Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные внутренние функции.Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. Одной из главных внешних функций любого государства (за исключением карликовыхВатикан, Монако, Сан-Марино и т. д.) является функция обороны страны и поддержания мирового порядка. Оборона страны обеспечивается: •наличием эффективных вооруженных сил; •наличием необходимого числа боеприпасов; •наличием оборонной инфраструктуры; иными средствами. В условиях мирного сосуществования на первый план выходит функция поддержания мирового порядка. Она осуществляется путем • участия в деятельности международных организаций (ООН, ОБСЕ); • членства в оборонительных военных союзах; • подписания и соблюдения международных договоров и конвенций, направленных на обеспечение мира (о нераспространении ядерного оружия, о запрещении химического оружия, о запрещении наземных ядерных взрывов и т. д.); • выдвижения мирных инициатив; • участия в урегулировании региональных конфликтов. 2. Внешнеполитическую деятельность и международное сотрудничество го • дипломатические и консульские учреждения; • международные организации; • непосредственное общение, визиты руководителей государств и деятельность граждан; •в иных формах. 3. К основным внутренним функциям права относятся: • регулятивная регулирование общественных отношений; • охранительная охрана общественных отношений от вредных посягательств.
19) Механизм государства: понятие и структура. Механизм г-ва - это система специальных органов и учреждений под средством которых осуществляется гос-е управление обществом и защита его интересов.(состоит из людей, к-е специально занимаются политической дея-тью, м. г-ва сложная системаорганов и учреждений, к-е находятся в иерархической соподчиненности, особенность дея-ти всех звеньев гос. аппрата за счет финансирования из средств соответствующего бюджета, м. гос. обязан или призван надежно гарантировать и защищать законные интересы своих граждан) 20) Понятие и виды государственных органов. Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д. Виды: Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации. Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность — принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения. Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ. Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ — заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти. В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Органы судебной власти. К ним относятся КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, ЦИК РФ, ЦБ РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ. Классификация государственных органов: 1. с учетом порядка образования (формирования):
2. с учетом сферы действия:
3. по территориальному принципу:
4. с учетом принципа разделения властей:
5. По временной деятельности:
6. По форме деятельности:
Органы государственной власти принимают решения общеобязательного характера (они обязательны для всех лиц, находящихся на подведомственной этому органу территории). 21) Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата: 1. Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. 2. Разделение властей. 3. Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата. 4. Высокий профессионализм и компетентность. 5. Законность. 6. Демократизм. 7. Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах). 22) Бюрократия и бюрократизм в государственном управлении. Понятия бюрократия и бюрократизм не отрывны друг от друга. Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата. Признаки бюрократии 1.Специализация и разделение труда 4. Обезличенность Функции бюрократии 1. Обеспечение защиты интересов правящей элиты, существующего социально-экономического и политического строя; 2. Создание условий и возможностей самореализации представителям элитных групп и, как исключение, представителям массы. 3. Согласование деятельности субъектов власти посредством формализованных процедур права в системе государственной политики. 4. Согласование конкурирующих интересов различных общностей посредством права. 5. Компетентное и профессиональное управление. 6. Подавление эгоизма граждан, групп, несущего угрозу правам человека, обществу, посредством использования права и репрессивного аппарата. 7. Сбор, обработка, хранение и передача информации для принятия властных решений структурами государства, а также контроль над их реализацией. 8. Обеспечение целостности, стабильности и возможности развития национального производства и общества.
23) Форма (устройство) государства: понятие, исторические трактовки и современное содержание. Форма государства — это организация государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения Элементы форм государства: а) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика); б) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация); в) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический.
Исторические трактовки: Традиционно в 60-70-х годах отечественная теория государства и права выделяла две составляющие формы государства: форму правления и форму государственного устройства.
24) Форма государственного правления: понятие, основные виды. Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства. Монархия – форма правления, при которой: 1. высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2. власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3. монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие. Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.). Монархии могут быть двух видов: 1. абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя; 2. ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической. Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом. Признаки парламентской монархии: 1. правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент; 2. в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер). При дуалистической монархии: 1. государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом; 2. правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним. Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики. В президентской республике: 1. президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства; 2. правительство сформировывается внепарламентским путем; 3. жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу. Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике. В парламентарной республике: 1. правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним; 2. глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными; 3. правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной; 4. президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства. Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.
25) Форма государственного (территориального) устройства: понятие, разновидности. Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства. Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др. Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система. В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства: 1. централизованные (власть на местах формируется из представителей центра); 2. децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления; 3. смешанные; 4. региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией. Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя. Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация. Признаки федерации: 1. наличие самостоятельности у субъектов государства; 2. союзное государство; 3. функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации; 4. двухканальная система выплаты налогов. В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций: 1. национально-государственная; 2. административно-территориальная; 3. смешанная. В зависимости от юридической основы различают федерации: 1. договорные; 2. конституционные. Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач. В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют: 1. отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства; 2. совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись; 3. добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории. Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.
26) Форма государственно-политического режима: понятие, исторические аспекты и критерии классификации. Гос. режим – совокупность методов реализации публичной власти, характер взаимоотношений власти и населения. Гос. режим-это политический режим, совокупность методов и способов осуществления власти. Гос. режим-это реальные возможности и гарантированность реализации прав и свобод граждан. 1. Либерально-демократический гос. режим(наличие у граждан реальной возможности для реализации прав и свобод, признание прав политического меньшинства и их реализация, отсутствие органов власти неправовых полномочий, прозрачность (информированность)гос. решений, использование метода социального компромисса) 2. Демократия (по Д.А. Медведеву) воплощение гуманистических ценностей и идеалов, обеспечение высокого технологического уровня страны и благосостояния граждан, способность гос-ва защищать своих граждан от преступных сообществ, высокий уровень развития культуры, образования, науки, ощущение гражданами внутренней свободы и защищенности. 3. Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. 4. Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде5. Тоталитарный режим 27) Правовой статус личности: понятие, элементы и виды. Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина. Виды правового статуса. Различают: элементы: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) правосубъектность; г) гражданство; д) юридическая ответственность; е) правовые принципы; ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус; з) правоотношения общего (статусного) типа 28) Понятие, структура и функции политической системы. Политическая система общества – совокупность взаимодействующих элементов или подсистем, через которые или посредством которых протекают политически властные отношения. Функции: ф-я политического руководства общ-ва; ориентирующая; ф-я политизации общ-ва; регулятивная ф-я; охранительная; ф-я эволюционного отбора(в политической борьбе за вл. попадают самые лучшие); стабилизирующая; коммуникативная; ф-я социальной адаптации; мобилизационная функция. Структура: институциональный компонент(г-во, органы местного самоуправления, политические партии, политические лидеры, общественные организации). Субстанциональный компонент(сущность политической системы). Нормативный компонент (в виде закона, кодекса, подзаконного акта, политические традиции). Субъективный компонент(политическое сознание, входят политические и психологические элементы). Объективный компонент(исторические традиции, уровень социального, экономического развития) 29) Государство в политической системе общества. Характеристики г-в в псо(занимает центральное место, выступает ведущим субъектом пс и неотъемлемой ее частью, обладает суверенитетом, г-во обладает правом применения силы). Роль Российского г-ва в пс, проблемы (политическая безграмотность граждан, несовершенство политического законодательства, отсутствие реальных органов местного самоуправления, отсутствие институтов непосредственной демократии- референдумы, отсутствие результативность выборов) 30) Понятие, принципы и условия формирования и жизнедеятельности гражданского общества. Гражданское общество-это негос-ная организация общественно-политической жизни, совокупность общ-ных отношений, формальных и неформальных структур. Принципы: 1. Основополагающим началом является неотъемлемое право конкретного человека, индивида на личную свободу, самореализацию. 2. Принцип достаточности при определении общества как гражданского; суть его состоит в существовании правового механизма взаимодействия структур гражданского общества и государственных структур, развитой политической системы. Условия формирования: 1. Осуществление разгосударствления собственности, так как экономическая самоорганизация и экономическая самостоятельность возможны только на основе частной собственности. Программа приватизации, к реализации которой приступили в 1992 г., должна была способствовать созданию экономической основы гражданского общества - установлению частной собственности. Можно по-разному оценивать ход приватизации, её итоги, но неоспоримо главное - в настоящее время в нашей стране существуют различные виды собственности на средства производства, граждане получили реальные права и возможности заниматься самостоятельно, без контроля и опеки государственных органов, экономической деятельностью. 2. Средний класс - как многочисленная социальная группа. Исторический опыт многих стран показывает, что только средний класс может быть главной опорой гражданского общества, так как люди, живущие в достатке, в меньшей степени зависят от государства и мало ориентированы на его прямую помощь и поддержку. Средний класс отличают следующие черты: а) хорошая обеспеченность, стабильный уровень доходов, достаточный для удовлетворения материальных и культурных потребностей семьи. б) высокая образованность и квалификация, позволяющие заниматься престижными и хорошо оплачиваемыми видами деятельности, иметь определенный культурный кругозор, в (своего рода политический консерватизм, базирующийся на удовлетворенности своим социальным положением и заключающийся в осознанном неприятии политического радикализма и стремлении поддержать сложившийся в обществе институциональный и ценностно-нормативный порядок. Накопившиеся проблемы экономического и социального развития мешают быстрому становлению среднего класса в нашей стране. Значительная часть населения в настоящее время решает проблемы элементарного выживания, что мешает проявлению инициативы, творчества, принятию самостоятельных решений. 3. Становление культуры гражданской ответственности и гражданской инициативы. В российском обществе уже наметились определенные изменения в этом направлении, в сознании россиян укореняются ценности либерализма, демократии и правового государства. Однако это только первые шаги. Важно не только, чтобы люди ценили права и свободы личности, но чтобы они умели пользоваться этими правами, старались к успеху, а не завидовали тем, кто в данный момент оказался успешнее их. 4. Гражданское общество не может нормально функционировать без соответствующей нормативно - правовой базы. Нужны законы, защищающие права и свободы граждан, общепринятые правила решения споров и выхода из конфликтных ситуаций. Процесс создания нормативной базы, необходимой для становления и развития гражданского общества в России, идет противоречиво и часто запаздывает. Правовой вакуум заполняется нормами и правилами, которые диктуются более сильными, в том числе теми, кто связан с криминальными кругами или принадлежит к ним. Условие жизнедеятельности: Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью, или участие в обладании собственностью, право использовать ее и распоряжаться ей по своему усмотрению. Владение собственностью может быть и единоличным и коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности — кооперативной, колхозной, акционерной и другой — фактически является ей владельцем. Наличие собственности является базовым, фундаментальным условием свободы личности в гражданском обществе. Это утверждали многие выдающиеся мыслители человечества, это неопровержимо подтверждает вся практика жизнедеятельности общества. 31) Взаимные обязанности государства и граждан в гражданском обществе. Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. 32) Конституционализм как режим взаимоотношений государства и гражданского общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.131 (0.015 с.) |