ТОП 10:

Примите Меня как своего Возничего



ПРЕДИСЛОВИЕ

ПЕРВОПРИЧИНА

Сама по себе Вселенная является проявлением Божественного Разума, который возжелал - "Экохам бахусьям": "Я - Один. Да стану многим".

Понятие "жизнь" означает действие в человеке жизненного принципа, который оживляет все существа. Божество, не имеющее характеристик, принимает в основу Своей природы определённые качества, и появляется форма. Созданный таким образом человек стремится познать и испытать всё то многообразие имён и форм, которое он воспринимает с помощью органов чувств и разума. Таков коротко процесс жизни, программа "осмысления", расширения сознания человека. Этот процесс имеет начало и конец, в него входят успехи и неудачи, добро и зло.

"Я - джива, живой индивидуум", "Я - искра Сознания", "Я - воплощённый Атман" - такие утверждения не открывают знания принципа жизни. Джива - это Божественное Сознание, заключённое в колеснице, т.е. в теле. Это не пучок инертной массы, слепленной в какую-то форму и наделённой именем. Существует лишь Одно вездесущее Сознание, но человек воспринимает Его фрагментарно и ошибочно считает Его многим; в полном смятении он движется на ощупь по причине своего собственного невежества.

Многие Писания учат человека той истине, что Бог находится в теле человека вместе с дживой, побуждая его стремиться к высотам, а эго склоняет его довольствоваться низким. Джива верит в реальность этого мира и в самого себя. В то же время, Божественный Принцип утверждает, что Он одновременно пребывает как рядом с человеком, так и вдали от него. Дело в том, что люди думают, что Он далеко, так как они не осознают, что Он рядом, более того - в их собственных сердцах. Истина, которой учат Писания, в том, что Бог везде - близко и далеко, вверху и внизу, внутри и снаружи. Бог Един, Неделим, Вездесущ.

 

Уровни пробуждённости

Чтобы пробудиться к этой Истине, необходимо достигнуть более выскоих уровней пробуждённости. Веданта раскрывает четыре категории пробуждённости: полная пробуждённость; пробуждённость одного лишь разума, как во сне; пробуждённость одного только "я", как в глубоком сне, и озарение при самопробуждении в Высшем "Я". Эти категории, характеризующие различные состояния сознания, называются стхула (грубое), сукшма (тонкое), карана (причинное) и маха-карана (сверхсознательное).

Первая категория - это известная всем настороженная внимательность, в которой мы пребываем, занимая себя делами каждый день. Мы все очень похожи друг на друга, мы бдительны и осознаём себя, когда находимся в этой стадии бодрствования. Грубое тело, которое активизируется в состоянии бодрствования, состоит из многих компонентов: пяти чувственных органов, пяти органов действия, пяти внутренних инструментов, пяти элементов в творении, пяти жизненных токов и истинного "Я" - всего 26. Это джаграт, стадия бодрствования.

Тонкое тело, которое спит, состоит только из пяти пран (жизненных токов), пяти органов чувтсв и пяти первоэлементов - всего из 15 аспектов. Согласно Веданте, сукшма является действующим агентом, который претерпевает последствия хороших и плохих поступков.

Каузальное (причинное) тело - третье по счёту. Природа этого тела одна, а именно сознание (праджна), чистое и не смешанное с субъективным и объективным миром (вишвой), оно называется вишва; тело сновидений озаряется разумом и внутренним светом (теджасом), поэтому оно называется теджас; тело в фазе глубокого сна, когда оно погружено в причину, скрытую в сознании и отражающуюся в нём, называется праджна. Истина, а именно Брахман, пребывает выше этих трёх тел. Все они вовлечены в брахму (иллюзию), а не Брахмана (Абсолют). То, что кажется истинным во сне, оказывается ложным, когда человек просыпается; то, что человек испытывает в состоянии бодрствования, искажается и обесценивается в снах. Сон стирает из памяти как мир грёз, так и мир бодрствования. Осознание, которое переживает эти три преходящие стадии, есть Махакарана, Сверхсознание.

Сверхсознание, т.е. Высшее Сознание, есть мысль, которая стала всем этим - Хираньягарбха, Золотое Чрево, изначальное пробуждение, первая конкретизация, Ишвара. Когда Бытие "подумало", оно стало многим или, скорее, приняло обличие многого. Сверхсознание находится ха пределами обычного сознания; грубое, тонкое и причинное тела, которые оно пронизывает, находятся ниже обычно осознанности. Первое - истинное знание (эрука на телугу). Последнее - иллюзорный опыт (марупу на телугу). Бог есть Господь эруки, а джива - это раб марупу (забывающий).

 

Внутренне и внешнее видение

В Веданте Высшее Сознание часто обозначается как парам (высшее, запредельное). Так как, очевидно, это понятие не имеет атрибутов, то оно не появляется и не исчезает, не возникает и не пропадает. У него нет ни имени, ни форсы, ибо его нельзя ни обозначить, ни ограничить, ни определить как нечто обособленное. Его можно определить как Брахман - неподвижное, неколебимое всеобъемлющее единство (пурна), вечное, истинное, лишённое атрибутов. Как неподвижная дорога даёт возможность машинам ездить по ней, принцип Брахмы - основа для существования и деятельности дживы.

В действительности существует только Единый. Единый для расщёпленного миросозерцания предстаёт как двойственный. Взгляните вокруг - это джива, а загляните внутрь - это Бог. Внешнее видение заставляет вас забывать; внутреннее даёт вам возможность помнить. Когда человек стремится подняться до Божественности, которая является его реальностью, он помнит, пытаясь познать и испытать. Когда он опускается на более низкие уровни сознания и впадает в болезнь, он попадает в цепи забывчивости. Избавление от эгоистических желаний и увеличивающееся стремление человека любить и служить - самые эффективные средства, чтобы добиться слияния с Высшим Сознанием, Первопричиной, Космической Мыслью, Махакараной.


Глава 2

УНИКАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Человек - это не просто существо, брошенное природой в процесс эволюционного риска. У него особая цель, уникальная роль. Это Божество, заключённое в человеческую оболочку! Гите Господь Кришна утверждает: "В мире жизни часть Меня трансформировалась в индивидуума". Это Он движет человеком и мотивирует его. Поэтому человек есть еденица этого Единства, дитя бессмертия, он введён в план этой смертной жизни, в эту смертную оболочку. Его миссия - слиться с Богом, из которого он произошёл.

Редко человек понимает, что он - Венец Творения. Редко он осознаёт своё внутреннее величие. Если бы он пребывал в постоянном сознании своей уникальности, его жизнь стала бы легче, более благотворной, переполненной экстазом. Тогда человек беспрерывно стремился бы достичь более и более высоких уровней сознания, охватывающих как объективный, так и субъективный миры. Он не позволил бы себе скатиться на более низкие уровни животного начала, которые сейчас он может подчинить себе и контролировать благодаря своему разуму.

Из традиционных 100 000 ныне живущих биологических видов человек - самый последний и самый значительный. Это единственное животное, которое способно познать не только себя, но также и Творца, т.е. Господа, не только собственные потенциальные возможности, но и могущества Бога. Другие живые существа стараются сохранить и продлить жизнь. Человек же в стремлении к идеалу или в ответ на призыв готов пожертвовать своей жизнью, отказавшись от неё.

Только для человека утешением могут послужить прошлые жизни, а руководством - будущие. Он может заглянуть в прошлое, так же как и в будущее, чтобы извлечь пользу для себя. У него есть возможность выбора - подниматься вверх или падать, стать Богом, зверем или демоном. Он может воспользоваться своим уникальным разумом или памятью, хранящимися в языке, чтобы расширить своё видение, регулировать свои действия по отношению к природе и обществу и извлекать пользу с помощью знания и опыта других. Он может влиять на общество в той же степени, как общество влияет на него.

Высочайший прыжок человека

Человек - это не просто животное, которое стоит на двух ногах вместо четырёх. Он обладает уникальной судьбой - возможностью осозновать и ценить красоту, истину, гармонию, мелодию и дарить себе и другим любовь, сострадание и сочувствие. Он может углубляться не только в тайны природы, но и в своё собственное таинство и найти Бога, который находится за пределами как природы, так и его самого. Он может поместить в своё сердце Бога - причину всего Творения, всего Существования и всего Исчезновения.

Человек - единственное животное, которое может преобразовывать свою сознательно выраженную природу. Зверь остаётся безрассудным и жестоким до самой смерти, а человек с помощью духовных усилий и благочествивой компании может решать свои проблемы и корректировать свои чувства и действия. Святой Вальмики и разбойник с большой дороги Ангулимала, который стал истинным буддистом, являются примером такого рода людей. Подобным же образом благодаря учению и вере грешники становятся святыми.

Человеку дана способность отделять себя от тела, чувств, ума и рассудка. Он чувствует и говорит: "Мои глаза, мои уши, мои ноги, мои руки, мой ум, мой рассудок" и т.д. Глубоко в своём сознании он знает, что он существует отдельно от всего этого, что он пользуется всем этим, он - владелец и хозяин. Ни одно животное не чувствует себя отдельно от тела, для животных тело и есть они сами. Они не понимают, что являются обитателями физической оболочки.

Человек может, просто упражняясь в молчаливых рассуждениях, понять, что физическая оболочка нереальна и преходяща. Это приводит к непривязанности, которую можно достичь с помощью анализа как результата различения.

Как только человек освобождается от излишней привязанности к телу и его органам, он избавляется от таких связок, как радость - печаль, хорошо - плохо, удовольствие - боль и т .д. Он целиком пребывает в спокойствии, в силе духа, полном равновесии. Тогда человек обнаруживает, что мир - это одна семья в Боге, что всё есть радость, любовь, блажентсво. Он понимает, что он сам есть весь этот видимый мир, что все разнообразные проявления - это образы Божественной Воли, являющейся его собственной реальностью. Такое расширение индивидуальности человека от конца до конца Вселенной есть высочайший прыжок человека.

К тому же только человек способен пробудить змееподобную силу жизненной энергии, которая дремлет в нём, - кундалини шакти и поднять её через более высокие поля сознания (чакры) вверх к "колесу из тысячи спиц" на самой макушке головы. Это путь восхождения. Это йога, садхана (духовная дисциплина), возможно для человека, т.к. у него вертикальное тело, и когда он сидит его позвоночник и голова расположены по прямой вертикальной линии. Четвероногие и двуногие, кроме человека, неполноценны. Они не могут подключать жизненно важную кундалини шакти.

Представитель Божества

Санскритское слово манава как обозначение человека, значит ма (нет) нава (новый). Это слово подразумевает, что человек проходит через многочисленные рождения и смерти, на нём тяжёлый груз обременительного наследия добра и зла. Он попадает на Землю не впервые. Его задача - сбросить этот груз и стать свободным. Для этого он должен задуматься о другом значении слова манава, где ма значит "неведение, заблуждение и ошибка", на значит "без" и ва значит "вартхана", или "действие". Человек должен действовать, говорить и думать, не поддаваясь кажущемуся заблуждению вместо реальности. Человек игнорирует Божественную Душу, свою единственную реальность - Атму (истинное "Я"), и позволяет себе пленяться майей, иллюзорной энергией, которая сверкает и вводит в заблуждение.

Так как Божество пребывает в человеке как Атма, он имеет высокий статус воплощённого Божества, представителя Божества. С помощью чувтсв, активизированных умом, появляется опыт, который собирается и координируется умом. Буддхи, т.е. интеллект, озарённый Атмой, исследует этот опыт и направляет его по благотворному пути. Действия под диктовку ума приносят несчастья; желательно действовать под руководством озарённого буддхи. Этот великий дар человек получил от Бога.

Человек - действительно самое высокое существо среди живых существ. Веды провозглашают четыре великих истины о человеке: "Ты есть То" (Тат твам аси); "Ты есть Высочайшая Мудрость" (Праджнянам Брахмам); "Этот Атма (ты сам) есть Брахман" (Айам Атма Брахмам); "Я есть Брахма" (Ахам Брахмасми).

Как нам доказать правильность такого утверждения, как Ты есть То? Предположим, на горе лежит большой камень. Скульптор обращает на него внимание и вырезает прекрасное Божество - Кришну, которого устанавливают в храме и церемониально поклоняются ему при каждом ритуале. Отколотые куски того же камня разбросаны на горе в том самом месте, где скульптор вытачивал фигуру Кришны. Эти куски бесполезны - никакой храм не поставит их в качестве изваяния, потому что они не прошли трансформацию. Однако эти куски заявляют: "Мы есть То Мы то же самое, что и то Божество", хотя скульптор их отбросил.

Когда был создан человек, ничего выше уже нельзя было создать.

Глава 3

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЖИЗНИ

Человек должен путешествовать по дороге, которая лежит через удовольствие и боль, горе и радость; путешествие может быть привлекательным только тогда, когда он использует мудрость, преданность и беспристрастность в качестве снаряжения для трудного путешествия.

Жизнь - это всего лишь промежуток между рождением и смертью, процессия к могиле, которая начинается с самого момента рождения.

Следует правильно понять восьмую главу Бхагавад Гиты, в которой жизнь сравнивается с путешествием. Господь Кришна учил Арджуну природе и предназначению жизненного путешествия. Различные поездки в автобусе, машине, поезде или самолёте, которые человек совершает в повседневной жизни, регулируются возможностями времени. Но само жизненное путешествие продолжается, начиная с самого творения, и будет продолжаться вечно. В отличие от других путешествий это путешествие нельзя отменить или отложить. Оно неизбежно для всех, будь то мессия или нищий. Забывая, что это основное путешествие неизбежно для всех тех, кто пришёл в этот мир в теле, человек безрассудно провозглашает себя бессмертным. Поглощённый преходящими вопросами этого мира, он становится жертвой несчастий и страданий.

 

 

Причина рождения и смерти

Жизнь человека имеет начало и конец; как началом, так и концом управляют закон причины и следствия. Гнездо птицы, свитое с большой предусмотрительностью, качается на ветру и падает из-за шторма. Прекрасные лепестки розы, танцующие на ветру и распространяющие аромат вокруг, срываются неожиданным порывом ветра и падают на землю. Так же и человек падает с высоты своего триумфа, сражённый ударом невидимой руки. Он ошеломлён последствием этого удара, не подозревая его причины, т. к. не склонен её искать. Причина рождения та же, что и причина смерти - влечение к чувственным объектам и цепочка действий в погоне за этим. Феноменальный мир подобен отелю, в котором вы оказались, чтобы испытать последствия своих действий в прошлом. Тело - это комната в отеле, в которую вы попали, чтобы испытать кармические последствия.

Когда вы рождаетесь, у вас нет гирлянд и ожерелий. У вас нет жемчугов и бриллиантов. У вас нет золотых украшений. Но ваша шею обвита гирляндой из прошлых карм и полученных самскар (скрытых тонких ощущений). И когда вы умираете, вы ничего не берёте с собой, кроме последствий своих добрых и злых поступков. Вы всегда украшены невидимой гирляндой своей неумолимой кармы, которая преследует и отягощает вас.

Карма - это причина рождения, т. к. душа (джива) вынуждена подвергнуться ещё одному испытанию, чтобы очистить свои счета, освободившись от кредита и дебита.

Вы родились, потому что не сдали экзамены по некоторым предметам, и существует некий баланс опыта, который вы должны приобрести, чтобы завершить курс. Если вы убедитесь благодаря самоосознанию, что ваша истинная природа - Высшее Сознание, тогда курс будет закончен - вы сдали экзамен.

Все отношения временны

В процессе жизни между одним человеком и другим возникают различного рода отношения. Человек не рождается с ними. До рождения человека кто был матерью, а кто ребёнком? До свадьбы - кто был мужем, а кто женой? Отношения мужа и жены возникают только после свадьбы. Только после рождения ребёнка возникают отношения матери и ребёнка. Такие отношения являются промежуточными в жизни человека, они появляются и исчезают.

Только Божество присутствует рядом с тобой, в тебе и вокруг тебя ещё до твоего рождения и во всём твоём путешествии по жизни. Всегда помните эту основную и не приходящую истину. Рождение и смерть относятся только к телу, а не к Атме. Храмы могут появляться и разрушаться, только Бог неизменен и неподвластен смерти. В храме человеческого тела пребывает вечное Божество.

Все отношения второстепенны и временны. Пока человек вовлечён в мирскую жизнь, отношения матери и сына, мужа и жены, брата и сестры и т. д. следует считать естественными. Все эти отношения непостоянны. Рано или поздно разлука неизбежна. Но никогда не может быть расставания между вами и Богом.

Вы должны выполнить свой долг перед родными и близкими. Но, выполняя его, вы всегда должны держаться Высшего. Благодаря духовной жизни ваша мирская жизнь должна быть гармоничной. Пока вы живёте в этом мире, вы должны следовать правилам и нормам, действующим в мирских делах. Но что бы вы ни делали, вы не должны терять из виду Высшее - духовную цель жизни. Идеал должен быть основан на признании того, что ничто вам не принадлежит - ни мать, ни отец, ни родственники, ни богатство, ни дом и т. д. Всё это эфемерно и относится к изменяемому телу.

Конечное путешествие

Каждое живое существо должно вернуться к источнику, откуда начался его путь. Истинная радость возможна только там. Человек путешествует по делам бизнеса в разные страны, останавливается в различных городах с большим комфортом, но получить отдых и мир можно только дома. Земная карьера - одна из стадий его долгого путешествия, где он останавливается лишь на время. Место такого временного пребывания нельзя путать с домом, но многие путают и отказываются помнить свой дом. Всё, что связано с Атмой, - восторг; всё, что связано с эго, - страдание. Так заявляют Упанишады. Человек теряет себя в борьбе и раздорах, жадности и корысти, игнорируя Источник, сущностью которого является он сам.

Человеческое тело, состоящее из пяти элементов, может умереть в любое время и в любом месте. Мы часто видим грузовые фургоны со словами "возврат" и датой, когда они должны быть возвращены. Человеческое тело подобно такому грузовому фургону, посланному в иллюзорный мир Творцом. И хотя дата возврата на нём не указана, рано или поздно тело должно возвратиться. Мы, не будучи в состоянии осознать эту истину, ищем эфемерных удовольствий и подчиняем себя бесконечным страданиям.

Мы настолько поглощены мирскими делами в настоящий момент, что не задумываемся о будущем. Говорят, один человек заметил, что у него нет времени даже умереть. Как глупо думать подобным образом, потому что смерть никогда никого не пощадит. Зачарованный миром чувств, человек не способен узнать истину о своём собственном существовании. Признав преходящую природу богатства, власти и роскоши, ему следует подготовиться к конечному путешествию. Когда мы хотим пойти в кино или на вечернюю прогулку, мы начинаем надевать ботинки. Когда мы хотим поехать в ближайший город, мы упаковываем свою одежду в чемодан. Но какие приготовления вы делаете для своего конечного путешествия - поездки к смерти?

Ваш долг - с этого самого момента прикладывать все свои усилия, без колебаний и отсрочек. Кто знает, когда смерть постучит в дверь? Она может постучать ночью, в этот самый момент! Поэтому не мешкайте, не откладывайте на завтра сегодняшний ужин.

Не тратьте свою энергию на желания тела, которое стареет с каждой минутой и быстро продвигается к могиле. Жизнь - это трёхдневная ярмарка, она подобна цветку, который увядает к вечеру. Старость, когда теряется физическое обаяние и вы во всём зависите от других, скоро придёт ко всем нам. Так готовьтесь к смерти. Подготовьтесь встретить её спокойно, радостно, с полными смирением перед Волей Господа. Вы не можете получить это мгновенно, когда захотите: это результат долгих лет практики. Надо видеть Руку Господа во всём, что происходит, тогда вы не будете ликовать либо горевать. Ваша жизнь станет постоянным поклонением или медитацией.

Всегда помните о Господе и Его Славе, это оживит ваши шаги, и вы скоро прибудете к цели.

Не бойтесь достигнуть цели своего освобождения! Не воспринимайте эту стадию как несчастье. Это конец несчастья. Это рождение радости - радости, которая не знает конца; это смерть горя - горя, которое никогда больше не родится.

 


Глава 4

ИГРА ЖИЗНИ

Мудр тот, у кого здравый и проницательный рассудок,

Он видит всё таким, как оно есть.

Он прислушивается к совету:

Жизнь - это вызов, прими его;

Жизнь - это любовь, радели её;

Жизнь - это сон, осознай его;

Жизнь - это игра, играй в неё.

Этот мир есть сцена. Мы актёры в мировой драме. Но все наши действия побуждаемы волей Бога, который контролирует наши бессмертные души и бренные тела. И мы должны играть в эту игру, не проявляя никакой слабости или робости.

Арджуна страдал от слабости ума и сердца. Господь Кришна критиковал его за моральное и духовное малодушие. Пока вы слабы и робки, вы ничего не можете достичь в жизни. Следует избегать сентиментальности и телесного сознания. Пока вы мыслите с точки зрения бренного тела, вы не можете преодолеть духовного малодушия. Если же вы будете мыслить с точки зрения бессмертной Атмы, у вас не возникнет чувства слабости и робости.

Деха, физическое тело, состоит из пяти изначальных элементов - земли, воздуха, воды, огня и эфира. Рано или поздно тело погибнет. Но Дехи, т. е. Атма внутри нас, не рождается и не умирает. И этот Атма един с Абсолютом. По существу Атма и Абсолют тождественны.

Этими наставлениями Господь Кришна побудил Арджуну к действию на поле битвы.

 

 

Господь и есть план!

Только Господь знает весь план, ибо Он и есть план! Вы видите только часть плана на сцене, и поэтому эта картина выглядит запутанной. Когда же раскроется вся история, вы оцените Его план - но не раньше. Для этого вы должны встать за экраном майи, этой силы заблуждения, и обратиться к Самому Режиссёру. Пока ты актёр, выступающий в своей роли на сцене, ты не можешь осознать внутреннее значение всей пьесы, в которой сцена - этот "мир", и она растягивается на "века".

Когда вы просыпаетесь, старайтесь почувствовать, что вы ступаете на сцену, чтобы сыграть роль, назначенную вам Господом, и молитесь, чтобы сыграть её хорошо и заслужить Его одобрение. Вечером, когда вы ложитесь спать, старайтесь почувствовать, что вы входите в артистическое фойе за сценой, но ещё в одежде вашей роли, т. к. может быть, что роль ещё не окончена и вам ещё не разрешили переодеться. Возможно, завтра утром вам снова придётся выйти на сцену. Не беспокойтесь об этом. Полностью отдайте себя в Его расположение - Он знает. Он написал эту пьесу и знает, как она будет продолжаться и как закончится. Ваша задача - просто сыграть роль и удалиться.


Его Божественная игра

В Гите Господь заявляет: "Мама майя" - "Моя иллюзия"; это значит, что этот относительный мир - Его творение, Его Лила (Божественная игра) и Его Махима (Величие); эта иллюзия создана как тренировочная площадка, как вдохновение для тех, кто жаждет увидеть Его - Источник и Сущность всего этого.

Этот мир как задуман и управляем Господом, чтобы вложить в человека чувство благоговейного трепета, почтения и изумления, и он будет тронут красотой, очарованием и таинством этого мира, что даст ему возможность представить себе источник всей этой красоты, всей этой радости и всего этого притягательного таинства.

"Этот объективный мир - Моя игра", говорит Он. Благодаря иллюзии вы должны заинтересоваться Автором, Мастером, Господом. Как только вы увидите мир как арену Его действий, сцену Его пьесы, вас никогда больше нельзя будет ввести в заблуждение; вас не обманут больше никакие приёмы пьесы или сценические эффекты; вас ничто не сможет сбить с толку; вас нельзя будет убедить, что она истинно реальна. Пьеса правомерна, пока она продолжается, а вы - в театре.

Считайте основу более реальной, чем структуру, Господа - более реальным, чем этот мир. Это главный урок индийской мысли. Среди всех источников Веданта - это жемчужина. Мир подобен миражу; мираж не возникает из дождя и не достигает ни озера, ни моря. Его ещё не существовало до восхода солнца и не будет, когда наступит вечер. Это просто промежуточный феномен, и лучше всего оставить его в покое.


Игры, в которые вы играете

Не растрачивайте свою энергию, играя в глупые игры: выигрывая и проигрывая, собирая и разбрасывая, добиваясь временной известности, богатство и успеха. Идите прямо по царской дороге, которая ведёт к самосознанию, не блуждайте в переулках ложного блаженства.

Это не значит, что вы должны отказаться от друзей и родных и пройти путь одному. Общество, в котором вы оказались, - это арена, где вы можете победить, гимнастический зал, где вы развиваете искусство побеждать. Духовное путешествие лежит через сострадание, сочувствие, взаимную помощь и служение, а это воспитывается обществом и должно использоваться для общества.

Назначение, раздвоение и относительность этого мира не влияют на бессмертный Дух, Атму. Следует признавать сосуществование и соприкосновение добра и зла. С точки зрения Атмы, добро и зло лишь феноменальны, но не абсолютны.

Игры, в которые вы играете, можно сравнить с войной, описанной в Махабхарате. С одной стороны расположились силы зла, Кауравы, с другой - силы добра, Пандавы. Они играли в игру жизни, их империя была подобно футболу. До самого конца битвы Господь Кришна был единственным руководителем праведных Пандавов. В этой битве безнравственные Кауравы один за другим потеряли военачальников. Пандавы, которые полностью подчинились Кришне, добились окончательной победы. Можно считать, что это борьба с такими отрицательными качествами, как желание, ненависть, зависть, гордыня и т. д., с одной стороны, и такими добрыми качествами, как истина, добродетель, уравновешенность, ненасилие и любовь - с другой. Тело - это поле битвы. Капитан одной команды - воплощение добрых качеств. Капитан другой - воплощение земных желаний. Тех, кто держится вечно меняющихся мирских желаний, ждёт только поражение. Только тот, кто придерживается неизменного вечного Божества, может надеяться на постоянный успех в жизни.


Посвящайте жизнь идеалам

Гандхари, жена Дритараштры и мать Кауравов и Сакуни были детьми одной матери. Гандхари была подобна сосуду нектара. Сакуни был очень умным, но полным яда. Следуя совету Сакуни, Кауравы потеряли своё царство и всё остальное. Никто не должен гордиться своим умом и сообразительностью или способностью стяжать лавры в науках. Добрый характер и правильное мышление гораздо ценнее, чем достижения в учёбе или интеллектуальные способности. Используйте свой интеллект и свои цели для достижения того блаженства, которое вырастает из праведной и добродетельной жизни. Вступайте в жизнь, посвящённую идеалам.

Идеалы должны становиться более возвышенными и грандиозными. Желания должны становиться всё более бескорыстными и чистыми. Привязанности должны превращаться в более благородные и утончённые чувства. Рассказ будет увлекательным, только если его развитие неуклонно идёт к развязке. Вот почему человек проходит через суровые испытания радости и горя и становится чище и сильнее благодаря такому опыту. Когда рост ребёнка останавливается, это приносит горе. Когда он начинает нормально расти, это приносит радость. Когда рост становится слишком большим, это снова приносит горе. Качание маятника делает жизнь интересной, это гимнастический зал, школа.

Рано или поздно придётся уйти за кулисы; поэтому пока вы на сцене, добивайтесь высокой оценки Режиссёра, играя свою роль к Его глубокому удовлетворению, стараясь не испортить Его пьесу льстивыми словами и обмолвками. Уподобляйтесь черепахе, которая может жить в воде и на земле. Развивайте внутренний покой, который всегда поможет вам осмыслить о Боге независимо от того,находитесь ли вы среди людей или наедине с собой. Уединение - это когда вы не осознаёте толпу вокруг себя. Вы создаёте это из уединения своего собственного разума.


ЖИЗНЬ - ЭТО ПАЛОМНИЧЕСТВО

Жизнь - это странствие, где человек влачит свои ноги по неровной и тернистой дороге. С именем Бога на устах он не будет жаждать, с образом Бога в сердце он не будет чувствовать изнеможение. Общество благочестивых вдохновит его на путешествие с надеждой и верой. Уверенность в том, что Бог рядом, что Он всегда близок, придаст силы его членам и бесстрашие его взгляду.

Человек - пилигрим, который отправился в долгое путешествие; он начал с камня, продвинулся до растения и животного и теперь дошёл до человеческой стадии. Но чтобы достигнуть Божества, ему надо пройти ещё долгий путь. Поэтому ему не следует медлить. Каждый момент драгоценен, каждый шаг должен вести его дальше и дальше.

Тем, кто родился в Бхарате, очень повезло, ибо здесь миллионы прошли по этой дороге и здесь встречается много проводников, которые могут провести вас самым лёгким и коротким путём. Они сообщат вам адрес того места, откуда вы пришли, ибо вы забыли его и оказались беспомощными. Они также укажут вам цель, которую необходимо достигнуть, когда трудности путешествия закончатся, и на заманчивые соблазны на пути, которых следует избегать.


Девять шагов

Вот девять шагов паломничества человека к Богу на пути посвящения и предания себя Богу.

1. Развивать желание воспринимать славу и великолепие деяний Бога, а также разнообразные повергающие в трепет проявления Божества. Это отправная точка. Только постоянно слушая о Господе, мы можем трансформировать себя в Божество.

2. Петь про себя о Господе, восхваляя Его изумительные многообразные деяния.

3. Пребывать в мыслях о Господе, наслаждаясь созерцанием Его красоты, Могущества и Сострадания.

4. Проникаться поклонением Господу, концентрируясь на почитании Его Стоп или Следов.

5. Таким образом происходит полное примирение с Господом и постоянное ритуальное поклонение, в котором ищущий получает внутреннее удовлетворение и вдохновение.

6. Ищущий начинает видеть возлюбленную форму Бога, которой он желает поклоняться во всех существах, во всех объектах, куда бы он ни обращался, и поэтому он развивает в себе отношение поклонения природе и всей жизни.

7. Будучи в таком состоянии ума, он становится преданным слугой всех, не чувствуя ни превосходства, ни неполноценности. Этот жизненный шаг предвещает великий духовный успех.

8. Это настолько приближает искателя к Господу, что он чувствует себя союзником и товарищем, спутником и другом, разделяющим силу и милосердие Бога, Его успехи и достижения.

9. Последний шаг - полная отдача себя Господу, когда полностью полагаешься на Волю Господа, о чём искатель знает благодаря своим чистым намерениям.


Паломничество - это одно непрерывное путешествие

Каждый из вас пилигрим на духовном пути, идущий своим шагом, в соответствии с подготовленностью и достигнутой вами стадией. Совет, который применим для одного из вас, может не подходить для другого, кто прошёл меньшее расстояние или достиг продвинутой степени. Когда я советую кому-то следовать определённой садхане, это значит, что она полезна именно ему; не принимайте это за рекомендацию для себя, говоря: "Свами велел ему делать так, и я буду так же делать". Нет, у всех разный физический, ментальный и духовный уровень.

Помните, что с каждым шагом вы приближаетесь к Богу, и Бог делает 10 шагов к вам, когда вы делаете к нему один шаг. В этом паломничестве нет остановки, это непрерывное путешествие, днём и ночью, через долину и пустыню, через слёзы и улыбку, через смерть и рождение, через могилу и чрево.

Когда вы рождаетесь, у вас есть ноги для первого шага, и каждый день надо делать шаги, чтобы подниматься, так будьте тверды, осмотрительны и искренни. Не считайте шаги, которые предстоит сделать, и не гордитесь пройденными шагами. Один шаг за раз, но шаг восхождения - это достаточный успех, чтобы удовлетворить вас и поощрить на следующий. Не скатывайтесь с того уровня, на который вы уже поднялись. Каждый шаг - это победа, которой следует дорожить; каждый потерянный день - это поражение, которое посрамит вас.

Пусть вашим принципом станет "медленно, но верно"! Придерживайтесь постоянного графика. Как доктор выписывает определённое по количеству или весу лекарство и предупреждает вас, что меньшее количество будет неэффективно, а большее - вредно, так и вы держитесь определённого предела в своих духовных упражнениях. Не переусердствуйте и не занимайтесь ими мимоходом, невнимательно. Доктора говорят вам также, в какой час дня и сколько раз следует принимать лекарство, т. к. действия принятого лекарства следует подкреплять, чтобы оно не ослабло. Так и вам следует повторять Имя Господа и медитировать через определённые промежутки времени.

Доктора советуют миллионерам, которые всегда ездят в машинах и летают в самолётах, и людям, ведущим сидячий образ жизни, совершать длительные прогулки по утрам. Такая прогулка называется конституциональной, потому что она помогает укреплять конституцию тела. Таким же образом, чтобы оправиться от ментальных проблем, возникающих в результате волнений в мирских делах, гуру посоветует вам проводить длительные периоды в медитации и повторении Имени Господа. Не мчитесь так быстро вместе в этим миром: излечиться от этого можно, сидя в тишине. Не втягивайтесь в тщетные волнения этого мира: лекарство для тех, кто страдает от подобных последствий, - молчание и медитация.

Вы, наверное, наблюдали, что, когда ваш поезд стоит, а другой двигается по рельсам, у вас возникает такое чувство, как будто это ваш поезд двигается. Сосредоточившись на своём вагоне и направив всё внимание на свой поезд, вы поймёте истину. Таким же образом, пока ваше внимание направлено на "что-то другое", "внешнее", ваше знание основано на иллюзии. Как только вы переключите внимание на себя, вы сможете открыть истину: хотя этот мир движется, вы находитесь в покое.


Стремитесь! Прилагайте усилия!

Стремитесь и искренно старайтесь узнать как можно больше об искусстве радостной, счастливой и спокойной жизни. Продвигаться можно лишь шаг за шагом, и существует даже опасность, поднимаясь на шаг вверх, соскользнуть на два шага вниз. Важна решимость стремиться вверх, стойкость, с которой встречаешь тенденцию скольжения вниз, искреннее желание добиться прогресса, победив низшие импульсы и инстинкты. Если у вас это есть, то скрытая пружина энергии сработает в вас, Благодать Бога выровняет тропу. Держитесь идеала перед собой, идите вперёд.

Прилагайте усилия! Это и есть самая главная, неизменная задача для всех смертных. Даже те, кто отрицает Бога, однажды должны будут пройти дорогой пилигрима, расплавляя свои сердца в слезах страданий. Если вы приложите хотя бы малейшее усилие, чтобы идти по тропе освобождения, Господь поможет вам стократно.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.034 с.)