Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцветСтр 1 из 4Следующая ⇒
Люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцвет Ее, как правило, относят к прошлому. То и дело приходится слышать жалобы На то, что интимная, глубокая дружба часто подменяется у современной мо- Лодежи поверхностными и экстенсивными приятельскими отношениями, что те- Лефон заменяет личные контакты, а телевизор - живой обмен мнениями. Эти Рассуждения, подкрепленные ссылками на научно-техническую революцию, ур- Родителей и переориентацию на сверстников. Это период бурного роста са- Мосознания и обусловленной этим потребности в интимности. Все чувства и Отношения этого возраста отличаются исключительно яркой эмоциональной окрашенностью. Вырастая, ребенок разрывает "пуповину" прежних отношений, основанных На зависимости от взрослых, переоценивает и перестраивает их, включая в Новую, более сложную систему, в которой сам он претендует на самостоя- Тельную и центральную роль. Его новая ориентация - на сверстников резко Усиливается в переходном возрасте. Младшие дети еще принимают различие Двух миров - детского и взрослого - и неравноправность отношения между Этими мирами как нечто естественное, само собой разумеющееся. Подросток Уже не хочет считать себя ребенком, он все больше ориентируется на Взрослые нормы и критерии. Вместе с тем дабы обеспечить себе автономию От старших, он всячески подчеркивает свои возрастно-групповые отличия, Считая себя представителем особого, не детского и не взрослого, "третьего мира". Потребность в обществе сверстников типична для подростка и юноши. В Проведенном нами в 1970 г. анкетировании крымских старшеклассников (160 мальчиков и девочек 8-9-х классов) им было предложено ранжировать, с кем Они предпочли бы проводить свое свободное время - с родителями, Друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. Д. Родители оказались у мальчиков на последнем месте (шестом), а у дево- Чек - на четвертом месте. Сходную картину рисуют и многочисленные другие Исследования. Эти пристрастия проявляются не только в объеме совместно проводимого
Времени. Если младшему подростку достаточно участвовать в коллективной Жизни, быть с другими, то старшему необходимо быть принятым сверстника- Ми, иметь у них определенный престиж. Низкий статус в коллективе, как Правило, вызывает тревожность, а разрыв между притязаниями и реальным Положением переживается крайне болезненно. Помимо организованных коллективов (школьный класс, комсомольская ор- Ганизация и др.) большое значение, особенно для мальчиков, приобретают Неформальные стихийные группы, формирующиеся на улице, во дворах и т. д. По данным психолога И. С. Полонского, через такие группы проходит не ме- нее 80-85% всех ребят. Эти группы большей частью смешанные по своему со- циальному составу (из обследованных Полонским городских компаний 29% состояли из одних школьников, 16%-из работающих подростков и учащихся Профтехучилищ, остальные-смешанные), почти девять десятых из них-разно- возрастные. 36-38% таких групп - чисто мужские, в остальных участвуют и Мальчики и девочки. Хотя ощущение "групповой принадлежности" психологически очень важно Для подростка, жесткая конформность неформальных групп то и дело прихо- Дит в противоречие с потребностью сознавать и чувствовать себя индивиду- Альностью. юношей, непохожесть на других. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего Внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью яв- Ляется внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для юноши внеш- Ний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, Средоточием которого является он сам. Это ощущение образно выразила 15-летняя девочка, которая на вопрос психолога: "Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?" - ответила: "Я сама". В переходном возрасте существенно меняются представления о содержании таких понятий, как "одиночество" и "уединение". Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние ("нет никого вокруг"). Подростки наполня- Ют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрица-
Тельную, но и положительную ценность. Английский психолог Д. Колмэн предлагал 11-13-, 15- и 17-летним мальчикам и девочкам дописать неоконченные фразы: "Когда нет никого вок- руг" и "Если человек один". Их ответы затем классифицировались на поло- жительные (например: "Когда нет никого вокруг, я счастлив, потому что могу делать, что хочу") и отрицательные (например: "Если человек один, он начинает нервничать"). Оказалось, что от подросткового возраста к Юношескому число положительных суждений растет, а негативных - уменьша- Ется. Если подросток боится остаться один, то юноша начинает ценить уе- Динение, причем способность быть одному связана с большей целенаправлен- ностью и самостоятельностью личности. Уже у пятиклассников наряду с развитием групповых товарищеских отно- Шений начинается обособление более интимных группок (из двух-трех чело- Век), связанных общими тайнами, сокровенными разговорами и т. д. Ребята Не только стараются что-то делать вместе, но постоянно беседуют друг с Другом, прекращая разговор, если подходит кто-то посторонний. Если сек- Ретов нет, их специально придумывают: общая тайна цементирует рождающую- Ся дружбу, выделяя друзей из всего остального мира. Умение хранить тайну И верность - важнейшие критерии оценки друга в этом возрасте. Эта дружба Часто неустойчива. Тем не менее, а может быть, именно поэтому поиск дру- Га и мечты о дружбе занимают все большее место в переживаниях подростка. Для понимания психологических функций дружбы очень важны ее возраст- Ные рамки. Хотя в принципе люди предпочитают друзей собственного возрас- та, понятие "сверстник" относительно. В 40-50-летнем возрасте разница в Пять-шесть лет совсем невелика, а два-три года и вовсе не заметны. Иное Дело - в ранней юности. Пятнадцати-шестнадцатилетние юноши и девушки тянутся к старшим, жадно Вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрос- Лыми для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со Старшими нередко принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала. Однако тяготение к сверстникам еще сильное. Каков психологический смысл этих расхождений? Возраст "идеального друга" приоткрывает некоторые не всегда осознаваемые психологические Потребности. Ориентация на ровесника говорит о стремлении к более или Менее равным отношениям. Такая дружба основывается па принципе сходства и равенства ("с парнем моего возраста мне легче общаться", "ему можно все сказать, не боясь насмешек", "с ним свободней, я могу показаться ему таким, какой есть, не стараясь выглядеть умнее"). Выбор более старшего друга, напротив, выражает потребность в примере, опеке, руководстве ("старший может служить образцом", "может поделиться опытом, рассказать о том, чего я еще не знаю", "на него можно положиться"). Почему же так редка ориентация на младшего? Потребность в общении с Младшими, желание руководить, делиться опытом, опекать отнюдь не ред-
Кость в юношеском возрасте. Более того, судя по нашим данным, юноши, Имеющие младших братьев или сестер, выше, чем остальные, оценивают себя по таким качествам, как смелость, доброта, ум, самостоятельность, а так- Же ожидают более высоких оценок в этом отношении от своих родителей и Друзей. Общение с младшими, позволяя юноше проявить свои положительные Качества и почувствовать себя взрослым и значительным, благотворно влия- Ет на его самоуважение. Но как ни приятно юноше чувствовать себя сильным и нужным, этот тип Отношений не вполне отвечает его представлениям о дружбе. Для ранней Юности типична идеализация друзей и самой дружбы. По данным ряда экспе- Риментальных исследований, представление о друге стоит значительно ближе Хологической компенсацией. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма "психотера- пии", позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти Дружба взрослых люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцвет
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.015 с.) |