Курса «Безопасность жизнедеятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курса «Безопасность жизнедеятельности»



Донецкий Национальный Университет

Кафедра Педагогики

Курс «БЖД»

 


Рабочая программа

Курса «Безопасность жизнедеятельности»

для студентов непедагогических специальностей

Всех факультетов Донецкого Национального Университета


 

Утверждена
на заседании кафедры педагогики и психологии ДонНУ

Протокол № 2 от 2.10.2011

 

 

Донецк ДонНУ- 2011


Рабочая программа разработана в соответствии с программой подготовки студентов учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»Министерства образования Украины (Киев, 2002 год) и решением ректора ДонНу от 20.05.97 г.


Выписка из решения ректора ДонНУ: (20.05.97г.)

 

п. 3. «Учитывая, что программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» включает в достаточном объеме вопросы гражданской обороны, в дальнейшем именовать её дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности и гражданская оборона» и читать в том же объёме-54-60 часов, не разбивая её на две отдельные дисциплины».

 

От составителей «Рабочей программы» (2001,2011г.)

 

Учитывая, что курс «БЖД» (часть І Программы Минобразования,1995г.) и «ГО» (часть ІІ Программы Минобразования) проводятся в ДонНУ в объеме 54 часов и меньше, и содержание некоторых тем двух курсов практически повторяется (Темы 1.2.2, 1.2.4, 1.2.5 – 1.2.6), появилась возможность и необходимость дополнить «Программу» курса «БЖД» рядом тем, связанных с организацией и оказанием неотложной медицинской помощи при поражениях ядовитыми веществами, ионизирующими излучениями, кровотечениях, терминальных состояниях и других тяжелых поражениях, требующих быстрых и грамотных действий при чрезвычайных ситуациях (темы 9, 10, 11). Указанные выше темы № 1.2.2, 1.2.4, 1.2.5 – 1.2.6 решено проводить при изучении курса «Гражданская оборона». Это отчасти удовлетворяет и пожеланиям руководства факультетов ДонНУ.


Организационно-методические указания.

Человек и его здоровье – наибольшая ценность государства. Государство прилагает максимальные усилия для создания условий безопасной жизнедеятельности человека, как в среде проживания, так и в производственной среде.

«Безопасность жизнедеятельности» (БЖД)-это наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания в окружающей среде вовремя трудовой или любой другой деятельности, а также способы и средства защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного, природного характера или во время войны.

В целом БЖД общества обеспечивается государственными программами, которые включают в себя:

§ разработку и реализацию природоохранных мероприятий;

§ систему профилактики и защиты здоровья населения;

§ мероприятия по обеспечению общественного порядка;

§ систему оборонных мероприятий;

§ меры по защите населения во время угрозы или при возникновении ЧС техногенного, природного или военного характера;

§ подготовку специалистов для народного хозяйства, знающих основы БЖД и проводить в жизнь мероприятия по защите населения и окружающей среды.

 

Программа

Курса «Безопасность жизнедеятельности»

Для студентов непедагогических специальностей ДонНУ

№ темы Раздел по программе 1995г. Тематика Количество часов
всего лекции прак-ие лаб-ные
    І 1.1.1   Раздел І БЖД в повседневных условиях быта и производства. Тема 1. Актуальность проблемы БЖД. Окружающая среда обитания и её влияние на организм человека.                
    1.1.1. Анатомо-физиологические и психологические механизмы безопасности человека. Основы физиологии труда. Гигиена умственного труда студентов.        
  1.1.2. Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек - окружающая природная среда».        
  1.1.2. Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек - бытовая среда».        
  1.1.3. Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек – производственная среда». Основы производственной санитарии и гигиены.        
  ІІ     1.2.1. Раздел ІІ Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации мирного времени и их влияние на жизнедеятьельность населения.        
  1.2.2. Организация неотложной медицинской помощи населения при ЧС.        
  1.2.3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.        
  1.1.2.(3) Терминальные состояния. Основы реанимации.        
  1.2.3. Неотложная медицинская помощь при кровотечениях и различных видах повреждений (раны, ушибы, СДР, переломы, ожоги т. д.).        
  1.2.4. Поражения СДЯВ и радиоактивными веществами, клиника, первая медицинская помощь, профилактика.        
  І-ІІ Семинар        
Всего        
    Самостоятельная работа- руководство подготовкой и проверка рефератов по 18 темам (медицинским, социально-медицинским и на случай чрезвычайных ситуаций). 16 ч      

Содержание программы курса «БЖД»

Тема 1.

Окружающая среда и её влияние на организм человека.

Актуальность проблемы БЖД; Предмет БЖД—его цели, задачи. Среда проживания человека – окружающая, производственная, бытовая. Взаимодействие человека со средой обитания. Природные и антропогенные вредные и опасные для человека факторы обитания. Краткая характеристика экологической ситуации в Украине и Донбассе, её влияние на организм человека.

Тема 2.

Анатомо-физиологические и психологические механизмы безопасности человека.

Основы физиологии труда.

Гигиена умственного труда студентов.

Значение человеческого фактора в системе безопасности жизнедеятельности, в системе «человек-среда обитания».

Психологические факторы опасности.

Общая характеристика анализаторов первой системы – зрительных, слуховых, тактильных и пр. их роль в обеспечении безопасности. Психологические функции и процессы, обеспечивающие человеку психологическую надежность с точки зрения БЖД: внимание, восприятие, ощущения, память, эмоции, мышление, воля и др.

Основы физиологии труда и комфортных условий жизнедеятельности. Основные формы деятельности человека.

Фазы работоспособности. Утомление, стресс- их проявление и профилактика.

Условия и пути обеспечения оптимальной работоспособности и безопасной жизнедеятельности: обеспечение соответствующего психологического климата в коллективе, рациональный режим труда и отдыха, режим питания и питья и др.

Биоритмы в жизнедеятельности человека. Влияние солнечной активности и магнитных бурь на организм человека.

Гигиена умственного труда студентов.

Тема 3.

Безопасность жизнедеятельности в системе

«Человек - природная среда».

Окружающая среда. Понятие о биосфере, атмосфере, гидросфере, литосфере, техносфере и ноосфере. Источники загрязнения, опасные вредные факторы окружающей среды. Взаимодействие и трансформация загрязнений в окружающей среде. Повторные явления: смог, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, снижение плодородности почвы, качества продуктов питания, разрушение технических сооружений.

Источники, зоны действия и уровни энергетического загрязнения окружающей среды (парниковый эффект, электромагнитные поля ионизирующие излучения, шум, вибрация). Экологический кризис.

Региональный комплекс опасных и вредных факторов окружающей среды, причины его формирования. Основные экологические проблемы донецкой области.

Тема 4.

Безопасность жизнедеятельности в системе

«Человек – бытовая среда».

Бытовая среда, её составляющие компоненты. Источники опасных и вредных факторов бытовой среды, влияющих на здоровье и работоспособность человека. Негативное влияние химических факторов бытовой среды: краски, лаки, мебель, выхлопные газы автотранспорта, выделение природного радона…

Влияние электромагнитных излучений в результате использования бытовой электроаппаратуры и техники (СВЧ- печей, ТВ, компьютеров, холодильников и пр.). Безопасность в питании. Нитраты в продуктах питания, их влияние на здоровье. Пищевые отравления. Ботулизм.

О вреде алкоголизма, табакокурения, наркомании.

Дорожно-транспортная аварийность и безопасность движения. Причины дорожно-транспортных происшествий. Поведение детей на дороге. Средства безопасности транспортных средств.

Бытовой травматизм. Причины бытовых травм. Предупреждение бытового травматизма.

Тема 5.

Тема 6.

Тема 7.

Тема 8.

Тема 9.

Тема 10.

Тема 11.

СПИД – чума XXІ ВЕКА»

Необходимо осветить такие вопросы: возбудитель СПИДа (ВИЧ), его свойства, устойчивость во внешней среде, пути проникновения в организм, группы риска, что вирус поражает в организме человека; первые признаки при заражении, дальнейшая клиническая картина, исход, профилактика. Положение со СПИДом в Донбассе.

Литература:

1. Широкобоков В.П., Евтушенко А.И. СПИД – Киев: Вища школа,1989г. – 96 с.

2. Покровский В.И., Покровский В.В. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. М.: 1988г.

3. Покровский В.В. СПИД: вопросы и ответы (ф-т «Здоровье») – М.: Знание 1988г. №7.

4. Тищенко Л.Д., Гагаева Р.И. СПИД. Проблемы, лечение, профилактика. Учебное пособие – М.: 1991г.

5. Кобыща Ю.В., Бондаренко Е.П. Молодежи о СПИДе – Киев. Здоровье, 1993г.

6. Краткая медицинская энциклопедия в 2 – х томах (под редакцией Покровского В.В.) – М.: Премьера 1990г.

7. любая другая литература на ваше усмотрение.

Донецкий Национальный Университет

Кафедра Педагогики

Курс «БЖД»

 


Рабочая программа

Курса «Безопасность жизнедеятельности»

для студентов непедагогических специальностей

Всех факультетов Донецкого Национального Университета


 

Утверждена
на заседании кафедры педагогики и психологии ДонНУ

Протокол № 2 от 2.10.2011

 

 

Донецк ДонНУ- 2011


Рабочая программа разработана в соответствии с программой подготовки студентов учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»Министерства образования Украины (Киев, 2002 год) и решением ректора ДонНу от 20.05.97 г.


Выписка из решения ректора ДонНУ: (20.05.97г.)

 

п. 3. «Учитывая, что программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» включает в достаточном объеме вопросы гражданской обороны, в дальнейшем именовать её дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности и гражданская оборона» и читать в том же объёме-54-60 часов, не разбивая её на две отдельные дисциплины».

 

От составителей «Рабочей программы» (2001,2011г.)

 

Учитывая, что курс «БЖД» (часть І Программы Минобразования,1995г.) и «ГО» (часть ІІ Программы Минобразования) проводятся в ДонНУ в объеме 54 часов и меньше, и содержание некоторых тем двух курсов практически повторяется (Темы 1.2.2, 1.2.4, 1.2.5 – 1.2.6), появилась возможность и необходимость дополнить «Программу» курса «БЖД» рядом тем, связанных с организацией и оказанием неотложной медицинской помощи при поражениях ядовитыми веществами, ионизирующими излучениями, кровотечениях, терминальных состояниях и других тяжелых поражениях, требующих быстрых и грамотных действий при чрезвычайных ситуациях (темы 9, 10, 11). Указанные выше темы № 1.2.2, 1.2.4, 1.2.5 – 1.2.6 решено проводить при изучении курса «Гражданская оборона». Это отчасти удовлетворяет и пожеланиям руководства факультетов ДонНУ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.032 с.)