Проблема личности в философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема личности в философии



Личность (от лат. persona - маска, роль актера) -научный термин, обозначающий: 1) субъек­т отношений и сознательной деятельности, 2) устойчивую систему социально значимых черт. Две основные кон­цепции личности: Л. как ролевая характеристика(соц. фун-ия) чело­века и Л. как его сущностная характеристика(обретенные качества индивида). Объективная сторона –это полож. индивида в системе общественных отношений. Субъективная сторона - это мир сознания и самопознания как результат. Психол. теории личности изнутри психических процессов. П.Т.Л. различны по определению ядра личности. 1) ядро личности в бессознательном, Эго зависит от бессозн. (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг). 2) ядро личности в сфере осознанного «Я».. 3) внешнее влияние. Научающе-бихевиористская концепция (Скинер, Уотсон, Торндайк), от­талкивается от поведения человека, мотив - цепь реф­лексов. Также социально-когнитивное направление (А. Бандура, Роттер, Пиаже), каждый человек осознает свой жизн. опыт. И гуманистическое направление (А. Маслоу и др.), человек способен к самосовершенствованию. Индивид (от лат. individuum - неделимый) – отдельный человек в отличие от коллектива. Индивидуализация - процесс формир-ия неповторимого своеобразия человека. Индивидуальность - это неповторимое своеобразие человека. Уника-сть личности связана с наслед-и особен-ями, с условиями микросреды. Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс ус­воения индивидом системы знаний. Основные факторы социализации: 1) люди; 2) язык и духовная культура; 3) материальная среда; 4) соц.институты. Основные пути социализации: процессы целенаправленного воздействия на личность; спонтанные процессы. Смысл жизни человека. Смысл - то же, что значение. Гедонисты - С.Ж. в наслаждении, И. Кант - в добровольном подчинении нрав-ному закону, В. Соловьев - в служе­нии Добру, марксизм — во всестороннем развитии личности и т.д. Человек - деятельное существо. Психоанализ (З.Фрейд) - роль бессознательного, психических процессов в жизни чела и общества. 2 главных открытия Фрейда: 1) бессознательного; 2) реакция вытеснения (из сознания в бессознание). По Фрей­ду, сны реализация скрытых стремлений человека. Альфред Адлер в основе "великих" действий чело­века лежит вытесненный комплекс неполноценности. Карл Густав Юнг - теория архетипов. Архетипы —"код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архе­типы. Эрих Фромм выделяет следующие основные противоречия чело­веческого существования: • патриархат и матриархат; •гуманистическое и авторитарное сознание;• власть и подчинение; *стремление к обладанию и просто жизнь;• личное бытие и историческое бытие;• негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоречия Темперамент- совокупность телесных и психических особенностей людей. 4 главн. Т.: 1)холерический - быстрая восприимчивость, сильная активность; 2)меланхолический - медленная восприимчивость, сильная активность; 3)сангвинический - быстрая восприимчивость, слабая активность; 4)флегматический - медленная восприимчивость, слабая активность.

Общество как подсистема объктивной реальности.

Обществом («опчеством») рус­ские крестьяне называли сельскую общину. Под обществом понимают со­циальное окружение человека. Обществами называют добровольные объе­динения людей по каким-либо интересам.

С точки зрения философии О. - это исторически изменяющаяся фор­ма жизнедеятельности людей. Подходы к определе­нию общества: субъектный, общество - особый самодеятельный коллектив людей; деятельностный - общество как процесс коллективного бытия людей; организационный - общество как институциональную систему устойчивых связей между людьми и соц. группами. Основные теоретические модели построения общества: натурализм (от лат. naturalis - естественный) решающую роль -> природные факторы; социальный идеализм опреде­ляющим фактором -> духовное, идеальное нача­ло; теоцентризм человек как результат божественного предопределения; диалектико-материалистическая теория общества главным фактором при­знает способ произ­водства материальной жизни. Философские интерпретации своеобразия общества. В античности, в философских ин­терпретациях общества используют концепцию идей и концепцию форм. В Средние века -> философии абсолютной личности Бога. В православии настаивают на особо тесном единстве народа со Всевышним, в ка­толицизме расстояние между обществом и Богом увеличивают («мы и Он»), в протестантизме во главу угла ставят личное отношение к Богу («Я и Ты»).В Новое время - концепции равноправия членов общества и общественного договора. В христианстве - договор народа с Богом (завет и означает договор). К. Марксу: Люди в обществе «связаны» общественным трудом. Новейшие филос.интерп-ии общ-ва (Макс Вебер) - в основе социологи­ческого знания лежит интерпретация социологического действия. Социальное действие обладает смыслом.

 

Общество как система.

Предмет социальной философии - познание общества как целостной системы. Общественные отношения - это многообразные связи ме­жду соц. группами, слоями, классами, нациями, государствами, а также внутри них, складывающиеся в процессе различных видов деятель­ности. О.О. - это условие, форма и результат деятельно­сти людей. Основные признаки О.О.: повод, по которому они складывают­ся; субъекты-носители; формы социальной предметности, в которых они объективируются. Сознательность и стихийность - качественные характе­ристики различных форм деятельности людей. Основания разграничения форм-> соотношении целей и результатов деятельно­сти субъекта. Сознательная дея­тельность - это осознанная, целенапр. деят-ть субъек­та(результат соответствует цели). Стихийная - это тоже осознанная, целенапр. деят-ть, (результат не соответ. цели). Нет либо только сознательной, либо только стихийной деятельности. Социальные законы - это объективные, необ­ходимые явлений обще­ственной жизни, характ-щие основную направ-сть общест-ого развития. Объективные условия - это такие факторы, которые не зависят от воли субъекта деятель­ности и определяют рамки и направления этой деятельности. Субъективный фактор - это интеллектуально-волевые, морально-психологические и организаторские свойства субъекта (компетентность, профессионализм, культура и т.п.). Детерминизм, филос. учение о воле как целиком определяемой внутренними психологическими причинами и внешними обстоятельствами, причем нет места так наз. свободе воли.

Общество и природа.

Природа рассматривается:*как сущность какого-либо явл-я,*как синоним понятия бытия,* как среда обитания чела,*среда находящ. в непосредственном контакте с челом,*как материальная субстанция,* как объект изуч. наук. Географическая среда(Реклю) - совокупность природных условий, не­посредственно воздействующих на функционирование и развитие общест­ва. Географический детерминизм- натуралистическое учение, рассматривающее географическую среду как определяющий фактор развития общества. (Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, В. Кузена, Г.Т. Бокля, Л.И. Мечникова и др). Ноосфера (от лат. noos - разум и сфера (Э. Леруа, П. Тэйяром де Шарденомом, В И. Вернадский)). Н. — это высшая ступень интеграции всех форм сущест­вования материи. Н. – замена стихийности, сознательным. Основные виды связей общества и природы: 1) ге­нетическая, т.е. связь порождения; 2) онтологическая, т.е. связь существования; 3) гносеологическая связь познания. Основные типы взаимодействия общества и при­роды : (исторические этапы): 1) присваивающий, когда общество берет у приро­ды готовые продукты. 2) переходный от присваивающей экономики к производящей; 3) индустриальный — переход к массовому производству.

Экол.модернизация и экол.проблемы: С развитием науки и техники – антропогенное влияние значительно возросло. В настоящее время природа почти полностью подчинена человеку. Главная проблемав несоответствии безграничных потребностей человечества и ограниченных возможностей самой природы => экологическая проблема. Пагубное влияние чела на природу => истощение недр, загрязнение про­мышленными отходами, уничтожение растительного и животного мира, применение атомной энергии в разных целях.

33. Ф-фия религии \

Религия проецирует состояние абсолютной зависимости. Религия (лат. religio - благочестие) - мировоззрение, сопряженное с ним поведение людей и формы его концептуализации. Р. отражает стремление человека и общества к связи с Абсолютом. Религия - форма мировоззрения в которой освоение мира осуществляется через разделение на посюсторонний и потусторонний. Концепции религии: 1) Ветхозаветная: бог создает все. Субстратом души явл-ся процесс дыхания. В душу Бог вкладывает веру в бога- это врожденная установка, т.е. априорная и трансцендентальная уст-ка. Бог открывается ч-ку. Формы откровения: в природе, в сознании, в библии. 2) Ф-фия Людвига Фейербаха - проблема Бога. *Главная идея - Р. порожд-ся чувством зависимости от прир.сил (политеизм). *Религия форма антропологии. * Чел-к создал бога - по образу своему и подобию. 3) Мифологическая школа: религия представляется через конкретные образы(герои, Боги). Любая форма деят-ти это служение какому-то Богу 4) Эмиль Дюркгейм: соц.сущность религии: 1) тотемизм - почитание кого-либо в качестве богов. 2)религ.нормы = соц.нормам и происходят от них: не убей, не укради. 3)религия форм-ет нравственность 5) Марксизм: а) религия есть фантастич.отражение земных сил, б) религия - результат отчуждения в) страх проецирует отчуждение. г) религия - духовная основа сис-мы эксплуатации. 6) Эрих Фромм: Религия- сист-ма взглядов и действий, к-рые определяют систему ориентаций и предмет поклонения или почетания. Авторитарная религ-ть: отражает стремление к подчин-ю высшей силе, Гуманистическая религ-ть: религия свободы. 7) Карл Густав Юнг: религия опр-ся архетипами - частная форма бессознательного. Архетипы- проекция родового опыта (опыт предков) 8) Зигмунд Фрейд: 1) Р-это рационализация собственных действий2) Р.- всеобщий д/всех невроз.. 3) Р. - следствие инфантильности, неразвитости. 4) Р.-сис-ма психологич. защит, Исповедь: осознание греха в структуре личности. Покаяние: греховное вытес-ие божеств-ым. Молитва: - 1) проявл-е, основа самоактулизации личности; 2) М. – тайна, как сам Бог, неизреченна. 3) Высшая - молитва как сост-е души; 4) М. - трансцендир-е - выход за границы данного. 5) Языческий уровень молитвы – в виде мольбы, просьбы. 6) Проявление принципа «Пусть будет так». 7) М. - психотерапия, снимает напряжение.

 

Философия веры.

В ее понимании выделяется несколько парадигм. 1)вера – утверждение бога (под верой понимается и мнение, и убеждение - любая установка, связанная с символикой Бога и утверждением Его существования. Вне веры в сверхъестествен­ное рели­гия невозможна. Верующий человек – это тот, кто следует традиционным религиозным нормам. 2)вера как эмоция (Аристо­тель). Вера для него - показатель субъективности мнения. Убеждения основываются на доказательности и аргументированности, им сопутствует logos. Чувства же объективных оснований лишены. Согласно Давиду Юму, вера зависит от эмоций. Для Фридриха Шлейермахера религия носит индивидуальный, личностный характер. 3)вера в качестве установки. Вера определяется воспитанием и образованием. Принцип подражания (по Г.Тарду) – низшее подражает высшему. Вера - основа идеи причинности (Д.Юм). Вера – готовность к действию (Чарльз Пирс). Границы толерантности. 4)авторитарная вера( trust) Августин: два пути постижения истины: аб­солюта и Бога: путь разума, научный и путь авторитета, религиозный. Фома Аквинский: гармония веры и разума. Т.Гоббс: вера как доверие. Вера – доверие без понимания. Пьер Абеляр: разумность авторитета. «Идолы театра» - доверие авторитету (Фрэнсиса Бэкона). Вера – бегство от ответственности. (Э. Фромму). Вера как доверие. Доверие – основа образования 5)рациональная вера – разумная вера. «Понимать, чтобы верить» (П.Абеляр) Вера имеет разумные основания (Д. Локка) разум и вера не противоречат друг другу. Вера – как твердое согласие ума - может опираться только на разумное основание. Т.Гоббс: вера – гипотеза.Вера – интуиция и источник аксиом.Рациональная вера – «атестическая» и «религиозная». Концепция веры-гипотезы соответствует просветительскийпарадигме рационализма. 6) Вера как абсурд (faith) (ап. Павел, Тертуллиан, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, Н. Бердяев) сила и глубина веры определяется ее несоизмеримостью с разумом, величиной ее абсурда.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.141 (0.017 с.)