Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридико-технические категорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К юридической технике принято также относить такие категории, как правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюди-ции. Правовая аксиома - это положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности. Например, "закон обратной силы не имеет", "субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность", "никто не может быть судьей в собственном деле", "из двух актов по одному и тому же вопросу действует акт, принятый вышестоящим органом, и акт, принятый позже, чем предыдущий". Правовая презумпция представляет собой предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом. Презумпции всегда носят предположительный характер. Это предположение не достоверное, но вероятное. Наиболее распространенными презумпциями являются презумпция невиновности, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативного акта и др. В юридической литературе выделяют два вида презумпций: общеправовые и отраслевые. К общеправовым презумпциям относятся те, которые приняты во всех или многих отраслях права и которые фактически стали правовыми принципами. Кроме перечисленных, к ним относятся: презумпция добропорядочности гражданина, презумпция правосубъектности вступающих в правовые отношения физических и юридических лиц. Что касается презумпций отраслевых, то они не достигли уровня презумпций-принципов и чаще всего имеют отраслевую принадлежность, например презумпция равных долей имущества супругов, нажитого в браке; презумпция отказа истца от своих требований при повторной неявке истца в суд без уважительных причин. Презумпции действуют до тех пор, пока они не будут опровергнуты, например презумпция невиновности. Но существуют неопровержимые презумпции, например презумпция непонимания несовершеннолетним (до 14 лет) общественной опасности своего деяния, если даже в силу раннего развития подросток мог сознавать общественную опасность совершенного им преступления. Однако Уголовный кодекс Российской Федерации исходит из презумпции неосознания до 14 лет характера совершенного деяния. Юридические фикции - это несуществующее положение, однако признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным. Фикции довольно широко применяются в действующем законодательстве. Так, согласно ст. 21 (ч. 3) ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим судом, считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда. В ч. 2 ст. 18 ГК РФ установлено время начала безвестного отсутствия лица. В уголовном праве юридической фикцией является положение о снятии судимости, если она погашена в установленном законом порядке. К фикциям можно отнести и освобождение от уголовной ответственности при деятельном раскаянии лица, хотя преступление им совершено. Юридические фикции как прием юридической техники представляют собой конструирование условной реальности, которая охраняется законом, закреплена в нормативном правовом акте и является обязательным предписанием. Юридические фикции позволяют установить определенность в правовых отношениях, так как с этими фактами связываются возникновение и прекращение правоотношений. Преюдиции (дословный перевод с латыни - отношение к предыдущему судебному решению) представляют собой обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда. Например, если судебным решением, вступившим в законную силу, установлена ответственность владельца источника повышенной опасности за причиненный вред, то в случае предъявления регрессного (встречного) иска владельцем этого источника к непосредственному причинителю вреда (например, при пользовании автомашиной по доверенности) факты, установленные в первом судебном процессе, имеют преюдициальное значение, т.е. не подлежат оспариванию. Другой пример: осуждение липа за хищение имущества может служить основанием для судебного решения по гражданскому иску о возмещении ущерба, причиненного данным хищением. Таким образом, факты и правоотношения, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, не могут оспариваться в другом процессе. При вступлении в законную силу решения стороны данного процесса и другие лица, участвовавшие в процессе, не могут вновь заявить в суде те же исковые требования и на том же основании. Но данный принцип действует только в отношении участвовавших в процессе сторон. Если же третьи лица имеют самостоятельные требования и по уважительным причинам не вступили в процесс, то в отношении этих лиц предыдущий судебный процесс не имеет преюдициального значения. Иначе говоря, третьи лица могут оспаривать факты, установленные предыдущим решением суда, в заседании которого они не участвовали. Но преюдициальность может вообще отпасть при пересмотре вступившего в законную силу решения по вновь открывшимся обстоятельствам. В юридической науке часто наблюдается инструментальный подход к юридической технике. Она рассматривается как совокупность лишь технических приемов в сфере правотворчества и правореализации. Но юридическая техника имеет не только прикладное, но и фундаментальное значение в правовой сфере. Это обусловлено прежде всего значением юридических категорий, понятий, конструкций, юридической терминологии, используемой в правотворчестве, при совершенствовании действующего законодательства, а также в процессе его применения. Овладение юридической техникой служит свидетельством высокой общей и правовой культуры законодателей, их профессионализма, компетентности и позволяет создать эффективно действующие нормативные правовые акты и реализовать их. Права человека Словосочетания «права человека» и «свободы человека» получили широкое распространение в эпоху революций XVII – XVIII вв., во время которых были выдвинуты политические требования, основанные на идеях свободы, равенства и братства всех слоев общества. Права человека – это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе. Такие права, как право человека на жизнь, право на свободу и неприкосновенность личности, на достаточный уровень жизни, на участие в политической жизни и другие, являются необходимыми условиями полноценной жизни каждого человека в любом обществе. Основу всех прав человека составляет свобода. Она представляет собой внутреннее и внешнее состояние независимости человека от природных и социальных сил. Внутренняя свобода предполагает свободу мыслей, убеждений, свободу слова, веру и т.д. Внешняя свобода – это свобода выбора человека, свобода его реального, сознательного действия во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, духовной. Внешняя свобода – это отсутствие каких бы то ни было искусственных ограничений деятельности человека, прежде всего со стороны государства. Права и свободы человека тесно связаны с его достоинством. Достоинство человека, с одной стороны, представляет собой субъективную оценку самим человеком своей ценности и значимости в обществе. Другую сторону человеческого достоинства составляет оценка его обществом. Чем выше достоинство человека, тем больше у него возможностей для осуществления своих прав. Существуют различные классификации прав и свобод человека в зависимости от признака, положенного в основу рассмотрения. В политической литературе существует классификация прав и свобод человека, в соответствии с которой их разделяют на позитивные и негативные. Негативные права определяют обязанность государства воздерживаться от тех или иных действий, ограничивающих свободы индивида. Они считаются основополагающими и абсолютными. Их осуществление зависит от уровня социально-экономического развития государства. Позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия по их реализации. Это право на социальную защиту, образование, охрану здоровья, достойный жизненный уровень и т.п. Для реализации этих прав нужны соответствующие материальные ресурсы и организационные структуры, свидетельствующие о демократичности политической системы общества. Самая распространенная классификация прав человека – разделение по сферам жизни: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. К гражданским правам относятся: право человека на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на уважение достоинства, присущего человеческой личности; на свободное передвижение и свободный выбор места жительства; на справедливое и публичное разбирательство, предполагающее защиту обвиняемого; на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания. Политические права – это право народов на самоопределение, на свободу мысли, совести и религии; на свободу убеждений и свободное выражение их; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; принимать участие в управлении непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, право равного доступа к государственной службе в своей стране. Экономические права – это право на труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение, на частную собственность, на предпринимательство, на свободное распоряжение рабочей силой. Социальные права связаны с обеспечением человеку достойного уровня жизни и защищенности. Это право на социальное обеспечение, жилище, благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и другое. Культурные права включают: право на образование; на свободное участие в культурной жизни общества; на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов. Источник: http://bip-ip.com/prava-cheloveka-i-ih-klassifikatsiya/ На каждом этапе развития человеческой цивилизации, с учётом возникших естественных потребностей человека, провозглашались и закреплялись в международных и национальных законодательных актах права и свободы человека и гражданина. В статье рассматриваются природа и генезис основных прав человека и гражданина, которые подлежат обеспечению, защите и реальному воплощению в жизни. В конце XX - начале XXI вв. были открыты и введены в российскую юридическую науку четвёртое и пятое поколение прав человека и гражданина, которые позволяют осознать непреходящую ценность личности, и раскрывают главные причины совершающихся преступлений. Указанные права носят универсальный характер.
Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух, что было доказано наукой. Человеку - его духовному, нравственно-душевному и телесному началам - с рождения принадлежат независимо от его принадлежности к конкретному государству вся имеющаяся совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод. Телесному началу личности принадлежат так называемые материальные блага, а остальным - нематериальные или неимущественные блага (Божественные, духовные и моральные), которые нашли воплощение и свою реализацию в правах и свободах человека и гражданина. Многообразие прав и свобод человека и гражданина вызывает необходимость их классификации. Поэтому в теории права существуют различные подходы классификации прав и свобод человека и гражданина. В последнее время учёные все чаще говорят о так называемых "пяти поколениях прав" человека или о разных "возрастных правах". Данная классификация базируется на генерационном основании. "Первое поколение" прав человека (конец XVIII века) - это этап юридического провозглашения тех прав и свобод, которые вытекают из особого достоинства человека и гражданина в правовом государстве. Цель их: обеспечить свободу, то есть позволить людям освободиться от стеснений и ограничений старого феодального порядка. Эти права являются атрибутами человеческой личности. "Первым поколением" прав человека принято считать гражданские и политические права. Данные права в целом противостоят государству, от которого требуется, чтобы права и свободы уважались, а также принятия поведения воздержания. Гражданские и политические права были завоёваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также США, которые были отражены, как указывалось выше, во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина, Декларации независимости США. "Второй возраст прав" человека связан с процессом социализации общества. Это конец XIX - начало XX столетия. Здесь речь идёт о правах и свободах, реализуемых при помощи государства. Их называют права-поручения к государству, которые у него для реализации должны быть истребованы. Эти права по своей природе позволяют людям стать равными. По содержанию это экономические, социальные и культурные права и свободы или так называемые права равенства. Прежде всего, к ним относятся право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: прав на пособие по безработице и пенсию и др. "Третий возраст прав" связан с интернализацией. Это "права солидарности", которые характеризуются, как правило, следующими параметрами: 1. Они вводят человеческое измерение в те области, где оно отсутствовало, такие как, мир, развитие, гуманитарная помощь в случае бедствия, окружающая среда, общее наследие человечества и т.д.; 2. Для их реализации необходимо, чтобы они были противопоставлены государству и Требовали бы от него их реализации; 3. Могут быть реализованы только при условии всех участников социального действия индивида, государства, различных социальных обществ на национальном и международном уровне, то есть это прав братства, поскольку они вытекают из очевидной и необходимой солидарности людей в этом конечном мире. Итак, "права солидарности" имеют надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер. По общему правилу в качестве таковых называют право на мир, право на безопасную экологию, право пользования экономическими и культурными ценностями. Есть авторы, которые отрицают права коллективов, называя по существу их народными правами. К "правам солидарности" также следует отнести право на защиту человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии; информационные права и технологии и права человечества (право на мир, на ядерную безопасность, космос и пр.). К первому-третьему поколению прав относятся информационные права гражданина и технологии, о которых говорят Ю.А.Дмитриев и С.И.Глушкова. В конце XX века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности. Как отмечает Е.Л.Русакова, с философской точки зрения права человека - это универсальные моральные права, которые не зависят от конкретных обстоятельств и присущи любому человеку в любой ситуации, как необходимые и минимальные компоненты человеческого достоинства. К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, права на творчество, право выбора, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание и пр. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права. Провозглашённые духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина не умаляют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их. Основу духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с религиозными учениями о человеке. Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие и творчество, справедливость и др.) составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, гражданских, экономических и пр.). Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются религия и мораль. Необходимо особо подчеркнуть особую роль духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в формировании духовности и нравственности личности. К духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина не относятся "личностные (соматические) права", так как они, в основном, противоречат и противостоят духовно-нравственным ценностям. Репродуктивные права вытекают из области существующей морали, которая является основой духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина. По происхождению репродуктивные права не связаны с ценностями пятого поколения прав, не являются основой энергии. При этом следует отметить, что так называемые репродуктивные права можно будет отнести к четвёртому поколению прав только в случае, если они не противоречат духовным и нравственным ценностям личности. А.Б.Венгеров указывает следующее: "Четвёртое поколение - это правовой ответ вызову ХХI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества". К духовно-нравственным правам и свободам относят право человека на благоприятную окружающую среду (экологическое право), которое обеспечивает человеку реализацию всех его духовно-нравственных прав (право на жизнь, право на творчество, право на уважение достоинства, право выбора, право на свободу мысли, совести и религии, право на образование, воспитание и развитие и др.). Экологическое право неразрывно связано с правом человека на одухотворение природы и окружающего мира. В начале ХХI века в России было открыто пятое поколение прав, которое автором настоящей статьи было названо "Божественными правами и свободами". Основу пятого поколения прав составляют такие ценности, как Любовь, информация и энергия. Ещё в августе 2003г. О.Ю.Малинова предсказала появление пятого поколения прав человека. В данном случае под информацией понимается творящая информация (Божественная информация, "чистая энергия"). Академик Г.И.Шипов указанную информацию включает в один из уровней модели мира. Управление информацией происходит через мысль. В свою очередь, право на свободу мысли, реализуемое в связке с моралью и религией, следует относить к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав), а управление информацией (энергией) через мысль - к пятому поколению прав. К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на информацию и управление энергией, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина должны защищать человека, его душу и дух, от разрушительной силы непредсказуемого и порой неконтролируемого научно-технического прогресса в области биологии, медицины и техники, а также от негативных энергоинформационных воздействий и манипуляций. По мнению Ф.М.Рудинского, права четвёртое поколения должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследственности личности и другими открытиями в области биологии. Нарушение человечеством Божественных и духовно-нравственных законов, четвёртого и пятого поколений прав человека приводит к совершению преступлений, указанных и не предусмотренных уголовным законодательством. Любое преступление всегда имеет нравственный аспект. Сферу уголовного преследования и наказания не охватывают негативные энергоинформационные воздействия (манипуляции) на человека. Кроме того, права и свободы человека и гражданина традиционно в науке для простоты делятся на три группы: 1. Личные или гражданские; 2. Политические; 3. Экономические, социальные и культурные права и свободы. Учёные России к основным (то есть конституционным) правам и свободам человека и гражданина по своему содержанию относят: 1. Гражданские права и свободы (статьи 20-31 Конституции России); 2. Политические права и свободы (статьи 32-34 Конституции России); 3. Экономические права и свободы (статьи 34-44 Конституции России); 4. Социальные права и свободы (статьи 38-44 Конституции России). Следует подчеркнуть, что международному праву ближе подходит последняя рассмотренная классификация основных прав и свобод человека и гражданина (конституционные права). В любом случае, вышеизложенные вторая и третья классификации прав и свобод человека и гражданина, по нашему мнению, никак нельзя считать наиболее полными, ибо они не подчеркивают и не отражают в себе смысл и содержание всех существующих сфер жизнедеятельности человека: духовной и интеллектуальной. В частности, указанные классификации предали забвению и на неизвестность права и свободы, непосредственно, вытекающих из духовной и моральной автономии личности. Безусловно, что некоторые духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина были неверно и ошибочно отнесены то к гражданским, то к культурным и социальным правам и свободам человека и гражданина. В связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека, наиболее точной и полной по своей форме, объёму и содержанию является следующая классификация прав и свобод человека и гражданина: 1. Божественные права и свободы; 2. Духовно-нравственные права и свободы; 3. Права солидарности; 4. Культурные права и свободы; 5. Гражданские права и свободы; 6. Социальные права и свободы; 7. Экономические права и свободы; 8. Политические права и свободы. Фундаментом всех прав и свобод и по своей значимости выступают Божественные права и свободы, так как они охватывают не только Человека и наш Мир, но и всю Вселенную. Как видно из изложенной классификации прав, приоритет прав возрастает снизу вверх. Как указывает, О.Ю.Малинова, корпус прав, требующих защиту, неизбежно будет расширяться, и каждое поколение прав будет приносить новую логику узаконивания притязаний. Ценность права В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворить потребности социального субъекта, необходимые и полезные для его существования и развития, и которые позволяют реализовать соответствующие интересы. Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, их объединений и общества в целом. Таким образом, можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права: 1) Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными. 2) Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. 3) Ценность права определяется и тем, что оно является выразителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. 4) Ценность права состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Право выступает критерием правильного (справедливого) распределения благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и прочего. Право можно определить и как возведенную в закон справедливость. 5) Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает важное значение. Правовой подход является основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Право – действенный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества Аксиологическое изучение права имеет важное научное, практическое и нравственное значение. Оно позволяет обратить внимание не только на социокультурные и социоклассовые основы и детерминанты права, связь с государством, но и на его духовные аспекты, отражаемые им идеалы. Без ценностного подхода невозможно выявить предназначение права в общечеловеческом, социальном и культурном развитии, понять его специфическую природу как духовно-практическое средство освоения мира людьми. Без него остаются в тени конструктивная, творческая роль сознания в сфере права, чисто личностные аспекты права. Задачей данной темы является анализ некоторых вопросов аксиологии права: выявление природы правовых ценностей, их содержания и иерархии, представления о праве как ценности и его ценностном критерии. Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки. Ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии. По-видимому, правы здесь авторы тех концепций, которые считают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. В качестве философской категории ценность — это то, что чувства и разум людей диктуют признать особенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого. Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности называется оценкой. Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение. Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о ценностях вообще. Возникновение юридическо-аксиологического подхода связано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм. Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, так как сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Благодаря им снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются дозволения, запреты и долженствования. Рассмотрим, каковы эти ценности и как они связаны между собой, а также в чем состоит ценность права. Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов. Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Наряду с ними существуют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные ценности одновременно являются идеалами и осуществляются реальной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и правотворческой) программы. Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека также приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выражает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей совокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей. Итак, правовые ценности производим от понятия личности и составляют образ права во взаимодополняющих полярных моментах. Инструментальная и собственная ценность права. В современном цивилизованном обществе право представляет не только инструментальную ценность, то есть ценность «инструмента» разрешения противоречий в различных сферах общества, но также как освобождающее, развивающее средство, которое выступает как ценность. Вместе с тем отметим, что, во-первых, разные типы культур приписывают праву неодинаковую ценность. Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правового инструмента каждый раз определяется конкретно исторически. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил, соответствующих институтов по созданию и реализации права. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества. В этом качестве право может предоставлять людям, различным субъектам права в виде субъективных прав новое пространство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, чтобы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья других людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью. Таким образом, критерием ценности права является саморазвивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества. Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундаментальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру. В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духовной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические),, научные, мировоззренческие ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценностей являются относительно самостоятельными. Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Правовые ценности составляют элемент системы социального (социально-политического) управления обществом. При этом они являются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко выраженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами. Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью -- имеют вероятностный характер. Это особенность, связанная с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно существующих в действительности поведенческих вариантов. В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей: · общественные целевые ценности и идеалы; · предметно-воплощенные ценности; · личностные (или экзистенциальные).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.012 с.) |