Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ибятов Р.И, Нурсубин М.С., Валиев А.А.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Программирование и офисные Приложения Windows
Методическое пособие и контрольные задания студентам-заочникам всех специальностей
Казань 2011 УДК 681.3.06 (07) ББК 32.973-01С
Составители: Ибятов Р.И., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой; Нурсубин М.С., к.т.н., доцент; Валиев А.А., старший преподаватель.
Рецензенты: Заведующий кафедрой системотехники КГТУ (КХТИ), д.т.н., профессор Н.Н. Зиятдинов Старший преподаватель кафедры экономической кибернетики Казанского ГАУ, к.э.н. А.Р. Зиятдинова
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института экономики, протокол № 11 от 05.04.2011г. и кафедры прикладной информатики и математики, протокол № 7 от 25.03.2011г.
Программирование и офисные приложения Windows: Методическое пособие и контрольные задания студентам-заочникам всех специальностей/ Казанский ГАУ. Р.И. Ибятов, М.С. Нурсубин, А.А. Валиев. Казань, 2011. 60 с.
Настоящее методическое пособие предназначено для студентов – заочников всех специальностей, изучающих предметы «Информатика», «Информатика и программирование». Методическое пособие содержит краткий теоретический материал, образцы решения задач и контрольные задания.
УДК 681.3.06 (07) ББК 32.973-01С
© Казанский государственный аграрный университет 2011 г Методические указания для выполнения Контрольной работы АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА Системы счисления Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются системами счисления. Система счисления – это совокупность приемов и правил, по которым числа записываются и читаются. Существуют позиционные и непозиционные системы счисления. Непозиционные системы счисления возникли раньше позиционных систем. В них значение цифры не зависит от ее позиции в записи числа. Самой распространенной из непозиционных систем счисления является римская. В качестве цифр в ней используются буквы латинского алфавита:I – 1; V – 5; X – 10; L – 50; C – 100; D- 500; M – 1000. Величина числа определяется как сумма или разность цифр в числах. Если меньшая цифра стоит слева от большей, то она вычитается, если справа то прибавляется. Например: XXIV = 10+10+(5-1) =24, MCMLVIII = 1000 + (1000-100) + 50+5 +1+1+1=1958. В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее положения в числе. Например, в десятичном числе 525,5 первая пятерка означает 5 сотен, вторая – 5 единиц, а третья – 5 десятых долей единицы. Сама же запись числа 525,5 означает сокращенную запись суммы: 525,5= 500+ 20+5+0.5 = 5 * 102 + 2 * 101 + 5 * 100 + 5 * 10-1. (1.1) Любая позиционная система счисления характеризуется своим основанием, которое указывает на количество различных цифр, используемых для изображения чисел в данной системе счисления. Например, в десятичной системе счисления используется десять всем хорошо известных чисел: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9., поэтому основанием является число 10. В записи (1.1) число 525,5 разложено по основанию 10. Для сохранения и распознавания информации самым простым являются технические устройства, которые имеют два устойчивых состояния: - перфорированные ленты и карты (пробито / непробито); - электромагнитные реле (замкнуто / разомкнуто); - участок поверхности магнитного носителя информации (намагничен / размагничен); - участок поверхности лазерного диска (отражает / неотражает); - напряжение в элементах электронных схем (значительное / отсутствует). Поэтому в компьютере для предоставления информации используется двоичное кодирование, а арифметическую основу компьютера составляет двоичная система счисления. В двоичной системе счисления основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр (0 и 1). Следовательно, числа в двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 или 1. Например, развернутая запись двоичного числа 101,01 может выглядеть так: 101.01 = 1*22+0*21+1*20+0*2-1+1*2-2. Возможно использование множества позиционных систем счисления. Например, в компьютерах для уменьшения разряда числа используется восьмеричная (0,1,2,3,4,0,1,2,3,4,5,6,7) и шестнадцатеричная (0,1,2,3,4,5,6,7,7,8,9, A,B,C,D,E,F) системы. В общем случае в q -ичной системе счисления запись числа Aq = an-1an-2….a1a0,a -1a -2…..a –m, которое содержит n целых разрядов числа и m дробных разрядов числа, выглядит так: Aq=an-1*qn-1+an-2*qn-2+…+a0*q0+a-1*q-1+…+a-m*q-m Коэффициенты аi в этой записи являются цифрами числа, записанного в q -ичной системе счисления.
Перевод чисел из десятичной системы счисления В двоичную и обратно Для перевода целого десятичного числа N в двоичную систему счисления необходимо разделить N на 2 с остатком. Затем неполное частное, полученное от этого деления, нужно снова разделить на 2 с остатком и т.д., пока последнее полученное неполное частное не станет равным нулю. Число N в двоичной системе счисления представится в виде упорядоченной последовательности полученных остатков деления, записанных в порядке, обратном порядку их получения.
Пример 1.2.1. Перевести числа 25 и 11 из десятичной системы в двоичную.
В результате делений получили: 2710=110012 и 1110=10112. Ответы проверим обратным переводом: 110012= 1*24+1*23+0*22+0*21+1*20=16+8+0+0+1=2510; 10112= 1*23+0*22+1*21+1*20= 8+0+2+1=1110. Для перевода правильной десятичной дроби F в двоичную систему счисления необходимо F умножить на 2, затем дробную часть полученного произведения снова умножить на 2 и т.д., до тех пор, пока дробная часть очередного произведения не станет равной нулю, либо не будет достигнута требуемая точность изображения числа F в двоичной системе. Представлением дробной части числа F в новой системе счисления будет последовательность целых частей полученных произведений, записанных в порядке их получения. Пример 1.2.2. Перевести числа 0,5625 и 0,7 в двоичную систему. и.т.д. В результате умножений получили: 0,562510=0,10012 и 0,7 0,101102. Как видим, во втором примере процесс умножения может продолжаться бесконечно, давая всё новые и новые знаки в изображении двоичного эквивалента числа 0,7. Такой бесконечный процесс обрывают на некотором шаге, когда считают, что получена требуемая точность представления числа. Если требуемая точность перевода числа F составляет k знаков после запятой, то предельная абсолютная погрешность при этом равняется 2-(к+1)/2.
Ответы проверим обратным переводом: 0,10012=1*2-1+0*2-2+0*2-3+1*2-4=1/2+0+0+1/16=9/16=0,5625; 0,10112=1*2-1+0*2-2+1*2-3+1*2-4=1/2+0+1/8+1/16=11/16= 0,687510 0,7. Перевод произвольных чисел, т.е. чисел, содержащих целую и дробную части, осуществляется в два этапа. Отдельно переводится целая часть, отдельно – дробная, в итоговой записи полученного числа целая часть отделяется от дробной запятой.
Пример 1.2.3. Перевести число 111,5625 в двоичную систему. В примерах 1.2.1 и 1.2.2 были установлены, что 1110=10112 и 0,562510= 0,10012. Поскольку 11,5625=1110+0,562510, то получим 11,562510=1011,10012.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.132 (0.007 с.) |