Отношения в сфере формирования информационных ресурсов, создания информационных продуктов, предоставления информационных услуг



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения в сфере формирования информационных ресурсов, создания информационных продуктов, предоставления информационных услуг



Такие права и обязанности возникают у потребителей информации, действующих в одноименной области информационной сферы, и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующих одноименных областях модели информационной.

Субъекты — потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом государственные структуры и органы местного самоуправления), а также с производителями информации — авторами произведений или собственниками информационных объектов.

При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации.

 

В этой области сосредоточена ретроспективная документированная информация в форме информационных ресурсов как аккумуляторов (запасов) совокупных знаний человечества, накопленных за долгие годы цивилизации.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» дает определение понятия информационных ресурсов: «...информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)» (ст. 2).

Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий.

С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных, банков данных, их сетей, в первую очередь Интернет и иных систем, на основе современных информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информации, производства информационных ресурсов, поиска и распространения информации из них.

Выделяются следующие виды субъектов в этой области:

· граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства;

· организации:

o библиотеки;

o архивы;

o музеи;

o информационные центры и другие информационные структуры;

o информационные фонды;

o центры анализа информации;

o информационные агентства, другие органы массовой информации;

o другие организации — собственники и владельцы информационных ресурсов;

· органы государственной власти:

o федеральные органы государственной власти:

o Федеральное Собрание РФ

o Совет Федерации Федерального Собрания РФ

o Государственная Дума Федерального Собрания РФ

o Президент РФ, Администрация Президента РФ

o Конституционный Суд РФ Верховный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ

o Правительство РФ

· федеральные министерства, ведомства, комитеты;

· органы государственной власти субъектов РФ:

o органы представительной власти

o органы исполнительной власти

o органы судебной власти;

· органы местного самоуправления.

Применяются разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов. Держателями (обладателями) информационных ресурсов (владельцами и собственниками) могут быть как самостоятельные информационные центры, информационные организации, фирмы, предприятия, учреждения, обладающие статусом юридического лица (далее — информационные организации), так и отдельные информационные структуры (управления, отделы, лаборатории и т.п.) в составе иных юридических лиц, а также физические лица.

Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг. В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» раскрываются понятия этих терминов: «...информационные продукты (продукция) — документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей». А информационные услуги - «действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами» (ст. 2).

По способам формирования информационных массивов и распространения информации из них информационные ресурсы могут быть разделены на два больших класса — стационарные и мобильные.

Стационарные информационные ресурсы формируются и используются, как правило, в специализированных информационных организациях с помощью их информационных систем и сетей, в том числе и через Интернет. Основной механизм распространения информации из таких информационных ресурсов реализуется в порядке предоставления информационных услуг, т.е. через поиск информации в информационных системах этих организаций при обращении к ним пользователей (потребителей). Причем, это может осуществляться как непосредственно самим пользователем, если такие возможности предоставляются ему соответствующей информационной системой, так и через посредника. Потребитель должен знать место расположения информационной организации и условия получения информации из ее ресурсов. Эта функция наиболее эффективно исполняется ныне с помощью Интернет. Такой механизм основывается как бы на принципе центростремительного привлечения (подключения) пользователя к держателям информационных ресурсов — потребитель движется к ресурсу.

Передвижные (мобильные) информационные ресурсы формируются государственными и частными (коммерческими) информационными организациями как специальные информационные продукты, главным образом, в виде банков данных. Такие информационные продукты тиражируются и распространяются в комплексе — банк данных включает в свой состав и базу данных и поисковый аппарат к ней. В этом случае, приобретая такой банк, потребитель получает возможность индивидуального пользования им на собственном компьютере. Следовательно, здесь используется принцип центробежного распространения информационных ресурсов — ресурс «движется» к потребителю. Естественно, этот принцип не нов, на его основе и ранее создавались и распространялись «составные» информационные продукты на бумажных носителях — сборники, энциклопедии, антологии и т.п. Но они получили особенно широкое распространение в связи с развитием новых информационных технологий и, в частности, с появлением лазерных дисков. Примером такого рода деятельности являются информационные продукты, подготавливаемые известными фирмами «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», «ЮСИС».

Информационные ресурсы можно классифицировать по различным основаниям.

Информационные ресурсы по виду информации:

· правовая информация;

· научно-техническая информация;

· политическая информация;

· финансово-экономическая информация;

· статистическая информация;

· информация о стандартах и регламентах, метрологическая информация;

· социальная информация;

· политическая информация;

· информация о здравоохранении;

· информация о чрезвычайных ситуациях;

· персональная информация (персональные данные);

· кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной, другие).

Информационные ресурсы по способу доступа:

· открытая информация (без ограничения);

· информация ограниченного доступа: государственная тайна, конфиденциальная информация, коммерческая тайна, профессиональная тайна, служебная тайна, персональные данные, личная (персональная) тайна.

Информационные ресурсы по виду носителя:

· на бумаге;

· на машиночитаемых носителях;

· в виде изображения на экране ЭВМ;

· в памяти ЭВМ;

· в канале связи;

· на других видах носителей.

Информационные ресурсы по способу формирования и распространения:

· Стационарные;

· передвижные (мобильные).

Информационные ресурсы по способу организации хранения и использования:

· традиционные формы : массив документов, фонд документов, архив;

· автоматизированные формы : Интернет, банк данных, автоматизированная информационная система (сеть), база знаний.

Информационные ресурсы по форме собственности:

· общероссийское национальное достояние;

· государственная собственность;

· федеральная собственность;

· собственность субъектов Российской Федерации;

· совместная (федеральная и субъектов федерации);

· муниципальная собственность: частная собственность; коллективная собственность.

Информационные продукты и информационные услуги также делятся на виды.

Информационные продукты:

· документы, данные;

· подборки документов, данных;

· справки, аналитические справки;

· базы данных, банки данных;

· другие виды информационных продуктов.

Информационные услуги:

· услуги по информационному обслуживанию: поиск информации, обработка информации, выдача данных (документов), хранение информации;

· услуги по пользованию Интернет, АИС, БД, их сетями: консультационные услуги, услуги по передаче информации, услуги по доступу к Интернет, услуги по пользованию Электронной почтой и формированию личных сайтов.

Информационные продукты и услуги предоставляются потребителям в соответствии с различными основаниями:

· на основе закона;

· на основе договора;

· на основе запроса;

· по другим основаниям.

Они получаются потребителем либо в порядке самообслуживания, либо через посредника. Информация может предоставляться как за плату (в некоторых случаях — на льготных основаниях), либо бесплатно. Возможен обмен информацией.

При формировании информационных ресурсов, подготовке и предоставлении пользователям информационных продуктов, информационных услуг, особенно при включении таких ресурсов в трансграничные информационные сети, в первую очередь Интернет, необходимо защищать от их несанкционированного доступа.

Должны защищаться:

· информационные ресурсы на всех видах носителей, в том числе содержащие информацию ограниченного доступа;

· Информационные системы и их сети;

· информационные технологии и средства их обеспечения;

· машинные носители с информацией, например, средствами электронной цифровой подписи или криптографии;

· базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей;

· программные средства в составе электронных вычислительных машин (ЭВМ), их сетей.

Структура и содержание средств и механизмов защиты информации определяются новыми возможностями ЭВМ и их сетей при формировании и использовании информационных ресурсов. Необходимо решить вопросы защиты любой документированной информации материальном носителе от несанкционированного доступа, в том числе в информационных системах и их сетях. Для обеспечения защиты информации должны разрабатываться и внедряться механизмы защиты — технические, программные, организационные, правовые и другие. Особое внимание обращается на формирование и использование государственных информационных ресурсов в части, касающейся обеспечения полноты и своевременности их формирования и актуализации. Основная цель — максимально полное и открытое предоставление информации из этих ресурсов пользователям и, прежде всего, гражданам в порядке реализации основного конституционного права на поиск и получение информации.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.014 с.)