Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место ТГП в системе других наук.

Поиск

Предмет и объект ТГП.

Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования.

Наука - это не только сами истины (достоверные, объективные, апробированные знания), но и деятельность по их постижению, систематизации, а также по оптимальному использованию на практике.

Теория государства и права - фундаментальная наука правоведения, которая изучает сущность, содержание и формы государственно-правовой системы общества, основные закономерности ее функционирования и развития.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. П редметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования го­сударства и права, а также система основных понятий юриспру­денции.

Данная наука изучает возникновение, развитие и функциониро­вание не конкретного государства и права, а государственности во­обще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридичес­кий факт и т.д.).

Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как допол­няющие друг друга социальные институты.

 

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет науки есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками (как юридическими, так и не юридическими - философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.).

В качестве предмета теории государства и права выступают два следующих блока объективной действительности.

1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Закономерность есть объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями. Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:

- возникновение государства и права;

- их развитие;

- построение системы органов государства и системы права;

- осуществление функций государства и права;

- расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты;

- укрепление принципов демократии, законности и правопорядка;

- развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;

- соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;

Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки, присущие государству и праву любого общества. Теория государства и права изучает в обобщенном виде все государства и все правовые системы, независимо от их временных и пространственных характеристик. Поэтому в ней сконцентрированы существенные достижения научной мысли о государстве и праве, все теоретически значимое о данных социальных институтах.

2. Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для "себя", но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права, и т.д.

Особенностью предмета теории государства и права является и то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

Содержание и структура ТГП.

Теория государства и права - фундаментальная наука правоведения, которая изучает сущность, содержание и формы государственно-правовой системы общества, основные закономерности ее функционирования и развития.

Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности.

Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо отличать друг от друга. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых как в рамках самого учебного процесса, так и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практикой знания.

Теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

Теория Государства и Права (ТГП) как наука - это совокупность концепций, теорий, идей по поводу государства и права.

Теория государства и права в период своего становления (конец 16 в.) называлась "энциклопедией права", "энциклопедией законоведения". Она испытала на себе влияние идей Аристотеля, Платона, Сократа, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, А.Н. Радищева, К.А. Неволина, М.А. Бакунина, К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и других мыслителей, определявших направление ее развития.

В России данная наука стала преподаваться в Московском университете в 18 в. Современное наименование она получила в конце 19 в. как результат осмысления учеными неразрывности государства и права. Среди дореволюционных представителей русской юридической науки, занимавшихся теорией государства и права, можно выделить С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, Д.И. Каченовского, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, Л.И. Петражицкого, А.Н. Хвостова, И.В. Гессена, П.А. Сорокина и многих других.

Структура (от лат. «structura» - строение, расположение, порядок) - это внутреннее деление объекта на относительно самостоятельные и устойчиво взаимосвязанные элементы. Структура данной науки состоит из двух (в некоторых источниках – из трех) крупных блоков (элементов):

1)теории государства;

2) теории права.

3) вводная часть.

Вместе с тем есть и некоторые общие проблемы, имеющие значение для этих частей (вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии, подходов к сущности и т.д.).

В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов. Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т. д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).

Методология ТГП.

Теория государства и права - фундаментальная наука правоведения, которая изучает сущность, содержание и формы государственно-правовой системы общества, основные закономерности ее функционирования и развития.

Методом науки - совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания. Метод - это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины.

Учение о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией (из двух греческих слов: "метод" (путь к чему-либо) и "логос" (наука, учение)). Таким образом, дословно "методология" - учение о методах познания.

 

1) Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.

А) метафизика (рассматривает государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями);

Б) диалектика (материалистическая и идеалистическая; последняя может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо с объективным разумом; субъективный идеализм - с сознанием человека, с договором; материалистическая диалектика - с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на классы).

 

2) Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.

А) Анализ - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.

Б) Синтез - изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

 

В) Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.

 

Г) Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его специфических норм, юридической ответственности.

 

Д) Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования (эксперименты по введению в регионах Российской Федерации судов присяжных).

 

3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук.

А) Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.

Б) Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка.

В) Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики (компьютеров) познать государственно-правовые явления.

Г) Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками.

4. Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими:

А) Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Задача заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства.

Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приемами. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Б) Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д. - в целях выявления их общих и особенных свойств (например, правовые системы Германии и России).

Происхождение права.

Право — система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (кон­кретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспе­чиваемых государством и направленных на урегулирование обществен­ных отношений

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффектив­ность действия друг друга. Как невозможно существование государ­ства без права (последнее организует политическую власть, высту­пает зачастую средством осуществления политики конкретного го­сударства), так и права без государства (которое устанавливает, при­меняет и гарантирует юридические нормы). Именно органы госу­дарства становятся основными структурами, контролирующими вы­полнение правовых предписаний и реализующими в случае их нару­шения соответствующие юридические санкции.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих клас­сов (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох).

Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего све­дения.

Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запре­тов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникно­вение права — следствие усложнения социальных связей, обостре­ния противоречий в обществе, с регулированием которых первобыт­ные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основ­ными путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы Обычного права и санкционирование их в этой связи силой госу­дарства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, — нор­мативных актов (законов, указов и т.п.);

3) прецедентное право, состоящее из конкретных решений (при­нимаемых судебными или административными органами и приобре­тающих характер образцов, эталонов для решения других аналогич­ных дел).

Форма правления

Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Ф орма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государствен­ной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения населением.

По формам правления государства подразделяются на монархии республики.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) срочность;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республикаx (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) — парламент, в смешанных (Фран­ция, Финляндия) — совместно президент и парламент.

 

Форма гос устройства

Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Форма национально-государственного и административно-тер­риториального устройства — это элемент формы государства, ха­рактеризующий внутреннюю структуру государства, способ его по­литического и территориального деления, обусловливающий опре­деленные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Различают следующие формы:

1) унитарную (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства как, например, в Польше, Франции);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органа­ми и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США; федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному принципу);

3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государствен­ный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рам­ках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой не­прочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) транс­формировалась в федерацию.

Появилась новая форма ассоциированного государственно объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств), форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Государственный режим

Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие не в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются а его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и государственный режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической

власти со стороны государства, но и со стороны политических пар­ий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для форми­рования представлений об основных системах власти. Именно исхо­дя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

 

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно народом;

6) положение средств массовой информации, степень гласное в обществе и прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

10)тип политического поведения;

11)характер политического лидерства;

12)учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

13)доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

14)степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15)принципы взаимоотношения общества и власти;

16)политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государст­венной безопасности и т.д.);

17)мера политического плюрализма, в том числе многопартий­ности;

18)существование реальных механизмов привлечения к полити­ческой и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание ка­тегории «политический режим».

 

Государство и церковь.

Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

 

В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». И в узком смысле под «церковью» понимают здание для от­правления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты.

В широком смысле «церковь» - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности ве­роучения и культа.

Главные признаки церкви:

а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

б) иерархический характер, централизация управления;

в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества.

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилеги­рованное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жиз­ни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Право­славной Церкви.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности на широкий круг объек­тов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в об­ласти брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образова­ния подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждени­ях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Герма­ния, Португалия и др.) характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуще­ствляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмеши­вается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовле­творением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юриди­чески закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права госу­дарства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Конституция РФ РФгласит: «1. Российская Феде­рация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения от­делены от государства и равны перед законом».

Согласно Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждому, нахо­дящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероис­поведания.

В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма.

Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле «секуляризация» означает процесс обращения церковной собственности в свет­скую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни.

Под «теократией» понимается форма государства, где поли­тическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященни­ка» (Ватикан и Иран).

Теократическая модель общественно-политического устройства предпо­лагает:

1. обо­жествление фигуры правителя.

2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что про­воцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористи­ческие акты и т. п.

3. Примат государства над обществом, отчуждение власти от общества и индивида и т. д.

4. Примат религии над правом: Например, такие мусуль­манские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без консти­туции - ее роль выполняет Коран.

5. В теократически организованном обществе существует не просто госу­дарственная религия, а религиозное государство, то есть государство пред­ставляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми ат­рибутами государственной власти.

6. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосре­доточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность ад­министрации.

7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.

8. Деспотические и абсолютистские формы правления.

9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.

10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.

11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д.

12. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые ут­верждают ценности ислама (Алжир, Египет).

Положительные резуль­таты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.

Государство и экономика.

 

Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

 

Государство и экономика тесно связаны между собой. Государство может способствовать развитию экономики либо тормозить ее развитие.

 

Советское государство осуществляло политику "планирования 1000 мелочей", то есть вмешивалось во все экономические процессы, пыталось ими управлять на всех уровнях, начиная от высшего и кончая конкретным заводом и совхозом.

 

Подобная экономическая политика лишала инициативы и самостоятельности, понижала заинтересованность исполнителей в результатах труда и тормозила предприимчивость наиболее способных людей. Эта политика была направлена на уравниловку и распределение материальных благ.

 

Буржуазные государства накопили богатый опыт регулирования социально-экономических процессов.

 

Специалисты выделяют три теории государственного регулирования экономики: 1) классическая экономическая теория (автор - английский экономист Ж. Сэй); 2) кейнсианская экономическая теория (автор - Дж. Кейнс); 3) монетаристская экономическая теория (автор - М. Фридман).

 

Эти теории признают, что конкурентная рыночная экономика должна функционировать под воздействием государства. Однако границы вмешательства государства в экономику разные теории определяют неодинаково.

 

Классическая экономическая теория отрицает необходимость какого-либо государственного вмешательства в экономику. Ее сторонники абсолютизируют способность рыночной экономики к саморегулированию. Эта теория была создана на стадии раннего капитализма и действовала до времени "великой экономической депрессии". Постулаты теории, согласно которой государство - "ночной сторож собственности", были справедливо поставлены под сомнение и отвергнуты на практике.

Эту теорию сменила концепция кейнсианства. Центральное положение этой теории заключается в том, что макроравновесие экономики может быть достигнуто только сочетанием саморегулирования и государственного регулирования. По мнению Джона Кейнса, государство должно осуществлять регулирование экономики как при уже свершившемся нарушении равновесия рынка, так и для предупреждения или блокирования неравновесия. Наиболее целесообразным использование кейнсианской теории является в экономике переходного периода.

Монетаристская экономическая теория предполагает ограниченное вмешательство государства в функционирование экономики. В соответствии с этим подходом задача государства заключается в установлении баланса денежной массы, находящейся в обращении, с суммарной стоимостью товарной массы. По мнению специалистов, монетаристская теория наиболее приемлема для стабильной экономики.
Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929—1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица. Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирования экономической жизни.
1. Правовые методы
Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

2. Финансово экономические методы
К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.
Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей).

3. Экономическое программирование
Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

 

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

1) Естественно-правовая концепция. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций 17-18 вв. (Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев и др.) Основной тезис - наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. На первое место в праве выдвигаются такие понятия, как свобода, равенство, справедливость и др.

2) Историческая школа права. Наибольшее развитие получила в конце 18-начале 19 вв. в трудах представителей немецкой историческо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.199 (0.019 с.)