Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль I. Методологические основы маркетинга

Поиск

МАРКЕТИНГ


Рекомендуется для направления подготовки

ТОРГОВОЕ ДЕЛО

Профиль -коммерция

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Срок обучения 4 года

Москва - 2011 г.

1. Цели и задачи дисциплины:

Целью освоения учебной дисциплины «Маркетинг» является приобретение знаний и умений по выявлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке стратегий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности.

Задачи дисциплины:

- усвоение основных понятий в области маркетинга;

- ознакомление с этапами развития маркетинга;

- усвоение концепций управления маркетингом;

- изучение среды функционирования маркетинга;

- изучения организационных форм маркетинга;

- усвоение методов сбора и обработки маркетинговой информации;

- освоение сегментации рынка и позиционирования товара;

- изучение содержания маркетинговой деятельности предприятия;

- разработка и внедрение комплекса маркетинга;

- изучение методов стимулирования портебителей;

- приобретение умений и навыков использования теоретических знаний в практических ситуациях, а также формирования необходимых для профессиональной деятельности компетенций.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» учебного плана. Изучение дисциплины «Маркетинг» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, Дисциплина имеет предшествующие связи с дисциплинами: Экономическая теория; Экология; Информатика; Экономика организации; Менеджмент; Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия; Теоретические основы товароведения. Правовое регулирование профессиональной деятельности, а также учебная практика. Последующие межпредметные связи дисциплина «Маркетинг» имеет с дисциплинами: Коммерческая деятельность, Логистика, Рекламная деятельность, Брендинг.

 

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов

Студент должен:

Знать: основные экономические понятия, законы и теории, макро- и микроэкономические показатели, организационно-правовые формы предприятий, статистические методы оценки и прогнозирования; объекты, средства и методы стандартизации, метрологии и оценки соответствия; основополагающие товароведные характеристики, виды, формы и средства товарной информации; принципы, функции и методы менеджмента; нормативно-правовую базу маркетинговой деятельности.

Уметь: применять основные законы и положения социальных, гуманитарных, экономических, естественных, правовых и технологических дисциплин.

Владеть: основными понятиями, определенными в предшествующих дисциплинах, экономическими, статистическими, товароведными и управленческими методами, а также информационными технологиями и нормативно- правовой базой профессиональной деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

ОК-1 - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 - умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний;

ОК-3 - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным; способностью проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину;

ОК-4 - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность.

Профессиональные компетенции:

ПК-2 - умением пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов;

ПК-6 - готовностью к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка;

ПК-11 - способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной);

ПК-12 - готовностью работать с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) и проверять правильность ее оформления;

ПК-14 - готовностью анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации;

ПК-16 - способностью проводить научные, в том числе маркетинговые, исследования в профессиональной деятельности;

ПК-17 - способностью участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной);

ПК-18 - способностью разрабатывать проекты профессиональной деятельности (торгово-технологические, и/или маркетинговые, и/или рекламные, и/или логистические процессы) с использованием информационных технологий;

ПК-19 - готовностью участвовать в реализации проектов в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: цели, принципы, функции, объекты маркетинга, основные инструменты комплекса маркетинга, маркетинговую среду и её анализ, стратегию целевого маркетинга, методику сбора и обработки информации; типы рынков, методы их сегментации и позиционирования товаров на них, методы сбора информации, подходы к организации деятельности маркетинговых служб.

Уметь: выявлять, формировать и удовлетворять потребности, применять инструменты маркетинга, проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения, использовать современные методы формирования спроса и стимулирования сбыта, анализировать маркетинговую среду организации и принимать маркетинговые решения.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: умениями и навыкамиорганизации маркетинговой деятельности и оценки ее эффективности.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)       + +
В том числе: - - - - -
Лекции       + +
Практические занятия (ПЗ)       + +
Самостоятельная работа (всего)       + +
В том числе: - - - - -
Курсовая работа       - +
Другие виды самостоятельной работы          
Проблемные задания          
Подготовка к экзамену          
Поиск учебной информации в Интернет          
Вид итоговой аттестации - экзамен -        
Общая трудоемкость часы зачетные единицы          
         

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание модулей дисциплины

Модуль I. Методологические основы маркетинга

Тема 1. Сущность маркетинга. Система потребностей

Основные понятия: маркетинг, товар, рынок.

Цели, задачи и предмет дисциплины маркетинг. Профессиональные компетенции, формируемые при освоении дисциплины. Значение дисциплины в подготовке специалистов по направлению «Торговое дело». Структура дисциплины. Функции и принципы маркетинга.

Субъекты и объекты маркетинговой деятельности. Сущность потребности. Кругооборот потребностей. Классификация потребностей по А.Маслоу.

 

Тема 4. Планирование в маркетинге

Цели и задачи планирования. Содержание плана маркетинга.

Виды планов: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные (стратегические).

Процесс маркетингового планирование: определение цели маркетинга; определение задач; создание хозяйственных подразделений; ситуационный анализ; разработка стратегии маркетинга; реализация тактики; слежение за результатами и аудит.

Формы маркетингового контроля.

Образовательные технологии

При чтении лекций используются объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения учебной информации (монологической, диалогической или эвристической). При проведении практических занятий применяются активные и интерактивные методы: разбор конкретных ситуаций (кейсы), деловые игры, решение ситуационных задач, дискуссии.

Удельный вес занятий в активных и инерактивных формах должен составлять не менее 25%.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости (примеры).

 

1.1. Тесты текущего контроля (разрабатываются преподавателем по каждой теме)

1.2. Тесты для промежуточной аттестации

1.3. Тесты для самоконтроля при подготовке студентов при изучении учебной дисциплины по каждой теме.

 

Оценочные средства для текущего контроля (примеры)

В качестве таких оценочных средств могут использоваться тесты с закрытыми вопросами (I типа) и открытыми вопросами (II типа).

Тесты I типа предназначены для выявления базисных знаний, необходимых для решения профессиональных проблем, а тесты II типа - для определения сформированности компетенции.

Тесты I. типа

 

1. Для какой концепции определяющим фактором ориентации компании в пространстве является постоянное усовершенствование товара?

А) Концепция производства

Б) Концепция товара

В) Концепция сбыта

Г) Концепция социально-этического маркетинга

 

2. Что из перечисленного ниже не входит в элементы маркетингового комплекса?

А) товар

Б) ассортимент

В) цена

Г) сбыт

 

3. Соедините демографический фактор сегментации рынка товаров с соответствующим сегментом:

А) рынок товаров для женщин

Б) рынок ранних последователей моды

Г) рынок товаров летнего ассортимента

Д) локальный рынок

 

4. К какому элементу продвижения товара относится такой недостаток как «разовость информации»?

А) реклама

Б) пропаганда

В) личная продажа

Г) стимулирование сбыта

 

5. Для какого метода опроса характерна самая высокая стоимость для компании?

А) почтовый опрос

Б) личный опрос

В) опрос с помощью Интернета

Г) телефонный опрос

6. К какой группе товаров матрицы БКГ вы отнесете товар с низким темпом роста и высокой долей на рынке?

А) «Дойная корова»

Б) «Трудный ребенок»

В) «Звезда»

Г) «Собака»

 

7. Что из перечисленного не относится к особенностям услуги?

А) нематериальный характер

Б) не изменчивость качества

В) невозможность хранения

Г) неотделимость услуги от ее источника

 

Уровень выявления знаний - II

К оценочным средствам текущего контроля II типа относятся также ситуационные задачи и кейсы. Постановка проблемных вопросов или заданий в них позволяет выявить сформулированность определенных компетенций. При решении ситуационных задач и кейсов, их обсуждении выявляется III уровень усвоения знаний и приобретение умений, сформированность определенных профессиональных компетенций.

Примеры оценочных средств для промежуточной аттестации

  1. Охарактеризуйте сущность и элементы маркетингового комплекса. Разработайте маркетинговый комплекс для коммерческого предприятия (указывается название предприятия).
  2. Дайте определение маркетинговой среде. Определите, какие факторы маркетинговой среды на деятельность коммерческого предприятия (указывается название предприятия).
  3. Дайте понятие определениям «конкурентоспособность», «цена потребления», «выгода». Рассчитайте конкурентоспособность товара (указывается название товара).
  4. Укажите, какие стратегии ценообразования вы знаете. Как вы думаете, какую из стратегий нужно применять коммерческого предприятия (указывается название предприятия).

 

При проведении промежуточной аттестации могут использоваться и ситуационные задачи с проблемными заданиями, которые позволяют выявить III уровень усвоения знаний и сформированность компетенций.

Применение тестов с открытыми вопросами и проблемными заданиями, дополненные специальными заданиями позволит выявить сформированность компетенций.

 

Примеры ситуационных задач

 

Ситуация 1: Строительный комбинат «БКСМ» занимается производством и реализацией строительных материалов (сборный железобетон, блоки ФБС, кирпич полнотелый, керамзитовый гравий и смеси бетонные).

Задание: Выявите сегменты рынка ОАО «БКСМ». Ответ обоснуйте.

Ситуация 2: Строительный комбинат «БКСМ» занимается производством и реализацией строительных материалов на рынке Москвы и Московской области. Однако, руководство предприятия решило выйти на рынок центра и юга России.

Задание: Определите последовательность проведения маркетинговых исследований. Установите возможные источники маркетинговой информации, метода сбора информации.

 

Разработчик:

 

 

МГАКХиС доц. к.э.н.А.М. Чернышева

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

 

 

Эксперт:

 

 

МАРКЕТИНГ


Рекомендуется для направления подготовки

ТОРГОВОЕ ДЕЛО

Профиль -коммерция

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Срок обучения 4 года

Москва - 2011 г.

1. Цели и задачи дисциплины:

Целью освоения учебной дисциплины «Маркетинг» является приобретение знаний и умений по выявлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке стратегий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности.

Задачи дисциплины:

- усвоение основных понятий в области маркетинга;

- ознакомление с этапами развития маркетинга;

- усвоение концепций управления маркетингом;

- изучение среды функционирования маркетинга;

- изучения организационных форм маркетинга;

- усвоение методов сбора и обработки маркетинговой информации;

- освоение сегментации рынка и позиционирования товара;

- изучение содержания маркетинговой деятельности предприятия;

- разработка и внедрение комплекса маркетинга;

- изучение методов стимулирования портебителей;

- приобретение умений и навыков использования теоретических знаний в практических ситуациях, а также формирования необходимых для профессиональной деятельности компетенций.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» учебного плана. Изучение дисциплины «Маркетинг» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, Дисциплина имеет предшествующие связи с дисциплинами: Экономическая теория; Экология; Информатика; Экономика организации; Менеджмент; Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия; Теоретические основы товароведения. Правовое регулирование профессиональной деятельности, а также учебная практика. Последующие межпредметные связи дисциплина «Маркетинг» имеет с дисциплинами: Коммерческая деятельность, Логистика, Рекламная деятельность, Брендинг.

 

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов

Студент должен:

Знать: основные экономические понятия, законы и теории, макро- и микроэкономические показатели, организационно-правовые формы предприятий, статистические методы оценки и прогнозирования; объекты, средства и методы стандартизации, метрологии и оценки соответствия; основополагающие товароведные характеристики, виды, формы и средства товарной информации; принципы, функции и методы менеджмента; нормативно-правовую базу маркетинговой деятельности.

Уметь: применять основные законы и положения социальных, гуманитарных, экономических, естественных, правовых и технологических дисциплин.

Владеть: основными понятиями, определенными в предшествующих дисциплинах, экономическими, статистическими, товароведными и управленческими методами, а также информационными технологиями и нормативно- правовой базой профессиональной деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

ОК-1 - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 - умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний;

ОК-3 - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным; способностью проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину;

ОК-4 - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность.

Профессиональные компетенции:

ПК-2 - умением пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов;

ПК-6 - готовностью к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка;

ПК-11 - способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной);

ПК-12 - готовностью работать с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) и проверять правильность ее оформления;

ПК-14 - готовностью анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации;

ПК-16 - способностью проводить научные, в том числе маркетинговые, исследования в профессиональной деятельности;

ПК-17 - способностью участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной);

ПК-18 - способностью разрабатывать проекты профессиональной деятельности (торгово-технологические, и/или маркетинговые, и/или рекламные, и/или логистические процессы) с использованием информационных технологий;

ПК-19 - готовностью участвовать в реализации проектов в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: цели, принципы, функции, объекты маркетинга, основные инструменты комплекса маркетинга, маркетинговую среду и её анализ, стратегию целевого маркетинга, методику сбора и обработки информации; типы рынков, методы их сегментации и позиционирования товаров на них, методы сбора информации, подходы к организации деятельности маркетинговых служб.

Уметь: выявлять, формировать и удовлетворять потребности, применять инструменты маркетинга, проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения, использовать современные методы формирования спроса и стимулирования сбыта, анализировать маркетинговую среду организации и принимать маркетинговые решения.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: умениями и навыкамиорганизации маркетинговой деятельности и оценки ее эффективности.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)       + +
В том числе: - - - - -
Лекции       + +
Практические занятия (ПЗ)       + +
Самостоятельная работа (всего)       + +
В том числе: - - - - -
Курсовая работа       - +
Другие виды самостоятельной работы          
Проблемные задания          
Подготовка к экзамену          
Поиск учебной информации в Интернет          
Вид итоговой аттестации - экзамен -        
Общая трудоемкость часы зачетные единицы          
         

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание модулей дисциплины

Модуль I. Методологические основы маркетинга



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.01 с.)