Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Должно быть исповедано все, в чем мы согрешили

Поиск

Это значит, что исповедь должна быть не только искренней, но и подробной.

А для этого нужно стараться все обдумать и вспомнить заранее. Можно взять в помощь хорошую книгу - например, "В помощь кающимся" святителя Игнатия Брянчанинова, "Накануне исповеди" отца Григория Дьяченко или "Опыт построения исповеди" отца Иоанна (Крестьянкина). Это нужно, разумеется, не для того, чтобы на исповеди заглядывать в книгу или списывать оттуда грехи слово в слово. Книга лишь помогает осознать и увидеть грехи забытые и незамеченные, не заменяя при этом собственных наших усилий.

 

Одни чувства без слов - это не покаяние

Чувство и слово помогают друг другу на исповеди, хотя первое и не заменяет второго. Сам яко Благ и Незлобивый Владыко, сия рабы Твоя словом разрешитися благоволи, - говорится в одной из молитв перед исповедью. Мы разрешаемся от грехов словами, а не слезами и чувствами. Феодора при жизни горько плакала обо всех совершенных ею грехах, но за те из них, которые остались неисповеданными, она была жестоко истязана.

Плач о грехах заповедан нам Господом. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Но они утешатся не потому, что одних слез достаточно для покаяния. Истинный плач о грехах непременно научит разрешатися словом. Но если мы плачем, а о грехах толком сказать ничего не можем - это не исповедь. Тогда нужно вернуться домой, хорошо все обдумать и снова прийти, твердо помня грехи или записав их.

Бывает, мы плачем больше о том, что нам самих себя очень жалко. Этот плач не приводит к блаженству -напротив, он только мешает нам каяться. Чем сильнее в нас любовь к Богу - тем сильнее желание расстаться с грехами. Напротив, чем больше мы любим себя - тем меньше заботимся о покаянии, и его место легко занимает печаль о собственных переживаниях.

В этом случае важно не дать себе волю изливать свои чувства вместо грехов. Если же мы ими так увлеклись, что самих грехов почти и не помним, то сначала потрудимся вспомнить грехи, а уже после этого пойдем исповедываться.

 

Можно помнить грехи и при плохой памяти

 

Нередко приходится слышать серьезную исповедь от тех, у кого память довольно посредственная. Другие, напротив, не помнят грехов и с куда лучшей памятью. Они помнят всю жизнь, но не помнят грехов. От них мы слышим: "Согрешил делом, словом и помышлением, не знаю, что еще можно сказать..." Но причащаться могут лишь те, кто на исповеди действительно каялся. "Делом, словом и помышлением" - это не покаяние в конкретных грехах. Священник вынужден объяснять этим людям, что с такой исповедью не причащаются. Что же дальше? Иные уходят в обиде, говоря, что грехов у них нет, но таких очень мало. Чаще всего мы немедленно слышим... нормальную исповедь. Что же случилось? Внезапно улучшилась память? Нет, возникло желание. Они захотели - и сразу же вспомнили немало грехов.

Тот, у кого в душе грехи отзываются болезненным чувством, вспомнит их и без принуждения. Хорошо сказал об этом отец Александр Ельчанинов: "Иногда на исповеди ссылаются на слабую память, не дающую будто бы возможность вспомнить все грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко забываем свои грехопадения, но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь, например, случаи, особенно больно задевшие наше самолюбие, или, наоборот, польстившие нашему тщеславию, наши удачи, похвалы по нашему адресу мы помним долгие годы. Все, что производит на нас впечатление, мы долго и отчетливо помним, и если мы забываем наши грехи, то не значит ли это, что мы просто не придаем им серьезного значения?""5

Чем меньше грубых грехов, тем глубже становится исповедь

Если грехи наиболее тяжкие уже исповеданы и не повторялись - это только одна ступень покаяния. Общий вес так называемых "мелких" грехов во много раз больше, чем у грехов смертных. Один большой камень легче сбросить с горы, чем мешок, наполненный мелкими камешками. Впрочем, и "невыносимое по своему свойству, - говорит св. Иоанн Златоуст, - может сделаться легким, если мы примемся за него с охотою"6. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). И если мы не приложим труда к тому, чтобы видеть грехи малозаметные, они отзовутся унынием, черствостью и затем приведут нас к новым падениям.

Что мы не совершаем грехов, которые позволяют себе другие - суть дела от этого не меняется: каждый ответит сам за себя. Кому больше дано, с того больше и спросится; кто больше делает, тот лучше видит, чего он не сделал или сделал не так. "Ни одна добродетель не выше покаяния, - пишет св. Исаак Сирин, - потому что дело покаяния никогда не может быть совершенно. Покаяние всегда прилично всем - грешникам и праведникам, - желающим улучить спасение. И нет предела усовершенствованию, потому что совершенство и самих совершенных есть подлинно несовершенно. Потому-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами..."7

 

Лучшая подготовка - вспоминать каждый день понемногу

 

"Кто запрещает тебе самому, - говорит отец Иоанн (Крестьянкин), -- внимательно подумать заранее о своей жизни, приготовляясь к Исповеди в течение нескольких дней говения, чтобы было, в чем каяться... Дома, пред Лицем Господа, надо продумать свою жизнь и именно свои частные нарушения воли Божией. Проверить себя: соответствует ли все мое поведение тому, что требует от меня Господь, как от христианина. Приучишь себя к такой проверке, тогда откроется тебе такая бездна грехов в твоей душе…"8

Подробнее пишет об этом святитель Феофан Затворник: " Войдемте же в себя самих, и начнем перебирать, что есть в нас. Вмешательство в это дело какого-либо стороннего лица неуместно и совсем невозможно. Войти в вас и разобрать дела вашей совести никто не может, кроме вас самих, и извольте это сделать... Чтобы хорошо себя рассмотреть, нужно обратить внимание на три стороны нашей деятельной жизни - на дела, единичные действия (мысли, слова, поступки), совершенные в определенном месте при определенных обстоятельствах; на сердечные расположения..., под делами скрытые, и на общий дух жизни".

Возможно ли сделать все это в течение двух-трех часов или даже за день-два до исповеди?

Возможно, но только в том случае, если мы уже приучили себя каждый день проверять свою совесть. Если же нет - никакие усилия, затраченные перед самой исповедью, не помогут нам вспомнить всего, что мы забыли.

Каждый из нас при желании может запоминать или записывать грехи, совершенные им в течение дня - будь то делом, словом или помышлением. Хорошо, если мы запишем их несколько, в крайнем случае - хотя бы один. Дело, конечно, не в том, чтобы за месяц записать к исповеди ровно тридцать грехов. Наша задача шире и глубже - вспоминать все, чем мы согрешили. И если за месяц и больше мы можем вспомнить лишь один-два греха - это значит, что к исповеди мы еще не готовы.

 

Нерегулярная исповедь не может быть полной

Наиболее содержательной исповедь обычно бывает у тех, кто приступает к этому Таинству в среднем не реже одного раза в месяц. Чем дольше мы не исповедаемся, тем хуже помним грехи. Конечно, можно от всей души каяться и после больших перерывов, и самая первая исповедь бывает у многих вполне содержательной. Но только едва ли кому-то удастся сохранить этот добрый настрой, если до следующей исповеди снова пройдет много времени.

Но не значит ли это, что мы должны исповедываться чем чаще - тем лучше, так часто, как только возможно? Ведь в древности в монастырях иноки каялись перед духовниками по два раза в день? Что ж, если бы мы по своему внутреннему устроению были так же готовы к тому, чтобы каяться два раза в день, как те иноки, мы бы могли им подражать. На практике те, кто приходят на исповедь и утром, и вечером, и когда только могут ("сходить что ли на исповедь…"), впадают в расслабленность и хуже готовятся. В итоге эта частая, вроде бы, исповедь несет в себе меньше, чем если бы мы не ленились дать себе труд хорошо все продумать и вспомнить, даже если это потребует дополнительно несколько дней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.228 (0.009 с.)