Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественная культура XVII векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Новый период в развитии культуры на пороге Нового времени. Изменение традиционного мировоззрения, перемены в историко-культурном процессе.
Факторы, влияющие на формирование культуры:
1. Иностранная интервенция. 2. Крестьянские войны и восстания. 3. Сложение абсолютизма, завершившего централизацию государства. 4. Юридическое закрепощение крестьян и посадского люда (1649). 5. Образование всероссийского рынка, разрушавшего патриархальный уклад. 6. Возрастание государственной регламентации общественной жизни. 7. Никонианская реформа и раскол церкви. 8. Расширение связей со странами Западной Европы. 9. Завершение истории древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением. Обмирщение культуры.
Основные достижения: 1. В науке - изучение и обобщение опыта с целью применения его к жизни. 2. В литературе - формирование светского направления. 3. В архитектуре - сближение облика культовых и гражданских построек. 4. В живописи - разрушение иконографических канонов и появление реалистических тендеций.
1613 - утверждение династии Романовых. Первый царь - Михаил Федорович Романов.
Обучение грамоте в семье. Пособия по домашнему воспитанию и обучению.
1633 - букварь Бурцева, грамматика Смотрицкого
к. XVII в. - букварь К. Истомина, таблица умножения
Появляются средние школы, которые остаются духовными, средневековыми по своему типу: · лютеранская в Немецкой слободе · частная школа боярина Ртищева для молодых дворян. · школа в Кремлевском Чудовом монастыре на средства патриаршего двора · 1665 - школа при Спасском монастыре, которую возглавил Симеон Полоцкий · 1687 - В Донском монастыре открыта Славяно-греко-латинская академия патриархом Макарием, где преподавали братья Лихуды. Ее окончили математик Магницкий, Ломоносов, митрополит Платон. Развитие научных знаний. Сохраняется практический, прикладной характер научных знаний: · в медицине - народное целительство, знания передавались по наследству, обобщали вековой опыт. Закладываются основы государственной медицины, открываются первые аптеки, больницы. Открыта «Школа русских лекарей», первые научные труды. · н. XVII в. - «Старый чертеж» - карта России не сохранилась.
· 1627 - «Новый чертеж». · Географические сведения содержались в «поверстных книгах», которые изготавливались в Ямском приказе для ямщиков. · «Сибирский приказ» собирал сведения о Сибири и Дальнем Востоке. Русские землепроходцы: Ерофей Хабаров - Дальний Восток, С. Дежнев и В. Поярков - Сибирь. · конец XVII в. - С. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири».
Исторические сочинения нового типа: · С. Медведев «Созерцание краткое лет» · «Синопсис» Гизеля - обзор русской истории, единственный учебник по русской истории оставался долгое время. · время заката древней формы исторических произведений - летописей. Появляются последние сочинения этого жанра: «Раскольничья летопись2, «Летопись о многих мятежах», «Сибирские летописи».
Литература · Изменение социального состава читателей привело к новым требованиям в литературе. Новые жанры: светские повести, сказания, сборники научного содержания, сатирические повести («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), драма, стихи (основоположником рифмованной поэзии был Симеон Полоцкий, продолжили Карион Истомин и Сильвестр Медведев). «Повесть о Горе-Злосчастии». · Анонимные публицистические жанры - «подметные письма». · Жития святых - «Житие Аввакума» - автобиография · Фольклор - сказки волшебные, бытовые, героические, былины, исторические песни о Ермаке и Стеньке Разине · Симеон Полоцкий (вторая пол. XVII в.) - публицист, был монахом, учитель царских детей, сторонник неограниченной монархии. Сочинял стихи и проповеди, публицистика во славу самодержавия, рисовал идеальный облик мудрого монарха. Автор первых поэтических сборников «Вертоград многоцветный», «Рифмологион».
Реформа и раскол в церкви в 1653-1656 гг. провели патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. · Идеологи - Аввакум и Никон. · Никон - исправление ошибок в церковных книгах и обычаях. Ввел крещение тремя перстами, обычай - в вербное воскресенье патриарх въезжает на ослике в Кремль, а царь ведет ослика. · Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена расколу. Она отстаивала старую веру, подняла руку вверх с двумя перстами.
Архитектура Об архитектуре этого времени говорят: «деревянные сказки и каменные песни». Отход от канонов, сближение культового и гражданского строительства. Главная черта - «дивное узорочье».
· Строительство Нового Иерусалима - детище Никона · 1667-1668 - деревянный дворец в Коломенском - вершина деревянного зодчества, «российский Вифлеем» для Алексея Михайловича. Называли «восьмым чудом света». Зодчие Семен Петров и Иван Михайлов. В Коломенском родился Петр I. · Усадьба Измайлово - другая царская вотчина, хозяйство нового типа: механизация, стекольный завод, сад-лабиринт, зверинец, театр · Ростовский Кремль построен в XVII веке.
Шатровые церкви и соборы. Типы композиций разнообразны: шатровые - восьмерик на четверике; ярусные - нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков, многоглавые - Кижи. · Архангельский собор в Нижнем Новгороде · Церковь Покрова в Медведкове - имение князя Пожарского · Успенская "Дивная" церковь в Угличе · Теремной дворец в Кремле - Бажен Огурцов, Ларион Ушаков, Антипа Константинов, Шатурин. · Церковь Ильи Пророка в Ярославле · Шатер над Спасской башней в Кремле - Бажен Огурцов
Новый стиль - московское или нарышкинское барокко в 90-е гг XVII в. · Церковь Троицы в Никитниках · Церковь Рождества в Путинках в Москве · Вознесенская в Великом Устюге · Церковь Покрова в Филях по заказу дяди Петра I Льва Нарышкина в его усадьбе.
Отличительные черты: кокошники, многоярусность, симметрия и равновесие масс, основной композиционные прием: четверик в основании, на нем - восьмерик, выше - второй, завершает барабан с главой. Эффект движения вверх по вертикали. Красный и белый кирпич для отделки, декоративность и нарядность, окна обрамлялись колонками, над карнизами - так называемые «петушиные гребешки» - полосы резных декоративных элементов. Росписи внутри покрывают все поверхности, создают впечатления райского сада.
Гражданская архитектура - дома думного дьяка Аверкия Кириллова, Голицына, Троекурова в Москве, Коробова в Калуге.
Монастырские комплексы: Иосифо-Волоколамский, Спасо-Евфимиев, Новодевичий, Новоиерусалимский, Троице-Сергиева лавра.
Живопись В развитии проходит 2 этапа: первая и вторая половина века. В первой половине века борьба двух школ: · «Годуновская школа» - название происходит потому, что иконы выполнены по заказу Б. Годунова или его родственников. Поддерживают старые монументальные традиции, неукоснительное следование канонам. Икона «Достойно есть». · «Строгановская школа» - усиление эстетического начала: тонкий рисунок, проработка деталей, орнаментация, усиление колорита. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Московитин.
Второй этап - отход от традиций. Становление нового эстетического идеала, освоение гуманистических принципов западного искусства. Стремление к реалистическому воплощению художественного образа. Появляются трактаты по теории искусства. Представители: Симон Ушаков (1626-1686) и Иосиф Владимиров - царские изографы. Главное условие живописи - соответствие правде жизни. Живопись - зеркало, отражающее мир. «Троица» С. Ушакова, икона «Владимирская Богоматерь» или «Насаждение древа Государства Российского», «Спас Нерукотворный» написан с использованием светотеней, с учетом анатомического строения лица.
Вторая половина XVII в. - в живописи интерес к портрету. Нарастание реализма. Появляется первый светский жанр, предшественник портрета - парсуна от искаж. «персона» («Скопин-Шуйский»).
Монументальная живопись переживает последний взлет: росписи ц. Троицы в Никитниках - С. Ушаков и Владимиров ц. Ильи Пророка в Ярославле - Гурий Никитин, Сила Савин со дружиною
Оружейная палата - контроль за деятельностью художников. Художественный центр страны. Мастерская по производству предметов декоративно-прикладного искусства для царского двора: · «Большой наряд» для царя Михаила Федоровича - венец, скипетр, держава. Театр 1672 - Иоганн Готфрид Грегори по поручению царя Алексея Михайловича собрал труппу актеров для постановки пьесы на немецком и русском языках на библейские сюжеты. Инициатор создания театра - боярин А. Матвеев. После смерти царя театр закрыли.
Симеон Полоцкий -основоположник русской драматургии. 1673 - «Балет об Орфее и Эвридике» - рождение русского балета.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.011 с.) |