ТОП 10:

ПРАВОТВОРЧЕСТВО В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ.



ПРАВОТВОРЧЕСТВО - ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ПРИНЯТИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ И ОТМЕНЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ. ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ТЕМ, ЧТО:
ОНО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ АКТИВНУЮ, ТВОРЧЕСКУЮ, ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
ОСНОВНАЯ ПРОДУКЦИЯ ЕГО - ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ, ВОПЛОЩАЮЩИЕСЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ (КРОМЕ ЭТОГО, В НОРМАТИВНЫХ ДОГОВОРАХ, ПРАВОВЫХ ОБЫЧАЯХ, ЮРИДИЧЕСКИХ ПРЕЦЕДЕНТАХ);
ЭТО ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ, ЗДЕСЬ ФОРМИРУЕТСЯ СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ, ПРИНИМАЮТСЯ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ;
УРОВЕНЬ И КУЛЬТУРА ПРАВОТВОРЧЕСТВА, А СООТВЕТСТВЕННО И КАЧЕСТВО ПРИНИМАЕМЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ - ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ И ДЕМОКРАТИИ ОБЩЕСТВА. СУБЪЕКТЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА - ГОС.ОРГАНЫ.
ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА - ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИДЕИ, РУКОВОДЯЩИЕ НАЧАЛА, ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПРИНЯТИЕМ, ОТМЕНОЙ ИЛИ ЗАМЕНОЙ ЮР. НОРМА, ЭТО ОРИЕНТИР ДЛЯ ОРГАНОВ, ТВОРЯЩИХ ПРАВО.
К ПРИНЦИПАМ ОТНОСИТСЯ:
- НАУЧНОСТЬ (ИЗУЧЕНИЕ СОЦ-ЭКОН, ПОЛИТ СИТУАЦИЙ)
- ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (ЗАНИМАЮТСЯ ДАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМПЕТЕНТНЫЕ ЛИЦА)
- ЗАКОННОСТЬ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ И НА ОСНОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ И ИНЫХ ЗАКОНОВ)
- ДЕМОКРАТИЗМ (ХАРАКТЕРИЗУЕТ СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ДАННОМ ПРОЦЕССЕ)
- ГЛАСНОСТЬ (ОТКРЫТОСТЬ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА)
-ОПЕРАТИВНОСТЬ (СВОЕВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ)
ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА:
- НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО НАРОДА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА (ГОЛОСОВАНИЯ)
- ПРАВОТВОРЧЕСТВО ГОСУД. ОРГАНОВ (ПАРЛАМЕНТ, ПРАВИТЕЛЬСТВО)
- ПРАВОТВОРЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (ПРЕЗИДЕНТ, МИНИСТР)
- ПРАВОТВОРЧЕСТВО ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
- ЛОКАЛЬНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО (ПРЕДПРИЯТИЯ)
- ПРАВОТВОРЧЕСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРОФСОЮЗЫ)
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗНАЧИМОСТИ ПРАВОТВОРЧЕСТВО РАЗДЕЛЯЮТ НА:
- ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО (ПРАВОТВОРЧЕСТВО ВЫСШИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ - ПАРЛАМЕНТА)
-ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО (НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, А ИМЕННО ПРАВИТЕЛЬСТВА ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ПО ПОРУЧЕНИЮ ПАРЛАМЕНТА)
-ПОДЗАКОННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО (ПРЕЗИДЕНТ, ПР-ВО, МИНИС-ВА, ВЕДОМСТВА, ГУБЕРНАТОРЫ).

 

ПРАВОТВОРЧЕСТВО— ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГО ПО ПРИНЯТИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ И ОТМЕНЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ. СУБЪЕКТАМИПРАВОТВОРЧЕСТВА ВЫСТУПАЮТ ГО, НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ (ОМС, ПРОФСОЮЗЫ И Т.П.), НАДЕЛЕННЫЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ, А.Т. НАРОД ПРИ ПРИНЯТИИ ЗАКОНОВ НА РЕФЕРЕНДУМАХ.

ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ (ПРОЦЕДУР), СОДЕРЖАЩИХСЯ В КОНСТИТУЦИИ, РЕГЛАМЕНТАХ, УСТАВАХ И Т.П. ПРАВОТВОРЧЕСТВО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПРИНЯТИИ НОВЫХ НОРМ ПРАВА, ОТМЕНЕ ЛИБО СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СТАРЫХ ПУТЕМ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА — ЭТО ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИДЕИ, РУКОВОДЯЩИЕ НАЧАЛА, ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПРИНЯТИЕМ, ОТМЕНОЙ ИЛИ С ЗАМЕНОЙ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ, ЭТО ОРИЕНТИР ДЛЯ ОРГАНОВ, ТВОРЯЩИХ ПРАВО.

ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА:

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — БОГАТОЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЯВЛЕНИЕ, СВЕРХСЛОЖНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМУЛИРОВАНИЮ ОБЩИХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ. М.Б., ЕСТЕСТВЕННО, НЕОДНОРОДНЫМ. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СУБЪЕКТОВ ПРАВОТВОРЧЕСТВОПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА: 1) НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО НАРОДА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА (ВСЕНАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ ПО НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМ ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ); 2)ПРАВОТВОРЧЕСТВО ГО (ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ); 3) ПРАВОТВОРЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ДЛ (ПРЕЗИДЕНТА, МИНИСТРА); 4) ПРАВОТВОРЧЕСТВО ОМС; 5) ЛОКАЛЬНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО (НА ПРЕДПРИЯТИИ, В УЧРЕЖДЕНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ); 6) ПРАВОТВОРЧЕСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРОФСОЮЗОВ).

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗНАЧИМОСТИ ПРАВОТВОРЧЕСТВО ДЕЛИТСЯ НА:

1) ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО (ПРАВОТВОРЧЕСТВО ВЫСШИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ — ПАРЛАМЕНТОВ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОГО ИЗДАЮТСЯ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ВЫСШЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ — ЗАКОНЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОЖНЕННОЙ ПРОЦЕДУРОЙ); 2) ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО (НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ПО ПОРУЧЕНИЮ ПАРЛАМЕНТА ПО ПРИНЯТИЮ ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО РЕШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ВХОДЯЩИХ В КОМПЕТЕНЦИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА); 3) ПОДЗАКОННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО (ЗДЕСЬ НОРМЫ ПРАВА ПРИНИМАЮТСЯ И ВВОДЯТСЯ В ДЕЙСТВИЕ СТРУКТУРАМИ, НЕ ОТНОСЯЩИМИСЯ К ВЫСШИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ — ПРЕЗИДЕНТОМ, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, МИНИСТЕРСТВАМИ, ВЕДОМСТВАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КОМИТЕТАМИ, МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ГУБЕРНАТОРАМИ, ГЛАВАМИ АДМИНИСТРАЦИЙ, РУКОВОДИТЕЛЯМИ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ).

 

 

56.ЗАКОН: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ. КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН

 

57.СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

58.СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЗАКОНА. РОЛЬ ЗАКОНА В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, КАК И ПРАВО, ТОЖЕ ИМЕЕТ СВОЮ СИСТЕМУ, ПОД КОТОРОЙ ПОНИМАЕТСЯ ЕГО ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ.

ОДНАКО ДАННЫЕ ПОНЯТИЯ НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ, ОСНОВАНИЯМ:

1) ЕСЛИ ПЕРВИЧНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ СИСТЕМЫ ПРАВА ЯВЛЯЕТСЯ НОРМА, ТО ПЕРВИЧНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - НОРМАТИВНЫЙ АКТ;

2) ЕСЛИ СИСТЕМА ПРАВА ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ СОДЕРЖАНИЯ, ТО СИС­ТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - В КАЧЕСТВЕ ФОРМЫ;

3) ЕСЛИ СИСТЕМА ПРАВА СКЛАДЫВАЕТСЯ ОБЪЕКТИВНО В СООТВЕТСТВИИ С СУЩЕСТВУЮЩИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ, ТО СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СУБЪЕКТИВНА, ИБО ЗАВИСИТ ОТ ЗАКОНОДАТЕЛЯ;

4) ЕСЛИ СИСТЕМА ПРАВА ИМЕЕТ ПЕРВИЧНЫЙ ХАРАКТЕР, ТО СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - ПРОИЗВОДНЫЙ (ПЕРВАЯ СЛУЖИТ ИСХОДНОЙ БАЗОЙ ДЛЯ ВТОРОЙ);

5) ЕСЛИ СИСТЕМА ПРАВА ИМЕЕТ ТОЛЬКО ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ (ОТРАСЛЕВОЕ) СТРОЕНИЕ, ТО СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕЩЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ (ФЕДЕРАТИВНОЕ, ИЕРАРХИЧЕСКОЕ);

6) СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РАЗЛИЧАЮТСЯ И ПО ОБЪЕМУ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, НЕ ОХВАТЫВАЕТ ВСЕГО РАЗНООБРАЗИЯ НОРМАТИВНОСТИ (ВЕДЬ КРОМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРАВО ОФОРМЛЯЕТСЯ И В ЮРИДИЧЕСКИХ ОБЫЧАЯХ, И В НОРМАТИВНЫХ ДОГОВОРАХ, И В ЮРИДИЧЕСКИХ ПРЕЦЕДЕНТАХ); А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ КРОМЕ ФОРМУЛИРОВОК НОРМ И ИНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ - ПРЕАМБУЛЫ, НАЗВАНИЯ РАЗДЕЛОВ, ГЛАВ, СТАТЕЙ И Т.П.

 

 

59.ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ.

 

60.ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ. ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА.

СОГЛАСНО РЕШЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ ОТ 9.02.1999Г. Ч.1 СТ.58 НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

ПЕРЕЖИВАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ЧАСТИЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ ОТМЕНЁННОГО АКТА НАРЯДУ С НОВЫМ АКТОМ.

НАПРИМЕР, В П.3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ ОТ 15.11.1996Г. «О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА УКРАИНЫ «ОБ ОТПУСКАХ» ГОВОРИТСЯ, ЧТО ДО ПРИВЕДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СООТВЕТСТВИЕ С ЗАКОНОМ УКРАИНЫ «ОБ ОТПУСКАХ» ПРИМЕНЯЮТСЯ ЗАКОНЫ И ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ЧАСТИ НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЙ ЭТОМУ ЗАКОНУ.

ОБРАТНОЕ, ПЕРЕЖИВАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО АКТА МОЖЕТ БЫТЬ ОБУСЛОВЛЕНО ТОЛЬКО ЗАКОНОДАТЕЛЕМ.

61. Действие нормативных правовых актов в пространстве

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ СВЯЗАНО С ТОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ, НА КОТОРУЮ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА ИЛИ КОМПЕТЕНЦИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОРГАНОВ. ПОЭТОМУ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВСЮ ТЕРРИТОРИЮ РФ, АКТЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ - НА ТЕРРИТОРИИ ЭТИХ ОБРАЗОВАНИЙ, АКТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ - НА ТЕРРИТОРИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЕДИНИЦ.

 

К ТЕРРИТОРИИ, ОГРАНИЧЕННОЙ ГРАНИЦАМИ ГОСУДАРСТВА, ОТНОСЯТСЯ: СУША, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕДРА И КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ (12 МОРСКИХ МИЛЬ), ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО, МОРСКИЕ, РЕЧНЫЕ И ВОЗДУШНЫЕ СУДА, НАХОДЯЩИЕСЯ ПОД ФЛАГОМ ГОСУДАРСТВА. ПО ПРАВИЛАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ВОЕННЫЕ СУДА ПРИРАВНИВАЮТСЯ К ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВА БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ, А ГРАЖДАНСКИЕ МОРСКИЕ И ВОЗДУШНЫЕ СУДА - В ВОДАХ И ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА, ОТКРЫТОМ МОРЕ И ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

 

62.Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО КРУГУ ЛИЦ ОБУСЛОВЛЕНО СЛЕДУЮЩИМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ: ВСЕ ГРАЖДАНЕ, ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ИНОСТРАНЦЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, НАХОДЯЩИЕСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВА, ПОПАДАЮТ ПОД СФЕРУ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА, В КОТОРОМ ОНИ ПРИБЫВАЮТ. НО СУЩЕСТВУЕТ ПРИНЦИП ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ - ЭТО ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИКЦИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВА (ЗДАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ПОСОЛЬСТВ, МИССИЙ ИЛИ ИХ СРЕДСТВА ТРАНСПОРТА), А ТАКЖЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПРИЗНАЮТСЯ НЕ НАХОДЯЩИМИСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВА, ГДЕ ОНИ РЕАЛЬНО ПРЕБЫВАЮТ, А ЮРИДИЧЕСКИ СЧИТАЮТСЯ НАХОДЯЩИМИСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ТОГО ГОСУДАРСТВА, ЧЬЁ ПОСОЛЬСТВО ПОМЕЩАЕТСЯ В ДАННОМ ЗДАНИИ ИЛИ ЧЬИМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ

63. Юридическая техника: понятие и виды

Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юридических актов для обеспечения их эффективности и регулятивного действия на общественные отношения. Существует следующая классификация юридической техники.

1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. Согласно этому правилу в тексте нормативных актов должно присутствовать уместное использование обязываний, дозволений, запретов; лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.

При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:

1) нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

2) юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор и др.);

3) отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.

Применяются следующие приемы изложения правовых норм:

1) прямое изложение;

2) ссылочный характер изложения;

3) абстрактный;

4) казуистический;

5) бланкетный.

2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:

1) на правотворческую технику;

2) правоприменительную технику;

3) интерпретационную технику.

 

64.Определение понятия и признаки норм права.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.009 с.)