Базовая социальная программа «шлюха одобрения» или в погоне за «лайками» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовая социальная программа «шлюха одобрения» или в погоне за «лайками»



 

Случалось ли вам лгать, соглашаться и вести себя с людьми притворно, неестественно ради того, чтобы понравиться или получить похвалу?

 

Доводилось ли вам покупать дорогие, но по сути ненужные вам вещи, брендовые шмотки или «яблофон», брать в кредит дорогущую иномарку под большую процентную ставку, для того, чтобы впечатлить окружающих? (даже если вы сознавали, что потом весь год придется есть китайскую лапшу?)

 

Читали ли вы книги или журналы, смотрели ли фильм, потому что «это в моде», а не потому что произведение чем-то вас привлекло?

 

Делали ли вы что-то просто потому что «так принято», а не потому, что вы хотели это сделать? Или воздерживались ли вы от чего-то, боясь, что вас раскритикуют?

 

Если вы ответили хоть одно «да», можем вас поздравить. Вы попали под действие так называемой «шлюхи одобрения».

 

У основной массы людей нет своей точки зрения, основанной на собственных мыслях и логических выводах, их «мнение» продиктовано извне. Мировоззрением большинства владеют так называемые социальные программы – стереотипы, установки, шаблоны мышления, навязываемые в чьих-то интересах. В этой главе мы поговорим о базовой, самой вредной социальной программе, на которой зиждутся все остальные. Впервые она была обозначена человеком по имени Тимур Смирнов в его блоге и условно названа им «шлюхой одобрения».

 

Почему «одобрения»? Потому люди жаждут его, хотят быть хорошими, признанными другими. Им нужно внимание, похвала, восхищение и зависть окружающих для самоутверждения и услаждения Чувства Собственного Величия.

 

Почему «шлюха»? Потому что если внимательно присмотреться, многие подстраиваются под других, хотят угодить им, впечатлить, похвастаться или доказать им что-либо ради того, чтобы получить от окружающих положительную реакцию. Чем не торговля собой?

 

Чтобы наглядней показать «шлюху одобрения» в действии, приведем такой пример. В начале 2010-х, группа инициативных любознательных молодых людей провела сетевой эксперимент. В социальной сети «Мой Мир» есть очень популярная функция «оценка фотографии». Любую выложенную пользователем фотографию может оценить другой пользователь, поставив оценку от «1» до «5». Оценка фотографии увеличивает её рейтинг, повышая или понижая его.

 

Инициаторы же эксперимента решили поставить «1» фотографиям большого количества людей, и посмотреть на их реакцию. В итоге – пользователи готовы были разорвать незнакомых им людей за плохую оценку. Но подробнее, к чему это привело, можете сами увидеть, набрав в поиске видео «Жители Сети без прикрас».

 

Вообще, популярные сайты, и особенно соцсети базируются на эксплуатации у своей аудитории нарциссизма посредством «шлюхи одобрения».

 

Возьмем, к примеру сайт vk.com. Что мы имеем? Стена, комментарии, статусы, куча информации «о себе любимом», отметки на фото и видео, подарки, приложения типа «лицемера», «мои новости», упоминания, ава с функцией смены фото, количество «друзей» (которые еще обиду на тебя затаят, попробуй их удали!), «подписчики» и «ответы».

 

И самое гениальное изобретение: кнопка с сердечком «мне нравится» («I Like» или просто «лайк»), «одобрение» в миниатюре. Как раз для тех, кому лень писать комментарий и для тех, кому приятно насобирать множество таких «одобрений». Причем, заметьте – кнопку «мне не нравится» руководство социальной сети не вводит! И никогда не введет.

 

Социальные сети с введением «лайков» как раз иллюстрируют сущность «шлюхи одобрения» - много людей и в реальной жизни по сути занимаются тем, что «собирают сердечки».

 

Другие сайты используют то же самое – на них сидят, чтобы привлекать внимание и похвалу себе любимому, ищут одобрения в чужих глазах, а не найдя его в достаточных количествах накручивают себе подписчиков, просмотры и «мне нравится». Поэтому они так и популярны: «спрашивай.ру» и «formspring», «twitter.com», «youtube.com» (тоже с лайками/дизлайками), сайты знакомств (часто туда заходят, чтобы просто проверить, сколько смотрели твою анкету и сколько тебе написало), и даже творческие ресурсы типа «проза.ру», где «писатели» пишут друг другу рецензии.

 

«Шлюха одобрения» - универсальный инструмент, которым можно воздействовать на потребителя в целях реализации ему какого-либо товара.

 

«Помой рожу клерасилом», «побрызгайся новым суперароматом», «брейся нашими станками» и тебя заметят девушки (ну или парни). Пей элитный алкоголь, купи «яблофон», носи вот это клоунское шмотье (помните, в моде были штаны «Dsquared2»?) и все будут видеть, что ты можешь себе это позволить. Купи в кредит наше авто и гордись этим, пока авто не выйдет из моды. Пройди наш супертренинг и стань мегакрутым по жизни, а не тем ущербным лохом, коим ты был до покупки.

 

В современной прозападной культуре к сожалению принято, что обладание какой-то статусной штуки делает тебя «особенным». Подробнее о феномене потреблядства и социальной программе «Синдром Показного Потребления» - в следующей главе.

 

Кстати, культ знаменитостей, внимание к «авторитетам» и тяга к известности тоже являются разновидностью «шлюхи одобрения». Как метко заметил тот же самый Тимур Смирнов, быть известным означает быть одобренным большим количеством народа.

 

Многие, чаще всего молодые, люди с развитием телекоммуникационной индустрии стали помешанными на известности.

 

К чему это приводит – в мягком варианте в попытках примазаться к известностям, добавлением их в «друзья» в соцсетях, или просто хвастовством, типа «Я сфоткался со звездой» или «Я президента видел!».

 

Самую «жесть» мы можем наблюдать, когда кто-то сам пытается стать известным, не имея к этому весомых предпосылок. Многие «звезды ютуба» или «жертвы контакта» доставили обывателям много веселья своим искрометным «творчеством». Примеры? Поищите в интернете про Александра Фоломкина, Максима Доши или рэппера Dirty Monk. Женский вариант помешательства – например, Дарья Сускина или Алёна Пискун.

 

Не последнюю роль «шлюха одобрения» играет в отношениях мужчин и женщин. Конечно, это не относится ко ВСЕМ отношениям. Однако в новорусской культуре отношения во многих парах зачастую строятся не на взаимных чувствах или интересах, а на социальном положении одной стороны. Тут «шлюха одобрения» касается по большей части мужской части (женской частью двигают другие социальные программы, об этом в других главах). Многим мужчинам свойственно встречаться с девушками ради их внешности, дабы подчеркнуть и продемонстрировать свой высокий статус, попросту говоря «понтануться».

 

Секс зачастую рассматривается мужчинами как получение от женщины очередного «лайка». А если «лайков» много – то это повод рассказать об этом окружающим, подкормив свое ЧСВ. И это активно культивируется рекламой и современной культурой. Давя на комплекс сексуальной привлекательности, можно впарить потребителю, что угодно – от дезодоранта до автомобиля (об этом позже в главах «Потреблядство» и «Культ Секса»). Еще пример – сообщество пикаперов активно поддерживает «погоню за лайками» и ставит цель научить этому все мужское население (взяв, естественно, плату за «обучение»). Причем задача соблазнить как можно больше женщин постулируется как «саморазвитие», а мерилом мужской крутизны служит количество соблазненных женщин.

 

В заключении этой главы – несколько советов о том, как не идти на поводу у «шлюхи одобрения».

 

Выработайте самодостаточность. Поймите, что вы как человек имеете ценность сами по себе, сами для себя, не зависимо от реакции людей и наличия у вас какого-либо «статусного» барахла. Вы должны чувствовать себя хорошо без внешних атрибутов и чьего-либо общества. Вы сами по себе можете являться хорошим человеком, без каких либо надуманных покупных привилегий.

 

В общении с людьми перестаньте гнаться за «лайками», ведите себя дружелюбно, но не беспокойтесь о том, что скажет княгиня Марья Алексевна. Будьте естественны. Поймите, что для осознания собственной ценности вам не нужно чье-то одобрение. Занимайтесь тем, от чего вы действительно получаете удовольствие, не обращая внимание, одобряют ли это другие. Не делайте что-то, потому что «так положено», «принято» или потому что «это круто».

 

Не пытайтесь никого впечатлить дорогими вещами, они не принесут вам глубокого удовлетворения и внутреннего счастья. Большинству людей все равно это безразлично, они больше думают о себе. Перестаньте тратиться на ненужное барахло, навязываемое рекламой с ярлыком «стиля» или «моды», перестаньте вообще желать его приобрести. Поймите, вы на самом деле не хотите самих этих вещей – вы хотите то, что они вам обещают дать (престиж, любовь окружающих, самоуважение), а вернее того, что они вам дать вряд ли смогут.

 

Помните, что приобретая слишком много дорогих «игрушек», вы рискуете тем, что с вами будут общаться ради ваших денег или статуса, а не из-за вашей неповторимой личности.

 

Если вы видите, что кто-то «понтуется» или хочет произвести ложное впечатление, не ведитесь, не завидуйте ему и не подкармливайте его ЧСВ. Перестаньте оценивать людей по признаку какой-то «крутости» или «статусности». Эти понятия – всего лишь иллюзии.

 

А в следующей главе мы рассмотрим феномен неумеренного статусного потребления.

 


Глава 2.

Потреблядство. Часть 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.124 (0.013 с.)