсов на основе равноправного сотрудничества с другими государствами;

6) оборона государства — защита государственного суверенитета от внешних посягательств как экономическими, дипломатическими, так и военными способами;

7) сотрудничество с международными организациями — под­держание интеграционных процессов в мире, участие в мировых и регионально-континентальных международных организациях, межгосударственных союзах;

8) поддержание мирового правопорядка — а) подготовка и участие миротворческого контингента и миротворческого персонала страны в международных миротворческих операциях (пребывание российских миротворческих сил в Югославии и других государствах); б) борьба с международными преступлениями (Интерпол, Европол).

Во внешних функциях государства можно выделить два основных направления: внешнеполитическая деятельность (здесь особое значение имеет функция обороны страны) и внешнеэкономическая деятельность.

Каждая функция государства характеризуется известной самостоятельностью, однородностью, повторяемостью.

Правоприменительная — деятельность компетентных органов и должностных лиц, которая выражается в совершении юридически значимых действий по рассмотрению и решению индивидуальных юридических дел, завершающаяся изданием правоприменительного акта. Субъекты правоприменительной деятельности — государственные органы и должностные лица.

Правоохранительная — деятельность, которая выражается в со­вершении юридически значимых действий, направленных на охрану7 от нарушений общественных отношений, урегулированных правом, пре­дотвращение правонарушений (правоохранительный аспект), защиту индивида от совершенных правонарушений и привлечении виновных к ответственности (защитный аспект).

С определением курса на построение социального правового госу­дарства расширяется содержание и значение политической, правоохранительной, правозащитной и других функций. Особое значение приобретает социальная функция — создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.

Тема 5. Формы государства

 

Раздел III. Теория права

Сущность права

Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений, это смысл, суть явления, тогда как содержание — определенная сторона целого, совокупность частей (элементов) предмета. Содержание в наиболее общем виде есть развитая в конкретную целостность сущность предмета.

Сущность права состоит в том, что оно выступает: 1) властным нормативным регулятором общественных отношений и поведения людей, согласования их интересов, примирения конфликтов; 2) выра­зителем меры свободы в обществе соответственно уровню его соци­ально-экономического развития (в идеале эта мера свободы должна быть справедливой и равной).

С точки зрения социального интереса некоторые ученые выделяют два подхода к пониманию сущности права по аналогии с сущностью государства:

Классовый — система установленных и обеспечиваемых государством норм, выражающих волю экономически господствующего класса. Общесоциальный — система норм, служащих установлению ком­промисса между различными социальными слоями общества в целях обеспечения его интересов в целом и каждой отдельной личности, в частности.

Считается, что и тот и другой аспекты составляют единую, хотя и внутренне противоречивую сущность права как регулятора общественных отношений.

Сущность и свойства права наилучшим образом раскрываются через его принципы, которые развивались, обогащались на протяжении столетий.

 

Функции права

Функции права – это основные направления и система способов воздействия права на общественные отношения с целью их упорядочения.

Термин «функционирование права» означает действие права в жизни общества, воплощение его функций в общественных отношениях.

Признаки функций права:

1) выражают универсальные признаки права;

2) отражают направления его активного воздействия на общественные отношения в сочетании со способами этого воздействия;

3) характеризуются непрерывностью и длительностью действия;

4) имеют целью упорядочение общественных отношений, обеспечение прав и обязанностей их участников;

5) выступают средствами социального компромисса благодаря воп­лощенной в них справедливости.

Функции права можно классифицировать следующим образом: общесоциальные и специально-социальные (юридические).

Общесоциальные функции права:

• информационная — информирование граждан, то есть доведение до сведения адресата о направлениях регулирования общественных отношений, об их правах, обязанностях и ответственности (правовая информация);

• ориентационная — ориентирование граждан на позитивные правовые установки, которые предполагают оценку права и готовность действовать соответственно его нормам (правомерное поведение);

• воспитательная — общеправовое воздействие на духовную сферу, воспитание уважения к праву как к нормативно закрепленной и ре­ализованной справедливости (правовое обучение).

Юридические функции права:

• регулятивная, ■ охранительная, ♦ защитная.

Регулятивная функция – функция упорядочения общественных отношений, определения линии поведения людей, наделения их определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция - имеет целью вытеснение вредных для общества отношений и охрану положительных. Охранительное воздействие права осуществляется при наличии конфликтов, споров о праве, не доведенных до правонарушения. Оно направлено на охрану субъективных прав и обеспечение социальной справедливости посредством предупреждения, что выражается в физическом и психическом принуждении, а иногда исключительно в психическом убеждении.

Защитная функция права - функция установления и гарантирования государством мер юридиче­ского воздействия, связанного с совершением правонарушения и «за­щитной» реализацией права, направленной на защиту субъективных прав. Эта функция имеет целью пресечение противоправных действий при помощи принудительных мер (физического принуждения) и привлечения правонарушителей к юридической ответственности.

 

Социальная ценность права

 

Определение юридических ценностей — предмет правовой аксиологии (греч. axios — ценность, logos — слово, понятие).

Под ценностью права понимается его способность служить целью и средством удовлетворения научно обоснованных, социально справедливых общечеловеческих потребностей и интересов граждан и их объединений. Ценность права следует воспринимать как шкалу измерения самого права, так как ценность — это то существенное, что позволяет праву оставаться самим собой.

Правовые ценности, ценности самого права (справедливость, права человека, субъективные права, юридические обязанности, законность и др.) следует отличать от ценностей в праве, то есть тех ценностей, которые достигаются и обеспечиваются при помощи права (свобода).

Основные проявления ценности права:

1. Социальная ценность права выражается в способности: а) решать проблемы в обществе с помощью правовых средств; б) развивать те отношения, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом (рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система); в) вносить стабильность и порядок в общественные отношения; г) обеспечивать надежность социальной защиты граждан.

2. Инструментальная (служебная) ценность права — одно из проявлений его общесоциальной ценности — состоит в том, что право является регулятором общественных отношений, инструментом для решения разнообразных задач, в том числе для обеспечения функционирования других социальных институтов (государства, социального управления, морали и др.) и иных социальных благ. Его инструментальная ценность выражается в том, что: а) право через его средства (дозволения, обязывания, запреты, поощрения, рекомендации, наказания, правовые нормы, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, акты применения права, акты официального толкования права и др.) используется различными субъектами социальной жизни — государством, церковью, общественными объединениями, коммерческими организациями, гражданами; б) в соответствии с правом люди сообразуют свое поведение, разграничивают ценности и антиценности; в) право сохраняет накопленные ценности — закрепляет их, информирует о них, создает их иерархию, инвентаризирует и перераспределяет, охраняет и защищает.

В цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность и нормальную жизнедеятельность, социальный мир, согласие, снятие социальной напряженности, дать ориентиры поведения человека в соответствии с ценностями правовой культуры общества, установить правопорядок. Например, инструментальная ценность Конституции России выражается в том, что с ее помощью согласовываются интересы различных социальных групп и слоев общества.

3. Личностная ценность права как социального явления состоит в том, что право имеет глубокий личностный смысл, поскольку: а) служит мерой свободы в обществе; б) выражает справедливую меру свободы; в) выступает как равная мера свободы. В этом качестве право может предоставлять человеку, коммерческим и некоммерческим организациям простор для свободы, активной деятельности и в то же время исключать произвол и своеволие, то есть служить гарантом свободной, достойной и безопасной жизни. Социальная свобода, не связанная правом, вне права, может перерасти в самовластие чиновников и несправедливость для большинства людей. Право выступает силой, способной противостоять беззаконию, открыть личности доступ к благам, снять противоречия между личной свободой и социальным благополучием, выступить действенным способом социальной защищенности человека.

 

Тема 10. Нормы права

 

Виды правовых норм

 

Для теории права и практики применения правовых норм наиболее важны следующие классификации.

На особенностях содержания гипотез и диспозиций правовых норм основана классификация правовых норм по объему (пределам) их действия.

Наиболее важна отраслевая классификация правовых норм по предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой. Эта классификация лежит в основе построения системы права, деления его на отрасли и институты. Практическое значение этой классификации в том, что она облегчает выбор нормы, подлежащей применению к данным отношениям и к данному случаю, а при совершенствовании законодательства создает предпосылки для кодификации (высшей формы систематизации).

Становление гражданского общества предопределило укрупненное деление всех правовых норм на нормы частного и нормы публичного права. Такое деление, обозначившееся еще в римском праве, более всего связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм, регулирующих деятельность государства, его органов и должностных лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится большинство норм уголовного права.

Важное значение имеет также классификация правовых норм по способам воздействия на поведение людей (предоставление права, возложение обязанности, запрет). Эта классификация правовых норм несет на себе следы первоначального образования права.

По содержанию правоотношения, моделью которого является диспозиция, эти нормы делятся на управомочивающие и обязывающие. Социальный смысл управомочивающих норм – предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др. Основная цель обязывающих норм – определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Особое место в правовой системе занимают запретительные нормы, т.е. нормы, определяющие составы правонарушений и санкции за их совершение. Прообразом таких норм до возникновения права были табу первобытного общества. С помощью запретительных норм осуществляются охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества. Ими предусмотрены действия, обстоятельства, которые право стремится не урегулировать, а предупредить и пресечь. Некоторые запреты относятся к точно определенному кругу лиц и обстоятельств (например, запрет водителям транспорта во время работы употреблять спиртные напитки); но многие запреты адресованы всем вменяемым лицам в любой ситуации (запреты убийства, насилия, клеветы, кражи и т.п.).

В отличие от управомочивающих и обязывающих норм запреты безусловны, так как право определяет не условия их реализации, а наоборот, исключения, когда разрешается нарушение правового запрета (крайняя необходимость, необходимая оборона). В правовом статусе гражданина запрету соответствует не праводееспособность, а деликтоспособность (признанная законом способность нести ответственность за правонарушения, вменяемость). При нарушении запретов охраняющие их санкции реализуются только через правоотношения; но сам запрет действует вне правоотношений; из него проистекает не обязанность, а запрещенность.

Ряд отношений и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; различные способы и формы их соединения предопределены необходимостью сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений (особенно тех, которые связаны с распоряжением материальными ценностями либо с применением государственного принуждения) свободой, самостоятельностью и активностью участников общественных отношений.

Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность, доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни видов имущества, описание действий, порядка их совершения и т.п.) условий применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано, действий. Диспозитивность обозначается как право (возможность) поступить иначе, чем указано нормой, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута, использованием «оценочных понятий» (раскрываются в процессе реализации права), и др.

По способу охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида: правовосстановительные (направленные на принудительное исполнение обязанностей, восстановление прав) и штрафные, карательные (предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание).

Правовосстановительными санкциями охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью мер государственного принуждения. Эти санкции абсолютно определенны (либо размер их ограничен заранее известным пределом); они применяются для восстановления нарушенных прав, исполнения невыполненных обязанностей, ликвидации противоправного состояния.

Штрафные, карательные санкции применяются за проступки или за преступления. Кроме названных видов в литературе рассматриваются еще несколько основных видов правовых норм.

Иногда от норм – правил поведения (норм непосредственного регулирования человеческого поведения) отличают «исходные правовые нормы» (нормы-начала, нормы-принципы, нормы-дефиниции и другие «неоднородные по своему характеру, содержанию и целевому назначению» нормы, «имеющие наиболее общий характер, наиболее высокую форму абстрагирования»). Для такого деления нет объективных оснований, если исходить из того, что сущность права состоит в регулировании поведения людей и их отношений.

Нормы-принципы, дефинитивные и иные нормы представляют собой нормативные предписания высокого уровня обобщения, вынесенные за скобки многих правовых норм – правил поведения, но обретающих действенность и юридическую силу лишь в составе каждой из них.

Кроме того, к нормам-принципам, нормам-определениям и т.п. иногда относят содержащиеся в законах и других нормативных актах декларативные, программные, социально-политические, нравственные положения, призванные обосновать и поддержать авторитет права, но не содержащие юридических норм, т.е. правил поведения, установленных и охраняемых государственной властью. Соответственно они не могут рассматриваться как разновидности правовых норм.

 

Тема 12. Правотворчество

Методические рекомендации по изучению темы 12.

Тема 14. Правоотношение

 

Структура правоотношений

В структуре правоотношения принято выделять следующие элементы: субъекты, содержание, объ­екты.

Субъектами правоотношения считаются его участ­ники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Принято выделять следующие виды субъектов: физические лица, коллективные субъекты (юридические лица, государство), а также соци­альные общности — народ, нации, население.

Юридические лица — особый круг субъектов пра­воотношений. Как правило, это организации, осуще­ствляющие хозяйственную, социально-культурную деятельность. В ст. 48 ГК РФ указываются признаки юридического лица: это организация, которая, во-первых, имеет в собственности, хозяйственном ве­дении или оперативном управлении обособленное имущество, во-вторых, отвечает по своим обязатель­ствам этим имуществом, в-третьих, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязаннос­ти, в-четвертых, может выступать истцом и ответчи­ком в суде. Юридические лица должны иметь само­стоятельный баланс или смету.

Юридическое лицо от своего имени приобретает гражданские права и обязанности, все претензии предъявляются именно к нему, и во всех сделках по своим обязательствам оно отвечает только своим иму­ществом.

Органы государства как субъекты правоотноше­ний обладают правомочиями по совершению односто­ронних действий, которые порождают или изменяют, а также прекращают правоотношения. Это так назы­ваемые правоприменительные акты. Но государ­ственные органы могут заключать и гражданско-правовые сделки, тогда они выступают как равные с другими субъектами участники правоотношений.

Общественные организации также могут быть субъектами правоотношений, если они зарегистриро­ваны в органах юстиции в установленном порядке. Это должны быть добровольные, некоммерческие, са­моуправляющиеся объединения людей или юриди­ческих лиц негосударственного характера.

К социальным общностям — субъектам правоотно­шений относятся народ, население конкретной адми­нистративно-территориальной единицы, нации. Народ выступает субъектом правоотношений, возникающих в связи с проведением референдума; население муни­ципальных образований — местных референдумов.

Самый распространенный субъект правоотноше­ний — физические лица. Каждый человек обладает правовым статусом, который включает общие для всех физических лиц права, свободы, обязанности, предусмотренные Конституцией и международными актами. Существенным элементом правового статуса является гражданство, поскольку политические права и обязанности принадлежат только гражданам данного государства, например избирательные пра­ва, право участия в осуществлении правосудия и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.109 с.)