Динамика развития семьи .жизненный цикл семьи.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика развития семьи .жизненный цикл семьи.



Динамика семьи - это изменение ее структуры и функций в зависи­мостиот этапов жизнедеятельности. Семья не статичное образование, с тече­ниемвремени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жиз­ненного цикла(ЖЦС). Обычно исследование ЖЦС начинается с изучения формирования семьи впериод ухаживания и брака. После этого в большин­стве случаев она сначаларасширяется за счет растущих в ней детей, а затем сокращается, когда детипокидают дом, чтобы вступить в самостоятельную жизнь. В 1948 г. на национальной общеамериканской конференции по се­мейной жизни Э.Дюваль и Р. Хилом был сделан доклад о динамике семейно­го взаимодействия, гдебыл использован термин «цикл развития семьи». По­нятие «жизненный циклсемьи» введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-хгодов XX в. Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: законченный ряд чего-либо(например, цикл песен) и совокупность явлений, составляющая кругооборот втечение какого-то промежутка времени. Оба толкования, предложенные Ожеговым,очень точно определяют присущие семье измене­ния. С одной стороны, можноговорить о законченном ряде явлений - от­дельная семья начинается с моментазаключения брака и заканчивается в мо­мент распада семьи или смерти супругов. Сдругой стороны, рожденные и выращенные в этой семье дети через определенноевремя создают свои се­мьи, повторяя, таким образом, цепь характерных для семьисобытий и позво­ляя говорить о кругообороте за определенный период времени. В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется впервую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейшихсобытий, а «расстояние» от одного события до другого называ­ется «стадией жизненного цикла». В своем развитии семья проходит ряд циклов: (Картер и Мак Голдрих).
1. Монада – человек живет сам по себе, научается сам о себе заботиться. Ребенок становится независимым от родителей. Человек отсоединяется от родителей и учится жить сам сам для себя. Потребность в самотрансценденции завершается вступлением в брак.
2. Диада – стадия заключения брака, молодые люди сами удовлетворяют свои потребности. Основная задача – формирование устойчивых супружеских взаимоотношений, распределение власти, ролей. Молодые должны научиться конфликтовать, устанавливать правила, творить свою новую семейную систему. Также важной задачей является сохранение идентичности на фоне супружеских отношений.
3. Триада. Появление ребенка в семье. Установление новых форм взаимоотношений, формирование родительской подсистемы, адаптация к новым ролям, образу жизни.
4. Пубертат первого ребенка. Если родители передадут ребенку часть ответственности, будут относиться к нему как ко взрослому, то у него наступит стадия монады. Ребенок включается как член семьи во все семейные дела. Родители – супруги, со своей собственной частой жизнью.
5. Стадия ухода детей из семьи, опять остается диада. Новое перераспределение ролей.
6. Развод или смерть одного из супругов. Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Также, как и в вопросах периодизации индивидуального разви­тия, это зависит оттого, что служит критерием для деления. Е. Дюваль в 1950 г. первым опубликовал работу по проблемам разви­тия семьи иподразделил ЖЦС на восемь стадий: Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притя­жение друг к другу. 1. Супружеские пары без детей. Задачи стадии:сформировать брач­ные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулироватьвопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в кругродст­венников. 2.Появление в семье детей (возраст ребенка - до 2,5 лет). Задачистадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном разви­тиимладенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родите­лей, так идетей. 3.Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка - от 2,5 до6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонно­стям детей сучетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанныхс усталостью и отсутствием личного пространства. А.Семьи с детьми—младшими школьниками (возраст старших - от 6 до 13лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного воз­раста;побуждение детей к достижению успехов учебе. 5.Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачистадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственно­стью;создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскимиобязанностями, и решение проблем карьеры. 6.Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до мо­мента,когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация ос­вобождениямолодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основысемьи. 7.Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода напен­сию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержаниеродственных связей со старшим и младшим поколением. 8.Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоихсуп­ругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблемтяже­лой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация кстарости. В социологической литературе в большинстве случаев цикл семей­ной жизнирассматривают как организованный вокруг развития ребенка или попоследовательности стадий родительства. С точки зрения этого подхода, вразвитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы.

Кризисные периоды в браке.

Кризисы.
Стрессоры – факторы которые вызывают стресс. Под их влиянием члены семьи конфликтуют, находятся в депрессивном состоянии, оказываются перед необходимостью перестраивать семейные отношения. Стрессоры – это разного рода влияния на семейную систему. Мак Голдрик выделяет горизонтальные и вертикальные семейные стрессоры.
К горизонтальным относятся: внутренние (нормативные кризисы) и внешние (ненормативные кризисы).
Внутренние . Ситуация при которой повышается конфликтность внутри семьи, семья вынуждена решать задачи перестройки семейной системы. Нормативные т.к. характерны для любой семьи, в каждой семье наблюдаются одни и те же нормативные кризисы, они связаны с процессом развития семейной системы и с процессом перехода семейной системы от одной стадии развития на другую.
Виды нормативных кризисов развития брака.
1.)Кризис медового месяца.
Наступает в первые 1-2 месяцы семейной жизни. Первые ссоры, конфликты. Основная психологическая составляющая – разочарование (чаще у женщины), что связано с факторами: объективные изменения связанные с двумя психологическими феноменами: 1. Феномен срывания масок. Связан с тем, что добрачные роли супругами отыграны, которые были связаны с ритуалом ухаживания и с тем что добрачной общение носило досуговый характер. После заключения брака меняются задачи (до брака нужно было очаровывать).
2.)Эффект нижнего белья. Связан с тем, что супруги перестают следить за своей внешностью, начинают проявляться неприличные характеристики, исчезают шарм и очарование, начинаются бытовые проблемы. Часто у мужчины и женщины разные установки, задачи и ожидания от брака. Для женщины брак это фигура, то к чему ее готовили с детства. Для мужчины брак – это фон. Семья важна для него, но это та база, от которой он отталкивается в карьерном росте, самоактуализации. Женщина реализуется в семье, а мужчина вне семьи и после брака он быстро переключается на внесемейное поведение, при этом жена чувствует себя обманутой. После свадьбы она обнаруживает, что у него есть работа, хобби, друзья. Для мужчины любовь – это действия, результаты, а для женщины – это отношения.
3.) Кризис связанный с появлением первого ребенка.
Первые 3-5 лет совместной жизни. Кризис, как правило, связан с недовольством жены своим мужем (мало помогает по хозяйству, не любит ребенка так, как любит его она), у жены часто может возникать послеродовой психоз. Часто мужья выражают недовольство тем, что жена запускает хозяйство, больше внимания уделяет младенцу, не обеспечивает комфорт. Муж на время становится единственным кормильцем семьи, не может восстановить силы после работы. Ребенок скидывает мужа с пьедестала. Раньше он для жены был фигурой, а теперь стал фоном. Жена меньше уделяет ему внимания мужа перестает тянуть домой . Он не испытывает особого удовольствия от помощи, что приводит к конфликтам. Муж начинает ревновать жену к ребенку. Мужчина труднее переносит сексуальное воздержание, чем женщина. Муж и жена не оказывают друг другу необходимой, прежней поддержки. Через 1,5-2 месяца жена чувствует себя компетентной, состоявшейся, она чувствует отдачу от ребенка. Происходит эмоциональная измена жены с ребенком. Женщина чувствует себя все более и более нужной и постепенно приходит в норму. Муж уделяет больше времени карьерному росту, маме, свекрови, друзьям, хобби, другим женщинам.
4.) Кризис опустевшего гнезда.
Стаж семейной жизни больше 18 лет. Основные аспекты:
Аспект межличностного характера, (между мужем и женой). Супруги вынуждены восстанавливать либо заново выстраивать супружеские отношения. В процессе этого могут актуализироваться неразрешенные конфликты прошлого. Начинается выяснение отношений. Конфликт может появиться в результате того, что муж и жена изменились. Конфликты связаны с адаптацией к новым ролям.
а) Внутриличностный (кризис середины жизни, среднего возраста). Связан с подведением промежуточных итогов. Сравниваются цели, задачи, поставленные в юношеском возрасте с результатами.
в) Сексологический аспект кризиса. Начинается проявляться гетерохронность психосексуального развития мужа и жены. (разные временные рамки). После полового созревания сексуальность девушек переходит в латентное состояние. У мужчины пик сексуальности 18-25 лет, после 45 мужчине необходима дополнительная сексуальная стимуляция. Пик женской сексуальности 30-45 лет. Часто до 60 лет женщина легко сексуально возбудима. Женщине не нужны изменения, такие как мужчине, вследствие чего возникают конфликты (сексуальная неудовлетворенность). Если семья создавалась ради ребенка, то на этой стадии она распадается.
Внешние горизонтальные кризисы- непредсказуемые, непрогнозируемые. Внешнее влияние на семейную систему, которые также приводят к повышению уровня конфликтности в семье. Но данные кризисы не способствуют, а препятствуют развитию семейной системы отношений.
5) Сверхсильные стрессоры – это то, что семья не может контролировать (смерть близкого, супружеская измена, тяжкое хроническое заболевание одного из членов семьи, лишение свободы, резкое изменение материального или социального статуса и т.д.).
6) Хронические стрессоры: высокая напряженность профессиональной деятельности (бизнесмены, актеры, педагоги); постоянные материальные трудности, жилищная неустроенность; воспитание детей.
Переживание стрессов зависит от ресурсов семьи, также социальной поддержке.
Вертикальные стрессоры. Влияние в виде образов, факторы связанные с историей семьи, рода. Семейные мифы, ожидания, традиции, модели взаимодействия, то, что связано с генетическим наследованием от родительской семьи.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.01 с.)