Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия и виды правовых процедур

Поиск

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.) и Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) от 16 октября 2002 г. регулируется порядок и условия осуществле­ния мер по предупреждению несостоятельности (банкротстве) орга­низаций, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности организации-должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно действующему Федеральному закону «О несостоятель­ности (банкротстве)», понятие несостоятельность (банкротство) трактуется следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в пол­ном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязатель­ных платежей».

Организация считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также если она офици­ально объявляет о своем банкротстве и ликвидации.

Действующий закон является комплексным актом, содержащим нормы материального и процессуального права для юридических и физических лиц, если таковые попадают в сферу его действий, и рас­пространяется на организации всех форм собственности (кроме ка­зенных учреждений). Он устанавливает основания для признания организации-должника банкротом, регулирует отношения между дол­жником и кредиторами при рассмотрении дел о банкротстве, опреде­ляет права, обязанности и ответственность всех лиц этого процесса.

Закон не преследует цели обязательной ликвидации организации при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности


восстановить (оздоровить) деятельность организации с целью пре­дотвращения его ликвидации, предусматриваются специальные арбитражные процедуры, в том числе назначение арбитражным судом административных управляющих или внешнего управляюще­го имуществом должника. Эти процедуры назначаются арбитражным судом после обращения в суд его до объявления должника несостоя­тельным (банкротом).

Организация считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязан­ность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обя­зательства и(или) обязанности не исполнены им в течение трех ме­сяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения наличия признаков несостоятельности организации во внимание также принимается размер денежных обязательств. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда. В размер обязательных платежей для определения наличия признаков несостоятельности организации не входят штрафы (пени) и другие финансовые санкции.

Дело о банкротстве организации может быть возбуждено, если требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности со­ставляют не менее 100 тыс. руб., при их невзыскаемости в течение трех месяцев.

Следует заметить, что в предыдущем законе «О несостоятельнос­ти (банкротстве)» размер денежных средств определялся пятьюста­ми минимальными размерами оплаты труда. Установление размера денежных средств в сумме 100 тыс. руб. потребует их пересмотр че­рез 2—3 года из-за достаточно высокой годовой инфляции в 12—16%.

Правами на обращение в арбитражный суд с заявлением о при­знании банкротом обладают организация-должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы (рис. 9.1).

Практика дел по несостоятельности предприятий, прежде все­го, исходит из положения, что если возможно поддержать и оздо­ровить деятельность предприятия-должника, то целесообразно применять не ликвидационные процедуры (т. е. ликвидация пред­приятия и его деятельности), а другие меры — предупредительные, реорганизационные. При этом следует сочетать интересы предпри­ятия-должника и его кредиторов, помочь должнику, который начинает испытывать затруднения или уже попал в трудное положение. Правда интересы кредиторов могут быть диаметраль­но противоположные — одни за предупредительные меры, другие за ликвидацию.



В процессе антикризисного управления в зависимости от стадии финансовой несостоятельности предприятия, от существующих взаимоотношений между руководством предприятием, собственни­ками предприятия, кредиторами, степени доверия между ними и другими обстоятельствами различаются следующие виды процедур: досудебные, судебные (арбитражные), внесудебные (когда, не до­жидаясь арбитражного суда, собственники предприятия сами при­нимают решения о процедурах банкротства).

Классификация процедур приведена на рис. 9.2.


Предупреждение банкротства

В случае возникновения первых признаков несостоятельности руководитель организации должника обязан направить собствен­нику имущества, учредителям должника сведения о наличии при­знаков банкротства у организации.

Руководитель предприятия-должника, учредители организации-должника, собственник имущества должника, органы исполнитель­ной власти на различных уровнях управления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

В целях предупреждения банкротства необходимо систематичес­ки силами аппарата управления проводить анализ финансовой ус­тойчивости и при появлении первых признаков ухудшения финан­сового положения предприятия выявлять причины такого положе­ния и устранять их, такую работу проводят до полного восстановления финансовой устойчивости предприятия.

Для этого руководство разрабатывает программу вывода из кри­зиса (краткосрочную и среднесрочную), по крайней мере, план ме­роприятий. Меры по предупреждению ухудшения финансового по­ложения предприятия следует принимать до момента просрочки платежей кредиторам свыше трех месяцев, т. е. до возможного мо­мента подачи кредиторами в арбитражный суд заявления о призна­нии должника банкротом.

Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть также приняты кредиторами или иными ли­цами по соглашению с организацией должника. Эти меры должны приниматься (разрабатываться) как только у предприятия появля­ются случаи просроченной кредиторской задолженности.

В качестве примера к таким мерам можно отнести:

1) оказание временной финансовой помощи собственником
предприятия, кредитором по соглашению с должником, третьим ли­цом с согласия должника или под залог и гарантию указанных лиц;

2) укрепление руководства предприятием;

3) сокращение различного рода затрат;

4) улучшение производственного процесса.

Учредителями организации-должника, собственником имуще­ства и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкрот­ства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в раз­мере, достаточном для погашения денежных обязательств и обяза­тельных платежей и восстановления платежеспособности.

Предоставление финансовой помощи, как правило, сопровож­дается принятием на себя организации-должника или иными


лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Однако финансовая либо другая помощь от сторонних лиц может иметь место лишь с согласия организации-должника.

Оказание финансовой помощи должнику может быть как на воз­мездной, так и на безвозмездной основе, в виде предоставления не­обходимых денежных средств под различные гарантии: залог, по­ручительство, банковская гарантия, может быть даже отсрочка по уплате налогов по соглашению с налоговой инспекцией и др.

В целях результативного проведения досудебной санации орга­низация-должник осуществляет разработку программы (плана) мер по выходу из неустойчивого финансового состояния, в которой дол­жны быть четко прописаны действия должника по мобилизации внутренних ресурсов и резервов, по рациональному использованию получаемых финансовых средств, а также по устранению негатив­ных причин, повлекших возникновение первых признаков несос­тоятельности организации. Без такой программы (плана) финан­совая помощь не предоставляется.

В рамках этой программы могут быть заключены соглашения о временной отсрочке погашения долгов, о возможном погашении долгов предыдущей организацией, услугами (арендой своих цехов), материальными запасами и другими мерами.

Восстановление платежеспособности может требовать структур­ной перестройки организации, замены руководящих кадров.

Арбитражные процедуры

Процедуры банкротства — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление имуществом организации-должника, конкурс­ное производство, мировое соглашение — применяются по решению и под контролем арбитражного суда. Организация-должник на лю­бом этапе арбитражного производства по делу о банкротстве может заключить с кредиторами при их согласии мировое соглашение.

Особенностью применения указанных арбитражных процедур состоит в том, что правовое положение юридического лица органи­зации-должника не изменяется: сохраняется как сама организация в качестве субъекта права, так и единый имущественный комплекс.

Использование процедур направлено на улучшение экономичес­кого положения организации-должника, является последними попытками со стороны арбитражного суда помочь организации лик­видировать неудовлетворительную структуру ее баланса, устранить неплатежеспособность организации, повысить ее финансовую ус­тойчивость в краткосрочном и долгосрочном временном периоде.


Рассмотрим каждую процедуру в отдельности. Наблюдение

Определение арбитражного суда о введении наблюдения в орга­низации-должника производится на основе рассмотрения судом обо­снованности заявлений должника, либо кредитора, либо уполномо­ченных органов о признании организации-должника банкротом.

Заявление должника подается в суд в письменной форме и под­писывается руководителем предприятия.

В заявлении должно быть указано:

Y наименование арбитражного суда;

Y сумма требований кредиторов по денежным обязательствам
в размере, который не оспаривается должником;

Y сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного
жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий
работникам предприятия;

Y обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

Y сведения о принятых к производству исковых заявлений
в судах, исполнительных документов, предъявленных к бес­спорному списанию;

Y сведения об имеющемся имуществе, денежных средствах,
дебиторской задолженности;

Y номера счетов в разных банках;

Y сведения о наличии имущества, достаточного для покрытия
судебных расходов по делу о банкротстве.

К заявлению прилагаются:

Y список кредиторов и должников и размеров их задолженности;

Y бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;

Y протокол собрания акционеров (учредителей) предприятия;

Y обосновывающие документы о неспособности предприятия
удовлетворить требование кредиторов в полном объеме;

Y отчет о стоимости имущества должника, подготовленный
независимым оценщиком;

Y протокол собрания работников предприятия о выборе предста­вителя работников для участия в суде.

Заявление конкурсного кредитора о признании организации-дол­жника банкротом подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается его руководителем.

В заявлении должны быть указаны следующие основные данные:

Y наименование арбитражного суда:

Y наименование должника и его почтовый и юридический адрес;


V размер требований кредиторов к должнику и обязательство долж­
ника, из которого возникло требование, просроченность долга;

V доказательства обоснованности требований кредитора; и др.
К заявлению прилагаются:

V обязательства должника перед конкурсным кредитором;

V доказательства оснований возникновения задолженности;

 

V исполнительный лист, счета-фактуры, товарно-транспортные
накладные и т. д.;

V переписка.

Заявление уполномоченного органа о признании организации-дол­жника банкротом должно отвечать содержанию, аналогичному за­явлению кредитора.

К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового органа или таможен­ного органа о взыскании задолженности за счет имущества должни­ка, сведения о размере задолженности по обязательным платежам.

По результатам рассмотрения обоснованности требований зая­вителя к должнику арбитражный суд выносит определение (если тре­бования к должнику признаны обоснованными), в котором указы­вается о введении наблюдений, об утверждении временного управ­ляющего, размера его вознаграждения и источника его выплаты.

Временный арбитражный управляющий выбирается на основе трех кандидатур, составленных заявленной саморегулируемой орга­низацией и удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбит­ражного управляющего. Должник и заявитель (представитель со­брания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитраж­ных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом.

Наблюдение является процедурой, направленной в первую оче­редь на обеспечение сохранности имущества должника и проведе­ние тщательного анализа его финансового состояния с целью выяв­ления возможности восстановить платежеспособность предприятия.

Наблюдение — обязательная стадия разбирательства дела о бан­кротстве. Данная процедура вводится с момента принятия арбит­ражным судом заявления о признании должника банкротом на срок до 7 месяцев.

Наблюдение осуществляет назначенный арбитражным судом ар­битражный управляющий, который не подменяет органы управле­ния предприятия-должника.

Однако требуется согласие временного управляющего на сделки, за исключением случаев, связанных с:

V передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением
имущества в качестве вклада в уставный капитал других обществ;


V получением и выдачей займов, выдачей поручительств и
гарантий, уступкой прав, переводом долга, с учреждением
доверительного управления имуществом должника;

V распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость
которого составляет более 5% балансовой стоимости активов
должника.

С момента принятия арбитражным судом заявления о призна­нии должника банкротом вводится наблюдение. С этого момента — имущественные требования к предприятию могут быть предъяв­лены только с соблюдением порядка, предусмотренного законом о банкротстве:

V приостанавливается исполнение исполнительных документов
по имущественным взысканиям, за исключением исполнения
исполнительных документов, выданных на основании судеб­ных решений о взыскании задолженности по заработной пла­те, возмещения вреда жизни и здоровья и т. д., вступивших
в законную силу до момента принятия арбитражным судом
заявления о признании предприятия должником;

V запрещается удовлетворение требований учредителей (учас­тника) должника о выделении доли (пая) в имуществе долж­ника в связи с выходом из состава его участников, вклада дол­жником размещенных акций или выплаты стоимости пая;

V запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмис­сионным ценным бумагам;

V не допускается прекращение денежных обязательств долж­ника путем зачета встречного однородного требования, если
нарушается очередность удовлетворения требований креди­торов;

V определение арбитражного суда направляется в банки и иные
кредитные учреждения, с которыми должник имеет договор
банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, судеб­ному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и
иные уполномоченные органы.

Введение наблюдения не означает отстранение руководителя предприятия и иных органов управления предприятия, которые осуществляют свои полномочия с ограничениями.

Органы управления организации-должника не вправе принимать решения о:

V реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выде­лении, преобразовании) и ликвидации должника;

V создании юридических лиц или об участии в иных юридичес­ких лицах;

V создании филиалов и представительств;


V выплате дивидендов;

V размещении должником облигаций и иных эмиссионных
ценных бумаг;

V выходе из состава участников предприятия должника, при­обретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Решения об участии в ассоциациях и других объединениях мо­гут приниматься только с согласия временного управляющего.

Если руководитель организации-должника не принимает необ­ходимых мер по обеспечению сохранности имущества должника, чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей, то арбитражный суд вправе по заявлению управ­ляющего отстранить руководителя организации от должности. В этом случае временный управляющий исполняет обязанности руководителя.

Временный управляющий обязан в первую очередь:

V принимать меры по обеспечению сохранности имущества;

V проводить анализ финансового состояния должника;

V определять признаки преднамеренного или фиктивного бан­
кротства организации;

V устанавливать списки кредиторов и размеров их требований;

V побуждать должника принимать меры по восстановлению
платежеспособности организации;

V созывать первое собрание кредиторов;

V давать предложения о возможности или невозможности вос­
становления платежеспособности должника.

Не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения долж­но состояться первое собрание кредиторов, созываемое временным управляющим. На первом собрании кредиторов принимаются ре­шения о:

V введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством;

V введении внешнего управления и об обращении в арбитраж­ный суд с ходатайством;

V открытии конкурсного производства по ходатайству о призна­нии должника банкротом;

V образовании комитета кредиторов;

V определении требований к кандидатурам административного,
внешнего и конкурсного управляющего;

V определении саморегулируемой организации;

V выборе реестродержателя.


Финансовое оздоровление

На основе сведений о финансовом состоянии должника и пред­ложений временного управляющего (изложенных в его отчете) о воз­можности восстановления платежеспособности должника решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, план финансового оздоровления, график погашения задолженности и требования к кандидатуре административного управляющего.

С ходатайством о введении финансового оздоровления органи­зации-должника и его обеспечении к первому собранию кредито­ров могут обратиться учредители (участники) должника, собствен­ники имущества должника — унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица.

Если такое ходатайство отсутствует, но есть основания для вос­становления платежеспособности организации-должника, прини­мается решение о введении внешнего управления с обращением в арбитражный суд с соответствующим ходатайством.

К ходатайству о введении финансового оздоровления организа­ции прилагаются:

V график погашения задолженности;

V документы о предлагаемом обеспечении исполнения долж­ником обязательств в соответствии с графиком погашения за­долженности.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графи­ком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муници­пальной гарантией, поручительством и иными способами. Испол­нение должником обязательств в соответствии с графиком пога­шения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой, имуществом и имущественными пра­вами, принадлежащими должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Одновременно с введением финансового оздоровления арбит­ражным судом утверждается административный управляющий. Ут­верждение административного управляющего не означает отстра­нение от управления руководителя организации. В определении арбитражного суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления и содержаться утвер­жденный судом график погашения задолженности.

Важным документом по регулированию процедуры финансово­го оздоровления организации является план финансового оздоров­ления организации.


План финансового оздоровления подготавливается учредителя­ми (участниками) должника, собственником имущества — унитар­ного предприятия, руководителем и аппаратом управления органи­зации-должника при участии административного управляющего, утверждается собранием кредиторов и предусматривает способы по­лучения денежных средств за счет мобилизации внутрипроизвод­ственных резервов и за счет обеспечения, предоставивленного тре­тьими лицами. Получаемые по плану финансового оздоровления де­нежные средства будут использованы для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе проведения данной процедуры банкротства.

Графиком погашения задолженности должно предусматривать­ся погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты оконча­ния срока процедуры финансового оздоровления, погашение тре­бований кредиторов первой и второй очереди (требования граждан — за причинение вреда жизни или здоровью, требования граждан -по оплате труда и выходных пособий) не позднее чем через шесть месяцев с даты введения процедуры финансового оздоровления.

Административный управляющий в ходе финансового оздоров­ления обязан:

V вести реестр требований кредиторов;

V созывать собрание кредиторов;

V рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового
оздоровления и графика погашения задолженности и докла­дывать собранию кредиторов;

V осуществлять контроль за своевременностью и полнотой
перечисления денежных средств на погашение требований
кредиторов.

Имеет право:

V согласовывать сделки и решения должника и представлять ин­формацию кредиторам об этих сделках и решениях;

V обращаться в арбитражный суд с ходатайством об устранении
руководителя должника, если он не принимает действенных
мер по восстановлению платежеспособности организации;

V предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования
о признании недействительными сделок и решений.

Органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями.

Должник не имеет права без согласия собрания кредиторов (ко­митета кредиторов) совершать сделки, которые:

V связаны с приобретением, отчуждением имущетва долж­ника, балансовая стоимость которого составляет более 5%


в балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату;

V влекут за собой выдачу займов, поручительств и гарантий; У принимать решения о своей реорганизации, также без согласия

лица, предоставившего обеспечение;

V совершать сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств, превышающих в совокупности более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредитора.

Должник не вправе без согласия административного управляю­щего совершать сделки, которые:

V влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

V связаны с приобретением, отчуждением имущества должника,

за исключением готовой продукции;

V влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

V влекут за собой получение займов, кредитов. Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить админис­тративному управляющему отчет о результатах проведения финан­сового оздоровления с приложениями: балансом на последнюю от­четную дату, отчетом о прибылях и убытках, документами, подтвер­ждающими погашение требований кредиторов. Административный управляющий на основании полученного отчета должника состав­ляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требова­ний кредиторов. Данное заключение направляется в арбитражный суд и кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов. Если требования кредиторов не удовлетворены на дату рассмотре­ния отчета должника, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которые помогут принять одно из решений об обращении с ходатайством в суд о:

V введении внешнего управления;

V признании должника банкротом и открытии конкурсного

производства.

Соответственно арбитражный суд выносит решение:

V при наличии оснований для восстановления платежеспособ­ности должника — ввести внешнее управление;

V при отсутствии оснований для введения внешнего управле­ния и при наличии признаков банкротства — признать долж­ника банкротом и открыть конкурсное производство.


Учитывая то обстоятельство, что совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двад­цать четыре месяца, в случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления для должника прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести опре­деление о введении внешнего управления, а только о введении про­цедуры конкурсного производства.

Внешнее управление

Введение внешнего управления в организации-должника про­изводится на основе определения арбитражного суда, в котором ут­верждается и кандидатура внешнего управляющего.

Внешнее управление имуществом организации-должника вво­дится в случае, если есть основания полагать, что причиной тяже­лого финансового положения явилось неудовлетворительное управ­ление организацией и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность организации в целях продолжения ее деятель­ности путем осуществления производственных, организационных и экономических мероприятий.

Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати ме­сяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

В отличие от полномочий временного управляющего, админис­тративного управляющего внешний управляющий осуществляет руководство организацией-должником в полном объеме вместо отстраненных органов управления должника.

С даты введения внешнего управления:

V отменяются ранее принятые меры по обеспечению требова­ний кредиторов;

V вводится мораторий на удовлетворение требований кредито­ров по денежным обязательствам и об уплате обязательных
платежей, сроки исполнения которых наступили до введения
внешнего управления;

V приостанавливается исполнение исполнительных документов
по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание
по которым производится в бесспорном порядке, не допуска­ется их принудительное исполнение, за исключением испол­нительных документов, вступивших в законную силу о взыс­кании задолженности по заработной плате, о возмещении вреда
жизни и здоровью, а также по текущим платежам;

V не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансо­вые санкции за неисполнение денежных обязательств и обя­зательных платежей.


Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, упол­номоченного органа начисляются в размере ставки рефинансиро­вания, установленной Центральным банком России на дату введе­ния внешнего управления.

С даты введения внешнего управления в организации-должни­ка внешний управляющий имеет право:

V распоряжаться имуществом должника в соответствии с утвержденным собранием кредиторов планом внешнего управ­ления, который должен предусматривать меры по восстанов­лению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы по их реализации и иные расходы должника;

V заявлять обоснованный отказ от исполнения договоров дол­жника;

V заключать от имени должника мировое соглашение;

V заключать только с согласия собрания (комитета) кредито­ров крупные сделки или несколько взаимосвязанных сделок,
связанные с приобретением, отчуждением или возможностью
отчуждения прямо либо косвенно имущества должника,
балансовая стоимость которого составляет более 10% балан­совой стоимости активов должника;

V заключать после согласования с собранием (комитетом) кре­диторов сделки, влекущие за собой получение или выдачу
займов, поручительств, гарантий, уступку прав требований;
перевод долга, отчуждение или приобретение акций.

Если возможность и условия заключения вышеуказанных сде­лок предусмотрены планом внешнего управления, то внешний уп­равляющий может заключать такие сделки без согласия собрания (комитета) кредиторов.

В случаях если размер денежных обязательств должника, воз­никших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денеж­ные обязательства должника, за исключением сделок, преду­смотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Решения внешнего управляющего, влекущие за собой увеличе­ние расходов должника по фонду потребления, не предусмотрен­ные планом внешнего управления, могут быть приняты только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Рассмотрим меры по восстановлению платежеспособности орга­низации при проведении внешнего управления.


Планом внешнего управления согласно Федеральнму закону «О несостоятельности (банкротстве)» могут быть предусмотрены сле­дующие меры по восстановлению платежеспособности должников:

V перепрофилирование производств;

V закрытие нерентабельных производств;

V взыскание дебиторской задолженности;
V продажа части имущества должника;

V уступка прав требования должника;

 

V исполнение обязательств должника собственником имущества
должника — унитарного предприятия, учредителями (участни­ками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

V увеличение уставного капитала должника за счет взносов уча­стников и третьих лиц;

V размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

V продажа предприятия должника;

V замещение активов должника.

Наряду с указанными общими мерами по восстановлению пла­тежеспособности организации на основе диагностики конкретной организации, ее специфики, используя классификатор процедур финансового оздоровления и блоки программы финансового оздо­ровления, разрабатываются конкретные мероприятия.

Рассмотрим более подробно отдельные меры по восстановлению платежеспособности должника (общего характера).

1. Продажа части имущества должника.

После проведения инвентаризации и оценки имущества долж­ника внешний управляющий вправе приступить к продаже имуще­ства должника на открытых торгах.

Продажа имущества должника не должна приводить к невозмож­ности осуществления должником своей хозяйственной деятельности.

Подлежащее в соответствии с планом внешнего управления про­даже имущество должника — унитарного предприятия или долж­ника — акционерного общества, более 25% голосующих акций ко­торого находится в государственной или муниципальной собствен­ности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.

Начальная цена имущества, выставляемого на торги, устанав­ливается решением собрания кредиторов (комитетом кредиторов) на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника.


В случае если планом внешнего управления предусмотрена продажа имущества, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до утверждения плана внешнего управления состав­ляет не менее чем 100 тыс. руб., такое имущество должно продаваться на открытых торгах.

Имущество должника, относящееся к ограниченно оборотоспо-собному имуществу, может быть продано только на закрытых торгах.

В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответ­ствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

Имущество, балансовая стоимость которого на последнюю от­четную дату до даты утверждения плана внешнего управления составляет менее чем 100 тыс. руб., продается в порядке, предус­мотренном планом внешнего управления.

Данное положение распространяется на случаи реализации иму­щества должника, которое является изготовленной должником про­дукцией в процессе хозяйственной деятельности.

Открытые и закрытые торги проводятся в порядке, предусмотрен­ном ст. 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

2. Уступка прав требования должника.

Продажа прав требования должника осуществляется внешним управляющим на основании договора купли-продажи права требо­вания должника, который должен предусматривать следующие условия:

V получение денежных средств за проданное право требования
не позднее чем через пятнадцать дней с даты заключения
договора купли-продажи;

V переход права требования осуществляется только после его
полной оплаты.

3. Исполнение обязательства должника собственником имуще­ства должника — унитарного предприятия, учредителями (участни­ками) должника либо третьим лицом или третьими лицами.

Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания внешнего управления в целях прекра­щения производства по делу о банкротстве вправе удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кре­диторов или предоставить должнику денежные средства, достаточ­ные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица


обязаны в письменной форме уведомить арбитражного управляю­щего и кредиторов о начале удовлетворения требований кредито­ров. После получения первого уведомления арбитражным управля­ющим исполнение обязательств должника перед кредиторами от других лиц не принимается. Если лицо, направившее уведомление, в месячный срок не удовлетворило требования кредиторов, уведом­ление считается недействительным.

При удовлетворении требований кредиторов или предоставле­нии должнику денежных средств собственников имущества долж­ника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) дол­жника либо третьим лицом или третьими лицами кредиторы долж­ника обязаны принять такое удовлетворение, а должник обязан удовлетворить требования кредиторов и уполномоченных органов за счет предоставленных ему средств.

В случае невозможности удовлетворения требований кредито­ров в связи с нарушением кредитором обязанностей по предостав­лению сведений о себе, необходимых для осуществления расчетов с данным кредитором, а равно в случае уклонения кредитора от при­нятия исполнения обязательств должника иным способом денеж­ные средства могут быть внесены в депозит нотариуса.

Денежные средства считаются предоставленными должнику на услови



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.180.152 (0.01 с.)