Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции теории государства и права как науки.

Поиск

Рабовладельческое государство

Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.

Феодальное государство

Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников - помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Эволюция взаимоотношений государства и гражданского общества

До появления гражданского общества в подавлявшем большинстве стран существовали абсолютистско-монархические режимы. Государственная власть средствами прямого принуждения или с помощью правил сословной системы жестко регламентировала жизнь индивидов. Государства в лице монарха одним сословием даровало некоторые правила и привилегии, а других лишало всего.

Переход от традиционного, феодального общества к гражданскому, в основе своей буржуазному, означал появление гражданина как самостоятельного социального и политического субъекта с неотъемлемыми правами и обязанностями. Развитие горизонтальных невластных социальных связей, образующихся автономными ассоциациями граждан, наталкиваясь на противодействие централизованного государства. Государство было вынужденно не только считаться с возникшими ассоциациями граждан, но и встать на путь правового упорядочения своих отношений населением, существенно перестроить собственные властные структуры. Однако не во всех странах конфликт между гражданским обществом и государством решался установлением конституционно-правовых принципов их взаимоотношений. В ряде случаев он вылился в столкновении парламента как органа народного представительства и королевской власти по поводу их политической роли и объемов полномочий. Их борьба была отражением продолжавшегося поиска конкретных политическо-организационных форм обеспечения стабильного и умеренного правления, при котором осуществлялось бы сбалансированное распределение политической власти в обществе.

Понятие формы права. Соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Источники права — это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

 

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но.не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

 

Логическая структура правовой нормы.

Структура нормы права — совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять:

· при каких условиях она должна действовать (гипотеза);

· какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);

· какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).

Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если — то — иначе».

Гипотеза указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез:

· простые — ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия;

· сложные — ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий;

· альтернативные — связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме.

Диспозиция содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:

· абсолютно-определенные — исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);

· относительно-определенные — устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)

· бланкетные — отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.

Санкция называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций:

абсолютно-определенные — содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;

относительно-определенные — допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках — «от — до» (характерно для норм УП);

альтернативные — содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;

кумулятивные — допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.

Правовое воспитание личности: понятие, задачи, система.

Под правовым формированием личности (иногда называется «правовое воспитание в широком смысле») понимается весь многогранный процесс формирования правовой культуры под влиянием самых различных факторов (экономических, социальных, политических, идеологических и др.).

 

В задачи правового воспитания входит формирование:

знаний о праве;

внутреннего уважения к праву;

умения применять правовые знания на практике;

привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.

Понятие правового воспитания

 

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

 

Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания.

 

Понятие правопорядка

Правопорядок – состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности.

Правопорядок — часть общественного порядка.

Общественный порядок — состояние (режим) упорядоченности социальными нормами (нормами права, морали, корпоративными нормами, нормами-обычаями) системы общественных отношений и их соблюдение. Понятие общественного порядка шире понятия правового порядка, поскольку в укреплении и поддержании первого важная роль принадлежит всем социальным нормам. Правопорядок складывается только на основе правовых норм и в силу этого охраняется специальными государственно-правовыми мерами.

Следовательно, правопорядок — часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права и находящихся под защитой закона и охраной государства. Он устанавливается в результате соблюдения режима законности в обществе. Если законность — это принцип, метод деятельности, режим действий и отношений, то правопорядок их результат.

Правопорядок — состояние (режим) правовой упорядоченности — урегулированное™ и согласованности — системы общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности. Иначе: это атмосфера нормальной правовой жизни, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм (прав, свобод, обязанностей, ответственности) всеми субъектами права. Правовой порядок как динамическая система вбирает в себя все упорядочивающие начала правового характера.

Каждая страна формирует свой правопорядок. Необходимость его формирования и совершенствования обусловливается двумя встречными интересами — гражданского общества и государства, их основополагающими законами и тенденциями развития.

Гражданское общество объективно испытывает потребность в упорядоченности его функционирования с помощью социальных (в том числе правовых) норм. Оно противостоит беспорядочности, бессистемности. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, гарантируется свободное развитие человека, удовлетворение его духовных и материальных потребностей. Поэтому гражданское общество формирует социальные нормы, направленные на укрепление социального и правового порядка.

Государство объективно заинтересовано в правовом обеспечении собственной деятельности — выполнении задач и функций, в правовых взаимоотношениях с гражданским обществом. Государство не приемлет хаоса и произвола. В условиях стабильного правопорядка укрепляется исполнительская дисциплина всех органов государства и их должностных лиц, успешно проводится внешнеполитическая деятельность. Правовой порядок и законность выступают правовой базой и средством функционирования государственной власти, демократии. Когда государство в лице уполномоченных на то органов формулирует нормы права, оно закладывает в них основы правопорядка и обеспечивает их реализацию.

Таким образом, правопорядок, как государственно-правовое явление, служит стабилизации, поддержанию равновесия между интересами гражданского обществом и государств

 

86 Основные пути укрепления законности, правопорядка и дисциплины.

Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности неправу, т. е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.
С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.
Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе "Моя хата с краю". Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.
Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, сооственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменитель-ных и правоохранительных органов.
Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что "даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона" И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.

 

 

Функции теории государства и права как науки.

Функции теории государства и права как науки - это характерная и прикладная составляющая теории государства и права, отражающая значимость и необходимость науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

- Онтологическая, отраженна в научных изысканиях науки теории государства и права в сфере наиболее философских вопросов бытия общества, в частности, что есть государство и право.

- Гносеологическая функция (познавательная), отраженная в деятельности по выявлению сущности и природы теории государства и права, накоплению теоретических знаний по этому вопросу.

- Идеологическая функция, отраженна в том, что выводы и достижения науки теории государства и права влияют на правосознание, правовую культуру индивида, а также на государственную идеологию.

- Эвристическая функция, находит отражение в результатах изыскания науки теории государства и права, в открытии последней новых закономерностей происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

- Образовательная функция, отраженна в том, что наука теории государства и права вырабатывает базу для учебной дисциплины теории государства.

- Методологическая функция, отраженна в том, что наука теории государства и права, являясь основополагающей юридической наукой, вырабатывает систему понятий и категорий, на основе которых строятся иные юридические науки.

Теория государства и права как учебная дисциплина - это юридическая дисциплина, изучаемая на 1 курсах высших учебных заведениях обобщающая достижения науки теории государства и права и излагающая эти достижения в установленных формах.

Функции теории государства и права как учебной дисциплины.

Функции теории государства и права как учебной дисциплины:

- Познавательная, т.е. основной задачей теории государства и права выступает передача знаний о происхождении, становлении и развитии государства и права изучающим ее студентам.

- Идеологическая функция проявляется в том, что теория государства и права как дисциплина, закладывающая основы представления будущих юристов о государстве и праве ориентируется на факты и достижения, которые составляют основу и суть действующего государственного и политического строя.

- Воспитательная функция заключается в воспитании у людей, изучающих теорию государства и права правовой культуры, ценностей отвечающих запросам общества.

- Вводная функция состоит в том, что теория государства и права закладывает базовые положения и понятия всей юриспруденции, без хорошего знания теории государства и права можно ставить под сомнение возможность постижения иных юридических наук.

- Обобщающая функция заключается в том, что теория государства и права обобщает весь комплекс знаний полученных в процессе постижения юридической науки.

- другие.

3) Предмет и основные методы теории государства и права.

Предметом гос-ва и права являются проблемы взаимосвязи разделения властей.

Осн. Методы: 1. Философский (философский уровень освоения). Принципы на философском уровне: 1) принцип историзма, 2) принцип системности, 3) принцип методологического плюрализма, 4) принцип объективности, 5) принцип единства предмета и метода изучения.

2. общенаучные методы познания: 1) системный метод (направлен на раскрытие целостности объекта и на различные типы взаимосвязи внутри него), 2) функциональный метод (метод, к-й позволяет вывить соотношение одних государственно-правовых явлений по отношению к другим) 3) общелогические приемы (анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция)

3. Специально-юридические методы познания (частно - научные): 1) формально-юридический метод (метод работы с текстами нормативно-правовых актов, толкование н.п.а.) 2) социологический метод 3)социально-правовой эксперимент (проверка целесообразности и эффективности юридического акта) 4) метод сравнительного правоведения (метод сравнительного государствоведения)

Методы, к-е находятся на этапе становления 1) структурно-системный метод (м-д, при к-м правовые явления характеризуются как элементы правовых систем), 2) информационный метод (правовые явления рассматриваются как определенные команды, м-д дает анализ закона), 3)аксеологический м-д (в рамках его правовые явления характеризуются как ценности к которым нужно стремиться), 4) психологический м-д (подход при котором гос-ная власть и г-во в целом рассматриваются как непререкаемый приоритет, а право рассм. как воля), 5) м-д моделирования, 6) синергетический метод (от лат. совместнодействующий)

4) Место и роль теории государства и права в системе гуманитарного знания.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гуманитарных наук находятся человек, его достоинство, права и свободы.

Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают вопрос о гос-ве и праве, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др.

5)Категории и понятия теории государства и права как ее основной познавательный инструментарий, их система.

Теория государства и права – фундаментальная наука, имеющая методологическое значение для всех отраслей юридического знания. Предмет данной науки составляют общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущность, содержание и формы, а также пути и средства государственно-правового регулирования общественных отношений. Теоретическое познание интересующей предметной области предполагает выработку и использование познающим некоторой системы категорий и понятий – мысленных отражений в особой форме предметов реального мира. Эта система формирует исходную логико-методологическую базу теоретического познания, образует основной познавательный инструментарий общетеоретической науки о государстве и праве – категориально-понятийный аппарат.

Категориально-понятийный аппарат теории государства и права это своеобразный предельно обобщающий категориальный строй юриспруденции, строй научного правового сознания юриста. Квалификация юриста, способного эффективно и качественно решать как научные, так и практические задачи непосредственно связана с тем насколько он успешно освоил и умело пользуется политико-правовыми категориями и понятиями, их определениями.

6) Значение теории государства и права в формировании политической и правовой культуры юриста.

Основной задачей и функциональной обязанностью профессионального юриста является оказание квалифицированной помощи лицам, участвующим в урегулированных правом общественных отношениях, а также эффективная защита законных прав и интересов субъектов от различного рода противоправных посягательств. При этом юрист в процессе служебной деятельности должен: во-первых, знать, какие субъективные интересы граждан он защищать обязан, а какие нет; во-вторых, четко представлять себе, какими средствами и способами надлежит ему пользоваться в процессе профессиональной деятельности; в-третьих, осознавать, к каким последствиям может привести нарушение (либо несоблюдение) должностных обязанностей. Значение теории государства и права в процессе профессиональной подготовки юристов заключается прежде всего в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой юрист независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности должен понимать смысловое значение таких категорий, как право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т. д. Кроме того, изучение теории государства и права помогает уяснить будущим юристам содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная деятельность в сфере правового регулирования. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юридической деятельности является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед юридическим сообществом. Наконец, знания, полученные в процессе изучения теории государства и права, способствуют формированию у обучаемых высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважительного отношения к действующему законодательству и формируемому при помощи этого законодательства правопорядку

 

 

7) Причины и формы возникновения государства.

Основными причинами образования государства были:

1. войны и военная организация, которые способствовали пере­ходу к государственности;

2. географическая причина. Многие древние государства и цивилизации возникали в местах, требующих организации совместных действий (долины рек или берега морей);

3. экологическая - создавала условия для развития социально- экономического неравенства, определенных видов хозяйственной деятельности, например ирригации, скотоводства, земледелия и др.;

4. демографическая - определяла численность и плотность на­селения, переход от миграционного существования к оседлому образу жизни;

5. психологическая - инициировала процессы политогенеза;

6. внешняя. Опасность внешней угрозы способствовала развитию внутренней организации и институционализации политических форм;

7. национальная - при определенных условиях выступала до­минантой образования национальных государств;

8. экономическая - характеризовалась ростом производитель­ности труда, возникновением излишков, разделением труда, появ­лением денежной торговли.

Пути: восточный(развитие поливного земледелия и формирование общинной гос. собственности на землю, наличие единого централизованного органа управления, сосредоточение в руках главы г-ва и его ближайшего окружения всех функций, к власти допускается ограниченный круг граждан). Западный(расслоение общества, формирование частной собственности, гос-ная власть имеет выборный характер, существует институт народного представительства)

8) Характеристика основных теорий происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, психологическая).

Теологическая: г-во возникает как продукт Божественной воли и как результат грехопадения первозданных людей.

Патриархальная: г-во возникает из разрастающейся из поколения в поколения. Разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые затем преобразуются в г-во, глава этой семьи становится главой г-ва – монархом. Его власть- это продолжение власти отца. Монарх является отцом всех своих подданных.

Договорная: г-во возникло в результате заключения «общественного договора»(люди каким то образом договорились между собой, чтобы объединиться в гос. союз, создать власть и подчиниться ей).

Насилия: т.внутр.н.: гос-во возникает в результате насилия одной части общ-ва над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Т.внеш.н.: г-во возникает для управления покоренными племенами и территориями.

Психологическая: г-во возникло благодаря особым свойствам психики.

9) Предпосылки происхождения права. Способы образования права.

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1. возникновение права произошло по каким–либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2. право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно–общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Можно выделить три основных способа образования права:

- Перерастание обычаев в правовые обычаи.

- Правотворческая деятельность государства.

- Правовые прецеденты.

10) Характеристика основных теорий происхождения права (теологическая, естественная, историческая, классовая).

Теологическая теория (Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя.)

Естественная (право – изобретение людей, искусственное образование. Против этого возражали такие выдающиеся мыслители древности, как Сократ, Платон, Аристотель. Они исходили из того, что не всё право искусственное изобретение человеческого разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, неписанные законы, не зависящие от воли людей и составляющие естественное право, «вложенное в сердца людей самим Божественным разумом».

Расцветом теорий естественного права принято считать XVII-XVIIIвв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Д. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и П.Гольбах (Франция) и А.Н Радищев (Россия). Они отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, - естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет, то законы государства являются неправовыми. При этом под естественным правом понимались законы природы, которые провозглашают всех равными, следовательно, законы государства должны быть одинаково справедливыми ко всем людям.

По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы. Но не смотря на противоречие во взглядах на происхождение естественного права, представители данной теории едины в одном – естественное право не создаётся людьми, а возникает стихийно, само по себе. Люди каким-то образом лишь познают его некий идеал, как эталон всеобщей справедливости).

Историческая ( Говоря о праве, создатели исторической школы права считали, что действующее в обществе право не сводится к совокупности предписаний, исходящих от государства. Право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству. Оно, подобно языку, не устанавливается договором, не вводится по чьему либо указанию, не дано Богом, а создаётся, складывается постепенно путём самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом. Право – это прежде всего исторически сложившиеся правовые обычаи, произрастающие из глубин народного сознания, из недр национального, народного духа. Что же касается предписаний государства, то они составляют позитивное право, которое производно от права обычного и способно лишь помочь его упорядочению. )

Классовая ( Маркс и Энгельс отмечали, что история человеческого общества была всегда историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть является организованным использованием силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создаёт необходимые для достижения своей цели законы. Таким образом, право является возведённой в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного.

Но само право, так же, как, впрочем, и другие формы общественного сознания (например, мораль), полностью обусловлено экономическими условиями жизни общества и должно соответствовать экономической структуре общества. Марксизмом утверждается, что экономика всегда остаётся первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это – всеобщий закон. Конкретные его воплощения от эпохи к эпохе меняются. право есть возведённая в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение её в закон осуществляется государством путём установления или санкционирования определённых норм. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются, или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений.)

11) Плюрализм в понимании и определении государства. Признаки государства.

Г-во-это продукт общ-ного развития. Это исторически развивающееся явления. Это социальный арбитр. Это особая форма политической организации общества.

Признаки: совокупность людей, господствующая власть, территория, на к-й эта власть распространяется, разделение народа по территориальным единицам, учреждение особой публичной вл., взимание налогов с населения, получение займов с населения для функционирования гос. аппарата. Единая территориальная организация политической вл.(гос. вл. распространяется на всё население в пределах всей территории страны, новый социальный институт(институт подданства или гражданства), деятельность аппарата г-ва с учетом пространственного деления), особая организация политической власти, организация общ-ной жизни на правовых началах, суверенная организация власти, наличие единого экономического пространства, формальные или атрибутивные признаки.

12) Типология государств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.012 с.)