Общая характеристика социальных норм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика социальных норм



Вопросы для самопроверки

при подготовке к экзамену по теории государства и права

1. 1. Предмет теории государствам права.

Каждая наука имеет свой предмет исследования. В качестве предмета ТГП можно назвать:

1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Предметом ТГП будут выступать основные государственно-правовые закономерности:

· возникновение государства и права;

· смена их исторических типов;

· развитие их сущности;

· эволюция форм государства и права;

· построение системы органов государства и системы права;

· осуществление функций государства и права;

· развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;

· соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;

· развитие самой юридической науки.

2) Система основных понятий юриспруденции. К таким понятиям относятся: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, подотрасль и отрасль права, систему права и систему законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права, юридическую практику и правонарушение, законность, и правопорядок, юридическую ответственность и наказание, правовую политику и правовую жизнь и т.д.

Особенностью предмета теории государства и права является и то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

 

2. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

Научные дисциплины условно можно подразделить на:

1. технические (механика);

2. естественные (физиология);

3. гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.

Юридические науки относятся к гуманитарным наукам, можно подразделить на виды:

· ТГП;

· историко-правовые науки (ИГП, история политических и правовых учений);

· отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, уголовное право);

· прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология).

Теория государства и права тесно взаимодействует с философией, активно используя ее методы и категории. ТГП дает материал о государстве и праве для философских обобщений.

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом. Различие: что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п.

По отношению к отраслевым юридическим наукам выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Во-вторых, исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, правонарушение). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

Особенность ТГП как науки состоит в том, что она является:

· гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — государство и право (отличается от технических и естественных наук);

· политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (отличается от других гуманитарных наук);

· теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (отличается от других юридических наук).

2. 3. Функции теории государства и права.

Обычно выделяют:

С помощью онтологической функции познает существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

Гносеологическая функция состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий.

С помощью эвристической функции открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов.

Прогностическая функция проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности.

Будучи фундаментальной наукой, выполняет и методологическую функцию создает систему понятий и категории, применяющуюся во всех иных юридических науках.

Осуществляя идеологическую функцию приводит в систему идеи о государстве и праве.

Организационно-прикладная функция проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни.

  1. 4. Методология теории государства и права.

Методология – учение о научном методе познания;

Методы познания – это принципы, способы, приемы познания.

Принципы познания — это те исходные, отправные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета.

Существуют философские, общенаучные и частныеметоды изучения государства и права.

Философские методы составляют методологическую основу ТГП. Говорят на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука.

Диалектико-материапистический метод изучает все, что доступно знанию. Осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности.

Идеалистический метод (существование государства и права либо с объективным разумом, либо с сознанием человека, его переживаниями):

· прагматизм — философское учение;

· интуитивизм —направление в философии;

· аксиологический подход — анализ государства и права как специфических ценностей.

Общенаучные методы применяются на отдельных стадиях научного познания:

· методы анализа и синтеза (анализ — метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо; синтез—метод исследования какого-нибудь явления в его единстве);

· метод формализации (позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы;

· методы индукции и дедукции (индукция —умо­заключение от фактов к некоторой, дедукция—цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

· системный метод изучает государство и право, государственно-пра­вовые явления с позиции их системности;

· функциональный метод (выяснение функций государства и права и их элементов);

· герменевтический метод (текст нормы есть документ особого мировоззрения автора, и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому):

Частные методы изучения государства и права используются в рамках определенной науки, т.е. позволяют непосредственно получить конкретные знание по вопросам государства и права.

Специальные неюридические методы:

· статистические (позволяет получить объективные знания на основе объективных фактов);

· методы структурного анализа (строение, внутреннее устройство);

· общие социальные методы (анкетирование, тестирование, опросы);

· кибернетические (об общих закономерностных процессах управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе);

Специальные юридические методы:

· формально-логические или догматические (догма — мнение, учение, постановление;

· сравнительный метод (в государственно-политической и правовой практике невозможно без сопоставления сходных объектов познания;

· исторический (основной способ познавания права и государства, политических и правовых учений.

 

  1. 5. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

Общая характеристика власти

Общество возникло гораздо раньше государства. Начальным этапом исторического процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий период времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств.

Первобытнообщинный строй был самым длительным – этапом истории человечества.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

· наличие примитивных орудий и неспособность человека без помощи выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Экономически все были равны;

· экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала чертами:

1. базировалась на семейных отношениях, основой организации общества был род (родовая община). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться — «первобытнообщинный строй», а его социальная организация — родоплеменной. Социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его, волю и базировалась на кровных связях;

2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (субъект и объект власти совпадали);

3. опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4. органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, сходы), так и его представители (старейшины, советы старейшин), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Виды социальных норм.

Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и коллектив охотников или игроков в карты. Корпоративные правила устанавливаются членами сообщества, выражают их коллективную волю, защищают их общие интересы. Корпоративные правила могут и не иметь документальной фиксации. Отличительным признаком является их локальный характер, то есть отсутствие общеобязательности. Они обязательны только для членов данного коллектива. К нарушителям применяются меры воздействия - исключение из коллектива.

Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Ответственность за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников

Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни.

Соц. нормы м. б. классифицированы по различным основаниям:

1. По источнику возникновения различают: обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридические.

2. По сфере урегулирования общественных отношений: выделяют политические, организационные, эстетические и правовые нормы.

3. По способу выражения: письменные и устные соц. нормы.

 

2. 51. Понятие и признаки права.

Право - совокупность общеобязат-х, формально-определенных норм, кот-е выражают гос. волю общества, ее общечеловеческий и классовый хар-р; издаются или санкционируются гос-вом и охраняются от нарушений возможностью гос. принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Признаки права.

1) Нормативность. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно, они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами.

2) Формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию.

3) Системность. Право –система норм или правил поведения. Это строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения.

4) Связь с гос-вом. Создавая нормы права, гос-во действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

5) Интеллектуально - волевой характер. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.

6) Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государственное принуждение подразделяется на: физическое и психическое.

Под физическим принуждением: заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.

При психологическом принуждении на первом плане стоит страх подвергнуться мерам.

7) Общеобязательный характер. Н епременность выполнения всеми членами общества.

 

Естественно-правовая теория

Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.

Основные идеи:

Ø в рамках данной доктрины разделяются право и закон;

Ø отождествляются право и мораль (справедливость, свобода, равенство определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

Ø источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

Достоинства:

это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

в ней замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом;

провозглашает источником прав человека природу либо Бога.

Слабые стороны:

такое понимание права уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного;

такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием.

Историческая школа права

Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др.

Основные идеи:

Ø право - историческое явление, которое возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

Ø право - это прежде всего правовые обычаи (правила поведения, влекущие за собой юридические последствия);

Ø представители отрицали права человека;

Достоинства:

впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права;

справедливо подчеркивается тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны.

теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

Марксистская теория права

Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

Основные идеи:

Ø право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса;

Ø содержание классовой воли определяется характером материальных производственных отношений;

Ø право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Достоинства:

представители выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

обратили внимание на тесную связь права с государством.

Слабые стороны:

преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;

слишком жестко связывали право с материальными факторами.

Права человека.

Права человека -неотъемлемые свойства и возможности, определяющие меру его свободы, закрепленные в правовых нормах, нравственных и политических правилах, религиозных догматах; возможности использования человеком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов; пределы осуществления государственной вла­сти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов; способ защиты человечества от глобальных угроз его существованию.

Права Человека можно классифицировать:

1. в зависимости от содержания на:

· гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, и др.);

· политические (право избирать и быть избранным во властные структуры и др.);

· экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, отдых и др.);

· социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства и др.);

· культурные (право на образование, на участие в культурной жизни и др.).

2. в зависимости от соподчиненности на:

· основные (участвовать в управлении обществом и государством);

· дополнительные (избирательное право).

Вопросы для самопроверки

при подготовке к экзамену по теории государства и права

1. 1. Предмет теории государствам права.

Каждая наука имеет свой предмет исследования. В качестве предмета ТГП можно назвать:

1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Предметом ТГП будут выступать основные государственно-правовые закономерности:

· возникновение государства и права;

· смена их исторических типов;

· развитие их сущности;

· эволюция форм государства и права;

· построение системы органов государства и системы права;

· осуществление функций государства и права;

· развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;

· соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;

· развитие самой юридической науки.

2) Система основных понятий юриспруденции. К таким понятиям относятся: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, подотрасль и отрасль права, систему права и систему законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права, юридическую практику и правонарушение, законность, и правопорядок, юридическую ответственность и наказание, правовую политику и правовую жизнь и т.д.

Особенностью предмета теории государства и права является и то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

 

2. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

Научные дисциплины условно можно подразделить на:

1. технические (механика);

2. естественные (физиология);

3. гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.

Юридические науки относятся к гуманитарным наукам, можно подразделить на виды:

· ТГП;

· историко-правовые науки (ИГП, история политических и правовых учений);

· отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, уголовное право);

· прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология).

Теория государства и права тесно взаимодействует с философией, активно используя ее методы и категории. ТГП дает материал о государстве и праве для философских обобщений.

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом. Различие: что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п.

По отношению к отраслевым юридическим наукам выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Во-вторых, исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, правонарушение). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

Особенность ТГП как науки состоит в том, что она является:

· гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — государство и право (отличается от технических и естественных наук);

· политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (отличается от других гуманитарных наук);

· теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (отличается от других юридических наук).

2. 3. Функции теории государства и права.

Обычно выделяют:

С помощью онтологической функции познает существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

Гносеологическая функция состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий.

С помощью эвристической функции открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов.

Прогностическая функция проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности.

Будучи фундаментальной наукой, выполняет и методологическую функцию создает систему понятий и категории, применяющуюся во всех иных юридических науках.

Осуществляя идеологическую функцию приводит в систему идеи о государстве и праве.

Организационно-прикладная функция проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни.

  1. 4. Методология теории государства и права.

Методология – учение о научном методе познания;

Методы познания – это принципы, способы, приемы познания.

Принципы познания — это те исходные, отправные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета.

Существуют философские, общенаучные и частныеметоды изучения государства и права.

Философские методы составляют методологическую основу ТГП. Говорят на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука.

Диалектико-материапистический метод изучает все, что доступно знанию. Осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности.

Идеалистический метод (существование государства и права либо с объективным разумом, либо с сознанием человека, его переживаниями):

· прагматизм — философское учение;

· интуитивизм —направление в философии;

· аксиологический подход — анализ государства и права как специфических ценностей.

Общенаучные методы применяются на отдельных стадиях научного познания:

· методы анализа и синтеза (анализ — метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо; синтез—метод исследования какого-нибудь явления в его единстве);

· метод формализации (позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы;

· методы индукции и дедукции (индукция —умо­заключение от фактов к некоторой, дедукция—цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

· системный метод изучает государство и право, государственно-пра­вовые явления с позиции их системности;

· функциональный метод (выяснение функций государства и права и их элементов);

· герменевтический метод (текст нормы есть документ особого мировоззрения автора, и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому):

Частные методы изучения государства и права используются в рамках определенной науки, т.е. позволяют непосредственно получить конкретные знание по вопросам государства и права.

Специальные неюридические методы:

· статистические (позволяет получить объективные знания на основе объективных фактов);

· методы структурного анализа (строение, внутреннее устройство);

· общие социальные методы (анкетирование, тестирование, опросы);

· кибернетические (об общих закономерностных процессах управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе);

Специальные юридические методы:

· формально-логические или догматические (догма — мнение, учение, постановление;

· сравнительный метод (в государственно-политической и правовой практике невозможно без сопоставления сходных объектов познания;

· исторический (основной способ познавания права и государства, политических и правовых учений.

 

  1. 5. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

Общая характеристика власти

Общество возникло гораздо раньше государства. Начальным этапом исторического процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий период времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств.

Первобытнообщинный строй был самым длительным – этапом истории человечества.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

· наличие примитивных орудий и неспособность человека без помощи выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Экономически все были равны;

· экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала чертами:

1. базировалась на семейных отношениях, основой организации общества был род (родовая община). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться — «первобытнообщинный строй», а его социальная организация — родоплеменной. Социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его, волю и базировалась на кровных связях;

2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (субъект и объект власти совпадали);

3. опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4. органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, сходы), так и его представители (старейшины, советы старейшин), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Общая характеристика социальных норм

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлась то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Их называют «мононормами». Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п.

Признаки социальных норм, существовавших в догосударственный период:

1. регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных;

2. считались главным образом обычаями;

3. существовали в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4. обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения и принуждения;

5. ведущим в них способом регулирования выступал запрет;

6. были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, человек являлся частью природы;

7. выражали интересы всех членов рода и племени.

 

3. 6. Происхождение государства.

Государство политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Причины возникновения государства:

· в теологической (божественная сила);

· в договорной (сила разума, сознания);

· в психологической (факторы психики человека);

· в органической (биологические факторы);

· в материалистической (социально-экономические факторы);

· в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

во-первых, на процесс происхождения влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, и т.п.);

во-вторых, мыслители жили в разные исторические эпохи и, разумеет­ся, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;

в-третьих, ученые брали для иллюстрации своих идей регионы, в которых они проживали,- игнорируя другие регионы;

в-четвертых, мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, не замечали влияния на развитие общества других факторов;

в-пятых, на взгляды авторов влияли их философские и идеологические пристрастия.

 

4. 7. Происхождение права.

Право как социальный институт возникает практически одновременно с государством.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя путями:

1. превращение мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование государством;

2. правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы — нормативных актов (законов);

3. формирование судебного права, состоящего из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов).

Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, постепенно складывались в единую и внутренне согласо­ванную правовую систему конкретного общества.

Обычаи содержались в сознании людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения.

 

5. 8. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская).

Теологическая (божественная) теория является одной из первых и, объясняющая возникновение божественной волей. Ее представителями были Аквинский, Маритен. Они сравнивали процесс возникновения, развития государства и права процессу сотворения Богом мира.

Она отстаивает идеи вечности государства. Теологическую теорию нельзя доказать, равно как и опровергнуть.

Патриархальная теория возникла в древности. Ее основоположни­ками являются Аристотель, Конфуций. Распространение теория получила в VII - VIII вв.

Смысл в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет к появлению поселений, затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть – это продолжение власти отца. Вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

Договорная теория. Развитие получила в VII—VIII вв, впервые была высказана в Индии и в Древнем Китае. Известными представителями были Гроций, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Дидро, Радищев и др.

До появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному: свобода и равенство всех членов общества (Локк), война всех против всех (Гоббс), всеобщее благоденствие — «золотой век» (Руссо) и т.п.

Чтобы защитить человека, гарантировать ему нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государств, добровольно передавая ему часть своих прав.

Органическая теория. Основоположником является Спенсер (вторая половина XIX в.). Государство есть продукт развития как органического вещества, развивающегося с низшей стадии.

Теория насилия возникает в XIX веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия.

Основоположником теории внутреннего насилия является Дюринг. Государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Основоположниками теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский. Объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого.

Марксистско-ленинская теория, созданная Марксом, Энгельсом, Лениным, объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономики.

Марксистско-ленинская теория происхождения государства включает два подхода:

1. господствующая в советской науке роль отводилась возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримой классовой борьбе. Государство возникает как продолжение этой непримиримости;

2. в результате экономического развития усложняется само общество, его производительные и распределительные сферы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.162.113 (0.175 с.)