Музыкальный стиль: настроение, скорость, ритм и звук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальный стиль: настроение, скорость, ритм и звук



Киртан – это молитва, положенная на музыку. Однако, назначение этой музыки не только в том, чтобы быть фоном для воспевания. Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет в своей Мадхурйа Кадамбини (5), что люди, нечистые сердцем, испытывают наслаждение от киртана только если он приятен для слуха и качественно исполнен. На фестивале в Майапуре 1977 года некоторые преданные организовали "конкурс киртана". Группы как местных бенгальских киртанийев, так и преданных ИСККОН из центров по всему миру по очереди делали короткие выступления, включающие пение и танцы. Идея была в том, чтобы вдохновить на участие в киртанах, и это было принято с энтузиазмом. Однако, Шрила Прабхупада дал понять, что ему это не понравилось, и это был последний проведенный в Майапуре конкурс киртана[xxiv].

В чистоте – сила хорошего киртана. Музыкальная аранжировка вторична. Однако, важно, чтобы музыка была хорошей, поскольку Кришне это нравится, и это природа души – наслаждаться.

А еще музыка может помочь возвысить сознание, когда она правильно исполняется. Поэтому наши предыдущие ачарйи основательно развили науку о музыке для улучшения эффекта от киртана. Однако если мы придаем больше значения музыке, чем смыслу песни, мы снова упускаем самое главное.

Другой музыкальный инструмент, если он играет, его внимание сосредотачивается на этом инструменте, а не на воспевании. "Нам нужно следить за мелодией, правильно ли она играется." Но это не хорошо. Мы должны концентрироваться на слушании Харе Кришна. Именно это – бхакти. (Комнатная беседа, 26 декабря 1976 г., Бомбей)

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур однажды написал, что "Приятная мелодия, время, ритм сами по себе не составляют Хари-киртан Гаудийа Матха; они есть даже в звуках, издаваемых грамофоном или проститутками." (Из "Хармониста", том XXV, № 1, июнь 1927 г.)

Киртан, приятный с точки зрения музыки, может привлечь ум, но киртан, представляющий собой настоящую молитву, достигает души. Настоящий киртан может исполняться тем преданным, который убежден, что Кришна – Верховная Личность Бога, и чья песня – это отчаянная молитва о том, чтобы быть занятым в служении Ему. Убежденность звучит в голосе такого чистого преданного и побуждает Кришну появиться в форме Своего имени в сердцах участников такого киртана.

Основа воспевания – в прославлении Господа, а не в привлечении толпы. Если Кришне нравится то, что Он слышит, то Он попросит каких-нибудь искренних преданных собраться в таком месте. (Письмо к Субале, 12 ноября 1967 г.)

Преданным следует стараться петь, как Шрила Прабхупада – не механически, а с великим чувством преданности. Голос Шрилы Прабхупады – это непосредственно голокера према дхана харинама санкиртана – звук духовного мира.

Тем не менее, даже самое искреннее воспевание более привлекательно, если сопровождается хорошим музыкальным сопровождением. Лучше всего, если есть и то, и другое: искренность в сочетании с музыкальными способностями.

Пение Харе Кришна не требует никакого искусственно развитого художественного чувства, но все же, если эта церемония представлена с хорошим ритмом, то люди могут больше привлечься трансцендентной музыкой. (Письмо к Упендре, 1 июня 1968 г.)

Совершенство киртана достигается, когда музыка исполняется должным образом, а молитвенное настроение преданных подлинно.

Исполняй киртан очень ритмично и мелодично. (Письмо к Мукунде, 11 июня 1968 г.)

Шрила Прабхупада учил стилю киртана, который был мелодичен и привлекателен, но при этом прост и легок для повторения. Еще в 1968 году Шрила Прабхупада писал об обучении группы киртана для сценического исполнения.[xxv] Письма этого периода показывают, что Шрила Прабхупада предпочитал киртан, приятный с музыкальной точки зрения, и, самое главное, привлекательный своей преданностью. "Шрила Прабхупада Лиламрита" описывает, как Шрила Прабхупада тщательно готовил преданных, которых он отправлял в Лондон.

Прабхупада попросил эти три супружеские пары остаться с ним в Монреале на одну-две недели, чтобы он мог обучить их качественному исполнению киртана. Пение Харе Кришна было не театральным представлением, а демонстрацией преданности, правильно исполняемой только чистыми преданными, а не профессиональными музыкантами. Однако, если бы ученики Прабхупады стали искусными певцами, лондонцы смогли бы лучше оценить сознание Кришны. В каждодневных репетициях киртана Прабхупада учил преданных петь Харе Кришна и другие ваишнавские песни, начиная с медленного темпа и постепенно ускоряясь.[xxvi]

Вот как Реватинандана дас описывает лекцию Шрилы Прабхупады о киртане.

Он сказал, что хороший киртан длится 30-40 минут и все первые 30 минут киртан поется медленно, а затем он ускоряется до кульминации в течение последних 10 минут. Ему нравились медленные киртаны. Также на публичных программах, везде, где были гости, он почти всегда пел (поет стандартный мотив Харе Кришна) или какие-то столь же простые мелодии, медленно и только понемногу ускоряя. Он не любил аккорды, и ему не нравилось использование мелодических инструментов во время киртана, поскольку мелодии инструментов отвлекали бы от слушания мантры; хотя ему нравился ритм. Шрила Прабхупада говорил, что физгармонии и другие мелодические инструменты не предназначены для киртана, поскольку слух будет следовать за музыкой и отвлекаться от святых имен. Ритмические инструменты годятся, сказал он, поскольку они усиливают склонность танцевать, а танцы в свою очередь пробуждают преданность.

В соответствии с духом этих наставлений, есть несколько моментов относительно музыки, о которых преданные вообще, и ведущие киртана в частности, должны быть осведомлены. Киртан, исполняемый с учетом этих указаний улучшит течение бхакти к Кришне. И наоборот, если киртан исполняется без энтузиазма, как развлечение, или если он неприятен музыкально из-за того, что у преданных нет слуха (то есть они не способны следовать мелодии или ритму), то эффект порождения преданности будет слабым.

В общем, киртаны должны начинаться медленно и плавно развиваться. Ведущий не должен пускать киртан на самотек. Хороший ведущий киртана знает, как начать киртан в медленном или умеренном темпе и постепенно наращивать его до стабильной или слегка увеличивающейся скорости. Или, он может начать на какой-то стабильной скорости и держаться ее. Киртан, поддерживаемый на стабильной скорости может продолжаться долгое время без перерыва. Стабильный темп подходит для гарциозных танцев и не очень быстро истощает энергию преданных. Сатсварупа дас Госвами отмечает:

Обычно Шрила Прабхупада не разгонял киртан до бешеного темпа, чтобы затем остановиться и начать с начала. Он постепенно наращивал темп до стабильного, умеренно-медленного ритма. Это давало возможность войти в киртан и медитировать на воспевание. Мелодия была простой, и он не менял ее. (Медитации на Прабхупаду III, стр. 10-11)

Тем не менее, сейчас киртан по принципу "медленно-быстро-остановка-возобновление" общепринят в ИСККОН. Быстрый киртан обычно невозможно продолжать долго, поскольку преданные, которые играют на мридангах или танцуют, быстро устают. Также, хотя быстрый киртан может быть возбуждающим и захватывающим, по прошествии нескольких минут он уже не звучит столь же приятно, как киртан на стабильной скорости. Так что, когда достигается высокий темп, он доводится до кульминации довольно скоро. Затем киртан начинается с начала, медленно. Этот процесс наращивания киртанов от медленного к быстрому, чтобы затем снова начать медленно, должен происходить постепенно, как это описывает Шрила Прабхупада: "В Бенгалии у нас есть стиль киртана, когда мы медленно наращиваем его, пока он не становится очень быстрым, и затем они останавливаются и начинают с начала и снова медленно." Дживананда Много раз останавливаться и начинать с начала – это не очень хорошо звучит. Еще один прием – это когда, прежде чем темп киртана выйдет из-под контроля, ведущий меняет ритм и темп с быстрого назад на стабильный.

Обычно скорость и громкость взаимосвязаны. По мере нарастания темпа, громкость также увеличивается. Действует правило – следовать за ведущим. Инструменты должны звучать тихо, когда ведущий поет тихо, и постепенно усиливать звук по мере нарастания темпа.

Некоторые преданные отождествляют "хороший киртан" с "громким, быстрым, бешеным киртаном". Они знают только две скорости: быстро и очень быстро. Конечно, мы хотим, чтобы киртаны были захватывающими – но не просто страстными. Киртан не обязан быть, и не должен всегда быть быстрым, громким и тяжелым. Медленные киртаны, с концентрацией исключительно на святые имена, обладают своей особой привлекательностью, которая особенно способствует вхождению в глубокую медитацию на имена. К несчастью, такие киртаны мало известны в нашем обществе.

Иногда киртаны разгоняются до такой степени, что становится невозможно произносить святые имена. Вся цель киртана, целиком – прославление имен Бога – теряется в неистовстве грохота и треска. Но киртан – это не мирская деятельность, предназначенная для нашего развлечения или избавления нас от неудовлетворенности.

Следует понимать, что Шри Чайтанья Махапрабху пел и танцевал под влиянием духовной энергии наслаждения. Шри Чайтанья Махапрабху не считал святое имя Господа материальным звуком, и любой чистый преданный также никогда не допустит подобной ошибки и не будет воспринимать пение мантры Харе Кришна как разновидность музицирования. (ЧЧ Ади 7.95-96, комментарий)

В некоторых храмах энергичные молодые преданные доминируют в киртанах, не принимая во внимание, что другие преданные могли бы иногда предпочесть более спокойное подношение песни Богу. Однако, "низковольтные" преданные не должны порицать своих более "заряженных" духовных братьев за то, что они вовлекают свою энергию в йуга-дхарму. Гораздо лучше, если киртаны будут немного возбужденными, чем скучными и безжизненными. Живые киртаны помогают поддерживать в нас вдохновение и особо могущественны в устранении анартх.

Если киртан исполняется либо без энтузиазма, либо с энтузиазмом, но в качестве развлечения, он не может быть приятным для Кришны. Поэтому, хотя Шрила Прабхупада приветствовал энергичные киртаны, он также давал понять, что они не должны быть слишком буйными и хаотичными.

Киртан – это также преданное служение, и должен проводиться в настроении служения, с молитвой: "Харе Кришна – о Радха, о Кришна, пожалуйста, займите меня в служении Вам." Нам не следует петь или танцевать эгоистично, чтобы привлечь внимание других. Сознательно или нет, мы можем пытаться произвести впечатление на других, включая представителей противоположного пола. Особенно следует остерегаться проявления манер рок-музыкантов, строящих из себя героев – покорителей женских сердец. Мы должны петь, чтобы удовлетворить Кришну, и ни по каким другим причинам.

Шрила Прабхупада однажды остановил показной киртан одного своего ученика.

На одном из международных фестивалей во Вриндаване Шрила Прабхупада отверг пение одного из своих учеников. Этот преданный прежде был вокалистом в группе, и его киртаны очень нравились преданным, особенно преданным из того же храма, что и он. Но когда, с показным профессионализмом, он начал вести гуру-пуджу в присутствии Прабхупады, заставляя мелодию звучать как рок-н-ролльная баллада, Прабхупаде это не понравилось. Он покачал головой и дал указание, чтобы кто-то другой вел киртан. Этот "великий" певец киртанов был сокрушен таким отторжением, еще одной формой милости Прабхупады.[xxvii]

Смирение, а не хвастовство – есть подлинное настроение при проведении киртана, как продемонстрировал Господь Чаитанйа.

Я никогда не пел и не танцевал из желания показать Себя. Я танцую и пою, потому что твердо верю в слова Моего духовного учителя... не Моя заслуга в том, что Я танцую и пою, это происходит само собой, по милости Верховного Господа. (ЧЧ Ади 7.95-96, комментарий)

Преданным следует быть осторожными, чтобы не попасть под влияние осквернений сахаджийи, процветающих в современном бенгальском киртане, таких как показная преданность и очень жеманный стиль. Многие бенгальцы поют жалобно, как будто их сердца вот-вот разорвутся, и некоторые из наших западных преданных успешно скопировали этот стиль. Некоторые даже переняли манерность и гримасы настоящих бенгальских сахаджиев. Однако показная скорбь и экстравагантное поведение определенно нежелательны в киртане. Хотя немного артистизма не помешает, чрезмерная выразительность не годится. Лучше подняться на полностью духовный уровень служения святому имени и забыть все искусственные, привнесенные извне проявления.

Следует понимать, что Шри Чайтанья Махапрабху пел и танцевал под влиянием духовной энергии наслаждения. Шри Чайтанья Махапрабху не считал святое имя Господа материальным звуком, и любой чистый преданный также никогда не допустит подобной ошибки и не будет воспринимать пение мантры Харе Кришна как разновидность музицирования. Господь Чайтанья не пытался быть хозяином святого имени; напротив, Он учил нас служить хари-наме. Если человек поет святое имя напоказ, не зная секрета успеха, это, возможно, благотворно повлияет на его печень, но не поможет достичь совершенства в пении святого имени.[xxviii]

Тон, ритм и мелодия

Хороший ведущий киртана знает, что не следует переходить с одной песни или мелодии на другую слишком часто. Существуют вариации на утреннюю и вечернюю раги, которые можно петь поочереди, но даже эти вариации следует петь по крайней мере по два раза каждую. Слишком много слишком частых переходов делают киртан неровным и несвязным.

Во времена Нароттамы даса Тхакура использовалось более 100 талов (ритмов). Меньше половины из них до сих пор известны в бенгальском и манипурском киртане, а большинство киртанийев знают менее пяти. Самый распространенный ритм – 1-2-3, который используется в большинстве киртанов ИСККОН. Другой ритм, 1-2, 1-2, типичен для бенгальского киртана и иногда использовался Шрилой Прабхупадой. Он по-своему привлекателен, и было бы неплохо, если бы побольше наших преданных обучились ему.

Ведущие киртанов должны петь не слишком высоко и не слишком низко, а в том диапазоне, который удобен для большинства подпевающих преданных. Ведущим также следует внимательно следить за тем, чтобы киртан оставался мелодичным, даже когда интенсивность его нарастает. Шрила Прабхупада говорил, что "Вопли не годятся. Киртан должен быть сладким и мелодичным."[xxix] Голосовые модуляции могут добавить сладости, но если ими злоупотреблять – звучат просто отвратительно.

Как упоминалось выше, Шриле Прабхупаде не нравилось добавлять гармонию в киртане.[xxx] Иными словами, все преданные должны петь одну и ту же мелодию, а не на несколько голосов.

В бенгальском киртане принято петь, ведя голос то вверх, то вниз, не произнося при этом никаких определенных слов. Например, певец поет "Харе Кришна", растягивая слоги все больше и больше, вверх и вниз, так что маха-мантра почти теряется в демонстрациях гибкости его голоса.

"Харееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее...

еееееееееееееееееееееееееииииииии.....еееееееееееиииииииииииии........

Хааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

...ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааарррррреееееееееееееееее

ееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее"

Подобные искажения святого имени очень ценятся в Бенгалии, но Шрила Прабхупада называл это "завываниями"[xxxi] и всегда останавливал бенгальских преданных в Майапуре ИССКОН, когда бы они ни пытались делать так.

Преданные, лишенные музыкального слуха, могут по-настоящему причинять беспокойство в киртане, особенно если не осознают отсутствия у себя этой способности. Они могут с энтузиазмом петь или играть на инструментах громко или не вовремя, не догадываясь, насколько они портят киртан. Таких преданных следует останавливать и поправлять. Если они не могут исправиться, инструменты у них следует забрать.

Некоторые преданные вступают не вовремя, т.е. начинают петь не с того такта, нарушая таким образом ритм. Таких преданных также следует поправлять. Либо, если они не могут исправиться, нужно попросить их петь тихо, чтобы они не испортили киртан для всех остальных. (То же относится к преданным, которые не могут петь чисто).

Однако, не следует лишать энтузиазма преданных с недостатком музыкального слуха. Они все равно должны участвовать в киртанах, но сдержанно, чтобы не причинять беспокойств. До тех пор, пока у них не наблюдается заметных улучшений, им не следует позволять вести киртаны.

Может быть много настроений в киртане: медленно, серьезно и сладко, ярко и энергично, или даже по-трансцендентному задорно. В Чаитанйа-Чаритамрите (Мадхйа 25.4) отмечается, что забавное пение Харе Кришна преданным по имени Парамананда Киртанийа, заставляло Господа Чаитанйу смеяться! В каком бы настроении мы ни пели, основной дух киртана – это собраться вместе, чтобы прославить Кришну.

Ведение киртана

Ведение киртана – важное служение. Хороший ведущий киртана может улучшить атмосферу в храме, помочь поддерживать вдохновение и энтузиазм преданных, привлекать новичков к участию в санкиртане. Секрет к ведению вдохновенных киртанов кроется в горячем желании прославить Кришну, которое и есть суть и сам смысл киртана. Такой энтузиазм является признаком духовного продвижения и развивается в том, кто серьезно посвящает свою жизнь Кришне, следуя правилам и предписаниям преданного служения. Энтузиазм, рожденный в гуне страсти, также может способствовать оживлению киртана, но это не будет давать того же очищающего эффекта, как воспевание, рожденное настоящим прогрессом.

Поэтому Шрила Прабхупада подчеркивал, что, насколько возможно, воспевание нужно слушать из уст чистых преданных Господа. Киртан может быть живым, сладким и музыкально выверенным, но при этом духовно пустым, если его не поют преданные, которые сознательно вручили себя Кришне. Следовательно, в первую очередь предпочтение в ведении киртана следует отдавать продвинутым преданным, а затем уже остальным из тех, кто умеет вести.

Наряду с энтузиазмом и духовной продвинутостью, еще одно хорошее качество для ведения киртана – это иметь сильный, чистый голос. Также, ведущему киртана нужно иметь чувство раги (мелодии), тала (ритма) и лайа (темпа). Это не значит, что он должен изучать музыку, но ему следует иметь какие-то базовые музыкальные навыки – он не вправе быть неуверенным в мелодии, которую он поет, смешивать разные мотивы, ломать ритм, вступая не вовремя, или не быть способным правильно положить на мелодию слова. Тем, кто лишен таких простых музыкальных навыков, не рекомендуется вести киртаны.

Ведущий киртана также должен знать слова песни, которую он поет, и как правильно произносятся слова. Он должен знать правильную последовательность строк в этой песне. Иногда преданные поют первую половину стиха, а затем вторую половину от другого, пропускают стихи, или поют их не в том порядке. Те, кто не уверен, могут попросить кого-то подержать для них песенник, но в действительности ведущий киртана должен знать песни, которые он поет. Если преданный, ведущий киртан, все же спел какую-то строку или стих не вовремя, остальные преданные не должны повторять его ошибку, а петь правильную строку или стих.

Все участники должны следовать за ведущим киртана и не пытаться замещать его.

Прабхупада присутствовал во время киртана, который вел его ученик в бруклинском храме. Игрок на мриданге как раз разучивал сложные ритмы, и пытался продемонстрировать в том киртане свои достижения в скорости и замысловатости ритмов. Но Прабхупада остановил музыку и сказал ударнику, что он должен следовать за ведущим. Тогда он начал киртан снова, но все повторилось опять, и снова Прабхупада остановил киртан и попросил барабанщика следовать за ведущим.[xxxii]

Те, кто подпевает, не должны пытаться менять мелодию или темп независимо от ведущего. Некоторые преданные, сознательно или нет, играют на инструментах быстро и громко и так разгоняют киртан, который они не ведут.

Однако, если ведущий киртана поет неправильные слова, неправильную мелодию, или в недопустимой манере, его следует поправлять. Если то, что он делает, совсем уж никуда не годится, кто-то из тех, кто старше него, могут подменить его. Однако, поскольку основной принцип киртана – в следовании за ведущим, лучше, чтобы так поступали только обладающие достаточными навыками в ведении киртана.

Иногда преданный, которые ведет киртан, может попросить одного или нескольких преданных петь вместе с ним. Это обычно происходит, когда большой киртан проводится без усилителей.

В больших храмах, где много преданных, способных и желающих вести киртан, можно организовать дежурства, чтобы все имели возможность поучаствовать. Это также удобно для недопускания тех преданных, кто увлекается сомнительными стилями. В случае приезда какого-то старшего преданного, список дежурств может быть сдвинут, чтобы дать ему возможность вести киртаны. В храмах без такой системы дежурств в первую очередь самый старший из преданных должен получать возможность вести киртан.

Если более старшие не хотят вести, они должны сказать об этом другим. И после того, как прозвучала раковина и преданные предложили поклоны, кто-то должен начинать – а не так, что все ждут, когда начнет кто-нибудь еще. В таких ситуациях кто-то – кто угодно – должен начинать киртан, поскольку не следует заставлять Божества ждать.

Иногда происходит обратное. Один преданный торопливо предлагает поклоны, или даже не кланяется вообще, а просто подскакивает и начинает петь, чтобы гарантированно вести киртан. Таким людям следует знать, что они не смогут удовлетворить Кришну ведением киртана, не предложив вначале поклоны Ему должным образом. Такие "киртанские свиньи" обычно вдохновляются только теми киртанами, которые ведут сами. Их ведение киртана – ради наслаждения чувств, а не ради служения. Они хотят выставить себя в центре, вместо Кришны. Их голос может быть сладок, но сердце – нет.

В некоторых киртанах все внимание сосредоточено на солисте. Божества, ради которых киртан и затевается, кажутся почти забытыми. По-настоящему преданный ведущий киртана направляет внимание на Божества и святое имя, а не на себя.

Нужно давать всем преданным возможность повести киртан, хотя бы время от времени, чтобы поощрить в них стремление развиваться в этом важном виде служения. Как упоминалось выше, Шрила Прабхупада потратил больше недели, тренируя преданных в киртане, прежде чем отправлять их в Лондон. Следуя примеру Шрилы Прабхупады, мы должны взять на себя заботу об обучении преданных в этом самом центральном из всех занятий в сознании Кришны. Это означает не только, что все преданные должны поощряться в ведении киртана, но также если у кого-то есть трудности в освоении каких-то аспектов этого служения, самый осведомленный преданный должен помочь ему. Даже менее компетентным можно давать шанс, поскольку практика приводит к совершенству. Но те, кто неизлечимо музыкально глух, должны просто присоединяться к киртану и не пытаться вести его.

И все же, для большинства преданных вести киртан – не такая уж сложная задача.

Не требуется никаких искусственных музыкальных знаний или умения танцевать. Движимые своим собственным экстазом, вы будете танцевать, вы будете петь. Вам не требуется учиться. Как, например, наша игра на мриданге. Никто не ходил к опытному игроку на мриданге, чтобы научиться этому. Все, что я играю, пою, я никогда не обучался этому у какого-то учителя. Но благодаря практике, пение, оно может быть мелодичным, оно может быть хорошим или нет. Это не имеет значения. Нас это не заботит, привлекательно это для людей или нет. Оно привлечет их, в этом нет сомнения. Но нам нет необходимости отвлекать наше внимание на эти вещи. Просто благодаря тому, что есть прославление Господа, это будет приятным. (Лекция по ШБ, 10 июня 1969 г., Нью-Йорк)

Однако, вести киртан хорошо – это искусство. Хороший ведущий киртана сам ощущает вкус нектара святого имени и помогает другим также насладиться им. Он не просто стоит с закрытыми глазами. Он взаиодействует с другими преданными и вдохновляет их танцевать и петь с энтузиазмом.

Приемы ведения киртана

Ниже приводятся некоторые приемы, используемые ведущими киртана, чтобы подбодрить преданных:

(1) Внезапно менять темп с медленного на быстрый.

(2) Ведущий начинает петь начало маха-мантры, пока остальные преданные еще допевают мантру. Одновременно ведущий меняет темп. Это имеет возбуждающий эффект, но все же не очень хорошо. В пение маха-мантры не следует вмешиваться просто ради какого-то музыкального эффекта.

(3) Внезапно останавливать быстрый киртан, а затем снова начинать в быстром темпе.

(4) В быстром киртане остановить пение на несколько секунд, чтобы все инструменты были слышны, а затем снова начать петь. Этот прием часто сочетают с изменением темпа, как упоминалось выше (2).

(5) В стабильном или быстром киртане постепенно или внезапно останавливать инструменты, чтобы были слышны только голоса, или снизить громкость инструментов и пения до очень тихого. Это может продолжаться даже несколько минут, в сопровождении танцев. Затем, по указанию ведущего, интрументы внезапно снова начинают играть громко и сильно.

Хотя и не будучи традиционными, такие приемы могут подбавить в киртан остроты. Однако, если пользоваться ими слишком часто, они утрачивают свою зажигательность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.036 с.)