Акты применения права: понятие, состав и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акты применения права: понятие, состав и виды.



Акты применения права: понятие, состав и виды.

Акт применения права – индивидуальное государственно властное веление, предписание вынесенное в результате разрешения юридического дела.

Признаки: 1. принимается компетентным органом гос-ва, должностного лица, 2. веление носит обяз-ый государственно властный характер, общеобязательный, 3. правоприменительный акт индивидуализирует общую норму права применительно к конкретной ситуации и конкретного лица, он определяет юр-ие права и обяз-ти конкретного лица, 4. правоприменительные акты как правило имеют документальную письменную форму, 5. выступают как юр-ие факты (влекут изменение, прекращение правоотношений).

Структура правоприменительного акта: 1. вводная часть (наименование акта, дата и место издания, указание на орган принявший этот акт) 2. описательная часть (есть не всегда) – излагаются фактические обстоятельства дела, существо спора 3. мотивировочная (сложная) - излагаются мотивы принятия такого решения 4. резолютивная- окончательный вывод по делу (краткая, четкая).

Виды правоприменительного акта: 1. по субъекту правоприменения:

- правоприменительные акты органов исполнительной власти

- правоприменительные акты органов правосудия

- правоприменительные акты контрольно- надзорных органов

- правоприменительные акты органов законодательной власти

2. по отраслям права: - правоприменительный акт гражд., угол. права и т.д.

3. по характеру правоприменительного акта: - запрещающие, - обязывающие, - управомочивающие, - удостоверяющие

4. по способу выражения: - акты документы, - акты символы, - акты действия

5. по наименованию: приговоры, решения, приказы, указы Президента, протоколы, предупреждения и т.д.

Каждый акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, кот-ый составляется в соответствии с требованиями использ-ия юр-ой терминологии, четких юр-их конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юр-ую работу, вносят в нее необходимую определенность, юр-ую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в спец-ых юр-их науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного. Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соот-го органа, так и формы выражения этого дей-ия. Причем в сфере управления такой формой м.б и соот-ие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности.

 

 

Виды относительной самостоятельности государства: обычная относительная самост-ть и чрезвычайная.

Обычная – гос-во выражая интересы класса или опред-ой соц-ой

группы или нескольких соц-ых групп одновременно обеспечивает свои собственные интересы, интересы правящей элиты – группы управленцев (Гос. Дума)

Чрезвычайная относительная самостоятельность –возникают в период обострения противоречий общества, в период признанных моментов истории.

1.сопровождается массовыми репрессиями, нарушения закона, фальсификация итогов выборов;2.игнорирование решений, представительных органов, конституционных, решения судов,

демагогия – попытка прикрыть собственные интересы, попытка представить эти решения интересамь;3.делегитимация власти – потеря доверия у населения;4.усиление позиций бюрократии, военщины, чиновничества;5.неустойчивость такого государства. Оно существует какой то период времени, из-за режима диктатуры (личной), подавление инакомыслия.

Иногда происходит особая форма исключ-ой или чрезвычайной самост-ти отдельных звеньев гос-го механизма, отдельных органов, прежде всего чрезвычайных даже по отнош-ию к другим частям.

 

 

5.Романо – германская правовая семья (общая характеристика).

Правовая семья обозначает группу правовых систем имеющих сходные юр-ие признаки. Существуют различные классификации правовых систем (по религии, расам) одна из наиболее распространенных классификаций учитывает стиль права:

1.происхождение и эволюцию правовой системы 2.своеобразие юридического мышлении 3.специфические правовые институты 4.природа источников права 5.идеологические факторы.

Романо – германская правовая семья – система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии, Япония, Россия. Эта правовая семья возникла на основе римского права, а также на церковных и местных обычаях.

Во всех странах этой семьи существуют Конституции, действуют гражданские, уголовные, гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные кодексы.

Источники права: - писанное право, которое выражается в юр-их нормах, сформулированных в законод-ых актах гос-ва. В ряде стран международным договорам придается большая юридическая сила, чем законам государства.

В основу права Франции положены кодексы наполеоновской эпохи. Источники права делятся на основные – нормативно – правовые акты и дополнительные – судебные решения, которые в последнее время превращаются в источник права.

В Германии основу права составляют кодексы. Судебная практика как источник права прежде всего связана с деятельность Конституционного суда, решения которого равны закону, а толкование законов обязательно для всех органов, включая и суд.

Романо – германской правовой семье присуще следующее: верховенство закона, деление права на отрасли, кодификация основных сфер правового регулирования, законодательная техника и юридическая терминология идущая от римского права.

Понятие права, различные подходы к его определению.

Существуют различные подходы к пониманию права:

1. нормативный – право – система норм, правил поведения общеобязательных, формально определенных исходящих от государства, охраняемых им, регулирующих общественные отношения. Суть: право рождается государством.

2. социологический – правом может называться только нормы существующие независимо от государства соответствующие принципам справедливости, гуманизма, нормы эти зарождаются в недрах общества, на основе естественного права, а государство должно их познавать, находить и воплощать в законе. Критика – отсутствует критерий правового и не правового поведения, сложность в применении мер ответственности.

3. филосовский – право мера внутренней свободы.

Признаки права: 1. общеобязательность – право является единственной системой общественных норм, 2. формальная определенность права – право четко сформулировано и чаще всего закреплено письменно, 3. охраняемые государством – обеспеченность исполнения принудительной силой государства,

4. законность – иерархия подчиненности норм, соотношение норм, 5. нормативность – правило поведения общего характера, распространяющееся на всех субъектов права, предназначенным для многократного применения, 6. регулирует общественные отношения.

Сущность права – внутренняя устойчивая качественная основа отражающая его природу и назначение в обществе.

Основные подходы к пониманию сущности права: 1. марксисткий (классовый) – сущность права, это возведенная в закон воля экономически господствующего класса, 2. социологическая сущность права – реальные общественные отношения, которые складываются в социальном неоднородном обществе,3. филосовский – право – это социальная свобода соединенная с социальной ответственности.

 

Монархия: понятие и виды.

Форма правления – организация верховной гос-ой власти, порядок образ-ия ее органов и их взаимоотнош-ия с населением.

Монархия – форма правления гос-ва- форма организации гос-ой власти, при к-ой власть формально или фактич-и принадлежит единому властителю, главе гос-ва монарху, власть к-го пожизненна и передается по наследству.

Виды:

1. абсолютная (неограниченная)-монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган. 2. ограниченная монархия – власть монарха ограничена представительным органом Парламентом или Конституцией. Делится на виды: 2.1. дуалистическая – монарх исполнительная власть, законодательная власть – Парламент (Марокко, Иордания) 2.2.конституционная –имеется Конституция в которой закреплено ограничение власти монарха 2.3.парламентская – у Парламента большая власть, Правительство формируется Парламентом, лидер партии возглавляет правительство (Великобритания, Япония), монарх правит, но не властвует.

Монархия – традиционная форма власти, стабильная.

 

 

Теория естественного права.

В ее основе лежат следующие идей:1. Политич-ая и пр-ая жизнь общества должна соответ-ть требо-ям естест-о права, вытекающих из природы чел-ка и граж-на. В этой связи действующее в гос-ве законод-во призвано закреплять и обеспеч-ть права и свободы людей, обусловленные их естественной природой. 2. Теория естес-го права покоится на признании цивилизации, ко-ые имеют приоритетное значение. Идеи справедливости, добра, неотчуждаймости прав и свобод чел-ка господство разума и т.п. – вот тот не полный перечень ценностей, которые д.б положены в основу существ-ия общества и гос-ва. 3. Естест-ое выводится из разумной природы чел-ка, из свободы его воли, цивилизованного способа существов-ия в опред-ом сообществе. Причем чел-ку не даруются властью права и свободы они принадлежат ему от рождения и должны беспрепятственно осуществляться

 

Акты применения права: понятие, состав и виды.

Акт применения права – индивидуальное государственно властное веление, предписание вынесенное в результате разрешения юридического дела.

Признаки: 1. принимается компетентным органом гос-ва, должностного лица, 2. веление носит обяз-ый государственно властный характер, общеобязательный, 3. правоприменительный акт индивидуализирует общую норму права применительно к конкретной ситуации и конкретного лица, он определяет юр-ие права и обяз-ти конкретного лица, 4. правоприменительные акты как правило имеют документальную письменную форму, 5. выступают как юр-ие факты (влекут изменение, прекращение правоотношений).

Структура правоприменительного акта: 1. вводная часть (наименование акта, дата и место издания, указание на орган принявший этот акт) 2. описательная часть (есть не всегда) – излагаются фактические обстоятельства дела, существо спора 3. мотивировочная (сложная) - излагаются мотивы принятия такого решения 4. резолютивная- окончательный вывод по делу (краткая, четкая).

Виды правоприменительного акта: 1. по субъекту правоприменения:

- правоприменительные акты органов исполнительной власти

- правоприменительные акты органов правосудия

- правоприменительные акты контрольно- надзорных органов

- правоприменительные акты органов законодательной власти

2. по отраслям права: - правоприменительный акт гражд., угол. права и т.д.

3. по характеру правоприменительного акта: - запрещающие, - обязывающие, - управомочивающие, - удостоверяющие

4. по способу выражения: - акты документы, - акты символы, - акты действия

5. по наименованию: приговоры, решения, приказы, указы Президента, протоколы, предупреждения и т.д.

Каждый акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, кот-ый составляется в соответствии с требованиями использ-ия юр-ой терминологии, четких юр-их конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юр-ую работу, вносят в нее необходимую определенность, юр-ую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в спец-ых юр-их науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного. Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соот-го органа, так и формы выражения этого дей-ия. Причем в сфере управления такой формой м.б и соот-ие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности.

 

 

Виды относительной самостоятельности государства: обычная относительная самост-ть и чрезвычайная.

Обычная – гос-во выражая интересы класса или опред-ой соц-ой

группы или нескольких соц-ых групп одновременно обеспечивает свои собственные интересы, интересы правящей элиты – группы управленцев (Гос. Дума)

Чрезвычайная относительная самостоятельность –возникают в период обострения противоречий общества, в период признанных моментов истории.

1.сопровождается массовыми репрессиями, нарушения закона, фальсификация итогов выборов;2.игнорирование решений, представительных органов, конституционных, решения судов,

демагогия – попытка прикрыть собственные интересы, попытка представить эти решения интересамь;3.делегитимация власти – потеря доверия у населения;4.усиление позиций бюрократии, военщины, чиновничества;5.неустойчивость такого государства. Оно существует какой то период времени, из-за режима диктатуры (личной), подавление инакомыслия.

Иногда происходит особая форма исключ-ой или чрезвычайной самост-ти отдельных звеньев гос-го механизма, отдельных органов, прежде всего чрезвычайных даже по отнош-ию к другим частям.

 

 

5.Романо – германская правовая семья (общая характеристика).

Правовая семья обозначает группу правовых систем имеющих сходные юр-ие признаки. Существуют различные классификации правовых систем (по религии, расам) одна из наиболее распространенных классификаций учитывает стиль права:

1.происхождение и эволюцию правовой системы 2.своеобразие юридического мышлении 3.специфические правовые институты 4.природа источников права 5.идеологические факторы.

Романо – германская правовая семья – система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии, Япония, Россия. Эта правовая семья возникла на основе римского права, а также на церковных и местных обычаях.

Во всех странах этой семьи существуют Конституции, действуют гражданские, уголовные, гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные кодексы.

Источники права: - писанное право, которое выражается в юр-их нормах, сформулированных в законод-ых актах гос-ва. В ряде стран международным договорам придается большая юридическая сила, чем законам государства.

В основу права Франции положены кодексы наполеоновской эпохи. Источники права делятся на основные – нормативно – правовые акты и дополнительные – судебные решения, которые в последнее время превращаются в источник права.

В Германии основу права составляют кодексы. Судебная практика как источник права прежде всего связана с деятельность Конституционного суда, решения которого равны закону, а толкование законов обязательно для всех органов, включая и суд.

Романо – германской правовой семье присуще следующее: верховенство закона, деление права на отрасли, кодификация основных сфер правового регулирования, законодательная техника и юридическая терминология идущая от римского права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.105 с.)