Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксисические диаграммы Паскаля

Поиск

В этой книге я излагал Паскаль в основном на примерах, не стараясь очень уж строго давать правила записи операторов и других конструкций Паскаля. Тем не менее, когда Паскаль указывает вам на ошибку, вы, чтобы исправить ее, должны эти правила знать абсолютно точно.

Есть два самых распространенных способа записи синтаксиса. С одним из них я вас познакомил в 5.2, другой использует так называемые синтаксические диаграммы. Здесь я буду использовать второй метод плюс еще третий - обычный словесный (когда понятность будет достаточным возмещением за нестрогость).

Синтаксическую диаграмму рассмотрим на примере. Все мы знаем, что имя - это цепочка букв, цифр и знаков подчеркивания, не начинающаяся с цифры. Это обычное словесное определение. А вот это же определение в виде синтаксической диаграммы:

 
 

 


Пользоваться синтаксической диаграммой нужно так. Заходите в диаграмму по стрелке. Оказавшись внутри «домика», записывайте на лист бумаги в строчку то, что там указано. Предположим, в нашем случае вы зашли в «букву». Значит, записывайте любую букву, например, N. Затем продолжайте путешествие строго по стрелкам. Оказавшись на развилке, поворачивайте в любую сторону, разрешенную стрелками. Снова оказавшись в «домике», приписывайте справа в строчку то, что там указано. Пусть, например, следующий ваш домик «цифра». Вы должны приписать справа к букве любую цифру, например, 8. Получится N8. И так далее. Когда надоест, добирайтесь до выходной стрелки. Вы гарантированно получите правильное имя.

Сейчас я приведу синтаксические диаграммы всех изученных нами элементов Паскаля. Кое-какие элементы мы не проходили, кое-какие проходили упрощенно – соответствующие диаграммы тоже или будут отсутствовать, или будут нарисованы упрощенно, все такие случаи я буду оговаривать.

Также во избежание затемнения смысла подробностями диаграммы будут не везде до конца конкретны. Например, в диаграмме имени я писал “буква”, а надо было – “латинская буква”.

 

           
   
 
   
 
 

 

 

                   
   
 
   
 
 
 
   
 
   

 

 

               
 
 
   
 
   
 
   

 

                           
   
   
 
   
Опережающее описание процедуры или функции см. в 10.6
 
   
 
 
 
   
 
   

 

 

                                   
   
 
   
 
   
 
   
 
 
 
   
 
   
 
   
 
   

 

 

 
 
Имя переменной, имя константы и все прочие имена, упомянутые в синтаксических диаграммах, образуются согласно синтаксической диаграмме Имя.

 

 


Глава 15. Другие возможности Паскаля

На этом со строгостями покончили. Нам осталось рассмотреть несколько дополнительных возможностей Паскаля.

Работа с файлами данных

Мы пока знакомы с выводом данных только на экран, а со вводом - только с клавиатуры. Сейчас мы познакомимся с выводом данных в файли со вводом из файла. Если вы еще не знакомы с понятием файла или каталога, прочтите приложение. Для определенности мы будем считать, что файл расположен на магнитном диске, хотя файл - достаточно общее понятие, которое может применяться к различным устройствам ввода, вывода и хранения информации.

В Паскале существует три типа файлов. Мы познакомимся с самым распространенным из них - текстовым файлом. Вам совершенно не обязательно знать, как физически устроен носитель, на который файл будет записываться. При работе с текстовым файлом удобно представлять, что носитель - не диск, состоящий из дорожек, а подобен листу бумаги или экрану монитора, файл же - это строки информации на этом листе или экране. Данные в текстовых файлах могут быть целыми или вещественными числами, символами, строками.

 

Задача: Записать слово ‘Азия’ и число 1998 на магнитный диск c: в текстовый файл с именем fedos, располагающийся в каталоге PASCAL.

 

Начнем с того, что придумаем файлу fedos псевдоним, которым мы будем пользоваться в программе. Пусть это будет fepas. Затем нам нужно объяснить Паскалю, что fepas - это текстовый файл, для чего мы начнем программу со строчки

Var fepas: Text;

Раздел операторов начинаем с того, что объясняем Паскалю, какое настоящее имя соответствует псевдониму fepas:

Assign (fepas, 'c:\PASCAL\fedos');

Затем переместим магнитную головку в начало файла для записи информации в файл (откроем файл для записи):

Rewrite (fepas);

Теперь запишем в файл нужную информацию:

WriteLn (fepas, ‘Азия’);

WriteLn(fepas, 1998);

Поскольку мы не собираемся ничего больше писать в файл, то закрываем его для записи:

Close (fepas);

Вот программа целиком:

VAR fepas:Text;

Begin

Assign(fepas, 'c:\PASCAL\fedos');

Rewrite(fepas);

WriteLn(fepas, ‘Азия’);

WriteLn(fepas, 1998);

Close(fepas);

END.

После выполнения программы вы обнаружите в файле fedos две строки:

Азия

Если бы вы вместо WriteLn использовали Write, то строка была бы одна:

Азия1998

Если к моменту выполнения программы файл fedos не существовал, то процедура Rewrite создаст пустой файл с таким именем в указанном каталоге. Если существовал, то стирает его содержимое.

Если вы не хотите стирать содержимое файла, а просто хотите дописать что-нибудь в его конец, то процедура Rewrite вам не подойдет. Вам вместо нее нужно будет употребить процедуру Append. Вот ее вызов - Append(fepas).

Если вы знаете, какой каталог во время выполнения программы является текущим, и хотите, чтобы файл fedos был создан в текущем каталоге, вы можете записать просто

Assign(fepas, 'fedos')

Информация в наш файл может записываться только по порядку, последовательно. Мы не можем записать что-то сперва в начало файла, потом в конец, потом в середину. То же самое относится и к считыванию, о котором сейчас пойдет речь.

А теперь решим обратную задачу: В некоем файле fedos записаны строки. Вывести первую и третью из них на экран монитора.

VAR fepas:Text;

a,b,c:String; {Три переменные в оперативной памяти, в которые будут

записаны первые три строки из файла}

Begin

Assign(fepas, 'c:\PASCAL\fedos');

Reset (fepas); {Переместим магнитную головку в начало файла для считывания

информации из файла (откроем файл для считывания) }

ReadLn (fepas, a); {Читаем первую строку из файла}

ReadLn (fepas, b); {Читаем вторую строку из файла}

ReadLn (fepas, c); {Читаем третью строку из файла}

Close(fepas);

WriteLn(a); {Печатаем первую строку из файла}

WriteLn(c); {Печатаем третью строку из файла}

END.

Как видите, для того, чтобы добраться до третьей строки, нам пришлось прочитать вторую.

Если третья строка числовая, то можно было бы описать переменную c, как числовую, а не строковую.

 

А теперь напишем программу, которая в цикле записывает в файл 10 строк, а затем для проверки их считывает.

VAR f:Text;

a,b:String;

i:Byte;

Begin

Assign(f,'c:\PASCAL\textik.txt'); {Обозначим файл textik.txt из каталога PASCAL именем f}

Rewrite(f); {Переместим магнитную головку в начало файла для

записи информации в файл (откроем файл)}

WriteLn('Введите с клавиатуры 10 произвольных строк');

for i:=1 to 10 do begin

ReadLn(a); {Ввести с клавиатуры в оперативную память произвольную строку текста}

WriteLn(f,a) {Записать эту строку из оперативной памяти в файл}

end;

Close(f); {Закрываем файл для записи}

 

WriteLn('А теперь посмотрим, что мы записали в файл:');

Reset(f); {Переместим магнитную головку в начало файла для

считывания информации из файла (откроем файл)}

for i:=1 to 10 do begin

ReadLn(f,b); {Переслать из файла в оперативную память строку текста}

WriteLn(b) {Послать эту строку из оперативн.памяти на монитор}

end;

Close(f); {Закрываем файл для чтения}

End.

Если вы хотите прочесть текстовый файл, но не знаете, сколько там строк, то вам нужно какое-то средство, чтобы компьютер определил, когда заканчивается файл. Это средство - функция EOF (сокращение от end of file – «конец файла»). Вот фрагмент, решающий дело:

while NOT EOF(fepas) do... ReadLn(fepas,....)

пока нет конца файла fepas делай …

Задание 126: “База данных ваших школьных оценок”. Вы завели файл, в который записываете свои школьные оценки. Каждый раз, получив оценку, вы дописываете в файл оценку и предмет, по которому оценка получена. Создайте 4 программы:

1) Для дозаписи в конец файла очередной оценки и предмета.

2) Для вывода на экран всего файла.

3) Для вывода на экран всех отметок по заданному предмету. (Для определенности договоримся, что больше 1000 оценок в год вы не получите.)

4) Для определения, сколько было по заданному предмету таких-то оценок (скажем, троек).

Оформите каждую из четырех программ, как процедуру, и создайте единую программу - “Систему управления базой данных”, которая начинает работу с вопроса: “Чем будем заниматься - дозаписывать, выводить весь файл...? ” и в зависимости от ответа запускает одну из четырех процедур.

Задание 127: Вы можете помочь адмиралу из 12.13 и организовать чтение из файла всей нужной информации о подлодках.

Задание 128: Многие компьютерные игры позволяют “сохраняться”, то есть в любой момент игры при нажатии определенной клавиши записывать в файл все данные об этом моменте, чтобы в следующий раз, когда вы сядете играть, начинать не сначала, а с того момента, в который вы записались. В игре “Торпедная атака” организуйте при нажатии на клавишу S сохранение, то есть запись в файл имени игрока, уровня игры, количества выстрелов и количества попаданий. А при запуске игра должна спрашивать, будем ли возобновлять сохраненную игру или начинать новую.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.30 (0.007 с.)