Политика» и политика Аристотеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика» и политика Аристотеля.



ПОЛИТИКА (греч. politika - государственные и общественные дела) - сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами.

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике.Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политикипредполагает, по Аристо­телю, развитые представления о нравственности(добродете­лях), знание этики (нравов).Объектами политической науки являются прекрасное и спра­ведливое, но те жеобъекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает какначало политики, введение к ней.Аристотель различает два вида справедливости: уравниваю­щую и распределяющую.Критерием уравнивающей справедли­вости является «арифметическое равенство»,сферой примене­ния этого принципа — область гражданско-правовых сделок,возмещения ущерба, наказания и т. д. Распределяющая справедливость исходит изпринципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ подостоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения.Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими бла­гами(властью, почестью, деньгами).Основным итогом этических исследований, существенным для политики, являетсяположение о том, что политическая справедливость возможна лишь междусвободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеетцелью их самоудовлетворенность (автаркию). 30. «Идеальное государство» Платона. «Государство» — диалог Платона, посвящённый проблеме идеального государства. Написан в 360 г. до н. э.С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея). Государство Платона состоит из трех сословий:высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).Также в этом диалоге содержится систематика и краткий критический анализ видов государственного устройства[ (идеальное «государство будущего», которое пока не существует в него не входит), размещенных Платоном на шкале постепенной деградации, которая выглядит как эволюция во времени, но необратимость такой эволюции прямо не утверждается, и сам вопрос неизбежности деградации не поставлен явно, так что при желании эту деградацию можно считать лишь описанием некоторой тенденции. Вот эта шкала типов государства (от наилучшего к худшему):аристократия (справедливая власть меньшинства, лучших граждан)тимократия (несправедливая власть меньшинства — военных вождей, уважаемых граждан)олигархия (несправедливая власть меньшинства, богатых людей)демократия (справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства)тирания (несправедливая власть одного человека).

Государственная власть: понятие и признаки.

Согласно Цицерону, государство и право возникают не произвольно, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающим в том числе и веления природы человеческой. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем разуме и справедливости и возникает в результате достижения народом общности интересов и согласия в вопросах права. Причина образования государства — охрана собственности. В основе права лежит справедливость, главное требование которой — не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. Цицерон считал наилучшей формой государственного правления "смешанную", которая объединяла бы элементы демократии, аристократии и монархии, видя ее прообраз в государственном устройстве республиканского Рима (народное собрание, сенат, консулат). Важнейшим достоинством смешанной формы правления Цицерон считал прочность государства и правовое равенство его граждан.

Государственная власть: понятие и признаки.

Государственная власть – это публично-политические отношения господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на государственное принуждение.

Признаки:

распространяется на все общество;

носит публично-политический характер;

опирается на государственное принуждение;

осуществляется специальными лицами;

устанавливает систему налогов;

организует население по территориальному признаку;

характеризуется легитимностью (- это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой) и легальностью (- это юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам).

Принцип разделения властей: истоки теории и реализация в современных государствах.

Концепция разделения властей получила свою послед. И систематическую разработку в творчестве французского юриста Монтескье, но была сформулирована Д.Локком.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Сама по себе концепция разделения властей призвана служить целям демократии в государственном управлении, взаимному контролю властей, препятствовать попыткам авторитаризма. Однако опыт большинства современных государств, где принята эта концепция, свидетельствует, что успешное функционирование ветвей власти невозможно без их взаимозависимости и взаимодействия. Поэтому современная концепция организационно-правовой структуры власти все чаще получает новое звучание: единство, разделение, взаимный контроль и взаимодействие властей.

Такая постановка вопроса все чаще находит свое отражение в нормах новых конституций, хотя в качестве общего принципа она почти негде не зафиксирована в четкой формулировке. Наиболее полное выражение данный принцип получил в конституции Казахстана 1995 г. (п. 4 ст. 3

гласит: “Государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе конституции и законов в соответствии с принципами ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов”).

Выделяя особую роль органов законодательной власти в политической жизни общества и

государства, конституции отдельных стран специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является "единственным законным органом государства" (Конституция Японии 1947 г., ст. 41). Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в принимаемых парламентом законах.

В ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что “судебная власть исходит из народа и

осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону”. В ст. 92 Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что “судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе и судами земель”.

В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов,

окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что “судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом” (ст. 3, разд 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.005 с.)