Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема личности в философии ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Личность (от лат. persona - маска, роль актера) -научный термин, обозначающий: 1) субъект отношений и сознательной деятельности, 2) устойчивую систему социально значимых черт. Две основные концепции личности: Л. как ролевая характеристика(соц. фун-ия) человека и Л. как его сущностная характеристика(обретенные качества индивида). Объективная сторона –это полож. индивида в системе общественных отношений. Субъективная сторона - это мир сознания и самопознания как результат. Психол. теории личности изнутри психических процессов. П.Т.Л. различны по определению ядра личности. 1) ядро личности в бессознательном, Эго зависит от бессозн. (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг). 2) ядро личности в сфере осознанного «Я».. 3) внешнее влияние. Научающе-бихевиористская концепция (Скинер, Уотсон, Торндайк), отталкивается от поведения человека, мотив - цепь рефлексов. Также социально-когнитивное направление (А. Бандура, Роттер, Пиаже), каждый человек осознает свой жизн. опыт. И гуманистическое направление (А. Маслоу и др.), человек способен к самосовершенствованию. Индивид (от лат. individuum - неделимый) – отдельный человек в отличие от коллектива. Индивидуализация - процесс формир-ия неповторимого своеобразия человека. Индивидуальность - это неповторимое своеобразие человека. Уника-сть личности связана с наслед-и особен-ями, с условиями микросреды. Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом системы знаний. Основные факторы социализации: 1) люди; 2) язык и духовная культура; 3) материальная среда; 4) соц.институты. Основные пути социализации: процессы целенаправленного воздействия на личность; спонтанные процессы. Смысл жизни человека. Смысл - то же, что значение. Гедонисты - С.Ж. в наслаждении, И. Кант - в добровольном подчинении нрав-ному закону, В. Соловьев - в служении Добру, марксизм — во всестороннем развитии личности и т.д. Человек - деятельное существо. Психоанализ (З.Фрейд) - роль бессознательного, психических процессов в жизни чела и общества. 2 главных открытия Фрейда: 1) бессознательного; 2) реакция вытеснения (из сознания в бессознание). По Фрейду, сны реализация скрытых стремлений человека. Альфред Адлер в основе "великих" действий человека лежит вытесненный комплекс неполноценности. Карл Густав Юнг - теория архетипов. Архетипы —"код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы. Эрих Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования: • патриархат и матриархат; •гуманистическое и авторитарное сознание;• власть и подчинение; *стремление к обладанию и просто жизнь;• личное бытие и историческое бытие;• негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоречия Темперамент- совокупность телесных и психических особенностей людей. 4 главн. Т.: 1)холерический - быстрая восприимчивость, сильная активность; 2)меланхолический - медленная восприимчивость, сильная активность; 3)сангвинический - быстрая восприимчивость, слабая активность; 4)флегматический - медленная восприимчивость, слабая активность.
Общество как подсистема объктивной реальности. Обществом («опчеством») русские крестьяне называли сельскую общину. Под обществом понимают социальное окружение человека. Обществами называют добровольные объединения людей по каким-либо интересам. С точки зрения философии О. - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей. Подходы к определению общества: субъектный, общество - особый самодеятельный коллектив людей; деятельностный - общество как процесс коллективного бытия людей; организационный - общество как институциональную систему устойчивых связей между людьми и соц. группами. Основные теоретические модели построения общества: натурализм (от лат. naturalis - естественный) решающую роль -> природные факторы; социальный идеализм определяющим фактором -> духовное, идеальное начало; теоцентризм человек как результат божественного предопределения; диалектико-материалистическая теория общества главным фактором признает способ производства материальной жизни. Философские интерпретации своеобразия общества. В античности, в философских интерпретациях общества используют концепцию идей и концепцию форм. В Средние века -> философии абсолютной личности Бога. В православии настаивают на особо тесном единстве народа со Всевышним, в католицизме расстояние между обществом и Богом увеличивают («мы и Он»), в протестантизме во главу угла ставят личное отношение к Богу («Я и Ты»).В Новое время - концепции равноправия членов общества и общественного договора. В христианстве - договор народа с Богом (завет и означает договор). К. Марксу: Люди в обществе «связаны» общественным трудом. Новейшие филос.интерп-ии общ-ва (Макс Вебер) - в основе социологического знания лежит интерпретация социологического действия. Социальное действие обладает смыслом.
Общество как система. Предмет социальной философии - познание общества как целостной системы. Общественные отношения - это многообразные связи между соц. группами, слоями, классами, нациями, государствами, а также внутри них, складывающиеся в процессе различных видов деятельности. О.О. - это условие, форма и результат деятельности людей. Основные признаки О.О.: повод, по которому они складываются; субъекты-носители; формы социальной предметности, в которых они объективируются. Сознательность и стихийность - качественные характеристики различных форм деятельности людей. Основания разграничения форм-> соотношении целей и результатов деятельности субъекта. Сознательная деятельность - это осознанная, целенапр. деят-ть субъекта(результат соответствует цели). Стихийная - это тоже осознанная, целенапр. деят-ть, (результат не соответ. цели). Нет либо только сознательной, либо только стихийной деятельности. Социальные законы - это объективные, необходимые явлений общественной жизни, характ-щие основную направ-сть общест-ого развития. Объективные условия - это такие факторы, которые не зависят от воли субъекта деятельности и определяют рамки и направления этой деятельности. Субъективный фактор - это интеллектуально-волевые, морально-психологические и организаторские свойства субъекта (компетентность, профессионализм, культура и т.п.). Детерминизм, филос. учение о воле как целиком определяемой внутренними психологическими причинами и внешними обстоятельствами, причем нет места так наз. свободе воли. Общество и природа. Природа рассматривается:*как сущность какого-либо явл-я,*как синоним понятия бытия,* как среда обитания чела,*среда находящ. в непосредственном контакте с челом,*как материальная субстанция,* как объект изуч. наук. Географическая среда(Реклю) - совокупность природных условий, непосредственно воздействующих на функционирование и развитие общества. Географический детерминизм- натуралистическое учение, рассматривающее географическую среду как определяющий фактор развития общества. (Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, В. Кузена, Г.Т. Бокля, Л.И. Мечникова и др). Ноосфера (от лат. noos - разум и сфера (Э. Леруа, П. Тэйяром де Шарденомом, В И. Вернадский)). Н. — это высшая ступень интеграции всех форм существования материи. Н. – замена стихийности, сознательным. Основные виды связей общества и природы: 1) генетическая, т.е. связь порождения; 2) онтологическая, т.е. связь существования; 3) гносеологическая связь познания. Основные типы взаимодействия общества и природы : (исторические этапы): 1) присваивающий, когда общество берет у природы готовые продукты. 2) переходный от присваивающей экономики к производящей; 3) индустриальный — переход к массовому производству.
Экол.модернизация и экол.проблемы: С развитием науки и техники – антропогенное влияние значительно возросло. В настоящее время природа почти полностью подчинена человеку. Главная проблемав несоответствии безграничных потребностей человечества и ограниченных возможностей самой природы => экологическая проблема. Пагубное влияние чела на природу => истощение недр, загрязнение промышленными отходами, уничтожение растительного и животного мира, применение атомной энергии в разных целях. 33. Ф-фия религии \ Религия проецирует состояние абсолютной зависимости. Религия (лат. religio - благочестие) - мировоззрение, сопряженное с ним поведение людей и формы его концептуализации. Р. отражает стремление человека и общества к связи с Абсолютом. Религия - форма мировоззрения в которой освоение мира осуществляется через разделение на посюсторонний и потусторонний. Концепции религии: 1) Ветхозаветная: бог создает все. Субстратом души явл-ся процесс дыхания. В душу Бог вкладывает веру в бога- это врожденная установка, т.е. априорная и трансцендентальная уст-ка. Бог открывается ч-ку. Формы откровения: в природе, в сознании, в библии. 2) Ф-фия Людвига Фейербаха - проблема Бога. *Главная идея - Р. порожд-ся чувством зависимости от прир.сил (политеизм). *Религия форма антропологии. * Чел-к создал бога - по образу своему и подобию. 3) Мифологическая школа: религия представляется через конкретные образы(герои, Боги). Любая форма деят-ти это служение какому-то Богу 4) Эмиль Дюркгейм: соц.сущность религии: 1) тотемизм - почитание кого-либо в качестве богов. 2)религ.нормы = соц.нормам и происходят от них: не убей, не укради. 3)религия форм-ет нравственность 5) Марксизм: а) религия есть фантастич.отражение земных сил, б) религия - результат отчуждения в) страх проецирует отчуждение. г) религия - духовная основа сис-мы эксплуатации. 6) Эрих Фромм: Религия- сист-ма взглядов и действий, к-рые определяют систему ориентаций и предмет поклонения или почетания. Авторитарная религ-ть: отражает стремление к подчин-ю высшей силе, Гуманистическая религ-ть: религия свободы. 7) Карл Густав Юнг: религия опр-ся архетипами - частная форма бессознательного. Архетипы- проекция родового опыта (опыт предков) 8) Зигмунд Фрейд: 1) Р-это рационализация собственных действий2) Р.- всеобщий д/всех невроз.. 3) Р. - следствие инфантильности, неразвитости. 4) Р.-сис-ма психологич. защит, Исповедь: осознание греха в структуре личности. Покаяние: греховное вытес-ие божеств-ым. Молитва: - 1) проявл-е, основа самоактулизации личности; 2) М. – тайна, как сам Бог, неизреченна. 3) Высшая - молитва как сост-е души; 4) М. - трансцендир-е - выход за границы данного. 5) Языческий уровень молитвы – в виде мольбы, просьбы. 6) Проявление принципа «Пусть будет так». 7) М. - психотерапия, снимает напряжение.
Философия веры. В ее понимании выделяется несколько парадигм. 1)вера – утверждение бога (под верой понимается и мнение, и убеждение - любая установка, связанная с символикой Бога и утверждением Его существования. Вне веры в сверхъестественное религия невозможна. Верующий человек – это тот, кто следует традиционным религиозным нормам. 2)вера как эмоция (Аристотель). Вера для него - показатель субъективности мнения. Убеждения основываются на доказательности и аргументированности, им сопутствует logos. Чувства же объективных оснований лишены. Согласно Давиду Юму, вера зависит от эмоций. Для Фридриха Шлейермахера религия носит индивидуальный, личностный характер. 3)вера в качестве установки. Вера определяется воспитанием и образованием. Принцип подражания (по Г.Тарду) – низшее подражает высшему. Вера - основа идеи причинности (Д.Юм). Вера – готовность к действию (Чарльз Пирс). Границы толерантности. 4)авторитарная вера( trust) Августин: два пути постижения истины: абсолюта и Бога: путь разума, научный и путь авторитета, религиозный. Фома Аквинский: гармония веры и разума. Т.Гоббс: вера как доверие. Вера – доверие без понимания. Пьер Абеляр: разумность авторитета. «Идолы театра» - доверие авторитету (Фрэнсиса Бэкона). Вера – бегство от ответственности. (Э. Фромму). Вера как доверие. Доверие – основа образования 5)рациональная вера – разумная вера. «Понимать, чтобы верить» (П.Абеляр) Вера имеет разумные основания (Д. Локка) разум и вера не противоречат друг другу. Вера – как твердое согласие ума - может опираться только на разумное основание. Т.Гоббс: вера – гипотеза.Вера – интуиция и источник аксиом.Рациональная вера – «атестическая» и «религиозная». Концепция веры-гипотезы соответствует просветительскийпарадигме рационализма. 6) Вера как абсурд (faith) (ап. Павел, Тертуллиан, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, Н. Бердяев) сила и глубина веры определяется ее несоизмеримостью с разумом, величиной ее абсурда.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.141 (0.017 с.) |