Основные внутренние функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные внутренние функции.



1. Одной из главных внешних функций любого государства (за исключением карликовыхВатикан, Монако, Сан-Марино и т. д.) является функция обороны страны и поддержания мирового порядка.

Оборона страны обеспечивается: •наличием эффективных вооруженных сил; •наличием необходимого числа боеприпасов; •наличием оборонной инфраструктуры;

иными средствами.

В условиях мирного сосуществования на первый план выходит функция

поддержания мирового порядка. Она осуществляется путем

• участия в деятельности международных организаций (ООН, ОБСЕ);

• членства в оборонительных военных союзах;

• подписания и соблюдения международных договоров и конвенций, направленных на обеспечение мира (о нераспространении ядерного оружия, о запрещении химического оружия, о запрещении наземных ядерных взрывов и т. д.);

• выдвижения мирных инициатив;

• участия в урегулировании региональных конфликтов.

2. Внешнеполитическую деятельность и международное сотрудничество го
сударство проводит через:

• дипломатические и консульские учреждения;

• международные организации;

• непосредственное общение, визиты руководителей государств и деятельность граждан;

•в иных формах.

3. К основным внутренним функциям права относятся:

регулятивная регулирование общественных отношений;

охранительная охрана общественных отношений от вредных посягательств.

 

19) Механизм государства: понятие и структура.

Механизм г-ва - это система специальных органов и учреждений под средством которых осуществляется гос-е управление обществом и защита его интересов.(состоит из людей, к-е специально занимаются политической дея-тью, м. г-ва сложная системаорганов и учреждений, к-е находятся в иерархической соподчиненности, особенность дея-ти всех звеньев гос. аппрата за счет финансирования из средств соответствующего бюджета, м. гос. обязан или призван надежно гарантировать и защищать законные интересы своих граждан)

20) Понятие и виды государственных органов.

Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.

Виды: Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации. Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность — принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения. Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ — заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти. В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Органы судебной власти. К ним относятся КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, ЦИК РФ, ЦБ РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.

Классификация государственных органов:

1. с учетом порядка образования (формирования):

  • Первичные органы — формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Госдума);
  • Вторичные органы (производные) — это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами;

2. с учетом сферы действия:

  • Высшие органы — действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации;
  • Местные органы — это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.

3. по территориальному принципу:

  • Общегосударственные,
  • Региональные;
  • Местные.

4. с учетом принципа разделения властей:

  • Законодательные органы — высшие представительные органы государственной власти, они принимают и издают законы;
  • Исполнительные органы — правительство, министерства, отделы — занимаются непосредственно управленческой деятельностью — исполнение законов;
  • Судебные органы — осуществляют правосудие.

5. По временной деятельности:

  • высшие представительные органы государственной власти органы созданные на неопределенный срок (например, Совет Федерации);
  • созданные на определенный срок (например, Президент, Государственная Дума). Органы с определенным сроком делятся на постоянные (по истечении срока деятельности, их упразднение не происходит, просто меняется их состав) и временные (по истечении срока деятельности они самоупраздняются).

6. По форме деятельности:

  • органы, предусмотренные конституцией;
  • органы, предусмотренные федеральными законами;
  • органы, предусмотренные подзаконными актами.

Органы государственной власти принимают решения общеобязательного характера (они обязательны для всех лиц, находящихся на подведомственной этому органу территории).

21) Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:

1. Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.

2. Разделение властей.

3. Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.

4. Высокий профессионализм и компетентность.

5. Законность.

6. Демократизм.

7. Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

22) Бюрократия и бюрократизм в государственном управлении.

Понятия бюрократия и бюрократизм не отрывны друг от друга.

Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.

Признаки бюрократии

1.Специализация и разделение труда
2.Вертикальная иерархия.
3. Четкие правила

4. Обезличенность

Функции бюрократии

1. Обеспечение защиты интересов правящей элиты, существующего социально-экономического и политического строя;

2. Создание условий и возможностей самореализации представителям элитных групп и, как исключение, представителям массы.

3. Согласование деятельности субъектов власти посредством формализованных процедур права в системе государственной политики.

4. Согласование конкурирующих интересов различных общностей посредством права.

5. Компетентное и профессиональное управление.

6. Подавление эгоизма граждан, групп, несущего угрозу правам человека, обществу, посредством использования права и репрессивного аппарата.

7. Сбор, обработка, хранение и передача информации для принятия властных решений структурами государства, а также контроль над их реализацией.

8. Обеспечение целостности, стабильности и возможности развития национального производства и общества.

 

23) Форма (устройство) государства: понятие, исторические трактовки и современное содержание.

Форма государства — это организация государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения

Элементы форм государства:

а) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);

б) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);

в) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический.

 

 

Исторические трактовки:

Традиционно в 60-70-х годах отечественная теория государства и права

выделяла две составляющие формы государства: форму правления и форму

государственного устройства.

 

 

24) Форма государственного правления: понятие, основные виды.

Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

Монархия – форма правления, при которой:

1. высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.);

2. власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно;

3. монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1. абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2. ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

1. правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2. в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1. государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2. правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.

В президентской республике:

1. президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;

2. правительство сформировывается внепарламентским путем;

3. жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике:

1. правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

2. глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

3. правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

4. президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.

 

25) Форма государственного (территориального) устройства: понятие, разновидности.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1. централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2. децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

3. смешанные;

4. региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1. наличие самостоятельности у субъектов государства;

2. союзное государство;

3. функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4. двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

1. национально-государственная;

2. административно-территориальная;

3. смешанная.

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1. договорные;

2. конституционные.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1. отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2. совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3. добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

 

26) Форма государственно-политического режима: понятие, исторические аспекты и критерии классификации.

Гос. режим – совокупность методов реализации публичной власти, характер взаимоотношений власти и населения.

Гос. режим-это политический режим, совокупность методов и способов осуществления власти.

Гос. режим-это реальные возможности и гарантированность реализации прав и свобод граждан.

1. Либерально-демократический гос. режим(наличие у граждан реальной возможности для реализации прав и свобод, признание прав политического меньшинства и их реализация, отсутствие органов власти неправовых полномочий, прозрачность (информированность)гос. решений, использование метода социального компромисса)

2. Демократия (по Д.А. Медведеву) воплощение гуманистических ценностей и идеалов, обеспечение высокого технологического уровня страны и благосостояния граждан, способность гос-ва защищать своих граждан от преступных сообществ, высокий уровень развития культуры, образования, науки, ощущение гражданами внутренней свободы и защищенности.

3. Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная

власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно

для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно

одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и

характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась

подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением

деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в

управлении.

4. Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде

5. Тоталитарный режим

27) Правовой статус личности: понятие, элементы и виды.

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.

Виды правового статуса. Различают:
а) общий, или конституционный, статус гражданина;
б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;
в) индивидуальный статус;
г) статус физических и юридических лиц;
д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;
е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;
ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;
з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

элементы: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) правосубъектность; г) гражданство; д) юридическая ответственность; е) правовые принципы; ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус; з) правоотношения общего (статусного) типа

28) Понятие, структура и функции политической системы.

Политическая система общества – совокупность взаимодействующих элементов или подсистем, через которые или посредством которых протекают политически властные отношения. Функции: ф-я политического руководства общ-ва; ориентирующая; ф-я политизации общ-ва; регулятивная ф-я; охранительная; ф-я эволюционного отбора(в политической борьбе за вл. попадают самые лучшие); стабилизирующая; коммуникативная; ф-я социальной адаптации; мобилизационная функция. Структура: институциональный компонент(г-во, органы местного самоуправления, политические партии, политические лидеры, общественные организации). Субстанциональный компонент(сущность политической системы). Нормативный компонент (в виде закона, кодекса, подзаконного акта, политические традиции). Субъективный компонент(политическое сознание, входят политические и психологические элементы). Объективный компонент(исторические традиции, уровень социального, экономического развития)

29) Государство в политической системе общества.

Характеристики г-в в псо(занимает центральное место, выступает ведущим субъектом пс и неотъемлемой ее частью, обладает суверенитетом, г-во обладает правом применения силы). Роль Российского г-ва в пс, проблемы (политическая безграмотность граждан, несовершенство политического законодательства, отсутствие реальных органов местного самоуправления, отсутствие институтов непосредственной демократии- референдумы, отсутствие результативность выборов)

30) Понятие, принципы и условия формирования и жизнедеятельности гражданского общества.

Гражданское общество-это негос-ная организация общественно-политической жизни, совокупность общ-ных отношений, формальных и неформальных структур.

Принципы: 1. Основополагающим началом является неотъемлемое право конкретного человека, индивида на личную свободу, самореализацию.

2. Принцип достаточности при определении общества как гражданского; суть его состоит в существовании правового механизма взаимодействия структур гражданского общества и государственных структур, развитой политической системы.

Условия формирования: 1. Осуществление разгосударствления собственности, так как экономическая самоорганизация и экономическая самостоятельность возможны только на основе частной собственности. Программа приватизации, к реализации которой приступили в 1992 г., должна была способствовать созданию экономической основы гражданского общества - установлению частной собственности. Можно по-разному оценивать ход приватизации, её итоги, но неоспоримо главное - в настоящее время в нашей стране существуют различные виды собственности на средства производства, граждане получили реальные права и возможности заниматься самостоятельно, без контроля и опеки государственных органов, экономической деятельностью. 2. Средний класс - как многочисленная социальная группа. Исторический опыт многих стран показывает, что только средний класс может быть главной опорой гражданского общества, так как люди, живущие в достатке, в меньшей степени зависят от государства и мало ориентированы на его прямую помощь и поддержку. Средний класс отличают следующие черты: а) хорошая обеспеченность, стабильный уровень доходов, достаточный для удовлетворения материальных и культурных потребностей семьи. б) высокая образованность и квалификация, позволяющие заниматься престижными и хорошо оплачиваемыми видами деятельности, иметь определенный культурный кругозор, в (своего рода политический консерватизм, базирующийся на удовлетворенности своим социальным положением и заключающийся в осознанном неприятии политического радикализма и стремлении поддержать сложившийся в обществе институциональный и ценностно-нормативный порядок. Накопившиеся проблемы экономического и социального развития мешают быстрому становлению среднего класса в нашей стране. Значительная часть населения в настоящее время решает проблемы элементарного выживания, что мешает проявлению инициативы, творчества, принятию самостоятельных решений. 3. Становление культуры гражданской ответственности и гражданской инициативы. В российском обществе уже наметились определенные изменения в этом направлении, в сознании россиян укореняются ценности либерализма, демократии и правового государства. Однако это только первые шаги. Важно не только, чтобы люди ценили права и свободы личности, но чтобы они умели пользоваться этими правами, старались к успеху, а не завидовали тем, кто в данный момент оказался успешнее их. 4. Гражданское общество не может нормально функционировать без соответствующей нормативно - правовой базы. Нужны законы, защищающие права и свободы граждан, общепринятые правила решения споров и выхода из конфликтных ситуаций. Процесс создания нормативной базы, необходимой для становления и развития гражданского общества в России, идет противоречиво и часто запаздывает. Правовой вакуум заполняется нормами и правилами, которые диктуются более сильными, в том числе теми, кто связан с криминальными кругами или принадлежит к ним.

Условие жизнедеятельности: Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью, или участие в обладании собственностью, право использовать ее и распоряжаться ей по своему усмотрению. Владение собственностью может быть и единоличным и коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности — кооперативной, колхозной, акционерной и другой — фактически является ей владельцем. Наличие собственности является базовым, фундаментальным условием свободы личности в гражданском обществе. Это утверждали многие выдающиеся мыслители человечества, это неопровержимо подтверждает вся практика жизнедеятельности общества.

31) Взаимные обязанности государства и граждан в гражданском обществе.

Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства -это своеобразный способ ограничения политической власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.
В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.
Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:
1) ответственность правительства перед представительными органами власти;
2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
3) процедура импичмента и др.
Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

32) Конституционализм как режим взаимоотношений государства и гражданского общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.061 с.)