Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТГП в системе юр.наук. Предмет теории государства и права↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТГП в системе юр.наук. Предмет теории государства и права Право и государство изучают многие юридические науки. К ним относятся науки гражданского, трудового, семейного, уголовного права. Государство исследуют науки конституционного или государственного, административного права, наука о государственных органах, государственном управлении и т. д. Каждая из этих наук имеет свой предмет. Так, предметом науки гражданского права является право, регулирующее в основном имущественные отношения, т. е. отношения по поводу различного имущества, наука трудового права изучает право регулирующее отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности. Соответствующими вопросами занимаются науки семейного, уголовного права и другие правовые науки. Аналогичное положение занимают науки, исследующие государство. Так, наука конституционного права изучает конституционное устройство государства, структуру и полномочия органов государственной власти, права и свободы граждан, наука административного права – виды административных органов, порядок их деятельности по привлечению граждан, юридических лиц к административной ответственности и т. д. Кроме наук, изучающих конкретные отрасли права, существуют исторические юридические науки, исследующие общую историю права и государства, историю права отдельных государств, например, России. Теория государства и права является общей наукой о государственно-правовых формах жизни общества, она изучает право и государство в теоретическом обобщенном их понимании. Поэтому предметом теории государства и права являются следующие общетеоретические аспекты права и государства: 1) основные общие закономерности возникновения и развития права и государства как социальных явлений, особенности функционирования их в различные исторические эпохи и в разных странах; 2) главные черты, характеризующие право и государство как специфические социальные явления, а именно: происхождение, понятие и сущность права, его социальная роль и функции; типы права, нормы права, формы и источники права; система права, правовые отношения, правотворчество, толкование права, его реализация; правонарушения, законность и правопорядок; происхождение, понятие и сущность государства; исторические типы и формы государства; социальное назначение и функции государства; государственный аппарат; государство и личность; государство и гражданское общество; правовое и социальное государство и др.; 3) отличие права от других правил, таких как обычаи, традиции, нормы морали, нравственности, отличие государства как социальной организации от иных социальных объединений и органов, действующих в обществе, таких как партии, общественные творческие и иные организации. Причины возникновения государства Причины возникновения государства: 1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера; 2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов; 3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества; 4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества. Формы возникновения государства: 1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах: а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов); б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании; в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом); 2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией); 3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами); 4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ. 5. Теории происхождения государства. (теологическая, патриархальная, договорная итд) 1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; 2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский; 3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; 4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; 5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; 7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; 8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс; 9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель. Принципы права. Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права. Существует несколько видов принципов права: 1) общие (общеправовые) принципы; 2) отраслевые принципы; 3) межотраслевые принципы. Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить: – на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом; – принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.; – принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.; – принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного; – принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения; – принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав. Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику. Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права: 1) принцип гласности; 2) принцип состязательности; 3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д. Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким. Функции права Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни. Существует несколько видов функций: 1) общесоциальные; 2) специально-юридические. Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни: 1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти; 2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений; 3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей; 4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.; 5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования. Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений: 1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене; 2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования; 3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права; 4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав: 5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб; 6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения; 7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения; 8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения. Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам. Формы права. Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного. Второй формой права является судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом при решении дела. Третьим источником права является нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные. Например, внутригосударственными договорами могут быть договоры, заключаемые между администрациями государственно-территориальных образований; договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий; коллективные договоры «работодатель – работники». Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора. Общие принципы права – это исходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве. Пятая форма права – юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье. Юридическая доктрина как источник права: 1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей; 2) разрабатывает юридические термины и конструкции; 3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства; 4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права. Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Норма права. Понятие виды Правовая норма – общеобязательное, формально определенное правило поведения (постоянного или временного характера), установленное или санкционированное государством, рассчитанное на неоднократное применение, которое непосредственно или в сочетании с другими нормами права предоставляет лицам субъективные права и возлагает на них юридические обязанности. Признаки правовой нормы: правило поведения; закрепляет (охраняет) субъективные права и юридические обязанности; общеобязательность формальная определенность; устанавливается, санкционируется, обеспечивается государством; рассчитана на неоднократное применение; Нормы права делятся на различные виды. По способу влияния норм права на общественные отношения они делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы предписывают определенное поведение и деятельность субъекта права путем возложения на него соответствующей обязанности или предоставления права. Регулятивные нормы, в свою очередь, делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Обязывающие нормы предписывают субъекту права строго определенное поведение, обязывают его выполнить какие-то действия. Запрещающие запрещают определенное поведение под угрозой применения государственного властного воздействия. Управомочивающие нормы права предоставляют возможность субъекту права действовать по своему усмотрению, т. е. выбирать один из вариантов поведения, предоставленных законом. Однако нормы могут содержат эти свойства одновременно. Например, следователь при установлении события преступления имеет право и обязан возбудить уголовное дело. Охранительные нормы закрепляют состояние общественных отношений, правовой статус юридических и физических лиц, права и свободы граждан, неприкосновенность личности и устанавливают меры государственного воздействия и ответственности за нарушение этих норм права. Охранительные нормы выступают средством сохранения и защиты существующего социально-государственного состояния общества. Правовые нормы классифицируются также по отраслям права на конституционные, гражданские, семейные, уголовные, трудовые и др. Нормы права в зависимости от жесткости требований, содержащихся в них предписаний, делятся на категоричные (императивные), диспозитивные и рекомендательные. Категоричные нормы предписывают строго определенное, однозначное поведение или деятельность. Диспозитивные – содержат несколько вариантов возможного поведения. Сторона имеет право выбора. Рекомендательные нормы предлагают и рекомендуют определенное поведение и деятельность субъекта права в данной ситуации. Выделяются также нормы общие, специальные и исключительные. Общие – действуют на всей территории страны, неограниченное время и в отношении всех лиц, специальные – применяются к отдельным категориям граждан – пенсионерам, военнослужащим и др. Исключительные нормы используются, например, в военное время, в условиях чрезвычайного положения на определенной ограниченной территории. Существует деление на основные, или исходные, и производные, или детализирующие, нормы. К основным, или исходным, относятся конституционные нормы, закрепляющие основы государственного устройства, основные права и свободы граждан и др. Например, в ст. 35 Конституции РФ закреплено право собственности граждан. Производными, или детализирующими, являются, например, нормы права, содержащиеся в ст. 213 ГК РФ, в которой право собственности граждан раскрывается как право иметь в собственности любые материальные ценности, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам. Не ограничивается количество и стоимость имущества, находящегося в собственности, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В главе четырнадцатой (ст. 218–234) ГК РФ определены основания приобретения права собственности гражданами. Нормы права делятся также на постоянные, которые действуют без указания срока их действия, и временные, действие которых ограничено во времени. Ограничение может быть указано в самой норме в виде срока ее действия или периода военного, чрезвычайного положения, в течение которого действует данная норма права. Структура нормы права. Структура нормы – это ее внутреннее строение, внутренние составляющие ее части. Норма права состоит из трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции. Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая. Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции. Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила. Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности. В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями. Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие. Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др. Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права. Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе». Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы. Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции. Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой. Понятие правотворчества. Одним из важных направлений государственно-властной деятельности является правотворчество, являющееся ведущим звеном механизма правового регулирования общественных отношений. Правотворчество понимается в двух смыслах: 1) в узком, когда правотворчество является непосредственным процессом создания правовых норм уполномоченными соответствующими органами; 2) в широком, когда в процесс правотворчества включается все от правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы – подготовка, принятие, опубликование и т. д. Структура правотворческого процесса состоит из двух частей. 1. Объединяет организационные аспекты, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т. д.). 2. Основывается на правовых началах, отправной точкой которых является решение о подготовке проекта нормативного акта. В процессе правотворчества есть две основные стадии: 1) связана с предварительным формированием государственной воли при составлении проекта нормативного акта, носит подготовительный характер и не порождает правовых последствий; 2) предполагает официальное утверждение государственной воли в нормах права за счет превращения проекта нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. Внутри названных стадий осуществляются различные процедурные операции разными уполномоченными государственными органами, которые в своей совокупности образуют субъектный состав правотворческого механизма конкретного государства. В основе правотворческого процесса лежит ряд принципов: 1) демократизм и гласность правотворчества связаны с процедурой разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом за счет привлечения граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации, референдума как высшей формы проявления демократизма правотворчества; 2) профессионализм связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений, опосредован привлечением компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов; 3) законность выражается в требовании, что вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна реализовываться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ, в контексте правил юридической техники, юридической иерархии правовых актов, начал демократизма и гуманизма; 4) научный характер выражается в объективной обусловленности правового акта социально-экономическими, политическими, социальными условиями конкретного государства, в целесообразности регламентирования данной группы общественных отношений подобным образом и т. п., это дает возможность достичь эффективности и обоснованности правовых предписаний; 5) связь с правоприменительной практикой позволяет законодателю судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу с учетом выявленных практикой правотворческих ошибок. Понятие и виды НПА Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права. Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы. Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику). Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль. Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям: 1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.); 2) по территории действия (федеральные, региональные и местные). Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты. Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения. Существует несколько признаков закона: 1) закон – одно из основных источников права; 2) установлен особый порядок принятия; 3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти); 4) регулирует важнейшие общественные отношения. Закон имеет высшую юридическую силу, что означает: 1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал; 2) другие нормативные акты не должны противоречить закону; 3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом. Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности: 1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ; 2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны; 3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы; 4) особый порядок принятия. Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни. Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным Понятие толкования права. Толкование права — это интеллектуально-волевая де-ятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. Более глубокий анализ позволяет характеризовать тол-кование права как специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования. Под толкованием, подразумевается и искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь). В отличие от иных видов толкования толкование права —особая деятельность, чья специфика обусловлена рядом факторов: во-первых, эта деятельность связана с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов, т.е. объектом его является право — специфическая реальность, обладающая особыми признаками, свойствами, принципами функционирования; во-вторых, толкование в праве, имея целью реализацию правовых предписаний, выступает и необходимым условием правового регулирования; в-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органами; в-четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах. Деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по разъяснению норм права — вторая сторона процесса толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают: официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами — государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Официальное толкование различают двух видов — нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное). Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативное толкование применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неясность текстуального понимания при неправильной и противоречивой практике их применения. Оно призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права. Среди нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения. Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Государственная Дума РФ. Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения — легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это пору-чено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодатель-ными органами. Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения — правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел. Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами. Оно не является юридически значимым. Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное). Обыденное толкование может осуществляться любым гражда-нином. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов. Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права). Нап
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.246 (0.011 с.) |