Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О методах управления частным хозяйством в «Домострое»

Поиск

План

9.1. О методах управления частным хозяйством в «Домострое»

9.2. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли

9.3. Управленческая мысль И.Т. Посошкова и М.В. Ломоносова

9.4. Российское предпринимательство

9.5. Основные направления ИУМ в России XIX в. Разработка управленческой проблематики в работах русских революционных демократов

9.6. Управленческая мысль в работах В.А. Гольцева, В.В. Ивановского, Д.И. Пихно, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте

О методах управления частным хозяйством в «Домострое»

В середине XVI в. в Русском централизованном государстве, имеющем большой опыт государственного управления, появляется, пожалуй, первое отечественное сочинение, целиком посвященное управлению частным хозяйством.

До этого начиная с XI в. на Руси, конечно же, публиковались переводные и отечественные произведения в духе «Поучений от отца к сыну» в различных вариантах, но они были откровенно социально ориентированными.

Однако накопившийся опыт предпринимательской деятельности, достаточно развитые рыночные отношения (особенно в Новгородском и Псковском княжествах) и развитие новых социально-экономических отношений на Руси в середине XVI в. привели к необходимости создать аналогичные «наказания» для мирян незнатного происхождения. Тогда-то и появился «Домострой», обращенный к горожанам среднего достатка, к купцам и дворянам, к новым служилым людям, появившимся па Руси. По своему языку и стилю «Домострой» существенно практичнее всех предыдущих наставлений и поучений. При том, что в «Домострое» сохраняются средневековый традиционный жанр, назида- тельность и местами даже афористичный лаконизм изложения, в нем исчезла духовно-высокая нравственная цель, ибо трактат ориентирован на совершенно другую социальную среду.

«Домострой» нацелен на предпринимательскую аудиторию и в то же время он посвящен будничной жизни, ежедневному быту, управлению конкретным домохозяйством. Авторство одной из двух известных редакций «Домостроя» приписывается Сильвестру (начало XVI в. – ок. 1566), выходцу из новгородской зажиточной торгово-промышленной среды, протопопу придворного Благовещенского собора в Кремле. Сильвестр был одним из деятельных молодых сотрудников Ивана IV Грозного. По своим взглядам Сильвестр был «нестяжателем», противником церковных владений, отстаивал сильную государственную власть – единодержавие и являлся сторонником усиления позиций возвышающегося в России дворянства. Автор «Домостроя» рисует картину домашнего хозяйства достаточно богатого человека, как можно судить – боярина, проживающего в городе, крупного купца.

В его доме имеются дворецкий, ключники, много холопов; приобретаются дорогие предметы роскоши, заморские товары. Хозяин дома – человек, живущий за счет чужого труда. Он тесно связан с рынком; хозяину рекомендуется закупать самые разнообразные товары, сельскохозяйственные продукты и различные предметы домашнего обихода. Даже простое перечисление товаров, рекомендуемых к покупке, занимает много места в отдельных главах и в целом в книге. Домострой состоит из трех взаимосвязанных частей- «строении»: «духовного строения» (религиозные наставления, главы 1–15), «мирского строения» (о семейных отношениях, главы 16–29) и «домовного строения» (хозяйственные рекомендации, главы 30–63). В Сильвестровской редакции есть также и дополнительная глава 64 «Послание и наставление от отца к сыну», которая представляет собой авторский конспект всего «Домостроя» и одновременно житейское, основанное на личном опыте автора обоснование «Домостроя».

«Домострой» можно считать первой в России попыткой создания науки об управлении домохозяйством. В целом «Домострой» представляет собой конкретно- перечислительный свод наставлений рациональной организации «дома и себя устроивати во всем» на фоне нравственных характеристик в отношениях между домостроителями и домочадцами. Более того, принципы рационального управления хозяйством, изложенные в «Домострое», таковы, что можно говорить о некоторой их универсальности. Церковность здесь всего лишь рамка, в которой разворачивается вполне народнохозяйственное управленческое действо с частыми иллюстрациями положительных, добродетельных примеров. Это очень своеобразная форма управления и самоуправления, сочетающая глубокий традиционализм хозяйственного ядра организации с новизной ситуационного поведения. Такое домашнее хозяйство несомненно может накапливать определенный потенциал перехода к чисто предпринимательским формам.

План

9.1. О методах управления частным хозяйством в «Домострое»

9.2. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли

9.3. Управленческая мысль И.Т. Посошкова и М.В. Ломоносова

9.4. Российское предпринимательство

9.5. Основные направления ИУМ в России XIX в. Разработка управленческой проблематики в работах русских революционных демократов

9.6. Управленческая мысль в работах В.А. Гольцева, В.В. Ивановского, Д.И. Пихно, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте

О методах управления частным хозяйством в «Домострое»

В середине XVI в. в Русском централизованном государстве, имеющем большой опыт государственного управления, появляется, пожалуй, первое отечественное сочинение, целиком посвященное управлению частным хозяйством.

До этого начиная с XI в. на Руси, конечно же, публиковались переводные и отечественные произведения в духе «Поучений от отца к сыну» в различных вариантах, но они были откровенно социально ориентированными.

Однако накопившийся опыт предпринимательской деятельности, достаточно развитые рыночные отношения (особенно в Новгородском и Псковском княжествах) и развитие новых социально-экономических отношений на Руси в середине XVI в. привели к необходимости создать аналогичные «наказания» для мирян незнатного происхождения. Тогда-то и появился «Домострой», обращенный к горожанам среднего достатка, к купцам и дворянам, к новым служилым людям, появившимся па Руси. По своему языку и стилю «Домострой» существенно практичнее всех предыдущих наставлений и поучений. При том, что в «Домострое» сохраняются средневековый традиционный жанр, назида- тельность и местами даже афористичный лаконизм изложения, в нем исчезла духовно-высокая нравственная цель, ибо трактат ориентирован на совершенно другую социальную среду.

«Домострой» нацелен на предпринимательскую аудиторию и в то же время он посвящен будничной жизни, ежедневному быту, управлению конкретным домохозяйством. Авторство одной из двух известных редакций «Домостроя» приписывается Сильвестру (начало XVI в. – ок. 1566), выходцу из новгородской зажиточной торгово-промышленной среды, протопопу придворного Благовещенского собора в Кремле. Сильвестр был одним из деятельных молодых сотрудников Ивана IV Грозного. По своим взглядам Сильвестр был «нестяжателем», противником церковных владений, отстаивал сильную государственную власть – единодержавие и являлся сторонником усиления позиций возвышающегося в России дворянства. Автор «Домостроя» рисует картину домашнего хозяйства достаточно богатого человека, как можно судить – боярина, проживающего в городе, крупного купца.

В его доме имеются дворецкий, ключники, много холопов; приобретаются дорогие предметы роскоши, заморские товары. Хозяин дома – человек, живущий за счет чужого труда. Он тесно связан с рынком; хозяину рекомендуется закупать самые разнообразные товары, сельскохозяйственные продукты и различные предметы домашнего обихода. Даже простое перечисление товаров, рекомендуемых к покупке, занимает много места в отдельных главах и в целом в книге. Домострой состоит из трех взаимосвязанных частей- «строении»: «духовного строения» (религиозные наставления, главы 1–15), «мирского строения» (о семейных отношениях, главы 16–29) и «домовного строения» (хозяйственные рекомендации, главы 30–63). В Сильвестровской редакции есть также и дополнительная глава 64 «Послание и наставление от отца к сыну», которая представляет собой авторский конспект всего «Домостроя» и одновременно житейское, основанное на личном опыте автора обоснование «Домостроя».

«Домострой» можно считать первой в России попыткой создания науки об управлении домохозяйством. В целом «Домострой» представляет собой конкретно- перечислительный свод наставлений рациональной организации «дома и себя устроивати во всем» на фоне нравственных характеристик в отношениях между домостроителями и домочадцами. Более того, принципы рационального управления хозяйством, изложенные в «Домострое», таковы, что можно говорить о некоторой их универсальности. Церковность здесь всего лишь рамка, в которой разворачивается вполне народнохозяйственное управленческое действо с частыми иллюстрациями положительных, добродетельных примеров. Это очень своеобразная форма управления и самоуправления, сочетающая глубокий традиционализм хозяйственного ядра организации с новизной ситуационного поведения. Такое домашнее хозяйство несомненно может накапливать определенный потенциал перехода к чисто предпринимательским формам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.01 с.)