Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизнь после смерти: опыт исследованийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наше время характерно не столько дальнейшим развитием фантастических построений, посвященных теме «смерть», сколько попытками описать переживания людей, находившихся в пограничных со смертью ситуациях. Этот опыт может стать основой складывающейся науки танатологии — науки о смерти. Р. Моуди, изучивший 150 случаев, в которых люди получали предсмертный «опыт», выделяет три категории своих пациентов: а) люди, которых врачи считали или объявили клинические мертвыми и которые были реанимированы; б) люди, которые в результате аварий либо опасного ранения или болезни были близки к состоянию физической смерти; в) люди, которые находились при смерти и рассказывали о своих ощущениях другим, находившихся рядом[172]. Все три категории изучены с точки зрения их опыта, возникшего в случаях встречи со смертью. Исследования (социологические опросы и анализ данных), проведенные Р. Моуди, вызвали целую цепь описаний «жизни после смерти»[173]. Кратко опишем обобщенный опыт умирания. Во время умирания имели место следующие этапы и события: невыразимость состояния словами (нет таких слой, поскольку нет общего опыта умирания); люди способны слышать происходящее; появляется ощущение покоя и мира; иногда слышен неприятный жужжащий шум; ощущается движение по тоннелю; ощущение себя вне тела; происходит встреча с другими, помогающими умирающему перейти в новое состояние; иногда появляется ощущение светящегося существа, чередой мелькают картины прошлого. Эти переживания, как оказалось, влияют на последующую жизнь: возникает новое отношение к смерти (люди больше не боятся смерти), умиротворение («жизнь стала глубже и содержательнее»), в их взглядах изменилось соотношение ценности тела и разума — главным становится разум, почти все подчеркивают важность стремления в жизни к возрождению любви к другим людям, любви исключительной и глубокой. Никто не говорил о том, что выходил из состояния клинической смерти с чувством «очищения», «морального совершенства», с чувством превосходства над другими. Характерно, что опыт смерти подтолкнул многих к улучшению своего образования, им было «сообщено», что накопление знаний продолжается даже после их жизни[174]. В 1992 г. Д.Гэллап-младший провел анкетный опрос населения США, используя для этих целей знаменитую международную организацию Гэллапа, и обнаружил, что около 8 млн. американцев испытали клиническую смерть. Ниже приводятся данные опроса о том, что при этом они чувствовали[175].
Однако не решен пока основной вопрос — может ли сознание существовать вне мозга (нейрологическая основа клинической смерти не изучена досконально). Поэтому существует целый ряд возражений данному перечню. Так, ряд врачей утверждает, что такие видения могут быть признаком психического расстройства (паранойи, шизофрении, слабоумия, бредового состояния мозга, эпилепсии). Например, бредовое состояние, вызванное недостаточным питанием мозга кислородом, приводит к галлюцинациям. Клиническая смерть тоже наступает тогда, когда мозгу не хватает кислорода. В пользу «посмертных переживаний» свидетельствуют ясно наблюдаемые факты того, что видения клинической смерти не вызываются нарушением рассудка, поскольку после пережитого многие люди стали обладать более высокими способностями, чем раньше. Разумеется, описание людьми своих переживаний обусловлено влиянием культурной среды, прежде всего религии, однако видения клинической смерти, как установлено, не являются поддержкой религии. Более того, часто они заставляют людей отвернуться от массовых религий, так как их представления о небе не совпадают с увиденным. Все эти исследования еще находятся в самом начале пути — танатология как наука только формируется. К одной из ее загадок относятся и данные экспериментов, проводимых ныне в клиниках США и Западной Европы по взвешиванию человека в момент смерти и сразу после нее. Оказалось, что тело человека теряет в весе в среднем около 2¾6 г. Пока непонятно, за счет чего это происходит. Объяснение, что это — покидающая тело человека его душа, мало кого ныне может убедить. ЖИЗНЬ КАК СОПРОТИВЛЕНИЕ СМЕРТИ. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА З. Фрейд выделил два основных инстинкта человека — танатос и эрос. Первый — инстинкт смерти, второй — жизни. Первый связан с самосохранением жизни (смерть как вечная угроза для живого организма), второй — с ее активностью. Хотя эти положения подверглись критике, они все же остаются незыблемыми для понимания истоков жизни. Борьба со смертью как сопротивление человека конечности своего существования проявляется в следующих формах. 1. При понимании смерти как момента перехода живого организма в состояние мертвого тела борьба ведется в двух формах: а) реанимация, т.е. возвращение к жизни умирающего тела медицинскими методами; б) эвтаназия, т.е. облегчение страданий умирающего врачом («легкая смерть»). Проще говоря, последнее есть форма добровольного самоубийства больного с помощью врача, медицинских средств[176] — своеобразное сопротивление смерти с ее неизбежными страданиями. 2. При понимании смерти как акта безвозратного, окончательного исчезновения сознания (души) человека сопротивление ей проявляется в формах: а) мифологических и религиозных идей о переселении души, о множественности форм жизни индивида, о продолжении жизни души в загробной жизни соответственно степени праведности земной жизни человека; б) идей и ценностей светской культуры о сосредоточении жизненных усилий человека на «посюсторонней» жизни, идей о продолжении себя в своих земных делах и потомках (развитие институтов социальной памяти — музеев, монументальных и персональных памятников, библиотек, литературных и киноархивов и т.д.). 3. При понимании смерти как процесса умирания (старения, дряхления организма) сопротивление смерти проявляется в формах: а) сохранения и укрепления индивидуального здоровья, физического и психического; на этой основе в обществе возникает и развивается институт здравоохранения народа (система организаций, кадры и их подготовка, медицинское просвещение населения, производство медикаментов); б) развитие физической культуры и спорта; в) развитие экологической культуры. В последние двадцать-тридцать лет в связи с естественным в условиях относительного мира повышением ценности человеческой жизни кроме развития государственных и частных систем здравоохранения стала развиваться и пропаганда здоровой жизни, основанная на опыте долгожителей, прежде всего людей с медицинским образованием. Появилось множество программ по улучшению здоровья и достижению долголетия посредством приложения специальных личных усилий индивида. Остановимся кратко на одной из программ, описанной в книге П. Брэгга «Здоровье и долголетие»[177]. Он оставил человечеству десять заветов здоровья. Вот некоторые из них: ты должен почитать свое тело как величайшее проявление жизни; ты должен отказаться от всей неестественной, неживой пищи, возбуждающих напитков; ты должен сохранять свои мысли, слова и эмоции чистыми, спокойными и возвышенными; ты должен подчиняться законам Природы, здоровье — твое право, пользуйся этим правом. В социально-антропологическом смысле решающими факторами отдаления смерти, сопротивления ей являются: а) функционирование системы здравоохранения общества и развитие медицинской науки; б) формирование жизнеспособных поколений, грамотно и естественно адаптирующихся к изменениям во всех сферах жизни; в) обеспечение мира между народами внутри страны (борьба с конфликтами политическими средствами) и мирное сосуществование народов на Земле (системы коллективной безопасности, ООН). Все эти группы разнородных (казалось бы) факторов имеют один и тот же обобщающий показатель, универсальный индикатор своей эффективности. Им является продолжительность жизни человека (среднестатический показатель). Рассмотрим кратко историю вопроса и динамику продолжительности жизни в России за последние 10 лет. Россия, пережившая в XX веке несколько разрушительных войн и революций, достигла к середине 60-х гг. среднеевропейского уровня продолжительности жизни (около 70 лет). Под достаточно эффективный социальный контроль были поставлены все опасные инфекционные и паразитические заболевания, эпидемии, болезни органов дыхания и пищеварения, младенческая и материнская смертность[178]. С 1965 г. по 80-е г. в результате действия различных причин, в том числе и ослабления контроля за структурой причин смертности ввиду самоуспокоенности властей, продолжительность жизни упала на два года, наметился серьезный разрыв между мужской и женской смертностью (11 лет). Несмотря на это, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в России в 1987 г. оказалась максимальной за всю ее историю — 65 лет, а прирост за 1980¾87 гг. составил 3,5 года. В целом смертность в стране к концу 80-х годов вернулась к уровню середины 60-х годов. За последние пять лет положение резко ухудшилось. За 1987¾93 гг. продолжительность жизни уменьшилась на 4,5 года, причем из них уменьшение на 4 года приходится на 1992¾93 гг. — годы интенсивных разрушений экономики и тотального развала системы здравоохранения. В сравнении с 1987 г. продолжительность жизни мужчин, например, сократилась на 6 лет (с 65 до 59), женщин — на 3,1 года (с 74,6 до 71, 5)[179]. В 1993 г. депопуляционная зона расширилась на всю Россию (в 1992 г. — европейская часть и Урал) и совокупная убыль населения составила свыше 760 тыс. человек. Эта тенденция продолжает усиливаться, поскольку разрушенная реформами система здравоохранения не способна эффективно противостоять негативным влияниям социально-экономической ситуации на здоровье населения, а отсутствие своевременной медицинской помощи усиливает груз патологий. Сопротивление смерти всей нации (народа) выражается также в формировании жизнеспособных, жизнестойких поколений. В России молодежь (до 29 лет) составляет 40% трудоспособного населения. При этом за чертой бедности (официального прожиточного минимума) находится 69% молодых семей, число разводов в стране достигло 47%. Первоочередному увольнению при сокращении рабочих мест подвергаются женщины и молодежь. Среди общего числа безработных 37% — молодежь. Практически здоровы лишь 14% детей, 50% имеют отклонения от здоровья, а 35% — хронически больны[180]. В условиях принципиальных перемен, когда жизненный опыт старших поколений не всегда и не во всем пригоден для младших, последние прокладывают свой путь по жизни путем проб и ошибок. Это характерно для России. Жизнестойкость молодого поколения во многом зависит от школы, в том числе и высшей. Она не только должна подготовить молодых людей к жизненной борьбе в новых условиях, но и ценностно ориентировать на сохранение и развитие всякой жизни — в этом основа этического обновления общества и человечества.
контрольные вопросы 1. В чем выражался культ мертвых у древних народов? 2. Объясните себе происхождение ритуала «сати» в индуизме. 3. Перечислите формы индивидуального и социального сопротивления смерти. 4. Что значит «преклонение перед жизнью» (А. Швейцер)? (Каковы философские и религиозные истоки этого девиза?)
ЛИТЕРАТУРА Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание,врачевание от древности и до наших дней. М., 1995. Брэгг П. Здоровье и долголетие. М., 1996. Государственная молодежная политика в Российской Федерации. М., 1995. Моуди Р. Жизнь после смерти. М., 1991. Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. Рэндлз Д., Хог П. После жизни. Ярославль, 1994. Судьбы людей: Россия XX век. М., 1996. (Проект «Социодинамика поколений»). Тайна смерти. М., 1995.
Содержание
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.248 (0.012 с.) |