Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод изучения экономических явлений↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И процессов. Экономические категории и законы
Под методом исследования вообще понимается последовательность этапов и совокупность способов, приемов изучения и описания какого-либо явления. В отличие от непосредственного наблюдения за происходящими событиями, научное познание жизни, опирающееся на надежные методы исследования, позволяет проникнуть в глубь (в сущность) изучаемых процессов и явлений, раскрыть их внутреннее содержание, выявить причины и движущие силы развития. Подлинно научным методом познания служит диалектический метод. Используя его, наука выработала наиболее общие способы и приемы познания действительности. К ним относятся: качественный и количественный анализы, индукция и дедукция, сочетание исторического и логического, выдвижение и проверка гипотез и др. Эти способы и приемы познания используются как в естественных, так и в общественных науках, но формы и границы их применения зависят от особенностей предмета конкретной науки. В экономической теории процесс познания состоит из трех этапов: – эмпирический (сбор и обработка фактов, относящихся к конкретной проблеме, сопоставление фактов с существующими теориями и гипотезами); – теоретический (выведение общих принципов, закономерностей из известных фактов, выдвижение новых гипотез и их проверка); – практический (формулирование выводов и предложений для разработки экономической политики по исследуемой проблеме). Исходя из специфики предмета, основными методами познания экономической теории являются анализ и синтез, научные абстракции, сочетание исторического и логического. В процессе анализа используются статистические группировки, определяются средние и предельные величины, выявляется их динамика, возникают обобщения и формулируются новые понятия. При этом используется основной метод экономической теории – метод научной абстракции. Метод научной абстракции включает в себя два взаимосвязанных процесса: 1)движение от конкретного к абстрактному и от явления к сущности; 2)движение от абстрактного к конкретному и от сущности к явлению. Движение от конкретного к абстрактному означает очищение наших представлений об изучаемых процессах (явлениях) от случайного, преходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого, типичного. Именно благодаря методу научной абстракции удается улавливать сущность явлений. В результате абстрагирования выводятся экономические категории, т.е. научные понятия, которые выражают суть экономических явлений (например, товар, стоимость, деньги, кредит и т.п.). Дальнейший процесс познания позволяет формулировать экономические законы, отражающие наиболее устойчивые, объективные взаимосвязи, существующие между экономическими явлениями и процессами (например, законы стоимости, спроса и предложения, денежного обращения и др.). После установления сущности явлений исследование дополняется обратным процессом – движением от абстрактного к конкретному (от сущности к явлению). В ходе этого процесса происходит как бы «превращение» простейшей, сущностной экономической формы или категории в многогранную реальность, внутренняя структура которой уже исследована (известна). То, от чего на первом этапе необходимо было отвлечься во имя выяснения более глубоких сущностных моментов, теперь, наоборот, должно быть принято во внимание и шаг за шагом объяснено, начиная от общих основ и заканчивая конкретными формами их проявлений. Но теперь конкретное предстает уже не случайным нагромождением явлений, а целостной, внутренне связанной картиной экономической жизни. Переход от эмпирического к теоретическому этапу познания экономических процессов происходит с использованием методов индукции и дедукции. Индукция – это способ исследования, идущий от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Дедукция – это способ исследования или изложения, при котором частные положения логически выводятся из общих (из аксиом, законов, правил). Не менее важным приемом, которым пользуется экономическая теория, является метод сочетания исторического и логического. Вся жизнь людей сплошь состоит из фактов, которые необходимо собирать, классифицировать и анализировать. Факты могут быть самыми разными, поэтому их надо осмыслить, найти принципы их взаимосвязей и выявить объединяющий их смысл. Например, что объединяет все войны, независимо от места и времени их возникновения? Что объединяет, допустим, войны Македонского, Наполеона, Гитлера или современные войны на Балканах, в Ираке, Афганистане? Используя логический метод для анализа исторических фактов, экономическая теория приходит к выводу, что целью всех войн является захват ресурсов. Это значит, что как бы ни отличались исторически причины и условия ведения войн, логически поведение всех агрессоров сводится к переделу ограниченных ресурсов. Наконец, при переходе от теоретического к практическому этапу познания, т.е. при обосновании возможных принципов экономической политики, экономическая теория использует позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ имеет дело с экономическими фактами, которые уже произошли и нашли отражение в теории. Такой анализ свободен, независим от субъективных оценочных суждений. Нормативный анализ, напротив, представляет субъективные оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика. Иначе говоря, позитивная экономическая теория изучает то, что есть, а нормативная – выражает субъективные представления о том, что должно быть. Позитивная экономическая теория исследует фактическое состояние экономики, а нормативная – определяет, какие конкретные действия в экономике желательны или не желательны.
ТЕМА 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Потребности и ресурсы
Общественное производство создает товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей людей. Для осуществления производства требуются соответствующие ресурсы. Потребности и ресурсы образуют взаимосвязанную систему. Решение всех экономических проблем в обществе опирается именно на взаимосвязь потребностей и ресурсов. Под потребностями понимаются желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность. Потребности людей многообразны, а их перечень практически безграничен. В экономике все множество полезных товаров и услуг подразделяют на инвестиционные товары (средства производства) и потребительские товары, которые в свою очередь делят на товары первой необходимости и предметы роскоши. В своей совокупности потребности полностью удовлетворить невозможно, хотя отдельно взятую потребность удовлетворить можно. В каждый данный момент времени существует объективная граница максимально возможного удовлетворения потребностей. Эту объективную границу ставят ресурсы. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком факторы, которые используются для производства товаров и услуг. Структурно экономические ресурсы делятся: 1) на материальные, к которым относятся земля (природа) и капитал; 2) трудовые, включающие в себя рабочую силу (труд) и предпринимательскую способность (предприимчивость). К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, луга, полезные ископаемые, водные ресурсы. Капитал, или инвестиционные ресурсы, включает все произведенные трудом средства, используемые для создания товаров и услуг. Термином «труд» обозначают все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Предприимчивость – это исключительная способность очень немногих людей по-новому комбинировать имеющиеся ресурсы и получать за счет этого дополнительную выгоду. Экономические ресурсы, ставшие элементами производства, называют факторами производства. Все экономические ресурсы обладают одним общим свойством: количество их ограничено. Эта ограниченность относительна и означает, что ресурсов в каждый данный момент времени, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей в обществе. Собственники ресурсов продают их пользователям, получая доход в определенной форме. Доход от земли называют рентой, от капитала – процентом, от труда – заработной платой, от предпринимательства – прибылью. Так как все ресурсы ограничены, то общество должно использовать их наиболее рациональным способом, то есть получить от них максимальное количество полезных товаров и услуг. Чтобы этого добиться, надо обеспечить: 1) полную занятость ресурсов; 2) полный объем производства. Под полной занятостью понимают использование всех пригодных для производства ресурсов. Пригодность ресурса для использования устанавливается законодательством страны. Полный объем производства означает, что ресурсы следует использовать таким способом, при котором они дают наибольший прирост объема производства, а добиться этого можно только при целевом использовании ресурсов. Инструментами, с помощью которых можно оценить рациональность использования ресурсов, служат таблицы и кривые (графики) трансформации или производственных возможностей. Оценка рациональности использования ресурсов осуществляется при следующих допущениях: 1) экономика функционирует в условиях полной занятости и достигает полного объема производства; 2) имеющиеся факторы производства постоянны по количеству и качеству, но могут использоваться на разные цели; 3) в краткосрочном периоде технология производства не меняется; 4) экономика производит лишь два вида продукта, к примеру, роботы (средство производства) и хлеб (предмет потребления). Так как общий объем наличных ресурсов всегда ограничен, то ограничена и способность экономики производить роботы и хлеб. Поскольку ограниченные ресурсы применяются целиком, то всякое увеличение производства одного продукта требует сокращения другого (табл.1).
Таблица 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.41 (0.009 с.) |