Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коллажный принцип построения художественного высказывания в работах Курта Швиттерса↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Этот раздел представляет собой анализ отобранных источников, проведенный с учетом теории из предыдущей части. Швиттерс применял коллажный принцип во всех сферах искусства, которыми занимался: литература, живопись и т.д. В фокусе нашего исследования находится непосредственно коллаж и переход его из плоскости в объемную форму и в пространство (коллаж, рельеф, мерц-постройка Мерцбау). Именно такой подход помогает максимально точно отразить коллажное мышление Швиттерса. Его эксперименты в других областях искусства очень близки к дадаистским, которые мы рассматривали в первой главе, поэтому интереснее было бы остановиться на том, что представляет индивидуальность художника. Первая работа – «Картина со светлым центром» (Picture with Light Center, 1919) (см. приложение, ил. 1). Это коллаж, в котором Швиттерс использовал вырезки, цветную бумагу, акварель, масло и карандаш. Это один из ранних коллажей,[104] пока еще более похожий на абстрактную живопись – использование «жизненных» материалов (марка, обертка от табака, реклама, вырезки из газет и пр.) незначительно, и они сильно перекрыты красочным слоем, те, что хорошо видимы, расположены небольшими вкраплениями и строго в рамках заданной композиции. Однако уже здесь происходит нарушение границ: Швиттерс одновременно использует язык искусства и язык повседневности. Детали коллажа вырезаны из бытового материала, однако они скорее не самостоятельны, их форма подчиняется заданным геометрическим формам. Скомпоновано все в соответствии с тем, чтобы произвести эстетическое, эмоциональное впечатление, воздействовать на зрителя цветом и ритмом. Следующий коллаж – «Мерц Рисунок 83. Рисунок Ф» (Merz Drawing 83. Drawing F,1920) (см. приложение, ил. 2). В отличие от предыдущего, он создан исключительно из вырезок и других бумажных материалов из повседневной жизни. Здесь они используются совершенно самостоятельно. Художник скомпоновал поток будничного хаоса в гармоничную форму. Идентифицировать элементы коллажа практически невозможно, они деформализованы, лишены изначального значения, это не «говорящие» элементы или буквальные ссылки. Цель такой работы – увидеть красоту в обыденном, привычном, искусство в жизни и перенести эту жизнь в искусство. Собрать по кусочкам то, что кажется людям ненужным, в единое целое и придать этому смысл. Дистанцировать таким образом зрителя от его будней и заставить увидеть их в новом свете, контексте, образе и т.д. Важной работой в нашем контексте является коллаж «Мерц Картина 32 А. Картина Вишни» (Merz Picture 32 A. The Cherry Picture, 1921) (см. приложение, ил. 3). В нем Швиттерс использует всевозможные вырезки, бумагу, ткань, дерево, металл, пробку, масло, карандаш и чернила. Складывается впечатление, что это наслоение из разного мусора, склеенного, прибитого гвоздями, разбросанного по поверхности. Мы видим обрывки жизни. В центре – карточка для изучения языка с изображением вишен и подписью «вишни» на немецком и французском: «Kirschen» выполнено готическим шрифтом, а «Cerises» - обычным, современным. Такая карточка – отличная находка для Швиттерса. В ней сочетаются разные культурные коды, разные исторические мотивы. Швиттерс активно занимался графическим дизайном, издавал собственный журнал, поэтому был чувствителен к шрифтам и другим приемам в этой сфере и понимал, что это влияет на зрителя, обогащает и развивает визуальную культуру. Также эта карточка, рисунок вишен и выведенные карандашом не твердой рукой какие-то слова, буквы напоминают что-то детское. И этот мотив подкрепляет очень маленькое изображение с нарисованными кошками в нижнем правом углу, помещенное в сочетании с кусочком ткани в горошек. Швиттерс заигрывает со зрителем, предлагает ему рассматривать и изучать изображение, достраивать связи, включать ассоциативное мышление. Хотя композиция внимательно выстраивалась художником, создается ощущение небрежности, чего достичь очень трудно. В ходе работы над композицией нелегко освободиться и не воспроизводить автоматические приемы упорядочивания, стандартные художественные приемы и пр. Это требует совершить усилие, изменить собственные принципы мышления. Швиттерс играет с формами, фактурами, цветами, плотностью наслоения для достижения нужного эффекта. В целом это похоже на случайный фрагмент городской стены, которая многократно заклеивалась афишами, объявлениями и пр. или на разбросанный на улице мусор. Так или иначе, здесь присутствует мотив города. Город предоставляет материалы художнику, является прообразом, служит контекстом для коллажа…. Город для Швиттерса – источник модели работы и самой эстетики наложения.[105] Швиттерс проблематизирует логику потребительского мира: купил, использовал, выбросил. Художник подбирает эти отбросы и создает из них «знак» эпохи, памятник эпохе.[106] Уже здесь, в коллаже, Швиттерс выходит из плоскости картины: прибивает кусок дерева, использует объемные предметы. Для выражения мировоззрения художнику не хватает пространственного измерения. Призывая познавать весь мир всеми чувствами, включая в коллаж столь разнообразные материалы, Швиттерс через визуальное восприятие, обращается и к телесному, тактильному, повседневному и др. опыту зрителя. Поэтому следующим шагом в этом направлении для Швиттерса было создание рельефов. Мы рассматриваем один из самых первых рельефов - «Вращающийся» (Revolving, 1919) (см. приложение, ил. 4). Швиттерс использовал для него дерево, металл, шнур, картон, шерсть, проволоку, кожу, расположив их на холсте и придав всему цвет масляными красками. Как и коллаж «Картина со светлым центром», данный рельеф, построенный по коллажному принципу, представляет собой абстракцию, в которой материалы подчиняются диктатуре формы, композиции и цвета (даже название рельефа – «Вращающийся» отражает ритм его композиции). За счет последних Швиттерс добивается сбалансирования элементов, эстетического впечатления, развивает у зрителя абстрактное мышление. В «классический мерц-период» он создает рельефы и скульптуры из бытового материала. Позднее постепенно, под влиянием идей конструктивистов, участников Де Стайл и Баухауса, в 1923 художник начал делать свою первую[107], самую большую и главную Мерцбау (см. приложение, ил. 5, мерц-постройка, уничтожена в 1943г.),[108] фантастическую скульптуру-конструкцию, которую строил в течение ряда лет. Мерцбау начиналась как небольшая скульптура, мерц-колонна, которая постепенно росла и стала занимать большую часть дома художника в Ганновере. Пришлось даже пробить потолок, и вывести сооружение на следующий этаж, так как места уже не хватало, а остановится невозможно, так как Мерцбау мыслилась как конструкция в процессе становления. «В зависимости от движения души Швиттерса… колонна росла»[109], отмечал в своих воспоминаниях о Мерцбау дадаист Ханс Рихтер. Швиттерс так описывал свою мерц-постройку и работу над ней: «Мерцбау растет примерно так же, как большой город. Когда строится новое здание, жилищное управление следит за тем, чтобы оно не испортило облик города. Так и я, находя что-то более или менее подходящее,… подбираю это, приношу домой, прикрепляю там (Мерцбау) и раскрашиваю, стараясь всегда держать в уме общий ритм сооружения. А потом приходит день, когда я понимаю, что у меня на руках труп – останки художественного движения, которое уже в прошлом. И я предаю эти останки покою, частично или полностью закрываю их чем-то другим и тем самым перевожу в низшую категорию. По мере роста сооружения в нем появляются долины, впадины, пещеры, живущие своей жизнью внутри общей структуры. Сталкивающиеся поверхности порождают формы, которые нарастают во всех направлениях».[110] Таким образом, Швиттерс создавал свой собственный, вполне реальный мир, материалом для создания которого служит его жизнь, духовная и бытовая, предметная. Он ничего не выбрасывал, не изымал из постройки, а «захоранивал» и продолжал дальше – все как в жизни, ведь из нее нельзя выбросить что-то, что уже произошло: воспоминания о людях, событиях и пр. В Мерцбау снова появляется мотив города, городского пространства, идея гармоничного соотношения части и целого. Он собирал Мерцбау по коллажному принципу: в постройке были ниши, в которые он собирал и помещал предметы, относящиеся к человеку или явлению, которому эта ниша посвящена. Так, были ниши, посвященные Арпу, Рихтеру, Лисицкому, ван Дусбургу, Мондриану, Малевичу, Габо, Мис ван дер Роэ, жене, сыну и др. В качестве предметов могло выступать все, что угодно: прядь волос этого человека, его карандаш, кусок галстука и т.д. Из таких предметов-символов он создавал своеобразный коллаж, воплощающий мышление Швиттерса, монументализацию его восприятия жизни, людей. Мерцбау – это квинтэссенция коллажного мышления Швиттерса. Даже находясь в лагере для интернированных в Великобритании, он под столом начал создавать подобное пространство. Сопряжение искусства и жизни у Швиттерса выражалось в том, что он просто жил.[111] Его коллажное мышление так воспринимало мир, он собирал то, что попадало во внимание и представляло интерес, и компоновал в некоторое целое, которое зависело от каждого составного элемента. Таким образом, мы рассмотрели, как мыслил Курт Швиттерс с помощью коллажного приема построения художественного высказывания – от коллажа и до его абсолютного выражения в Мерцбау.
Заключение
В данной работе мы изучили, как работает коллажный принцип построения высказывания в качестве отражения мышления художника. Описав общий контекст и охарактеризовав картину мира эпохи авангарда, мы установили проявления авангардного и коллажного мышления в художественной культуре, и показали, как по-разному возможности коллажа используются художниками в соответствии с их теоретической концепцией. Мы рассмотрели, как коллажный прием построения художественного высказывания работает в авангарде. Коллажное мышление как образец операционного мышления, соединяющего элементы разных языков, кодов семантических полей культуры, к различным семантическим или стилистическим культурным контекстам, имеет в каждом направлении свои особенности. В кубизме – коллаж используется впервые как самодостаточный прием и нарушает границу между искусством и реальностью. В футуризме – посредством коллажа художники мыслят аналогиями в обход разума. В дадаизме – развивают подвижность, критичность мышления, нарушают автоматизм сознания и меняют привычную логику. В сюрреализме – создают контрреальность путем соединения алогичных элементов, обращаясь к бессознательному, ассоциациям и пр. Также мы подробно описали то, как и с какой целью художники авангарда хотели воздействовать на восприятие, мышление, сознание зрителя с помощью коллажа (и иных художественных средств), какого эффекта они стремились добиться в каждом случае. Мы выделили и описали главные характеристики коллажного мышления Швиттерса и на примерах показали, как коллажный прием работает для его проявления: от коллажа и рельефа до абсолютного выражения в Мерцбау. Ключевым для Швиттерса было сопряжение жизни и искусства, постоянная трансформация с целью достижения сбалансированности, понимание и соединение всего по коллажному принципу в соответствии с тесной зависимостью целого от каждой его части.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.122 (0.008 с.) |