Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношения в сфере создания и применения средств и механизмов информационной безопасностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В области информационной безопасности основными объектам защиты являются: · интересы гражданина, общества, государства в информационной сфере (духовность, нравственность и интеллектуальный уровень развития личности и общества и т.п.); · демократия, знания и духовные ценности общества; · конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства; · информация как интеллектуальная собственность; · документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги как интеллектуальная и вещная собственность; · машинные носители с информацией; · базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей; · программные средства в составе ЭВМ, их сетей, технические средства. Для защиты этих объектов применяются организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких угроз. Информационные отношения данной группы основаны на следующих правах и обязанностях их участников: · право на защиту личности от воздействия недостоверной, ложной информации; · право на защиту информации, информационных ресурсов, продуктов от несанкционированного доступа; · право на защиту интеллектуальной собственности; · право на защиту информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения как вещной собственности; · право на защиту информационных прав и свобод; · ограничение права на раскрытие личной тайны, а также иной информации ограниченного доступа без санкции ее собственника или владельца; · обязанность по защите государства и общества от вредного воздействия информации, защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны; · ответственность за нарушение информационной безопасности, в том числе прав и свобод личности, тайны и других ограничений доступа к информации, за компьютерные преступления. Информационные правоотношения в данной области регулируются методами императивного и диспозитивного характера. Заключая рассмотрение содержания информационного правоотношения, следует отметить следующее. Анализируя информацию как объект правоотношений, нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Объектом рассмотрения должна быть, в первую очередь, информация, которая находится в обороте и по поводу, которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом. Такую информацию можно разделить на три группы: 1. Информация, которая находится в гражданском обороте, т.е. та, по поводу которой возникают в первую очередь имущественные отношения; 2. Информация, которая находится в административном обороте, т.е. та, посредством которой регулируются общественные отношения, в том числе и в информационной сфере. Например, информация, которая содержится в нормах права; Информация, которая находится в общественном (публичном) обороте, представляющая собой сведения информационного характера, или массовая информация, предназначенная для информирования населения. Доктрина информационной безопасности России Доктрина информационной безопасности РФ утверждена Президентом РФ В. Путиным 9 сентября 2000 г., № пр-1895. Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Доктрина информационной безопасности РФ — совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ. Она служит основой для: · формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ; · подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности РФ; · разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ. Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере: 1. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. 2. Информационное обеспечение, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. 3. Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. 4. Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. Метод информационного права Под методом правового регулирования в информационном праве будем понимать способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Информационное право использует те же правовые механизмы, что и заложенные в природе права, используя в качестве средств правового регулирования юридические возможности, выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении. Повеление — возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы. Этот способ чаще всего используется в административном праве, где большая часть норм имеет повелительный (императивный) характер. Запрет — возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой. Чаще всего этот способ применяется в уголовном праве. Дозволение — разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Такой способ правового регулирования характерен для гражданского (частного) права, где большая часть норм построена на способе диспозитивного регулирования (равенство сторон). В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений. Известно, что в основе гражданского права лежит метод диспозитивного регулирования, с присущими ему свойствами децентрализации и координации, в публичном — метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление властных полномочий и строгая субординация участников правоотношений.
Для метода диспозитивного регулирования, применяемого при регулировании общественных отношений в информационной сфере, характерно: · равенство субъектов правоотношений, выражающееся, прежде всего, в их свободной волевой ориентации и независимости своей воли; · самостоятельность участников правоотношений и свободное осуществление ими своих прав; · самостоятельность субъектов правоотношений в смысле ответственности по обязательствам. Диспозитивные методы применяются в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств их обеспечения) и т.п. Как отмечалось выше, эти методы основаны на равенстве субъектов, их самостоятельности при вступлении в информационные правоотношения, самостоятельности осуществления ими своих прав, ответственности по своим обязательствам и т.п.
Методу императивного регулирования, применяемому при регулировании информационных отношений, присущи: · использование властеотношений «команда — исполнение» или «власти — подчинения» (отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон); · строгая связанность субъектов права правовыми рамками (субъекты публичного права действуют по своему усмотрению, но только лишь в пределах пред оставленных законом полномочий — «закрытый» перечень полномочий); · позитивное обязывание (обязанность действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей); · возможное запрещение каких-либо действий в порядке очерчивания возможной зоны неправомерного поведения; · сочетание убеждения и принуждения.
Императивные методы регулирования информационных отношений применяются в информационном праве: · при закреплении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий прав граждан по поиску и получению каждым информации, затрагивающей интересы личности; · при установлении порядка создания и применения государственных информационных систем и технологий с целью обработки информации определенного вида, а так же и исполнения этими органами своей компетенции в этой части; · при формировании и реализации соответствующими структурами государственной политики по формированию и развитию информационного общества; · при осуществлении действий, связанных с государственной регистрацией информационных ресурсов и государственных информационных систем; · при регулировании информационных отношений в области массовой информации; · при регулировании информационных отношений в области информационной безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн; · при решении органами государственной власти и иными структурами задач в области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в информационной сфере; · другие виды деятельности государственных органов и других государственных структур или уполномоченных ими образований в информационной сфере.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.148 (0.008 с.) |