Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие потребностей, классификация потребностей.

Поиск

Потребность- специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире.

Биологические потребности – виды: пищевые, питьевые, оборонительные, самосохранение, регуляции сна. Признаки: Неудовлетворение потребности ведет к гибели особи. Удовлетворение потребности не требует участия другой особи.

Социальные потребности – виды: половые, родительские, сопереживания, охрана территории, групповой иерархии. Признаки: удовлетворение потребности требует взаимодействия с другой особью.

Идеальные потребности – виды: получение новой информации, компетентности(игра, имитация),преодоление препятствий. Признаки: удовлетворение потребности направленно на будущее. Не выводятся издругих потребностей и не сводимы к ним.

Ведущими биологическими потребностями являются: Пищевая потребность, характеризующаяся уменьшением в организме уровня питательных веществ. Питьевая потребность связанная с повышением осматического давления. Температурная потребность при уменьшении температуры тела. Половая потребность.

68. Мотивация, Фазы развития мотивации. Общие виды. Доминирующая мотивация.

Содержание термина «мотивация» разными авторами трактуется по-разному в зависимости от того, какой аспект этого понятия автор считает основным. Если акцентируются на ощущениях, возникающих при появлении потреб­ностей, то мотивацию определяют как «возникающие под влиянием первич­ных изменений во внутренней среде эмоционально окрашенные состояния организма, характеризующиеся избирательными активирующими влияния­ми специальных подкорковых аппаратов на кору головного мозга и другие его отделы и направляющие поведение организма на удовлетворение исход­ной потребности». Это определение в большей мере адресуется к удовлет­ворению физиологических потребностей. Если мотивацию рассматривают с точки зрения инициации поведения, то ее определяют как физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (эиграмм) тех внеш­них объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма по­требность, и тех действий, которые способны привести к се удовлетворению. Мотивация в этом случае обусловливается наличием определенной цели и объясняет целенаправленный характер поведения во всем разнообразии его психофизиологических проявлений.

Таким образом, можно выделить две фазы мотивации: фазу формирования мотивациопиого состояния, включающую этапы обнаружения потребности и возникновения мотивациопиого возбуждения, и фазу запуска и реализа­ции специализированного целенаправленного поведения, включающую этапы поиска объекта, способного удовлетворить возникшую потребность, взаимо­действия с ним и получения информации об удовлетворении потребности. Первая фаза развития мотивации инициирует вторую.

Доминирующая мотивация. В основе жизненного опыта лежит определенная биологическая, а для человека прежде всего социальная потребность. Вызвав избирательную активацию определенных мозговых аппаратов, она приводит к созданию доминирующей мотивации. В каждый момент времени доминирующей становится та биологическая мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность. Доминирующая мотивация как первичный системообразующий фактор определяет все последующие этапы мозговой деятельности по формированию поведенческих программ. Специфика мотиваций определяет характер и "химический статус" внутрицентральной интеграции и набор вовлекаемых мозговых аппаратов. В качестве полезного результата определенного поведенческого акта выступает удовлетворение потребности, т. е. снижение уровня мотивации.

69.

 

Эмоции, теории эмоций, функции эмоций.

Эмоции- особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний, значимость действующих на индивида явлений и ситуаций.

Теории эмоций

Биологическая концепция Дарвина – теория основана на сравнительном исследовании эмоциональных выразительных движений у млекопитающих.

Биологическая теория Анохина - согласно теории, эмоции возникли в эволюции как субъективные ощущения, позволяющие животным и человеку быстро оценивать различные внутренние потребности, действия на организм внешних факторов, результаты поведенческой деятельности и наконец удовлетворение внутренних потребностей. Любая потребность сопровождается эмоциональным переживанием отрицательного характера.

Переферическая теория Джеймса- Ланге – эмоции являются вторичным явлением, основанным на приходящих в мозг сигналах об изменениях в мышцах, сосудах, внутренних органах при выполнении поведенческого акта, вызванного эффективным раздражителем. Суть своей теории Джеймс выразил формулой «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим.» Причем каждый вид эмоциональных переживаний жестоко детерминировал определенным набором вегетативных реакций.

Таламическая теория эмоций В.Кеннона и В.Барда – таламические эмоциональные центры испытывают тормозящее влияние коры головного мозга и немедленно дают разряд, как только освобождаются от кортикальных влияний. При этом условии ощущение получает эмоциональную окраску. Эти же процессы являются причиной эмоциональных выразительных движений.Эмоции возникают в следствии специфической реакции ЦНС и в частности-таламуса.

Лимбическая теория эмоций П. Мак – Лина –Лимбическая система получает информацию от внутренних органов и интерпретирует ее в терминах эмоций, т.е организует эмоциональное возбуждение.

Активационная теория эмоций Д.Б. Линдслея – приписывала основную эмоциональную функцию активирующей ретикулярной системе ствола мозга. Выраженная эмоциональная реакция возникает лишь при диффузной активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основным условием проявления эмоциональной реакции является наличие формации при ослаблении коркового контроля за глубокими структурами мозга лимбической системы.

Потребностно- информационная теория В.П Симонова.

Э=П (ИН-ИС)

Э- Эмоции. П- Сила. ИН- Информационные средства. ИС- Средства имеющиеся в наличии. ИН и ИС – программы поведения и если они недостаточны, эмоция отрицательна.

71. Физиология эмоций.

Как и другие психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние (исходящие из внутренней среды организма) раздражения. Эмоции представляют собой центральную часть рефлекса.

Физиологические механизмы эмоций представляют собой сложную картину. Они состоят как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.

Эти механизмы могут быть представлены в следующем виде: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.

Подкорковые механизмы эмоций. Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.

Особую роль в эмоциональных реакциях организма играет зрительный бугор и расположенные рядом с ним в промежуточном мозге corpus striatum(тело полосатое) и центры вегетативной нервной системы. В зрительный бугор приходят афферентные возбуждения от всех внешних и внутренних рецепторов и от него через центростремительные нейроны передаются к проекционным полям коры больших полушарий головного мозга. От зрительного бугра, полосатого тела и вегетативных центров отходят центробежные нервные пути к железам внутренней секреции, гладким мышцам внутренних органов и поперечно-полосатым мышцам скелетной мускулатуры. При инстинктивно-эмоциональных реакциях, связанных с низшими эмоциями — боль, пассивный (страх) и наступательный (гнев) защитные рефлексы,— замыкание рефлекторных дуг происходит в подкорковых центрах, вызывая указанные выше характерные для эмоциональных состояний реакции внутренних органов и мимические движения.

Однако в этой своей функции подкорковые центры не автономны: их деятельность сдерживается или усиливается центральными процессами в коре в связи с проекцией в ней всего, что совершается в подкорковых центрах. Кора больших полушарий головного мозга играет главенствующую роль в нервных отправлениях человека; ее деятельность путем сложнейших условнорефлекторных связей влияет на нервные процессы, протекающие в вегетативной нервной системе и в подкорковых центрах. Кора головного мозга является тем высшим отделом нервной системы, который держит в своем ведении все явления, происходящие в теле.

Роль вегетативной нервной системы. Многочисленными исследованиями доказано, что эмоции тесно связаны с деятельностью возбуждаемых через вегетативную нервную систему органов внутренней секреции. Особую роль при этом играют надпочечные железы, выделяющие адреналин. Попадая даже в очень небольших количествах в кровь, адреналин оказывает сильное воздействие на органы.В результате возникают характерные для эмоций сердечно-сосудистые и вазомоторные реакции, усиление и ослабление сердечной деятельности, сужение и расширение кровеносных сосудов, расширение зрачков, характерные кожные реакции, убыстрение свертывания крови при ранениях, нарушается деятельность органов пищеварения, происходит отток крови от органов брюшной полости, и, наоборот, усиленный приток ее к сердцу, легким, центральной нервной системе и конечностям, усиливается распад углеводов в печени и в связи с этим увеличивается выделение печенью сахара и т. д.

Доказано, что при эмоциях возбуждения, боли и т. п. вегетативная нервная система стимулирует функцию надпочечных желез, в связи с чем происходит увеличенное выделение адреналина и значительное повышение процента содержания сахара в крови. По данным Кенона, быстрота появления сахара в крови прямо пропорциональна интенсивности эмоционального возбуждения.

Все эти явления указывают на большое биологическое значение эмоций в борьбе животных за существование. Эмоции боли, страха, ярости, испытываемые животными при появлении опасности, всегда вызывают усиленную мышечную деятельность (бегство от опасности или, наоборот, борьба с врагом).

Такая эмоциональная реакция оказывается весьма целесообразной, так как сахар является главным источником энергии для мышц. Во время работы мышцы потребляют в 3,5 раза больше содержащегося в крови сахара, чем в состоянии покоя.

В целом эмоции возбуждения имеют динамогенное значение, сопровождаясь огромным увеличением нервно-мышечной силы и энергии. Этим объясняется тот факт, что в состоянии сильного эмоционального возбуждения человек способен проявить мышечную энергию, далеко превосходящую ту, которая обычна для него в спокойном состоянии. Этот факт объясняется тем, что в состоянии эмоционального возбуждения за счет снижения деятельности внутренних органов в результате оттока от них крови к мышцам, легким и центральной нервной системе мобилизуются значительные резервы сахара, необходимые для усиленной мышечной деятельности.Этому способствует также быстрое снижение под влиянием адреналина мышечного утомления (в страхе и гневе человек не чувствует усталости), усиление сердечных сокращений и приведение в действие гораздо большего числа эффекторных нейронов, чем это возможно при волевом усилии в спокойном состоянии.

Корковые механизмы эмоций. Связанные с эмоциями нервные процессы в подкорке и в вегетативной нервной системе не могут рассматриваться как самостоятельные. Главной физиологической основой эмоций у человека являются процессы высшей нервной деятельности, совершающиеся в коре больших полушарий головного мозга.

Особое значение при этом имеют процессы формирования, переделки и разрушения образующихся в коре динамических стереотипов нервной деятельности. Эмоциональные переживания являются субъективными отражениями этих сложных нервных процессов в коре.

Эмоции являются по своей природе субъективными отражениями легкости или трудности протекания нервных процессов при переходе от одного динамического стереотипа к другому, противоположному. Именно в характере физиологических процессов, связанных с формированием и разрушением динамических стереотипов, необходимо видеть физиологическую основу эмоциональных переживаний трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворенности и огорчения, радости и отчаяния и т. д.

Большую роль в возникновении и течении эмоций играют временные связи второй сигнальной системы, благодаря которым те пли иные эмоциональные состояния могут быть вызваны не воздействием непосредственных раздражителей, а словами.

У человека механизмы второй сигнальной системы приобретают первенствующее значение в эмоциональных процессах. Благодаря им резко меняется характер и сложность эмоциональных переживаний. Вторая сигнальная система оказывает следующее влияние на развитие эмоций у человека:

Через вторую сигнальную систему эмоции входят в сферу сознания человека и перестают быть только биологическими процессами, свойственными животным.

 

Расширяется область эмоциональных переживаний, в которую включаются не только элементарные, физические чувства, как у животных, но и высшие человеческие эмоции — интеллектуальные, эстетические, моральные.

 

Чувства человека приобретают общественный характер, поскольку через вторую сигнальную систему человек усваивает содержание, характер и способы выражения эмоций, сформировавшиеся у человека в процессе его общественно-исторического развития; в эмоциях получают отражение общественные отношения людей.

 

Повышается в эмоциональных процессах роль представлений и понятий, в связи с чем совершенствуется и приобретает особый, человеческий характер эмоциональная память; эмоции начинают играть большую роль в деятельности воображения.

 

Оказывается возможным целенаправленная передача эмоционального опыта, а в связи с этим воспитание и развитие эмоций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.91.223 (0.007 с.)