Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).



Конфедерация союз суверенных государств, образовавшихся для решения совместных политических, экономических или военных задач (Германия – вторая половина XIX в.).

Признаки:

· союз суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей;

· непрочное временное образование;

· отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий входящих, в ее состав государств);

· отсутствие единого гражданства;

· право свободного выхода субъектов из конфедерации;

· бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов;

· в предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов;

· армия состоит из военных контингентов государственных членов конфедерации.

Исторические факты подтверждают то обстоятельство; что конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный характер, они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.

Содружество весьма редкое организационное объединение государств, характеризуется наличием общих признаков. Их признаки могут касаться:

1. экономики (одинаковая форма собственности);

2. права (уголовного и т.д.);

3. языка;

4. культуры;

5. религии (но не всегда).

В основе содружества может лежать международный договор, устав, декларация, иные юридические акты. Члены содружества - полностью независимые, суверенные государственные субъекты международных отношений. Могут создаваться и надгосударственные органы для координации действий государств.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав содружества и т.п.).

Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество государств, например НАТО, ООН. В его основе лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. В сообщество государств могут входить ассоциированные члены государств, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. В сообществе может быть свой бюджет, надгосударственные органы.

 

  1. 23. Политический режим и его виды.

Политический режим (в узком смысле) – совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть.

Политический режим (в широком смысле) – уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальной конституции и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам гос-ной и общ-ной жизни.

Понятие политический режим включает в себя следующие признаки:

1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно народом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

10) тип политического поведения;

11) характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

17) мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

18) существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Виды политического режиманедемократический и демократический.

При недемократическом режиме происходит сосредоточение всей государственной власти в руках одного человека - диктатора или группы лиц хунты. Власть отправляется грубыми насильственными методами, часто неэкономическими принципами. Недемократический режим делится на:

· деспотический;

· тиранический;

· олигархический (власть немногих);

· аристократический (предоставление широких прав и свобод рабовладельцам и лишение всех прав рабов);

· авторитарный (устанавливающий режим личной власти);

· тоталитарный (наличие одной официальной идеологии, которая формируется и задается политической партией, политическим лидером);

· фашистский (представлениями о превосходстве одних наций над другими).

При демократическом режиме государственная власть действует в интересах всего общества. Этот вид режима делится на:

· социально-демократический –ценности: государство поддерживает людей, которые не могут работать;

· либерально-демократический – общечеловеческие ценности: свобода, разум, братство, равенство; государство не вмешивается в экономику;

· парламентский – передача власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего равного избирательного права.

  1. 24. Понятие и классификация функций государства.

Функции государства основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся на :

· постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства):

· временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи);

В зависимости от значения функции государства делятся на:

· основные;

· неосновные.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются на:

· внутренние;

· внешние.

К внутренним функциям современного государства можно отнести следующие:

· охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;

· экономическая;

· налогообложения;

· социальной защиты;

· экологическая;

· культурная.

К внешним функциям современного государства можно отнести следующие:

· оборона страны;

· поддержание мирового порядка;

· сотрудничество с другими государствами и т.п.

 

15. 25. Внешние функции государства.

Функции государства это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся на :

a. постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства):

b. временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи);

В зависимости от значения функции государства делятся на:

· основные;

· неосновные.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются на:

· внутренние;

· внешние.

Внешние функции государства это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести:

1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов);

2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, усилению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов);

3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств) и т.п.

 

16. 26. Внутренние функции государства.

Функции государства это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся на :

a. постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства):

b. временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи);

В зависимости от значения функции государства делятся на:

· основные;

· неосновные.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются на:

· внутренние;

· внешние.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1. функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества);

2. экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями);

3. функцию налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);

4. функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — инвалидов, пенсионеров, студентов и др.; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

5. экологическую функцию;

6. культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра и пр.).

 

17. 27. Формы и методы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства это виды деятельности органов государства по осуществлению его функций.

Выделяют правовые и организационные формы. К правовым формам относят:

1. правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нормативных актов);

2. правоприменительную (деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

3. правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.).

К организационным формам относят:

1. организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.);

2. организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.);

3. организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пр.).

Методы осуществления функций государства это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функций. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.

 

18. 29. Понятие и значение механизма государства.

Механизм государства —система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.

В юридической науке понятия механизм государства и государственный аппарат употребляются как синонимы. В понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.).

Характерные черты механизма государства:

а) он представляет собой систему. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д.;

б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;

в) основным элементом механизма государства выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

г) является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть.

Структура механизма государства включает в себя:

1. государственные органы (парламент, президент, правительство, ми­нистерства, ведомства, губернаторы, ад­министрации краев и областей и т,п.);

2. государственные организации — такие, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3. государственные учреждения — такие подразделения механизма государства, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница);

4. государственные предприятия — такие подразделения механизма государства, которые осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (казенные заводы, фабрики);

5. государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;

6. организационные и финансовые средства, принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические, религиозно-нравственные особенности), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы.

 

19. 30. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.

Государственный орган —составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

Признаки государственных органов:

· образуются в законодательном порядке;

· являются самостоятельными элементами государственного аппарата;

· взаимодействуют между собой.

Классификация государственных органов.

По порядку их создания и характеру выполняемых ими задач:

· представительные (законодательные) — дума, собрание, совет и др.;

· исполнительные — глава государства, глава правительства, министерства, местные исполнительные органы;

· судебные (правоохранительные) органы.

По структуре или способу организации:

· простые — не имеют внутреннего подразделения, нотариат;

· сложные — обладают соответствующей структурой организации, министерства, ведомства.

В зависимости от территориальной сферы деятельности:

· федеральные;

· субъекты Федерации (региональные);

· местные;

По характеру полномочий:

· органы общей компетенции (Правительство РФ);

· органы специальной компетенции (МВД России).

В зависимости от порядка формирования:

· наследственные (монарх, отчасти палата лордов в Великобритании);

· избираемые (представительные органы);

· формируемые другими государственными органами.

По порядку осуществления компетенции:

· коллегиальные (Федеральное Собрание РФ);

· единоличные (Президент РФ).

 

20. 32. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.

Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы — это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Такими принципами могут выступать:

1. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

2. принцип демократизма;

3. принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную;

4. принцип законности;

5. принцип гласности;

6. принцип федерализма;

7. принцип профессионализма;

8. принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;

9. принцип сочетания выборности и назначаемости;

10. принцип иерархичности (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Признаки государственных органов:

· образуются в законодательном порядке;

· являются самостоятельными элементами государственного аппарата;

· взаимодействуют между собой.

Классификация государственных органов.

По порядку их создания и характеру выполняемых ими задач:

· представительные (законодательные) — дума, собрание, совет и др.;

· исполнительные — глава государства, глава правительства, министерства, местные исполнительные органы;

· судебные (правоохранительные) органы.

По структуре или способу организации:

· простые — не имеют внутреннего подразделения, нотариат;

· сложные — обладают соответствующей структурой организации, министерства, ведомства.

В зависимости от территориальной сферы деятельности:

· федеральные;

· субъекты Федерации (региональные);

· местные;

По характеру полномочий:

· органы общей компетенции (Правительство РФ);

· органы специальной компетенции (МВД России).

В зависимости от порядка формирования:

· наследственные (монарх, отчасти палата лордов в Великобритании);

· избираемые (представительные органы);

· формируемые другими государственными органами.

По порядку осуществления компетенции:

· коллегиальные (Федеральное Собрание РФ);

· единоличные (Президент РФ).

 

21. 34. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные нормы права, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые применяются и охраняются судебной властью.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он один правомочен выражать волю народа в форме закона.

Структура парламента:

двупалатная — нижняя и верхняя палаты;

однопалатная (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные, временные и смешанные), которые призваны обеспечивать эффективную деятельность законодательного органа. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов

Полномочия парламента:

· решение финансовых вопросов: установление налогов;

· контроль над органами исполнительной власти: участвует в назначении различных должностных лиц и органов (назначение главы государства, главы правительства и кабинета);

· издание законов самостоятельно или совместно с главой государства;

· участие во внешнеполитическом процессе;

· решение вопросов обороны;

· осуществление определенных судебных функций: привлечение президента, членов правительства к судебной ответственности.

Другими государственными органами, имеющими представительный характер, являются местные органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов). Избираются населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны местные предприятия, местный бюджет, пожарной безопасности и др.

Законодательные органы в России избираются населением государства.

Высший законодательный (представительный) орган России — Федеральное Собрание РФ, состоящее из Сов. Фед. и Гос.Думы. В Сов.Фед. входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Общее число его членов составляет 178 чел.

Гос.Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на четыре года. Гос.Дума вносит законопроекты, принимает федеральные законы, которые в течение пяти дней передаются на рассмотрение Сов.Фед. Каждая из палат принимает свой регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных регламентом, они вправе проводить закрытые заседания. Гос.Дума проводит две сессии: весеннюю и осеннюю.

Один день в неделю отведен для парламентских слушании, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие государственные проблемы, В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Госю.Думы с избирателями.

На заседаниях Сов.Фед. в первоочередном порядке рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятые Гос.Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Сов.Фед. и другие проблемы государственной жизни.

Классификация законодательной власти в России – Фед.Собр. РФ (федеральные органы) и законодательные органы субъектов Федерации.

 

22. 35. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Классификация исполнительной власти:

· глава государства;

· Правительство;

· федеральные органы исполнительной власти;

· исполнительные органы субъектов Федерации;

· областная администрация;

· органы местного самоуправления.

Глава государства. В большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх.

В отношении парламента глава государства обладает рядом прав:

· правом созыва сессий,

· роспуска нижней палаты,

· назначения членов верхней палаты,

· утверждения и опубликования законов,

· в некоторых случаях правом вето.

В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент. Основные полномочия президента сводятся к следующему:

· принимает иностранных дипломатических представителей, назна­чает послов;

· ратифицирует международные договора и соглашения;

· является главнокомандующим вооруженными силами страны.

В ряде стран в соответствии с конституционным законодательством президент имеет право:

· распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв;

· отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента;

· назначать и смещать министров (секретарей) и всех высших гражданских и военных чиновников (США);

· издавать указы, которые регулируют разнообразные стороны государственной жизни и являются актами высшей исполнительной власти (США).

В парламентской республике роль президента значительно скромнее: Он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства, без подписи которого акты президента не имеют юридической силы.

Глава государства в России — Президент (ст.80 Конст. РФ).

Президент РФ:

· принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности;

· обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

· определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

· представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Президент РФ с согласия Гос. Думы, Фед. Собрания РФ назначает Председателя Правительства РФ, председателя Банка России, председателя Счетной палаты РФ. Президент РФ назначает министров, заместителя Председателя Правительства. Председатель Правительства предлагает кандидатуры заместителя Правительства и министра.

Президент РФ представляет Совету Федерации Федерального Собрания РФ судей Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Высше­го Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора. Президент назначает судей других федеральных судов и имеет другие полномочия (ст. 83-90 Конст. РФ).

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ может быть отрешен от должности.

Правительство РФ высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

Виды правительств:

· коалиционное — в его состав входят представители двух и более партий;

· однопартийное — в его состав входят представители только одной партии.

Согласно Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Задачи Правительства РФ:

· Оно разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его ис­полнение;

· обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области культуры, науки, образования, социального обеспечения и т.п.;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности;

· осуществляет меры по обеспечению свободы граждан;

· осуществляет полномочия, возложенные на него Конст. РФ, федеральным законом и указом Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Перед вновь избранным Президентом РФ правительство слагает свои полномочия, а также может подать в от-: ставку.

Федеральные органы исполнительной власти:

· федеральное министерство;

· федеральная служба;

· федеральное агентство;

Исполнительные органы субъектов Федерации формируются субъектом Федерации, избираются населением субъекта.

Органы местного самоуправления (муниципальные органы) —исполнительные органы. Они осуществляют управленческую деятельность в рамках их полномочий, которые закреплены за ними законами.

 

23. 36. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

· Конституционный Суд РФ (разрешает дела в соответствии с Конституций РФ, разрешает споры о компетенции (между федеральными органами государственной власти), рассматривает дала, связанные с охраной Конституции РФ и дает ее толкование);

· Верховный Суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики);

· Высший Арбитражный Суд РФ (высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики);

· соответствующие суды субъектов федерации.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ). Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров Конституции. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

 

24. 37. Понятие и структура политической системы общества.

Политическая система общества это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Структуру политической системы составляют ее элементы и связи между ними.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1. политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения;

2. политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3. социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4. политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5. политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Выделяют следующие функции политической системы:

1. обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества (устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2. управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3. мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4. выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5. удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);.

6. интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7. политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8. легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

 

25. 38. Государство в политической системе общества.

Государство - это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих) в пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.188 с.)