Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация изучения объектов психологической войныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Работа по сбору и анализу сведений, характеризующих объекты воздействия, является одной из основных функций органов психологической войны. В ходе такой работы обязательно составляется специальная документация: справки-досье, картотеки, характеристики представителей командования противника, формуляры на конкретные подразделения и части его вооруженных сил. Справка-досье представляет собой систематизированную по тематике и времени подборку материалов на одну тему. В зависимости от объема наличной информации оно может подразделяться на рубрики (разделы). Для удобства пользования разделы (рубрики) обычно помечают порядковыми номерами, шифрами, названиями. Картотека содержит информацию по темам (вопросам), политическим деятелям, командным кадрам в алфавитном порядке (в виде характеристик, формуляров, анкет). Информация располагается в них в определенной последовательности. Например, следующим образом: 1. Анкетные данные (год и место рождения, национальность, социальное происхождение, образование, семейное положение, партийная принадлежность). 2. Социально-политические и психологические данные (служебная карьера, социальное и имущественное положение, политические взгляды, авторитет среди подчиненных, характеристика служебной деятельности, особенности характера). 3. Данные, представляющие особый интерес (неблаговидные поступки, отрицательные качества личности, пороки и т.д.). 4. Выводы о наиболее подходящих формах и способах психологического воздействия на данного индивида. Кроме досье, картотек, формуляров готовятся информационные материалы об идеологической (социально-политической) ситуации в конкретных странах (регионах), морально-политическом состоянии личного состава вооруженных сил и населения, политическом облике военных и государственных деятелей. В дополнении к ним накапливаются и обобщаются сведения о текущих событиях в зарубежных странах, которые могут принимать форму сводок текущей информации зарубежных агентств, тематических реферативных обзоров, выборочных реферативных обзоров, справочных материалов. Работа по сбору и анализу сведений, характеризующих объекты психологического воздействия, включает в себя пять постоянных компонентов-этапов. «На первом этапе» соответствующие органы осуществляют сбор, обработку и накопление исходной информации о стране, ее вооруженных силах, социально-политической жизни, национально-психологических особенностях населения, культуре, быте, нравах, обычаях, традициях и т.д. «На втором этапе» они производят общую оценку и прогнозирование социально-психологической обстановки в стране, морально-психологического состояния военнослужащих и гражданского населения как в целом, так и по конкретным регионам (воинским частям). «На третьем этапе» определяют приоритетные объекты психологического воздействия, т.е. наиболее уязвимые или восприимчивые к восприятию информации, распространяемой органами психологической войны. На этом этапе определяют также оптимальные пути и способы психологического воздействия на них. «На четвертом этапе» готовят информационно-справочные и пропагандистские материалы для осуществления психологических операций и мероприятий против выделенных объектов. «На пятом этапе» поступающая информация позволяет уточнить исходные сведения, сверить материалы оценок и прогнозов с реальным развитием событий, выявить конкретные результаты психологического воздействия на противника.
Глава 6. СПЕЦИФИКА ФОРМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ Своеобразие устного вещания Психологическое воздействие печатными и изобразительными средствами Особенности психологического воздействия посредством радио и телевидения Своеобразие устного вещания Устное вещание, воздействие печатными и изобразительными средствами, радио и телевещание являются основными формами психологической войны, которые определяют ее внутреннее содержание и внешние атрибуты. Выбирая формы психологической войны необходимо учитывать их специфические особенности. Так, устное вещание весьма продуктивно, но не всегда возможно. Радио и телевещание обеспечивают охват большой аудитории, но требуют специальной аппаратуры для приема и условий для прослушивания (просмотра), что в военное время далеко не всегда возможно. Печатные материалы проигрывают в оперативности, неадекватно воспринимаются малограмотными людьми (не говоря уже о безграмотных) и требуют специальных средств доставки к объекту. Однако их можно изучать неоднократно, передавать из рук в руки, хранить длительное время. Поэтому чаще всего различные формы психологической войны применяют в комплексе, чтобы сильные стороны одних компенсировали слабые стороны других. ____________________________________ Устное (звуковое) вещание – это информационно-психологическое воздействие, осуществляемое путем передачи через звуковещательные станции различных сообщений и программ, которые непосредственно воспринимают военнослужащие противника, его гражданское население, пленные. Устное вещание в разных странах использовали особенно широко, начиная с Второй мировой войны и кончая нашими днями. В СССР и России к нему прибегали во многих конфликтах, возникавших на национальной почве, в том числе в Чечне. Устное вещание обладает рядом преимуществ перед другими формами психологической войны. Во-первых, «ему присуща высокая степень оперативности». В программах устного вещания удается использовать самую свежую общеполитическую и военную информацию. Для создания программ устного вещания не требуется больших материальных затрат и много времени. Передача и прием информации в устном вещании осуществляются одновременно, что позволяет организовывать прямое воздействие на войска и население, вносить коррективы в заранее подготовленные сводки в соответствии с обстановкой, непосредственно реагировать на поведение противника. Подвижность звуковещательных станций позволяет быстро организовывать передачи на соответствующую аудиторию. Во-вторых, «устному вешанию присуща высокая степень конкретности». Оно направлено на сравнительно небольшую, строго определенную аудиторию, что позволяет использовать в программах конкретные факты, примеры и события из жизни противостоящих частей и подразделений противника. Это значительно повышает актуальность и убедительность психологического воздействия. В-третьих, «восприятие передач устного вешания не требует использования специальных технических средств». Их воспринимают непосредственно на слух, без специальных усилий. При этом слушателям передач нет нужды маскироваться от своего начальства, так как в зоне слышимости устное вещание вынуждены воспринимать все находящиеся там лица, независимо от их желания. Кроме того, коллективное прослушивание передач устного вещания дает возможность безбоязненно обсуждать информацию, распространяемую противоположной стороной. В-четвертых, «при устном вешании возможна своего рода "обратная связь" с объектом воздействия (восприятие его реакции на передачу)». Такие наблюдения позволяют очень быстро делать выводы об эффективности осуществляемого воздействия, вносить коррективы в его содержание. В-пятых, «устное вешание предполагает использование музыки, шумов и других звуковых эффектов». Это повышает эмоциональное воздействие на слушателей. Кроме того, можно сочетать устное вещание с огневыми налетами на позиции противника, что побуждает его быстрее следовать призывам, содержащимся в передаче. Вместе с тем устное вещание обладает и недостатками, которые могут снижать эффективность его воздействия, а именно: · на качество устного вещания существенно влияют боевые и естественные шумы, погодные и климатические условия, а также помехи, которые может специально создавать противник; · радиус действия устного вещания ограничен относительно небольшим пространством; · противник может без особого труда обнаружить и подавить звуковещательные средства. Опыт различных войн показал, что наиболее благоприятное время для устного вещания – в перерывах между боями и особенно ночью. Объектами устного вещания в угрожающий период обычно являются служащие войск пограничной охраны вероятного противника; подразделения его разведывательных, инженерных и других частей, выдвинутых к госгранице; жители расположенных близ нее населенных пунктов; организованные противником на границе скопления людей, демонстрации, митинги и т.п. В военное время устное вещание, как правило, осуществляется на: · войска противника в обороне; · окруженные группы, в том числе отбившиеся от своих частей и дезертиров; · военнопленных в пунктах сбора и лагерях; · население занятых (освобожденных) районов; · колонны беженцев. Характеристика программ устного вещания и требования, предъявляемые к ним Основу устного вещания составляют его программы. Это разнообразные тексты, содержащие короткую, но интересную информацию, снабженную дополнительными внешними (звуковыми или шумовыми) эффектами. Их составление, оформление и трансляция непростое дело, которое имеет свои закономерности. Виды программ устного вещания. Программы устного вещания классифицируют по различным признакам. Так, по стилю изложения материала программы устного вещания делят на: информационные, аналитические и ультимативные. «Информационные программы» устного вещания – это деловые, лишенные комментариев сообщения о различных фактах и событиях, которые способны привлечь внимание противника. Они могут содержать информацию как общего, так и местного значения, характеризующую положение в мире, в конкретных странах, на фронте и в тылу в целом, в отдельных районах. Особой ценностью такая информация обладает в тех случаях, когда она еще не известна личному составу противника и сообщается дикторами впервые. Информационные программы не призывают слушателей принимать немедленные решения. Цель таких программ – оперативно довести до них конкретные сведения, подтолкнуть к осмыслению событий и тем самым подготовить почву для последующего решения. «Аналитические программы» разъясняют причины сложившейся военно-политической обстановки, событий на фронте и в глубоком тылу,подталкивая таким образом слушателей к вполне определенным выводам. Аналитическим программам свойственно широкое жанровое разнообразие материалов: это сообщения на различные темы, беседы с военнопленными, их выступления и обращения, обзоры писем военнослужащих, комментарии служебных документов и т.д. Такого рода программы могут быть и тематическими, то есть содержать информацию лишь по одной теме. «Ультимативные программы» устного вещания содержат обращения, призывы, ультиматумы, требующие скорых практических действий, а также разъясняют последствия их невыполнения. Такие программы целесообразны тогда, когда обстановка позволяет диктовать военнослужащим и гражданским лицам противника свои условия. К числу ультимативных программ относятся приказы военного командования, обращения политического руководства, призывы пленных офицеров противника к личному составу их прежних подразделений. Разновидностью программ устного вещания являются так называемые «стандартизированные» программы. Они представляют собой готовые тексты, написанные заранее, и предназначенные для использования в типичной боевой обстановке. В них имеются пропуски для подстановки нужных дат, географических названий, фамилий, наименований частей и т.п. Подобные программы используют подразделения психологической войны низшего звена, если их сотрудники недостаточно владеют языком противника. В форме стандартизированных программ обычно передают обращения к противнику после успешного боя своих войск на данном участке фронта, после артиллерийского либо авиационного налета на его позиции, а также обращения к окруженным и блокированным частям противника. Стандартизированные программы широко использовали американские и советские войска в годы Второй мировой войны, когда не хватало квалифицированных специалистов, владеющих японским и китайским языками. Часто применяли их и российские войска в Чечне, где выяснилась неподготовленность войсковых специалистов к ведению пропаганды на специфическую аудиторию кавказцев-сепаратистов. По способам подготовки программы устного вещания подразделяются на: 1. «Программы в записи» представляющие собой тексты, полностью записанные на магнитную ленту. Они, как правило, содержат выступления военнопленных, перебежчиков, представителей общественности противника. Трансляция предварительно записанных программ не требует присутствия диктора. 2. «Прямые передачи». Чаще всего их осуществляют на основе заранее подготовленных и утвержденных текстов, реже – на основе тезисов, и в исключительных случаях – в форме диалога диктора со слушателями (при условии, что им заранее подобраны нужные факты и аргументы, яркие обороты речи). Прямые передачи обладают высокой эффективностью, их обычно ведут дикторы, не только отлично владеющие соответствующим языком, но и хорошо знающие психологию противника, способные быстро и правильно реагировать на изменения в обстановке. 3. «Смешанные передачи» комбинируют программы в записи с прямой трансляцией. В таких передачах заранее подготовленные тексты дикторы дополняют актуальной информацией, учитывающей изменения обстановки и психологические особенности конкретных объектов воздействия, что в значительной мере повышает их эффективность. Структура программ устного вещания и требования к ним. Программы звукового вещания имеют определенную структуру, которая зависит от четырех основных факторов: · цели передачи; · психологических особенностей объекта воздействия; · продолжительности программы; · обстановки, в которой осуществляется вещание. Программа устного вещания должна иметь точный расчет времени (обычно перед ее текстом имеется оглавление с указанием времени в минутах и секундах). В боевой обстановке продолжительность сеанса устного вещания, как правило, не должна превышать 2–3 минут. Если же боевое воздействие противника на звуковещательную установку маловероятно, то устное вещание может длиться дольше, но в любом случае не более 15–20 минут. Такие ограничения обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, при более продолжительном непрерывном вещании слушатели теряют остроту восприятия, у них притупляется интерес, ослабевает внимание. Во-вторых, длительное непрерывное вещание с одной и той же позиции позволяет противнику установить местонахождение станции, поразить ее огнем и, таким образом, вывести из строя как технику, так и личный состав. Программы устного вещания обычно включают следующие структурные элементы: 1. Сигнал о начале передачи. Он служит для предупреждения своих войск о том, что нельзя мешать передаче, и привлекает внимание противника, эмоционально настраивает его на прослушивание. 2. Вступление. С одной стороны, оно продолжает привлекать внимание противника, а с другой – готовит его к восприятию основной части программы. Обычно вступление начинается с обращения к противнику, в нем называют ту часть (подразделение), которой адресована передача, и объявляется ее тема. Чем конкретнее обращение, тем оно действеннее. 3. Основной текст. Обычно он состоит из разнородных текстовых элементов, соединенных между собой музыкальными (шумовыми) элементами. В целом текст содержит в себе информацию или аргументацию психологического воздействия. Его цель – не прямая агитация, а подведение слушателя к нужному пониманию проблемы и к необходимым выводам. Основной текст должен быть легким для понимания, впечатляющим, убедительным, хорошо восприниматься на слух, быть приемлемым для слушателей с точки зрения норм их языка. 4. Концовка. В ней подводят итог передачи. Поэтому, в отличие от основного текста, она содержит политические выводы, пропагандистские лозунги, призывы к практическим действиям. Концовка как бы независима от основного текста, но логически связана с его положениями. В концовке также сообщают о планируемых сеансах звуковещания. 5. Сигнал об окончании передачи. Это специальный акустический сигнал, завершающий ее. Часто передачу заканчивают тем же сигналом, каким начинали. Дополнительный, но важный элемент программы звуковещания составляют музыка, шумы и сигналы. Музыкальное оформление помогает объединять и в то же время разнообразить отдельные части программы: новости, комментарии, беседы, дискуссии и т.п. Музыка, особенно народная (т.е. близкая противнику), оказывает сильное эмоциональное воздействие, хорошо привлекает внимание. Ее целесообразно использовать в качестве фона, в виде музыкальных заставок, музыкального сопровождения передачи. Передача вообще может состоять из одной музыки, если ее цель в том, чтобы воздействовать на эмоциональную сферу. Например, хотят вызвать у противника беспокойство, депрессию, тоску по родине и т.п. Шумы в программах звуковещания, это воспроизведение звуков выстрелов и взрывов; возгласы, выражающие радость, боль, испуг; смех, женский или детский плач, и т.п. Подобные звуки, транслируемые в нужные моменты, вызывают соответствующие переживания у слушающих их людей. Часто готовят специальные программы, содержащие записи специальных шумов, например, воспроизводят работу двигателей танков. Такие программы используют для введения противника в заблуждение. Например, в Чечне воспроизведение подобных шумов в ночное время неподалеку от позиций боевиков давало неплохие результаты. Сигналы в своем большинстве занимают промежуточное положение между музыкой и шумами. В качестве сигналов могут использоваться популярные мелодии музыкальных произведений, различные варианты звуков, воспроизводимых с помощью электроинструментов (генераторов звука). Шумы и сигналы, так же как и музыка, призваны эмоционально усиливать воздействие текста. *** Подготовка программы устного вещания обычно включает четыре этапа. На «первом» из них вырабатывают общую концепцию (замысел) передачи, определяют цель, тему и основную идею, выбирают вид передачи и способ ее подготовки. На «втором» производят расчет времени всех работ (общую продолжительность передачи, распределение времени на музыку, текст, сигналы и шумы), подбирают диктора, разрабатывают варианты тактики применения звуковещательной станции с конкретной программой. На «третьем» этапе готовят саму программу: пишут текст, подбирают музыку, шумы, сигналы, утверждают программу у начальства, согласовывают действия диктора и других участников передачи, записывают ее на магнитную ленту и, если требуется, размножают. На «четвертом» этапе, после проведенного сеанса, обязательно анализируют его эффективность и отмечают те изменения, которые необходимо внести. Эффективность программы устного вещания во многом зависит от личных качеств диктора: совершенного знания им языка противника; четкости дикции; выразительности чтения, а также от его смелости, самообладания, находчивости. Если диктор владеет языком противника недостаточно хорошо, то как показал опыт Второй мировой войны, не нужно пытаться скрывать это. Выяснилось, например, что в передачах на Германию лучше было использовать дикторов, говорящих с английским акцентом, чем дикторов с еврейским акцентом. Тогдашние немцы были настолько заражены антисемитизмом, что ни одна программа, читаемая евреем, не имела в их глазах никакого веса, несмотря на красноречие, убедительность аргументов и страстность призывов. Английская же интонация в голосе диктора придавала выступлениям больше убедительности. Немцы ожидали услышать настоящего англичанина и очень удивлялись, когда он начинал говорить на литературном немецком языке. Легкий английский акцент только добавлял ему авторитет. Кроме того, следует иметь в виду, что любая аудитория, слушая диктора, безупречно говорящего на ее языке, всегда задает себе вопрос: "А кто он такой?" Она подозревает в нем перебежчика. Обращение из уст предателя действует менее эффективно, чем обращение, исходящее из уст противника. В этом, в частности, наглядно убедились российские войска во время войны в Чечне, где дикторов-чеченцев пришлось не только особо охранять, но и использовать для устного вещания лишь в исключительных случаях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.90 (0.012 с.) |