Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сначала о том, о чем тяжелее всего говорить↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Аще что скрыеши от мене, сугуб грех имаши, - говорится в последовании Таинства исповеди. "Сугуб" - значит "вдвойне"; утаенный грех после исповеди становится еще тяжелее. Все это знают, и все же нередко приходится слышать: "Я уже столько-то лет исповедаюсь, но вот в этом грехе не решался покаяться". Причины понятны. И стыдно - нам важно, как мы будем выглядеть перед священником, и жаль расставаться с "любимым" грехом. Понятны и следствия. Тем, что нам не было стыдно грешить, но стыдно соделанный грех исповедать, мы сами себя ввергаем в тоску, уныние и различные внешние скорби. А желание не расставаться с грехами наказывается своим исполнением - они и вправду остаются при нас. Кто-нибудь спросит - насколько исповедь должна быть подробной? Настолько, чтобы священник понял суть дела. Один наш молодой прихожанин старательно прятал самые стыдные грехи между другими, при этом называя их "в общем". В конце исповеди он, правда, каялся и в этом тоже. Результат - вскоре этот молодой человек вообще перестал жить церковной жизнью и исповедываться, и затем через пару лет ему пришлось начинать все сначала. С другой стороны, из людей, недавно пришедших в храм, остаются, как правило, именно те, кто на исповеди сразу начали с главного. Чтобы не потерять это главное, говорите прямо и как можно яснее. Если мы исповедаемся в выражениях, которых никто, кроме нас, не поймет (к примеру, говоря о блудных грехах что-то вроде "согрешил невоздержанием"), это самообман, а не исповедь. Иногда бывают нужны и детали. Например, сказать "согрешил воровством", не сказав, что именно произошло - значит ничего не сказать. У одних "воровство" - это ластик или линейка, украденные в детстве у соседа по парте, у других - миллионы, нажитые за чужой счет. И если мы опустили что-либо важное, без чего непонятно, в чем наша вина, нужно снова об этом сказать поточнее. Наконец, и намеки - даже понятные ("смотрел… не то, что нужно") - неуместны на исповеди. Потом сами же будете сомневаться, исповедали вы свой грех, или нет. Одним словом, если мы умели грешить и хотим за это не быть осужденными, мы должны называть грехи на исповеди так же конкретно, как нам бы назвали их на Суде. Как говорил один опытный духовник, прославлен у Бога бывает тот, кто на исповеди себя полностью обесславил перед священником. Мы каемся перед Богом в грехах, а не в видах греха
Мы оскорбляем Бога грехами, а не тем, как они называются. Одни названия грехов и страстей ("согрешил осуждением, нерадением, ложью") - это самая примитивная исповедь; насколько она коротка и удобна, настолько же и далека от реальности. Называя грехи только по имени, мы не можем сказать само то, в чем каемся. "Осуждение, нерадение, ложь" - слова слишком общие и малопонятные. Например, три человека осудили четвертого. Один из них скажет потом на исповеди: "согрешил осуждением", осудив его в помыслах. Другой весь день обсуждал человека, который не угодил ему, со всеми знакомыми, и тоже скажет: "согрешил осуждением". Третий тем временем в глубокой истерике ссорился с теми, кто не захотел его поддержать... Много ли общего при одном общем слове? Мы просим у Бога прощение на исповеди за поступки, слова и дурные помыслы. За них-то Он нас и прощает, но только когда мы в них исповедуемся. Прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, - гласит разрешительная молитва. От всех исповеданных ними грехов, если, конечно, они были рассказаны. Святитель Феофан Затворник пишет об этом: "Замечаете также, что на исповеди читаете написанные в тетради грехи... Верно, вы пишете общие грехи, в которых кто не грешен? А вы записывайте дела. Например, не пишите: я вздорлива, а запишите дело, в котором обнаружилась вздорливость. Так, сестра сказала слово неприятное, я рассерчала и побранилась. Еще: приглянулось мне лицо одного человека, и впечатление это осталось (лиц не сказывать). Так и о всем". Чем меньше лишних слов - тем лучше И для тех, кто за вами ждет своей очереди, и для священника, и, конечно, для вас.Речь идет обо всех тех словах, которые не помогают священнику лучше понять, в чем вы именно каетесь. Их приходится слышать достаточно много, и сам кающийся в них первым теряется. Многие, например, начинают словами: "Грешен во всем, не счесть моих грехов". Чаше всего затем выясняется, что самих грехов человек и не помнит, да и не собирался их вспоминать. Но если бы даже он дальше и каялся - такое начало только мешает. Исповедник сбивает сам себя с толку - ему кажется, что все уже сказано, а ведь по существу дела он еще ничего не сказал. Иногда говорят и немного иначе: "Грешен всеми грехами, кроме такого-то", или "признаю за собой все грехи, упомянутые в молитвослове". Это - тоже не исповедь: наше дело конкретно сказать, в чем мы каемся, предоставив священнику самому разобраться, всеми ли мы согрешили грехами или в молитвослове есть и другие. Долгая речь не всегда содержательна. Когда исповедь бывает затянута, это не значит, что мы лучше каемся. Скорее, мы просто хуже готовы или чересчур влюблены в себя. Обилие пауз и отступлений несет на себе печать эгоизма, а также неряшливого мышления. Нередко долгие повествования, если бы их произнести поживее, могли бы быть в несколько раз короче без всякого ущерба для содержания. Кроме того, имеют значение далеко не все обстоятельства. Откуда мы шли и куда направлялись, какого точно числа все случилось, кто стоял рядом, что было вокруг, как звали людей, с кем мы вместе грешили, что мы сразу почувствовали и что думали позже, спустя день или два - все это только лишь отвлекает нас от тех самых грехов, в которых мы каемся. Если вы сочли нужным написать свою исповедь, чтобы священник сам ее прочитал, пожалуйста, помните, что вы пишете именно исповедь, а не что-либо другое. Не надо писать автобиографию. Не надо под видом исповеди изливать свои чувства - это разные вещи. Если в ваших мыслях еще нет порядка - разберитесь в них, а потом пишите. Не пишите вперемешку с грехами молитвы собственного сочинения. Не пишите о том, как вам надо было поступить - пишите только одни грехи. Если вспомнилось только два-три греха, подумайте, в чем вы еще согрешили. Если же вышло больше двух-трех листов средним почерком, просмотрите их снова и уберите все лишнее. Рассуждения о грехах тоже излишни "А значит, во мне действует такая-то страсть"; "а значит, ей содействует то и другое", "а значит, она во мне только усилилась", "а значит, во мне есть и такой-то грех..." Это - тоже крайность. Так бывает, когда мы все обдумали, но при этом не каемся, а философствуем. А между тем, просить прощения и рассуждать - далеко не одно и то же. Если нас кто-то обидел и говорит: "Прости меня, я виноват", - это одно. И совсем другое, если мы слышим: "Прости, - это во мне действовала такая-то страсть, а она действовала по таким-то причинам". Неуместно, а главное - в рассуждениях подобного рода и правда действует страсть: гордыня. Рассуждая вместо того, чтобы каяться, мы ставим себя несколько выше, чем следует ставить себя человеку, который просит прощения в грехах. А тот, кто приходит на исповедь в уповании на милость Божию и сознавая, что сам он - ничто, будет каяться без рассуждений и без всяких "а значит". "Не советовал бы я вам, - пишет святитель Игнатий Брянчанинов, - входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и в ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение... Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному, а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производству в нас смущения и уныния, хотя по наружности и облечена в благовидность добра"9.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.116.93 (0.007 с.) |