Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование других инструментов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
В Чаитанйа-Чаритамрите описывается, что в санкиртане Господа Чаитанйи использовались только мриданги и караталы. Чаитанйа Махапрабху, просто эти караталы, кхола, это все. В те дни... Конечно, тогда не было физгармонии, но было много струнных инструментов – ситар, эсраджа – но эти вещи не использовались. (Комнатная беседа, 26 декабря 1976 г., Бомбей) Позднее в народный бенгальский киртан были введены другие инструменты, вроде физгармонии, скрипки и эктара. Чтобы восстановить положение киртана, как акта поклонения, а не музыкального представления, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура ограничил использование инструментов только мридангами и караталами. Шрила Прабхупада поддержал этот стандарт. Касательно инструментов в храмовых киртанах, каратал и мриданги достаточно. Нет нужды в других инструментах. (Письмо к Рупануге, 2 февраля 1975 г.) Практически нам нет дела до инструментов. Они иногда используются, чтобы добавить сладости, но если мы отвлекаем больше своего внимания на использование инструментов, это не хорошо. Обычно киртан проводится с мридангой и караталами, он если кто-то очень хорошо играет на инструменте, ему можно позволить присоединиться к киртану. Мы можем принять все для служения Кришне, но не рискуя при этом отвлечь внимание на любую другую вещь, которая помешает нашему сознанию Кришны. Это должно быть нашим девизом, или принципом. (Письмо к Джадурани, 26 мая 1969 г.) Шрила Прабхупада даже говорил, что нет нужды в использовании каких бы то ни было инструментов в киртане. Любой может петь Харе Кришна. Нет нужды в инструментах, хотя Чаитанйа Махапрабху и ввел мридангу (барабан) и караталы (тарелочки). Иначе, достаточно хлопать в ладоши. (Учение Господа Капилы, текст 42, комментарий) Это не значит, что инструменты не важны, но подчеркивает важность воспевания в сравнении с музыкальным сопровождением. Шрила Прабхупада особо упоминал, что он не хотел, чтобы физгармонии использовались в киртане: "На физгармонии можно играть во время бхаджана, если есть кто-то, кто может играть мелодично. Но она не для киртана и арати." (Письмо к Бахудаку, 11 января 1976 г.) Это наставление стали понимать так, что физгармонию можно использовать для сидячих бхаджанов, но не для киртанов стоя. Несмотря на это хорошо известное наставление, некоторые преданные все еще играют на физгармонии во время арати и других киртанов. Может, звучит оно и хорошо, но это не то, чего хотел Шрила Прабхупада. Однако, Шрила Прабхупада не был полностью против использования физгармоний. Он сам виртуозно играл на физгармонии и записал много бхаджанов в ее сопровождении. Несомненно, аккомпанемент на физгармонии обогащает звучание киртана. Именно поэтому Шрила Прабхупада мог предостерегать от ее использования, чтобы мы не начали слишком заботиться о музыкальном звучании. В ранние годы ИСККОН Шрила Прабхупада позволял использование в киртане всевозможных инструментов. В первом храме на 2-й Авеню, 26, гости даже играли на внутреннем механизме от пианино ("Шрила Прабхупада Лиламрита", II, 146). Мриданги не было, так что Шрила Прабхупада играл на барабане бонго. Это соответствовало совету Бхактивиноды Тхакура: (ссылка) (любой местный инструмент). В храме в Гонолулу Шрила Прабхупада также участвовал в киртанах, где преданные играли на электрических гитарах и бас-гитарах. Даже позднее Шрила Прабхупада позволял использовать тамбуру и другие инструменты – не во время обычных киртанов, но на проповеднических программах, фестивалях и т.д., как средство привлечения обывателей: "Иногда мы действительно используем [другие инструменты], чтобы привлечь, но в этом нет нужды." (Комнатная беседа, 26 декабря 1976, Бомбей) Иными словами, он позволял использовать струнные инструменты только в особых обстоятельствах. Струнные инструменты – Ведические, но настоящий Ведический инструмент – это мриданга и каратала. В любом случае, тебе придется действовать в соответствии со временем и обстоятельствами, если ты используешь другие инструменты. Так что я даю тебе разрешение, и ты можешь продолжать. (Письмо к Бахудаку, 10 ноября 1975 г.) Однажды Бхуриджана Прабху спросил Шрилу Прабхупаду: "Мы проводили киртаны с использованием гитар. Это нормально?" "Киртан – значит кхол (мриданга) и каратала. И все." "Но так трудно проповедовать в Гонконге. А китайцам больше нравятся киртаны, когда они спокойные и с гитарами. Им не нравятся громкие киртаны с множеством инструментов." Прабхупада поддался моему давлению и дал нам разрешение использовать также и гитары в наших киртанах наряду со стандартными кхолом и караталами. Ниже Бхуриджана Прабху отмечает, что по его ощущениям в действительности Прабхупада не хотел, чтобы использовались гитары, но подчинился, поскольку эта идея была представлена ему с большой настойчивостью. (MGM, стр. 201) Если гости иногда приносят музыкальные инструменты вроде гитар и хотят играть на них в киртане, пожалуй, лучше всего вдохновить их подыграть, если они смогут следовать за мелодией. Особенно это актуально для воскресных программ, которые напоминают день открытых дверей, когда поощряется максимальное участие с минимумом формальностей. Киртан – это наша религия, и неплохо вдохновлять всех участвовать, при условии, что пение продолжается без излишних беспокойств. Джханджи и гонги не упоминаются в Чаитанйа-Чаритамрите, но стали приниматься в бенгальской традиции киртанов. Они широко использовались в ИСККОН во время личного присутствия Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада часто играл на гонге, пока пел Джайа Радха Мадхава перед лекцией. Среди гонгов толстые бронзовые дают наилучшее звучание: сладкое и звонкое, как колокол. В храмовый колокол также можно звонить в такт киртану. Гонги, джхаджи и колокола – это все громкие инструменты, и на них следует играть с осторожностью, чтобы не заглушить голоса, как это описывалось выше. Шрила Прабхупада также упоминал, что "Звуки раковин и рожков очень хороши [в киртанах]." (Письмо к Хамсадуте, Химавати, 3 марта 1968 г.) Забота об инструментах Бенгальские Ваишнавы почитают свои инструменты, как часть атрибутов поклонения Господу. Перед началом формального киртана они проводят поклонение им с цветами, сандаловой пастой и молитвами – или по крайней мере почтительно прикасаются к ним головой. Профессиональный бенгальский игрок на мриданге выбирает хороший инструмент, затем ухаживает за ним и использует многие годы. Даже постоянно путешествуя в суровых условиях, он заботится о том, чтобы его кхол (другое название мриданги) не разбился. Он не может себе позволить разбивать и покупать барабаны по собственной прихоти. Гулкий удар на хорошей мриданге добавляет киртану жизни, так что в каждом храме должна быть хотя бы одна хорошая мриданга. Шрила Прабхупада говорил, что у нас должны быть качественные мриданги, и что они всегда должны быть зачелены для лучшей защиты. (см. Комнатная беседа, 4 ноября 1976 г., Вриндаван, и Лиламрита III, стр. 63) Каждую мридангу следует покупать с чехлом, который всегда должен оставаться на барабане. Глиняные мриданги хрупки, и с ними нужно обходиться бережно. Их следует носить правильно (см. диаграмму), и делать это должны добросовестные преданные. Шрила Прабхупада обсуждал вопросы ухода за мридангами в Комнатной беседе, 4 ноября 1976 г., Вриндаван. Если большая ("пуруша") сторона мриданги становится ослабленной и дряблой, ее тон можно восстановить ударами. Предпочтительней ударов ободом мриданги по полу для оживления ее тона – это бить по ней специально сделанным для этого молотком, или об стену. Температурное воздействие также может помочь, но с этим нужно быть осторожней, поскольку излишнее нагревание приведет к разрывам кожи барабана. Безопасней медленно нагревать мембрану мриданги на солнце или возле отопительной батареи, чем подвергать воздействию открытого пламени. Если покупается высококачественная дорогая мриданга, лучше всего, если заботятся и играют на ней только опытные преданные. Для общего пользования (по крайней мере, за пределами Индии, где глиняные мриданги не так легкодоступны) лучше всего использовать пластиковые или другие небьющиеся мриданги. Хотя они не звучат так же хорошо, как качественная, хорошо настроенная глиняная мриданга, они более-менее стойки к воздействию человеческого фактора. После киртана инструменты должны не бросаться где попало, а аккуратно складываться в отведенное для них место. Лучше всего не ложить их прямо на пол. Мриданга, поставленная вниз мембраной на холодный пол, теряет свой тон. Можно устроить все так, чтобы мриданги вешались на стену храмовой комнаты, или устанавливались в специальные стойки (см. диаграммы). После использования физгармонии нужно закрыть меха на защелку и слегка нажать на клавиши, чтобы выпустить воздух. Если этого не делать, давление оставшегося внутри воздуха создаст напряжение и, в конце концов, приведет к тому, что воздушный мешок лопнет. Забота о голосе Пение слишком высоко или слишком громко может привести к перенапряжению связок. В этом случае им нужно дать отдых. Форсирование переутомленных связок может привести к необратимым повреждениям, что уже случилось с несколькими преданными нашего движения. Как в индийской, так и в западной музыкальной традиции, певцов учат не напрягать свой голосовой аппарат. Обученный певец может ежедневно петь часами, даже в старости. Обученный певец также знает, когда давать отдых своим связкам. К несчастью, хотя у нас движение воспевания, большинство наших преданных не имеют представления об этих вещах. Если голос преданного нуждается в отдыхе, он тоже может присутствовать на киртане, но ему следует петь очень тихо или не петь вообще. Хороших ведущих часто побуждают вести киртан, даже если их голосу нужен отдых. Но им следует воздерживаться от этого. Долгие киртаны Долгие киртаны замечательно помогают преданным глубоко погрузиться в святые имена. Когда Господь Чаитанйа жил в Пури, Он каждый вечер проводил киртаны, которые длились не менее четырех часов.[xxxviii] А в Майапуре, в течение одного года, Он проводил киртаны по ночам.[xxxix] Следуя примеру Господа Чаитанйи, некоторые преданные любят организовывать киртаны на всю ночь. Однако это неизбежно сопровождается пропуском утренней программы. Лучше следовать стандартной программе слушания и воспевания, данной нам Шрилой Прабхупадой, чем вводить что-то взамен нее. Долгие киртаны могут проводиться в течение дня, чтобы не лишать участников способности участвовать в утренней программе, которую Шрила Прабхупада хотел, чтобы его последователи посещали каждый день. Долгие киртаны несомненно замечательны, но лучше их планировать заранее, поскольку у преданных есть различные обязанности, и следует придерживаться распорядка храма. Например, ведущий киртана может быть склонен спонтанно удлиннять киртан после гуру-пуджи за счет времени, отведенного для лекции, не принимая в расчет необходимости для преданных послушать лекцию или преданного, который готовился к лекции. Шрила Прабхупада ввел непрерывное воспевание – постоянные 24-часовые киртаны – в своих храмах в Майапуре и Вриндаване. Иногда и в других центрах в течение нескольких дней также проводятся непрерывные киртаны, особенно если преданные хотят воззвать к защите Верховного Господа от возникшей определенной угрозы или неблагоприятной ситуации. Было бы замечательно поддерживать непрерывное воспевание во всех центрах ИСККОН, но недостаток людских ресурсов может сделать это непрактичным в большинстве из них, как это отмечалось Шрилой Прабхупадой.[xl] Важное место в бенгальской ваишнавской культуре занимают фестивали безостановочного воспевания, которые длятся по меньшей мере целый день, или три дня, или даже семь дней. Такие фестивали (известные как нама-йаджна, "жертвоприношение посредством воспевания святых имен", хотя в действительности любой киртан – это нама-йаджна, а не только эти фестивали) теперь иногда устраиваются в центрах ИСККОН по всему миру. Подобные непрерывные киртаны проводятся несколькими группами преданных посменно. В духе первых киртанов Шрилы Прабхупаде в Нью-Йорке, преданные иногда организуют киртаны "Оставайся под кайфом вечно". Они состоят в пении только Харе Кришна маха-мантры на одну-единственную мелодию – простой мотив Прабхупады[xli] – на протяжении не менее трех часов. В остальном это "никаких тормозов" и "забудь о правилах". Никаких ограничений на инструменты, смены тональности, танцы и т.д. Праздники предоставляют хорошую возможность для преданных пропитаться нектаром киртана. Они часто сопровождаются многими и многими часами киртанов. В такое время преданные, которые обычно заняты чем-то другим, могут глубже окунуться в святые имена. НАГАРА-КИРТАН Нагара-киртан – это публичное групповое воспевание ("нагара" значит "город"). В нашем движении публичное пение часто называют харинамой, как сокращение от "харинама-санкиртана". Это сокращение было введено, чтобы отличать публичное воспевание от распространения книг. Последнее тоже называется санкиртаной, и, несомненно, так оно и есть, но общепринятое значение слова "санкиртана" в лексиконе Гаудийа Ваишнавов – это "групповое воспевание". Называть публичное воспевание харинамой также может ввести в заблуждение, поскольку "харинама" значит просто "имя Бога", и никак не указывает именно на публичное воспевание. Таким образом, лучше использовать бенгальский термин "нагара-киртан", или "нагара санкиртана". Как бы мы его ни называли, нагара-киртан безгранично ценен для преданных, участвующих в нем, и для всех остальных, кто видит или слышит его. Нагара-киртан был главным методом проповеди Господа Чаитанйи. Это также лучший способ заботиться о том, чтобы наше движение оставалось на виду. Счастливые поющие компании преданных показывают людям, что наше движение действует и продолжает жить, напоенное искрометной радостью сознания Кришны. Важно, чтобы нагара-киртан был регулярным мероприятием в расписании каждого храма и группы нама-хатты. Нагара-киртан нужно проводить так часто, как только возможно с участием максимально возможного количества преданных. Чем больше преданных присутствует, тем лучше.[xlii] В крупнейших городах, вроде Нью-Йорка, Лондона и Парижа, где всегда есть тысячи гостей со всего мира, проповеднический эффект от нагара-киртана неизмеримо высок. В идеале, в таких городах должны быть команды для воспевания целый день, каждый день. Также неплохо отправлять группы киртана в малые города, деревни и жилые районы городов, даруя благословения людям там, где они этого меньше всего ждут. Но даже если преданные каждый день идут в одно и то же место, это также замечательно. Группы санкиртаны должны выглядеть празднично. Преданные должны быть хорошо одеты – никаких рваных дхоти, разноцветных или дырявых носков. Шрила Прабхупада предлагал, чтобы преданные надевали на харинама-санкиртану шелковые тюрбаны (цитируется со слов Джайа Патаки Свами). Желтые бунди (индийские рубашки на завязках), изготовленные специально для групп нагара-киртана, могут использоваться преданными-мужчинами, как женатыми, так и холостыми, чтобы создать эффект униформы. В идеале, у мужчин должны быть бритые головы, и, конечно же, там не должно быть небритых физиономий. Особый шик – использовать тяжелые ножные колокольчики, изготавливаемые специально для танцоров (можно достать в Индии). У всех преданных должны быть свеже-поставленные тилаки. Цветочные гирлянды – прасад от Божеств – также добавят эффектности. Многоразовые шелковые гирлянды также могут храниться специально для нагара-киртанов. Лучше всего, когда караталы начищены до блеска и снабжены чистыми лентами ярких расцветок. Флаги и вымпелы с изображениями Шрилы Прабхупады, Кришны и т.д., или транспаранты с маха-мантрой – все это добавит торжественности. Для создания очень праздничного настроения преданные могут переодеться в театральные костюмы, изображая Гауру и Нитая, Радху и Кришну, Нараду Муни и так далее. Я также обдумывал идею введения Панча-таттвы в группы киртана. Более того, нам нужно подготовить различные одежды для Радхи и Кришны и Их восьми ближайших спутниц, сакхи. Иногда вам нужно нарядить кого-то Нрисимхадевом и Прахладой. Таким образом, у нас будут разные варианты для показа во время киртана. (Письмо к Хамсадуте, 4 марта 1968 г.) Да, если хотите, можете также сделать костюмы и парики. Один юноша может быть наряжен Господом Чаитанйей, другой – Нитйанандой, а также Гададхарой, Адваитой с белой бородой и Шривасой с бритой головой. (Письмо к Хамсадуте и Химавати, 3 марта 1968 г.) Группа киртана должна оставаться плотной и упорядоченной – а не разбросанной тут и там. Желательно использовать громкоговоритель. Также преданные могут дуть в раковины. Танцы должны быть гармоничными, грациозными и эстетичными. Лучше, чтобы танцы не становились дикими с точки зрения публики. Всегда должен быть наготове какой-то привлекательный сладкий прасад, желательно упакованный, для бесплатной раздачи. Листовки с маха-мантрой, приглашения в ближайший центр и, возможно, немного философии можно также раздавать бесплатно. Распространители книг и журналов "Назад к Богу" должны сопровождать группу киртана. Даже без множества приготовлений и даже при небольшом количестве преданных, все же нужно стараться выходить. Даже трое преданных, или двое, или даже один, могут петь на публике.[xliii] Все, что нужно – это энтузиазм. По крайней мере, люди будут слышать святые имена и получать благо. Для публичных киртанов Шрила Прабхупада одобрил пение шри-кришна-чаитанйа и т.д., Харе Кришна маха-мантры и говинда джайа джайа. (сказано Вишнуджане Свами – пересказано Махамантрой дасом). Лучше всего в основном петь Харе Кришна маха-мантру. Это именно то, что люди ждут от нас, и с чем мы хотим познакомить их поближе. Шрила Прабхупада одобрил пение шлок в публичных киртанах, например, из Шри Ишопанишад и Бхагавад-гиты.[xliv] Как и в любом киртане, нам следует начинать с пранама-мантры Шрилы Прабхупады. Если демоны беспокоят группу санкиртаны, преданные могут воззвать к защите Господа Нрисимхи пением обращенных к нему молитв.[7] Другие соображения Лучше всего петь каждую строчку "Шри Гуру Чарана Падма" два раза вместо одного, иначе эта песня слишком быстро заканчивается. В киртане преданным, не играющим на инструментах, следует хлопать в ладоши, почтительно сложить ладони или держать руки поднятыми над головой. Не следует скрещивать руки, держать их за спиной или в карманах. (см. диаграммы) За исключением тяжелых больных, преданным не следует сидеть во время стоячих киртанов. Особенно во время арати. Не следует вести разговоры посреди киртана. Все, что должно быть сказано, можно высказать позже. Те, кому необходимо срочно поговорить, могут выйти из киртана, обсудить все и вернуться. Разговоры во время киртана представляют собой оскорбление невнимательностью к святому имени, а также беспокоят других преданных. Если это делается перед Божествами, это также и оскорбление по отношению к Ним. Киртан во время арати должен продолжаться, пока в конце не прозвучит раковина. Только тогда киртан следует закончить и начать произносить према-дхвани – не раньше. Лучше не набивать желудок перед участием в киртане. Петь и танцевать с полным животом и вредно для здоровья и неудобно. Пойте Харе Кришна и будьте счастливы! [1] Один преданный начал петь Гурваштаку на нетрадиционный мотив. Я чувствовал себя неловко, зная, что Шрила Прабхупада хотел, чтобы во время мангала-арати мы пели утреннюю мелодию. Внезапно в храм вошел Шрутакирти и остановил киртан. Он шепнул что-то ведущему киртана, который тут же начал с начала, уже на правильную мелодию. Позже мы узнали, что Прабхупада услышал пение из своей комнаты и послал своего слугу вниз, чтобы тот все исправил. (Рассказано Гаура-мандала-бхуми дасом, цитируется по TGTA стр. 523) [2] Бхакти Викаша Свами записал кассету, чтобы преданные могли услышать и выучить эти мелодии. [3] Традиционные мелодии, включая утренние и вечерние, в западной нотации опубликованы Джоан Уайлдер в книге "Музыка Харе Кришна" (выпущено ББТ). [4] "Песня из кинофильма" – это индийское выражение, означающее "популярную, коммерческую музыку для дешевого развлечения". [5] См. "Прабхупада едет!", стр. 104. [6] Пример тому дается в Чаитанйа-Чаритамрите, Антйа 5. Сочинения одного поэта из Бенгалии очень нравились многим последователям Господа Чаитанйи. Однако, Сварупа Дамодара Госвами обнаружил там скрытые следы Майавады и отверг их. [7] Более подробно нагара-киртан рассматривается в "Руководстве по Харинаме" Индрадйумны Свами. [i] Шикшаштака 2 [ii] Из комментариев Вишванатхи Чакраварти и Дживы Госвами на ШБ 10.33.8. [iii] Рассказано автору Джаганнатха Баллабха Паттнаиком, преданным из Ориссы, который приходил, чтобы получить даршан Шрилы Прабхупады, и наблюдал описанный эпизод. [iv] Из комментариев Вишванатхи Чакраварти и Дживы Госвами на ШБ 10.33.8. [v] Рассказано Джананандой дасом. Шрила Прабхупада сказал это в 1977 году в Лондоне. [vi] Рассказано Бхимой дасом. [vii] Письмо к Шйамасундаре, 25 февраля 1970 г., Лос Анжелес [viii] Цикл лекций по Нектару преданности, Вриндаван, 13 ноября 1972 г. [ix] Утренняя прогулка, 8 апреля 1975 г., Майапур [x] Утренняя прогулка, 17 ноября 1975 г., Бомбей [xi] Услышано Бхакти Викашей Свами, присутствовавшим на том киртане [xii] Рассказано Шрутакирти дасом [xiii] Лекция по Чаитанйа-Чаритамрите, Мадхйа-лила 20.102, 7 июля 1976 г., Балтимор [xiv] Комнатная беседа с учащимся курсов йоги, 14 Марта 1975 г., Иран [xv] См. Утренняя прогулка, 6 марта 1974 г., Майапур [xvi] ШБ 8.5.25 [xvii] Письмо к Шйамасундаре, 25 февраля 1970 г., Лос Анжелес [xviii] В своем очерке "Записка: Северо-Американским членам ДжиБиСи и президентам храмов, в ответ на 'Ошибки в службах ИСККОН'" от 8 апреля 1992 г. Он написан в духе статьи Харикеши Свами и, из соображений краткости, не приводится здесь. [xix] Лекция, 2 апреля 1968 г., Сан Франциско [xx] "Трансцендентный Дневник" т. 1, стр.530-1 [xxi] Письмо к Джайашачинандане, 8 февраля 1976 г., Майапур [xxii] См. "Радха-Дамодара Виласа" т. 1, стр. 141 [xxiii] "Сознание Кришны, высшая система йоги", Гл. 6 [xxiv] Рассказано Хари Шаури Прабху [xxv] Письмо Хамсадуте, 22 января 1968 г., Лос Анжелес [xxvi] "Шрила Прабхупада Лиламрита" 29 [xxvii] "Нектар Прабхупады" [xxviii] ЧЧ Ади 7.95-96 [xxix] Рассказано Теджийасом дасом [xxx] Рассказано Реватинанданой дасом [xxxi] Рассказано Харикешей [xxxii] "Нектар Прабхупады", 1.22 [xxxiii] ШБ 7.5.23-24 [xxxiv] Как объясняется Джайадваитой Свами в его очерке "Потеря слуха, вызванная шумом" [xxxv] "Нектар Прабхупады", 1.22 [xxxvi] Дневник Тамал Кришны Госвами, стр. 149 [xxxvii] См. ЧЧ Мадхйа 11.216 [xxxviii] Лекция по Нектару Преданности, Вриндаван, 23 октября 1972 г. [xxxix] См. ЧЧ Ади 17.34 [xl] См. Письмо к Бали-мардане, 5 сентября 1974 г., Вриндаван [xli] Как можно услышать на кассетах, записанных в то время. [xlii] См. "Совершенстово Йоги", Глава 3 [xliii] См. Письмо к Равиндра Сварупе, 5 января 1973 г., Бомбей [xliv] См. Письмо к Йамуне, Гурудасу, 7 июля 1970 г., Лос Анжелес
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.187.231 (0.013 с.) |