Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура и глобальные проблемы современности

Поиск

Глобализм как феномен современности

В XX в. земной шар стал «меньше», а любые расстояния «короче». Путь, который раньше занимал много лет, сейчас преодолевается за несколько часов. Развиваются средства коммуникации, возрастает скорость и улучшается качество передачи данных. Человечество с неизбежностью осуществляет глобализацию любой сферы нашей реальности: от экономики и политики до нравственности и сферы развлечений. Глобализация всех сфер и областей жизнедеятельности — одна из основных тенденций развития в современном мире.

Глобализация

Глобализация (от лат. globus — шар) — это процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его транформации во всемирную целостную среду.

Процессы глобализации становятся возможными, когда создаются предпосылки для возникновения единой мировой инфраструктуры, когда достигается определенный наднациональный уровень стандартизации и унификации, позволяющий местным, национальным и региональным образованиям интегрироваться по единым основаниям в единую взаимосвязанную мировую суперструктуру. Процесс глобализации сопровождается созданием различных наднациональных институтов, обеспечивающих и облегчающих процесс взаимодействия между национальными структурами, а также вырабатывающих нормативную базу для нормального и результативного взаимодействия любых национальных образований.

В сфере современной экономики реализация процессов глобализации стала возможной лишь тогда, когда возникли общее свободное рыночное пространство, единая всемирная инвестиционная среда, предельная интеграция национальных рынков капиталов, когда была принята унифицированная законодательная база в сфере экономики в различных странах, когда произошла селекция единой наднациональной валюты (ею является сегодня доллар), и т.п. Гло-

17.3. Культура и глобальные проблемы современности 427

17.3. Культура и глобальные проблемы современности 429

ным движениям протеста антиглобалистов. Глобализация, наконец, не снимает, а иногда увеличивает диспропорции в развитии различных стран и даже целых регионов, например до сих пор актуальна так называемая проблема «Север — Юг» (под «Севером», как говорилось выше, понимаются промышленно и экономически развитые страны, понятие «Юг» объединяет в себе страны, отсталые в экономическом отношении). Инерция диспропорционального развития целых регионов и стран, «утечка мозгов», протекционизм и пр. создают ситуацию, которую можно назвать новым колониализмом. Процессы глобализации в этом отношении не снимают противоречия и диспропорции, а лишь закрепляют сложившийся status quo.

Единое глобальное коммуникативное пространство

Современный мир стал таким, какой он есть, во многом благодаря развитию и интенсификации средств коммуникации и информационных технологий, поэтому особое внимание при анализе современных процессов мы обратим на проблему коммуникации и проблемы, связанные с компьютеризацией и Интернетом, который также, по сути, выполняет роль средства массовой коммуникации. Глобальные изменения, носящие подчас катастрофический характер, во многом стимулируются именно развитием коммуникационных возможностей и освоением виртуального пространства.

Коммуникация — это общение, связь, отношение. Она возможна лишь тогда, когда есть передаточный механизм, средство коммуникации. Даже в непосредственном общении, которое может рассматриваться как коммуникация, мы можем выделить несколько составляющих коммуникативного процесса — это индивиды, которые беседуют, например, по дороге на работу, и язык как средство коммуникации, способное доносить до собеседника то, что другой собеседник желает сказать. Понятно, что средство коммуникации, в данном случае язык, должно быть соответствующим коммуницируемым субъектам, т.е. понятным как говорящему, так и слушающему, и способным осуществить перенос, курсирование коммуникативного содержания, объекта коммуникации. Объектом коммуникативного процесса может стать все, что угодно: от товаров и услуг до моральных ценностей и мыслей. В этом отношении человеческая жизнь — постоянный процесс коммуникации. Она происходит даже тогда, когда человек, находясь в одиночестве, меньше всего думает об этом. Дело в том, что любой акт, жест, любое действие

430 Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма

432 Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма

щественными ценностями западного демократического стандарта жизни. Демократия есть не только равенство прав, но и равенство в доступе к информации, которая должна быть поэтому открытой для массового потребителя. Массовость информации позволяет говорить о так называемых средствах массовой информации (СМИ), ориентированных на массовое потребление. Средство массовой информации определяется как средство распространения информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение информации. К средствам массовой информации, как правило, относят:

— прессу, радио, телевидение;

— кинематограф, средства звукозаписи и видеозаписи;

— видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;

— домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные и др. линии связи;

— средства компьютерных технологий и Интернет. Компьютер и Интернет пытаются соединить в себе все виды

информационных потоков, не только замещая их, но и выступая своеобразным универсальным транслятором.

Следующее направление стало возможным благодаря своеобразной унификации видов информации — это совмещение в едином устройстве многих функций и обработка различных видов информационных потоков. Переведенная в цифровой вид информация может быть переработана, передана и воспроизведена единым устройством. В данном отношении компьютер постепенно заменяет все средства коммуникации. Таким образом, в сфере информационной коммуникации единым средством коммуникации становится то «общее пространство», которое сформировано мировой паутиной, миром Интернета.

Интернет и компьютер

Обращение к проблемам, связанным с Интернет-технологиями и массовой компьютеризацией, в

учебнике культурологии не случайно. Интернет и компьютер занимают все большее место в нашей жизни, вытесняя на задний план традиционные формы коммуникации (письмо, непосредственное общение) и посягая на святая святых предшествующих культур — книгу, заменяя все новой — в чем-то виртуальной, а в чем-то реальной — реальностью. Именно бурное развитие электроники ускоряет многие процессы, которые не просто убыстряются, но выходят на новые горизонты развития. Однако мы не

17.3. Культура и глобальные проблемы современности 433

Контрольные вопросы

1. Что такое европоцентризм и в чем заключается его несостоятельность?

2. В чем состоит смысл переходного периода в социокультурном развитии?

3. Что такое культурная универсализация?

4. Чем различаются Понятия «универсалистская тенденция европейской культуры» и «культурная универсализация»?

5. Почему в развитии культуры неизбежны переходные эпохи?

6. Какие причины кризиса европейской культуры указываются в современной культурологии?

7. Какова особенность современного кризиса в культуре?

8. Какова роль европейской культурной традиции в современном мире?

9. Каково значение техники и технологии в современном мире?

10. Что такое глобализм?

11. Какие проблемы ставит перед человечеством развитие новых информационных технологий и Интернета?

440 Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма

Литература

1. Гидденс А. Постмодерн //Философия истории: антология. М., 1994.

2. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. XX век. Антология. М., 1994.

3. Зиммель Г. Кризис культуры //Зиммель Г. Избранное. В 2 т. М., 1996.

4. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. Саратов, 2001.

5. Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления. М., 1998.

6. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии. 1989. № 2.

7. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // X. Ортега-и-Гассет. Философия. Эстетика. Культура. М., 1993.

8. Сорокин П. Кризис нашего времени // П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

9. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.008 с.)