Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список произведений для обязательного изучения

Поиск

Список произведений для обязательного изучения

 

Москва

 

Главный редактор – профессор С.Н. Травников

Редакторы – Д.А. Королева, Д.Д. Михайлова

Художник – Елена Кудинова

 

 

Рецензенты:

Доктор филологических наук, профессор Фарисенкова Л.В.

Доктор педагогических наук, профессор Радомская Т.И.

 

 


Фольклор......................................................................................................................................... 5

Введение в литературоведение.............................................................................................. 45

Учебники, учебные пособия, хрестоматии.................................................................................................. 49

История русской литературной критики............................................................................. 51

Русская литература.................................................................................................................... 64

Древнерусская литература.................................................................................................................................. 64

Русская литература XVIII века.......................................................................................................................... 69

Русская литература XIX века (первая треть)............................................................................................... 75

Русская литература XIX века (вторая треть)............................................................................................... 80

Русская литература XX века (первая половина)....................................................................................... 85

УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ХРЕСТОМАТИИ.................................................................................... 93

Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России // www.hi-edu.ru................... 108

Юдин В. Современный русский исторический роман. – Калинин, 1990...................................... 108


Вступление

 

Пособие, составленное преподавателями кафедры мировой литературы, предназначено для студентов филологического факультета бакалавриата I-IV курсов. Оно содержит списки произведений для обязательного текстуального изучения по следующим дисциплинам: фольклор, введение в литературоведение, теория литературы, русская литература, история русской литературной критики, зарубежная литература, история русской критики, детская литература. В пособии так же представлены списки текстов для заучивания наизусть. Все разделы заканчиваются рекомендательным списком хрестоматий и учебной литературы.

 

Фольклор

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Календарные обряды и их поэзия

Подблюдные песни-гадания: К урожаю. К приплоду скота. К бедности. К богатству. К рождению ребенка. К свадьбе. К незамужеству. К дороге, разлуке. К смерти.

 

Обходные песни: колядки, овсени, таусени.

Масленичные песни

Веснянки

Постовые (средокрестные) песни

Волочебные песни

Троицко-семицкие песни

Купальские песни

Жнивные песни

 

Семейно-бытовой фольклор

Свадебные приговоры: Церковь. Венчание.

Ритуальные песни: Сватовство, рукобитье, пропивание.Баня, девичник.Каравай. Утро дня свадьбы у жениха. Утро дня свадьбы у невесты. Приезд жениха к невесте. Отъезд к венцу.

Величальные песни: Жениху. Невесте.

Корильные песни: Свадебному поезду.

Лирические песни: Сватовство. Подготовка к свадьбе. Предсвадебный день. Приезд свадебного поезда.

 

Причитания

Свадебные причитания: Сватовство. Рукобитье. Великая неделя.

Похоронные причитания: Плач вдовы по мужу.

Рекрутские причитания: Мать при прощании с рекрутом.

Заговоры

Детские заговоры: На лёгкие роды. От испуга. От сглаза.

Любовные заговоры и приговоры: На красоту. Любовные присушки.Любовная отсушка. Черные заговоры.

Семейные заговоры, молитвы и разлучные слова: На благополучие семьи.На разлучение.

Домоводческие и хозяйственные заговоры: На здоровье скотины.

Промысловые заговоры: <Чтобы пчёлы не улетали>

Лечебные заговоры: От зубной боли. На кровь, раны. От сглаза. От всех болезней.

Житейские и общественные заговоры: От лихого человека, вора. На дорогу.

 

Пословицы, поговорки

Народ о пословицах и поговорках.

Бог. Вера. Грех. Изуверство. Родина. Чужбина. Труд. Богатство. Бедность. Изобретательность. Мастерство. Орудия труда. Хозяйственность. Осмотрительность. Лень. Безделье. Человек: внешность, здоровье, душа. Ум. Глупость. Ученье. Наука.

 

Загадки

О человеке. О доме и предметах домашнего обихода. О земле и предметах труда. О домашних животных. О диких животных. О растениях и плодовых культурах. О небесных светилах, природных явлениях.

 

Сказки

Волк серай, смелай.

Лиса и соловей.

Строева дочь.

Ивашка белая рубашка.

Птица-орлица.

Про Егорку.

Ворона и лисица.

Медведь (на липовой ноге).

Коза Тарата.

Коза Луплена.

Петушок да курочка.

Мизгирь.

Репка.

Гуси-лебеди.

Василиса Прекрасная.

Финист – ясный сокол <Перышко Финиста Ясна Сокола>.

Сивко-Бурко.

Бой на калиновом мосту <Иван Быкович>.

По щучьему велению.

Царевна лягушка.

 

Предания

Древнейшие предания:

О гибели обров.

О основании Киева.

О Белгородском киселе.

О смелом русском отроке.

О победе русского юноши Кожемяки.

 

Предания о справедливом царе:

Воцарение Ивана Грозного.

Наказание Волги.

Казнь колокола.

Иван Грозный в Вологде.

Как Петр Первый Ладогу наказал.

Травное озеро.

Как кучер Петр стал царем.

Петр крестит ребенка.

Петр и пьянчуга.

Кузнец и Петр I.

 

Предания о предводителях народных движений:

На Ураковском лбище.

<Разин и мастер>.

Бугор Степана Разина.

<Волжский атаман>.

<Клад Разина>.

Пугач и Салтычиха.

<Про Пугачева>.

<Оленкин куст>.

Пугачевское золото.

 

Предания о разбойниках и кладах:

Про Василия Рощина.

Разбойник Васька Журавлёв.

Рах разбойник.

Атаман Кудеяр.

Кудеяр на барском пиру.

Клады, Кудеяр и разбойники.

С водой ушёл.

Лобовская шайка.

 

Легенды

Легенды о святых и юродивых:

Касьян и Никола.

Как мужик с Николой путешествовали, и что они видели.

Никола-угодник и купеческий сын.

Николай Чудотворец.

Илья-пророк и Никола.

Исцеление.

Святой Николай и мужик.

<Помощь в путях>.

Соломон Премудрой.

Алексеюшка.

Васенька, прозорливый человек.

 

Легенды о церковных храмах и об иконах:

О Ферапонте.

Часовня при дороге.

След на камне.

Церковь на острове.

Колокол церкви Городца.

 

Социально-утопические легенды:

О граде Китеже.

О Беловодье.

О «теплых реках».

 

 

Демонологические рассказы

О чёрте, дьяволе:

Потанька.

Пустынник и дьявол.

<Черти на святочном вечере>.

<Ночью бабничала>.

<Свадьба чёрта>.

<Ехали два мужика по лесу>.

<Чёртовы копыта>.

О мертвецах

Муж-мертвец.

Жених-мертвец.

Змей-соблазнитель.

 

О духах природы:

С Лешим за рыжиками.

Леший и целовальник.

<Ребёнок в зыбке>.

<Преподавательница… возвращалась с фермы…>.

<В Монастырском в гостях>.

Развяжу ли – завяжу ли я.

Договор с водяной русалкой.

<Гляди-ко: русалка>.

О домашних духах:

Домовой невзлюбил.

<Про Кручинина Мишу>.

<Ревит корова в растяжку>.

Баенник.

<Про шишимору>.

 

О кладе:

Барашек из-под стола.

Клад на внучку.

О кладе, зарытом шведами.

Собака обратилась в золото.

О кладе.

 

Былины

Святогор.

Волх <В>сеславьевич.

Рождение богатыря.

Вольга.

Вольга и Микула.

<Про> Соловья Будимеровича.

Илья и Соловей.

Илья Муромец и Калин-царь.

Первая поездка Ильи Муромца в Киев.

Илья ездил с Добрынею.

Застава богатырская (Илья Муромец и Сокольник).

Добрыня и Змей.

Три года Добрынюшка стольничел (Добрыня и Маринка).

Василий Казимерской.

Алеша Попович.

Добрыня и Олёша.

<Про> Василья Буслаева.

Садке.

Садко – богатый гость.

 

Исторические песни

Авдотья Рязаночка.

Авдотья Тимофеевна выручает своих родных.

Татарский полон.

Щелкан Дюдентевич (Щелкан).

«Не спалось-то мне, красной девушке…»

«Не белая лебёдка в перелёт летит…»

«Эй, млад-то невольничек…»

Взятье Казанского царства.

Грозный царь Иван Васильевич.

Ермак Тимофеевич и Иван Грозный.

Плач Ксении Годуновой.

Гришка Расстрига.

Михаил Скопин-Шуйский.

Убит астраханский воевода (губернатор).

Песня разинцев.

<Казнь Стеньки Разина>.

Полтавское дело.

Суд над Пугачевым. Панин.

<Фельдмаршал Кутузов>.

<Платов-казак>.

 

Баллады

Змей Горынич и княгиня.

Бессчастный молодец и река Смородина.

Каннибальское угощение.

Обращение женщины в дерево.

Вдова и её сыновья-корабельщики.

Василий и Софья.

Дмитрий и Домна.

Девица отравила молодца.

Насильный постриг.

Князь Роман жену терял.

Жена мужа зарезала.

Молодец и королева.

Князь Волконский и Ваня-ключник.

«В Москве было во городе, на Сенной было площади…»

«Под вечер, осенью ненастной…»

Сестры-соперницы.

«Окрасился месяц багрянцем…»

 

Духовные стихи

Голубиная книга сорока пядень.

Голубиная книга.

Плач Адама.

Егорий и змей.

Егорий Храбрый и царище Демьянище (Егорий Храбрый).

Алексей, человек Божий.

Два Лазаря.

Аника-воин.

Покаянный стих.

Вознесенье (Нищенский стих).

 

Фольклорный театр. Народная драма

Царь Максимилиан.

Петрушка, он же Ванька Рататуй.

Лодка.

 

Городской романс

«Под душистою ветвью сиренью…», «У церкви стояла карета…», «Шумел камыш…», «Маруся отравилась» (один из романсов по выбору студента).

Детский фольклор:

колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки, скороговорки, считалки (один текст из каждого жанра по выбору студента).

 

УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Русское народное поэтическое творчество / Под ред. Н.И. Кравцова. – М., 1971.

Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новиковой. – М., 1978.

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. 2-е изд. –

М., 1983.

Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество: Учебник. – Л., 1983.

Аникин В.П. Русский фольклор: Учебное пособие для вузов. – М., 1987.

Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. – М., 1996.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник. – М., 1998.

Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. – Челябинск, 1998.

Юдин А.В. Русская народная духовная культура: Учебное пособие для вузов. – М., 1999.

Круглов Ю.Г. Русский фольклор. – М., 2000.

Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник. – М., 2001.

Аникин В.П.Теория фольклора: Курс лекций. – М., 2004.

Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору. – М., 2004.

Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество. Учебное пособие. – М., 2008.

СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ

Мифологический словарь. Энциклопедический словарь. – М., 1991.

Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии / Отв. ред. К.П. Кабашников. – Минск, 1993.

Персонажи славянской мифологии / Сост. А.А. Кононенко, С. А. Кононенко. – К., 1993.

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу, в 3-х томах. – М., 1995.

Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. – СПб, 1995.

Власова М. Русские суеверия. – СПб, 1995.

Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. – Нижний Новгород, 1995.

Костомаров Н. И. Славянская мифология. – М., 1995.

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – Смоленск, 1995.

Мифы народов мира. Энциклопедический словарь в 2-х томах. – М., 1995.

Славянские древности. Энциклопедический словарь. В 5 т. / Под ред. Н. И. Толстого. – Т.1, М., 1995; Т.2, М., 1999; Т.3, М., 2004.

Волошина Т. А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. – Ростов на Дону, 1996.

Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. – СПб, 1996.

Религии мира. Энциклопедия в 2-х томах / Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М., 1997.

Панкеев И. А. Тайны русских суеверий. – М., 1997.

Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. – М., 1997.

Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. – СПб., 1999.

Тимонина Н.Р.Учебная и методическая литература 1990-х гг по фольклору и фольклористике / Традиционная культура: Научный альманах. – М., 2000. №1. С.109-113.

Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М., 2001.

Энциклопедия суеверий / Сост. Э. Редфорд, Е. Миненок. – М., 2001.

Зуева Т.В.Русский фольклор: Словарь-справочник: Книга для учителя. – М., 2002.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.М. Толстая – М., 2002.

Славянская мифология: Словарь-справочник / Сост. Л.М. Вагурина. – М., 2004.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Детские заговоры

 

На лёгкие роды

Господи, Исусе Христе, Господи, благослови! Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в чистое поле, пойду к граду Иерусалиму. Едет Господь и видит Господь – мучается жена со младенем. Отворяйте ворота костяные, мясные и жилотные. Как свет Пресвятая Богородица родила истинного Христа не болевши, не стонавши, всему миру не слыхавши, так и раба Божья (имя) родила князя (княгиню), не болевши, не стонавши, всему миру не слыхавши. Аминь.

 

От испуга

По полям, по долам, по зелёным лугам, и по жёлтым пескам, и по быстрым рекам ходил раб Божий (имя). Как жёлтые пески пересыпаются, как быстрые реки переливаются, как с зелёной травы вода скатывается, так с раба Божьего (имя) и исполох скатится – с буйной головы, с ретивого сердца, с ясных очей, с кровяных печеней и со всего тела белого.

 

От сглаза

Белая берёзка, кудреватая берёзка росла в чистом поле, широком раздолье. Всякий шёл – ей завидовал. Не боялась она ни ветра, ни погоды, ни людской оговоры. Так и ты бы, младенец, раб Божий, не боялся ни ветреных переломов, ни людского оговора.

 

На красоту

Стану я, раба Божия Наталья, перекрестясь, пойду, благословясь, из избы дверьми, из ворот в ворота, выйду в чистое поле под утреннюю зарю, под частые звёзды, под млад-свет месяц, под красное солнце. Утренней зарей умоюся, частыми звёздами утруся. Все люди православные как глядят на утреннюю зарю, на частые звёзды, на млад-свет месяц, на красное солнце, так бы на меня, рабу Божью Наталью, глядели, смотрели, ярких очей не сносили. Все князья, бояре и простые крестьяне, и все: старый и малый, холостой и женатый – все бы зрели и смотрели, ярких очей не сносили. Будьте, мои слова, крепки и легки век по веку, отныне до веку. Аминь. Говорить эти слова, собираясь на гулянье, одеваясь или умываясь.

 

На любовь

Стану я, благословясь, выйду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду я в чистое поле, в чистом поле стоит золотая церковь. В этой церкви стоит стол-престол, на столе, на престоле стоит золотое блюдо, из этого золотого блюда умьюся (умоюся), вся я алыми цветами усажуся. Белорозовый цвет, пристань к моему лицу. Будь, моё лицо, как белое круглое яйцо. Будьте, мои очи, как у ясного сокола. Будьте, мои брови, как у чёрного соболя. Ключевой воды пил бы не напился, на меня, рабу Божью Ольгу, глядел бы не нагляделся, говорил бы – не наговорился. Из этой воды нигде ему не умыться, без меня, рабы Божьей, нигде бы не обжиться, и одну бы думу думал: на мне, рабе Божьей Ольге, жениться и мне навек покориться. Будьте, мои слова, крепки и лепки, крепче каменя, крепче кременя и крепче булатна ножа. От веку по веку, до веки веков. Аминь.

 

На благополучие семьи

В прежнее время были цари: Демьян, Константин и Соломон. Были они кротки, смирны и тихи перед Иисусом Христом, так же и муж мой (имя) был бы тихий, кроткий и смирный перед женой своей (или перед матерью), не буянил над женой (имя).

 

На разлучение

Встану, не благословясь, пойду, не перекрестясь, из избы не дверями, из двора не воротами. Выйду я дымным окном, окладным бревном, пойду я не в чистое поле. Не в чистом поле есть пенье да коренье, на этом пенье, на коренье стоит избушка на курьих ножках. В этой избушке есть холодная печка, на этой печке сидят кошка да собака. Как они сидят, чапаются, царапаются, плюются, харкаются, друг другу в руки не даваются, так бы (имена) друг другу в руки не давались, чапались, царапались, плевались, харкались и век ненавиделись. Шерсть собачья и кошачья – над ней и говорить. В умывальник положить, чтоб он (на кого наговаривают) с ночи встал, умылся. Под матрас подсунуть или в папиросу, чтоб он выкурил. По всякому можно.

 

На здоровье скотины

Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, утренним облаком обволокусь, утренними звёздами подтычусь, вечорними звёздами подтычусь, утренней зарёй подпояшусь, вечорной зарёй подпояшусь. Так никому облака не разволокчи, зари не перекусить, с неба звёзд не снять – ни девке простоволосой, ни молодке-красноголовке, ни мужику-отравнику, ни малому, ни старому, ни седатому, ни плехатому, ни утлому, ни богорадному, ни слепому, ни хромому, ни рыжему, ни белому, ни русому. На пар божью скотинку кто лихо подумает, зло замыслит, тому шипицы в глаза, смола на язык, дресва на зубы, стрела в уши. Аминь.

 

Промысловые заговоры

Чтобы пчёлы не улетали, надо такие слова сказать: Стану я на восток и слышу шум пчёл. Беру я пчелу роя и сажаю в улей. Не я тебя сажаю, а чист месяц, красно солнце и ясны звёзды. Ты, пчела, роися у меня, раба Божьего Афанасия. Замыкаю я тебе, матка, все пути-дороги, а ключи бросаю в окиян-море. Будьте, мои слова, лепки, крепки. Аминь.

Лечебные заговоры

 

От зубной боли

Повторяется над объеденным мышью куском хлеба три раза. Потом этот кусок надо съесть: Господи, Иисусе Христе, Господи, благослови рабу Божью (имя). Как у этой мыши-твари зубы не болят никогда, ни в какую пору, ни в какую зорю, грызёт она железо, дерево, каменье, так чтоб у рабы Божьей не болели зубы ни в какую пору, ни в какую зорю, не тоснули. Аминь.

 

На кровь, раны, ураз

Стану я, раба Божья, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами, выйду в чистое поле. В чистом поле стоит дуб, на дубу сидит чёрный ворон с булатной иголкой, с шёлковой ниткой. Кости вместе сшиваю, рану зашиваю, кровь останавливаю, чтобы не было ни руды, ни щипоты, ни опухоли. Не ради хитрости, не ради мудрости, а ради Божьей милости. С нонешнего числа до мёртвого часа. Отныне и до веку, и век по веку, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

От сглаза

Стану я, раба Божья, не благословясь, пойду, не перекрестясь, отцом не прощена, матерью не благословлена, не из сеней сенями, не из дверей дверями, не из ворот воротами, а мышиными бронями (тропами?), собачьими следами, выйду в чистое поле. В чистом поле есть ветряной мужичок, у него есть лук. Он стреляет, отстреливает, колет, откалывает – у одинка (одинока?) куста чтобы не было ни единого листа, ни единой отрасли. Так бы и у раба Божия не было бы стрельбы ни в белых руках, ни в резвых ногах, ни в буйной голове, ни в ретивом сердце, ни в ясных очах, ни в черных бровях, ни в белом теле – ни грыжьев, ни стрельцов. Во веки по веку, отныне и до веку. Аминь. Три раза. Свекровь так детей успокаивала.

 

От всех болезней

Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, стану я, раб Божий, помолюсь, благословлюсь, пойду во чисто поле, под красное солнце, под светлый месяц, под частые звёзды, под полётные облака. Стану я, раб Божий, во чисто поле, на ровное место. Что на том ли на престоле на Господнем облаками облачусь, небесами покроюсь, на главу положу венец – солнышко красное, подпояшуся светлыми зорями, обтычуся светлыми звёздами, что – вострыми стрелами. Небо ты, небо, праведное солнце, ты, небо, видишь, ты, небо, слышишь, благослови меня, раба Божьего, исцелить и поправить раба Божьего во веки веков. Аминь.

От лихого человека, вора

Чтобы чужой человек не взял того, что ты на улице или где оставил (вилы, грабли), нужно сказать: Чьи руки клали, те и возьмут.

 

На дорогу

Ангел – в дорогу, Бог – на пути, Божья Матерь, всегда впереди. Аминь. Это чтоб все хорошо было в пути. Когда куда далеко ехать соберёшься, войдёшь на крыльцо и три раза про себя скажешь.

 

 

*Тексты даны по книге: Русские заговоры и заклинания: материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг./ под ред. В.П. Аникина. – М., 1998.

 

Предания

 

Предания о предводителях народных движений:

 

<На Ураковском лбище>

На Ураковском лбище... жил некогда атаман, по имени Урак, человек очень жадный и отчаянный. Тут же, под горой, впадает в Волгу маленькая речушка Ураковка, служившая гаванью для разбойников. лишь только с вершины раздавался зычный клич атамана, из прибрежных кустов вылетали «острогрудые челны», окружали неуклюжую купецкую посуду, и начиналась расправа. одним из есаулов Урака был отважный Стенька, по фамилии Разин.

Человек он был и дурной, и хороший, говорит рассказчик, зря не обижал, но уж плохому человеку спуску не давал.

Однажды атаман приказал ему взять бедную мужицкую посуду, нагруженную лаптями. Стенька наотрез отказался грабить бедноту, и вот из-за этого произошла ссора, во время которой Разин убил Урака. Похоронив его на вершине Лбища, он сделался сам атаманом и ушёл со своей шайкой на новое место, на тот бугор, что и сейчас называется Стенькиным.

 

<Разин и мастер>

В Саратове, когда на красный собор ставили кресты, в это время к берегу с Волги ехал на кошме Стенька Разин для того, чтобы посмотреть. Мастер, который ставил крест, увидал Стеньку сверху и, видно, силой божьей остановил Стеньку сажень на 50 от берега, полость под Стенькой стала тонуть. Стенька бросил кошму и на руках доплыл до берега. Когда вышел на берег, то он волшебной силой узнал, кто это над ним пошутил, и в отместку мастеру устроил змея, и этот змей, к ужасу всего народа, быстро пополз прямо наверх по канату, а потом обвился около той верёвки, на которой был привязан мастер. Мастер взял топор и тяп по змею, верёвку на себе и перерубил, затем следом за ударом топора полетел вниз и расшибся вдребезги.

 

Бугор Степана Разина

Бугор – Стенькин двор, а пещера – его жилище.

Здесь он с вершины волжских гор караулил купецкие караваны, царскую да монастырскую казну к себе поджидал. А в глубоких буераках его молодцы на мелких лодках ждали слова атамана: «Сарынь, на кичку!»

Радостным свистом отвечали бурлаки, сбросив с плеч опостылевшую лямку.

Степан Разин не умер. В день, когда ему выйдет срок, он встанет. Взмахнет кистенем – и от обидчиков, лихих кровопивцев мигом не останется и следа.

Не долго уж ему осталось маяться. Скоро, говорят старики, час настанет. Тогда держись только. Он, батюшка, шутить не станет!..

(Так говорили о Степане Разине крестьяне в период империалистической войны).

 

<Волжский атаман>

Степан Тимофеевич Разин, волжский атаман, живёт в Разиных горах. Это горы по берегу Волги, от Федоровки до Терешки, их видно из Елшанки.

Он живёт в виде громадного громадного горного орла. Иногда он нападает на людей, но только за провинности.

Иногда он бывает в виде старого старика. Тогда он встречает людей на дороге и расспрашивает об их житье-бытье. Он внимательно выслушивает все жалобы на господ и начальников и обещает явиться грозным мстителем за народ.

 

<Клад Разина>

Когда шёл Стенька Разин на Промзино Городище (Алатырский уезд), то зарыл в окрестностях его две бочки серебра. Конечно, зарыл он их неспроста, и теперь часто видят при вечере, как эти бочки выходят из подземелья и катаются, погромыхивая цепями и серебряными деньгами. Но достать их мудрёно.

Один мужичок узнал, что они лежат в горе, отыскал место, дождался полночи и стал копать землю и разворачивать каменья; дошёл уже он до плиты, закрывавшей заветные бочки, да как-то взглянул на противоположную сторону горы – и видит он: идёт на него войско, так стройно, ружья все направлены прямо на него.

Он бросил всё и бежал домой без оглядки; на другой день мужичок пошёл на гору, но не нашёл ни скребка, ни лопаты. Если бы он не струсил, то, без сомнения, клад достался бы ему.

 

<Олёнкин куст>

Старики говорили, что тут лес был агромаднейший. Пугачёв тут был и в Малиннике-лесу повесил барыню Олёну. За что? Бывало Пугачёв Емелька-то соберёт сход: мол, старики, как барин с вами обращается? Хороших обходил. А Олёна порола, взыскивала – таких он вешал. Так он и сейчас называется: «Олёнкин куст». Это старики рассказывали: тут, мол, Емельян Пугачёв повесил барыню такую-то.

 

Пугач и Салтычиха [1]

Когда поймали Пугача и засадили в железную клетку, скованного по рукам и ногам в кандалы, чтобы везти в Москву, – народ валма-валил и на стоянки с ночлегами, и на дорогу, где должны были провозить Пугача, – взглянуть на него; и не только стекался простой народ, а ехали в каретах разные господа и в кибитках купцы.

Захотелось также взглянуть на Пугача и Салтычихе. А Салтычиха эта была помещица злая-презлая, хотя и старуха, но здоровая, высокая, толстая и на вид грозная. Да как ей и не быть было толстой и грозной: питалась она – страшно сказать – мясом грудных детей. Отберёт от матери, от своих крепостных, шестинедельных детей, под видом, что малютки мешают работать своим матерям, или другое там для виду наскажет – господам кто осмелится перечить? И отвезут-де этих ребятишек куда-то в воспитательный дом, а на самом-то деле сама Салтычиха заколет ребёнка, изжарит и съест.

Дело было под вечер. Остановился обоз с Пугачом на ночлег; приехала в то же село или деревню и Салтычиха: дай-де и я погляжу на разбойника-душегубца, не больно-де я из робких. Молва уже шла, что когда к клетке подходил простой народ, то Пугач ничего – разговаривал; а если подходили баре, то сердился и ругался. Да оно и понятно: простой, чёрный народ сожалел о нём, как жалеет о всяком преступнике, когда его поймают и везут к наказанию, – тогда как покуда тот преступник ходил по воле и от его милости не было ни проходу пешему, ни проезду конному, готов был колья поднять, – сожалел по пословице: «лежачего не бьют»; а дворяне более обращались к нему с укором и бранью: что-де, разбойник и душегубец, попался!..

Подошла Салтычиха к клетке; лакеешки её раздвинули толпу: – Что, попался, разбойник? – спросила она. Пугач в ту пору задумавшись сидел да как обернётся на зычный голос этой злодейки-и, Богу одному известно, слышал ли он про неё, видел ли, или просто-напросто не понравилась она ему зверским выражением лица и своей тушей, – да как гаркнет на неё, застучал руками и ногами, инда кандалы загремели; глаза кровью налились: ну, скажи, зверь, а не человек. Обмерла Салтычиха, насилу успели живую домой довезти, привезли её в имение, внесли в хоромы, стали спрашивать, что прикажет, а она уже без языка. Послали за попом; пришёл батюшка; видит, что барыня уж не жилица на белом свете, исповедовал глухою исповедью; а вскоре Салтычиха и душу грешную Богу отдала…

 

<Про Пугачева>

Про Пугачёва у нас много дедушка знал. Рассказывал бывало всё. Как сойдутся круг его, – он и пойдёт, и пойдёт… А его дед (как уж он мне-то теперь?) пастухом был, когда Пугачёв к нам в село заявился. У речки, значит, встретил его со стадом, двое конных подъехали. «Чьё, мол, стадо?» – «Мирское», – говорят. «Ну, а барин у вас кто, обижает, мол, вас? Бай нам, мол, всё, как есть…» – «Не могу, мол, знать, мы, мол, его не видим». А барин-то и не жил там – в экономии: всё по заграницам катался да по столицам. Ну, приказчика главного, того пугачи с собой забрали. У нас старики есть, – они лучше про это знают.

 

Рах- разбойник

Один разбойник много душ губил. Стоит раз в лесу, возле мёртвого тела (только что убил человека), вдруг ему кто-то и говорит: «Брось это! Нехорошее дело людей убивать!» Обернулся, смотрит: пустынник-старичок стоит. – «Да я, – говорит разбойник, – ничего больше не умею делать». – Великий грех! Спасай свою душу, пока время!» – говорит старичок. – «Да чем же я её спасу?» – «На, вот тебе два замочка!» Взял и продел ему по замочку в уши, а ключи себе взял. «Поди на горы, белях овец там найдёшь: паси их. Когда зам о чки из ушей у тебя выпадут, тогда значит, ты душу спас». Разбойник всё так и сделал: пошёл на горы, нашёл там овец и стал их пасти. О худом он вовсе забыл и много лет пас, а замки всё в ушах. Вот раз видит он, что едет большой дорогой кулак-купец, и думает себе разбойник: «А что, сколько этот купец из мужиков денег выжал? Все на него жалуются… Рады бы все деревни были, кабы его не было… Хорошо его убить!» Как подумал, так и сделал: купца зарезал, а деньги, которыя с ним были, по всем окрестным деревням р о здал. И испугался разбойник, что опять старый грех совершил: человека убил. Глянул себе под ноги, а замочки из ушей выпали, на земле около него лежат. И подошёл к нему старичок и сказал: «Ты не человека убил, а свой грех!»

 

Разбойник Васька Журавлёв

Был ещё один разбойник, Васька Журавлёв. Неуловимый был. Поймают его, а он обязательно уйдёт из тюрьмы дня через два. Или стоскуется по жене, придёт домой. Побудет немножко и говорит её:

– Иди в полицию и скажи, что я дома. Награду возьмёшь за мою голову.

Ну, она не идёт. А он всё же её уговорит. Пойдёт она с доносом. К ней сразу и нагрянут. У бабы сердце в пятки: поймают её мужика, казнят. Обыщут весь дом, никого не найдут. Во дворе попадётся им какой-нибудь нищий или дворник старый да глухой. Вот и спрашивают раз дворника:

– Дедушка, не видел Ваську?

– Нет. Спит ещё на печи.

– Да нет его на печи.

– Ну, нет – тогда не знаю.

А сам еле двигается. Уйдёт только полиция, а следом записку приносят к приставу: «Все вы дурни набитые. Отдайте моей бабе выкуп за мою голову. Был я дома. С вами имел счастье разговаривать в образе дворника». Него делать, выдадут бабе деньги. Боялись его очень. Хитрый он был. Часто проводил он полицию переодеванием, и никогда его узнать не могли. А ему от этого двойная выгода: дома побудет и деньги баба получит.

 

Атаман Кудеяр

Теперь здесь поля да сёла, а когда-то, сказывали старые люди, были непроходимые леса, а в лесах тех жил знаменитый атаман Кудеяр. Бары пуще огня боялись Кудеяра. Когда они ехали лесом, то переодевались в крестьянскую одежду. Но Кудеяра трудно было провести, он по рукам узнавал, посмотрит на руки, а у барина руки гладкие да белые.

– А ну, – скажет, – слазь! Хоть ты и в другой коже, а сердце у тебя всё то же.

Сколько раз хотели поймать Кудеяра, да там, ищи ветра в поле. Как-то идёт царская стража Кудеяра ловить, а навстречу им мужичок.

– Ей, старина, – говорят, – а не знаешь ли тут Кудеяр?

– Как не знать, – отвечает тот, – сам видел, как он по сосне взбирался, до неба хотел добраться, а добрался или нет – про то не знаю.

Задрали те головы и смотрят, а мужичок смеётся.

– Дурак – как мешок, что в него сунут, то и несёт.

Сказал так-то и пропал. А это и был сам Кудеяр.

 

Кудеяр на барском пиру

А вот ещё такой случай был. Собрал богатый барин пир. Созвал он гостей, почитай, со всей округи. Лакеи снуют, музыка играет, вино рекой льётся, одним словом, господам – и то такой пир в диковинку. Ну, ладно, сели это за столы, а барину докладывают, что какой-то большой начальник приехал.

Подкатила эта тройка к барскому крыльцу, выходит начальник с виду молодой, но такой строгий. Провели его к столу, поднялись все и стали вино пить. А барин выпил стакан и стал бахвалиться:

– Все боятся Кудеяра, а вот я нет, только попадись он мне на глаза, так я его на первой осине повешу.

Встал тогда начальник, что приехал, и смеётся:

– А может, этот самый Кудеяр с вами за одним столом сидит?

Перепугались господишки, стали друг друга оглядывать, а начальник, что приехал, снял с головы парик и крикнул:

– А ну, кому хотелось увидеть Кудеяра?!

Наставил он на них пистолет, а бары от испугу в кучу сбились, стоят трясутся.

Засвистел Кудеяр, и тут же его люди сбежались. С барами тогда круто расправились, а добро барское крестьянам роздали.

 

Клады, Кудеяр и разбойники

<...> Около Хренниковой мельницы, по Ксизовской дороге, зарыто сорок бочек золота под плошавым корнем, в дурном верху. Кудеяр тогда давным-давно, при царе Иване Грозном, почту ограбил да и спрятал туда.

То же и на Лысой горе, Ендовиной называется, у Козьмином лесу – три кадки золота… Тут жили силачи-богатыри. У них была застава, городище. Ещё на моей памяти был тут огромный строевой лес, глухой-глухой, что и войти в него страшно; при шоссе было городище. Это, как бы сказать, курганок такой, небольшой; там и теперь ещё видны вороты и проезд.

Такое же городище было и в селе Козачьем (в семи верстах от первой заставы).

Никому они ни проходу, ни проезду не давали. Если одному из них не под силу справиться с кем, то один разбойник бросает другому топор, а тот уж понимает, что идти надо. Вот какая силища-то! Да что до сказу, мой дядя родной выкопал кости богатырские – одна кость до колена, нижняя, больше трёх аршин.

 

С водой ушёл

В воду уходил Криволуцкий. Подадут попить – он и уходил.

Сидел здесь, в волости, начал трубу разбирать (в трубу хотел податься). Отняли.

Хворь на себя напустил, кричит:

– Дайте водицы ковшик!

Подали ковшик. Он в ковшик – мырк! – и уплыл.

Он все земли прошёл. Один был такой по Алтийскому округу.

Не захочет в каморе сидеть – воду напустит. Все ревут:

– Тонем!

Их вода моет, а он стоит, смеётся. И уйдёт.

И воду хорошо знал, он на морях плавал.

То сидит в каморе, в окошко чувыркает, чувыркает… Птиц налетит много, заревут, закаркают. Он орёт:

– Откройте окошко, от этих птиц тошно!

Откроют – а он с птицами и улетит.

С шестнадцати лет пошёл он страдать.

Стал навыкать всяку всячину. Учился, учился и научился.

Он в волости сидел. Я полы мыть ходила туда. Он и говорит:

– Истопи мне баню.

А я:

– Нет, убежишь, пожалуй, с водой-то.

А он пятишку вынимает, даёт:

– На! Истопи!

Я ему баню истопила, он с водой и ушёл.

 

Лобовская шайка

Была на наших приисках лобовская шайка. Заступались они за бедных. Придут в деревню, зайдут к какой-нибудь старухе, попросят молочка или мяса, а у старухи нет ничего. Ну её и спрашивают, можно ли за деньги купить корову, то отвечает, что можно. Вот выложат они денежки на стол, и пойдёт старуха, приведёт корову. Молоко и мяско появятся. Побудут они немного, а когда уходить будут, то снова выложат деньги на стол и скажут: «Вот, бабашка, тебе денежки, купи коровушку, а мы, Бог даст, если зайдём когда-нибудь, то ты нас молочком и угостишь». Старуха, конечно, рада. Много таких случаев бывало. И всегда появляются там, где жить уж становится невмочь.

Легенды

 

След на камне

Один он такой, странник, был-шёл. Думали, он такой старичок какой-то. Вот он сел туда – они испугались: что он будет делать? А он говорит:

– Я здесь буду оприселяться.

– Ты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.188 (0.015 с.)