Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика средневековой фил.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Фил Аристотеля и Платона 1) Учение о четырёх первоначалах.: 1. Материальная причина. Бесформенное вещество и неопределенное. 2. Формальная причина. Материя – возможность. Форма - действительность. Они неотделимы. 3.Целевая причина. Все процессы обладают целью. Развитие есть осуществление цели. Телеология – учение о целях. 4. Движущая причина. Движение понимается механистически, результат внешнего воздействия одного тела на другое. 2) Бог У Аристотеля-«форма форм», «цель целей 3) учение о душе 1. Определение души. Душой обладает только естественное, а не искусственное тело. 2. Виды души а) Растительная душа. Объединяет человека и растение. Функции: питание, рост, размножение. б) Животная душа. Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. в) Разумная душа. Бог обладает лишь разумной душой. Душа неотделима от тела.Ум не соединен с телом. 4) Познание. Начало познания – ощещения, сенсорный опыт 5) учение о Катарсисе Трагедия посредством страха и сострадания очищает душу от аффектов и неврозов. 6) личность и общество. Личность социальна. Люди от природы равны. Человек – «политическое животное». «Политика» - деятельность в осуществлении «Царства Божьего на земле» 7)Этика. Умеренность-прицип золотой серидины основы нравственности искал в социуме. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. 1)Теория идей. П-основ.идеализма.1)Главн положения учения: материальные вещи изменчивы, 2) учение о триаде(все сущее состоит из трех субстанций: единого(первоначало всего); ума(сущностью всех вещей, есть обобщение всего живого на Земле); души(душа бессмертна 3) Учение о познании.Материальный мир -отображением "мира идей", предмет познания - "чистые идеи». чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности. 3) Классы. три сословия - философы, воины, работники; Специфика средневековой фил. 1) Специфика: самый продолжительный период, источника формирования- древнегр.фил и Священное Писание,. теоцентрична(опир-ся на 2 принципа: а) идею творения(Бог сотворил окружающий мир из ничего) б) идею Откровения,(мир можно познать,только познав Бога), 2)Тертуллиан Знание несовместимо с христианством. Человеческий разум - источник ереси. Только вера, божественное откровение приводят к истине. Авторитарная вера. 5)Время(Августин) а) Мир, вещи находятся в постоянном движении..б) Время было сотворено вместе с сотворением мира. в) Бог вечен: он существует вне времени. г) Время феноменологично, психологично, выражает лишь настоящее. Есть три времени — 6)Проблема универсалий., т.е. проблема статуса общих понятийРеализм –объективный идеализм. 7).Двойственность истины Религиозная истина м. противоречить ф-фской истине. И наоборот, 8)Концепция Гармонии веры и разума. Научные, ф-фские истины – относительны, преходящи, Рел-ные истины – абсолютны. В бесконечности развития разума достигается гармония. Средневековая философия. 1)Схоластика. Знание делил.на 2 вида: сверхъестественное, естественное. Реализм(подлинно существ. не сами вещи, а их общее понятие- универсалии). Номинализм(реально существ. сами конкретные вещи,. 2)Апологетика. Осн.задача- защищать христианство от его врагов и в обращении язычников в христианство. 3)Дока-во бытия Бога. Фома Аквинскому. 5 путей:. понятие движения. Все, что движется, имеет причиной движения нечто иное. Бог - как последняя цель, гармонизирующая.-все целесообразные процессы. 4)Персонализм. Хрис-ство персоналистично, признает в каждом чел. личность.Бог-тоже личность,наделён. страданием,волей,ответственностью. 5) Христианство о человеке. человек есть образ и подобие Божие 7)Типы веры. а)вера-утверждение бога б)вера как эмоция в)вера в качестве установки believe г) авторитарная вера trust-вера как доверие д)рациональная вера. опирается на доказательство, разум. е) Вера как абсурд Faith. сила веры определяется ее парадоксальности и абсурда. 8)Исповедь и покояние. осознание греха в структуре личности. Покаяние: греховное вытес-ие божеств-ым. Ч/з чувство страха, стыда
Фил эпохи Возрождения 1)Антопоцентризм а) человек, который утверждает свою индивидуальность и независимость б) Человек становится более самостоятельным. в) (т.к. центр проблема-развитие чел-ка)г) Формируется концепция прометеизма – человек соучаствует в сотворении Богом мира, созидая предметы культуры. д) Идеалом является разносторонность знаний и умений. 2)Гуманизм. а)существует не только как мировоззрение, б) «Гуманизм» означает человечность. Человек – как высшая ценность . 5)Универсальная религия.. Если Бог есть разум, он находится во всех религиях. Монтень. Томас Мор Макиавелли.
Философия нового времени 1)Бэкон.Эмпиризм.а) Опыт-критерии истины.б) ф.-наука о реальном мире,основывается на опыте,опровергается созерцательность.в) Истина. Благородные(изучаютдух.сущность) и неблаг.науки(телесную сущность). 2)Индукция. метод познания от частного к общему. «путь пчелы»,. 3)4 источ заблуж по Бэкону, идолы пещеры(индивид особен чел), идолы театра(приверженность к существ догматам), идолы площади(неправильное использ слов), идолы рода(восприним системы более упорядоченными,чем они есть) 5)Механицизм. познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении. 6)Интелл интуиция.- Разум уже содержит внутри себя все необходимые основания для 7) Врождённые идеи ясные и самоочевидные, выдерживающие любые сомнения и не нуждающиеся ни в каком опытном обосновании:. 8)Рефлекс. Под рефлексом Р. Декарт понимал движение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. 9) Пртестантизм. форма христианства, говорит об оправдании христиан при помощи одной благодати, )Лютер. провозгласил лозунг вос-становления раннехристианской церкви и авторитета Библии -- Свя-щенного писания, .11)Кельвин. Бог изначально определил судьбу каж-дого человека в вечности, его спасение или гибель. 12)Вебер. Каждый час должен принадлежать Богу. Потеря времени -- величайший грех.
Философия просвящения. убежденность в решающей роли распространения положительных знаний, 1)Сенсуализм. разум все свое содержание получает из ощущений, а ощущение - из опыта; источником нашего познания является внешний мир 2)Механицизм. - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов 3)Рационализм. способ мышления, утверждающий приоритет разума над чувствами: источником знания и критерием истины может быт только разум, а не чувственный опыт. 5) Вольтер. выступал против религии, особенно католицизма. 9) Дидро. все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает.
Британский эмпиризм 1). Философия британского эмпиризма: Джон Локк (1632-1704) -17век, Теория познания ДЖ. Локка: отрицание врождённых идей: 1) с ними должны быть знакомы все люди.2) все идеи благоприобретённые, но у разных народов разная нравственность.3) разный потенциал к обр-ю.4) идея Бога не явл. врождённой, но существуют разные вероисповедания. То, что человек усвоил с детства кажется врождённым. Русская философия. Западники и Славянофилы. Западники: тяготели к бматериализму и позитивизму. Славянофилы: - любили Россию как мать. Западники любили Р. как дитя. Славянофилы: идея целостности Русск. культуры и духа. Видели в них свободу, любовь. Утверждают целостность рус. Мысли. феномен веры: а) вера - основа знания, познания истины, Бога (истина - атрибут Бога) б) вера - бездоказательна в) вера опред-ет религиозн. и философ. познание в) вера - явл-ся основой развития истории, цивилизации г) разд-е православной веры (она свободна) и каталической (не свободна). Славянофилы сходились в главном: 1) в утверждении православной религии. 2) в мысли, что Запад заканчивает свое историческое развитие. 3) в признании мессианской роли России. Соборность – единение людей в Духе Св., во Христе, вне авторитета, в свободе. В религии - два начала: иранство (свободы) и кушитство (необходимость, доказательность). Племена кушитского типа агрессивны и воинственны. Иранцы - мирные земледельцы, кроткие, свободолюбивые, живут общиной. Иранцы - русский народ, кушитство – Запад. Славянофилы стремились к органическому пониманию истории и дорожили народными традициями, построение общ-ва по типу семейных отношений. Н.В.Федоров: единство мира; проблема жизни к смерти. «Ф-фия общего дела» - воскрешение «сынами», потомками – «отцов», предков. Отказ от вражды, грубости м/д людьми, признание высших образов морали. В.С.Соловьев: создатель 1) ф-фии всеединства. Влияние неоплатонизма. Ядро филос-кого учения - идея всеединства. Абсолютным же первоначалом считал Всеединый дух.а ) Всеед-во в познании. Рационализм (признание разума единственной основой научного познания,закономерностей природы и общ-ва) должен быть соединен с эмпиризмом (чувственное восприятие), с метафизикой и Откровением. б) Всеед-во в религии. Только единство всех Рел. Конфессий – ислама, христианства, буддизма – основа Истины. По отдельности – они ложные отвлеченные начала. 2) Идея Богочеловечества - жизненного пути личности, основан на следовании Богу, добру, нравственности. Идея Софии - всеобщией Божественной мудрости.. Н.А.Бердяев: главным началом в ф-фии явл-ся свобода. Свобода абсолютна,иррациональна (т.е.не постигается разумом). К.Н. Леонтьев. Основное направление - критика негативных явлений русской жизни. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость, рабство. неравенство между людьми — желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано. Ф.М. Достоевский будущее России видел в опоре на русскую «Национальную почву» — обычаи, традиции. Ключевую роль тграет религия.. Им было выделено два варианта жизненного пути: •путь человекобожества; •путь богочеловека. Путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека. Путь богочеловека — путь следования Богу стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Л. Шестова была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Философский иррационализм. 1)Сёрен Къеркегор. (Экзистенциализм - в центре внимания чел-к и его индивидуальное существование, внутренняя жизнь). 1. Экзистенция - сущность челов-го. бытия, то, что наход-ся в самом чел-ке, («Бог в душе»). Задача: стать и быть истиной. 2. Истина есть экзистенция. А) Истина –акатегория бытийная, личностная. Истина – максима самоактуализации личности. Не познается, а реализуется. «Чтобы познать истину, необходимо быть истиной». Б) Истина – иррациональна. В) Критерии истины – модусы, экзистенциалы -сост-е выбора, состоя-е страха, ответственности, тревоги. 3) Личность и общество Личность обретается в одиночестве. 4) Страдание – основа творчества. Чел-к - это страдательное сущ-во. Страдание - признак серьезности в отн-ия к миру, основа творчества. 5) Экзистенциальное мышление - противостоит научному, связана с выбором. ЭМ – свободно, т.к. бездоказательно, ЭМ субъективно, связано с выбором. ЭМ связано с переживаниями. Научное мышление - безлично, абстрактно, объективно несвободно. 6) Страх -отражение сущности человека, экзистенциал. А) Виды С. 1) повседневный – потеря значимого для себя. 2) страх перед смерть. 3) страх перед Ничто Б) 2 вида Божественного С. 1) С. Перед Богом. 2) С. Божий – б. экзистенциальный. С. В) Отношение к Богу – «Страх и трепет» Высшее влечение и высшее отвращение.7) 3 стадиии развития личности: 1 ) эстетическая - хар-ся разбросанностью, случайностью. Все становится модой. Отсутствие целенаправленности. характеризуется эротизмом, цинизмом, случайностью. Душа хар-ся неустойчивостью. Возникает меланхолия. 2) этическая – ч-к пытается разделить добро и зло.стремится к добру. следует внешним правилам, нормам. 3) религиозная - сталкивается с необходимостью в виде внешних норм, рождения, нравств-ых з-нов. Формы необходимости: рождения, взросления, учебы, общения, смерти. Необходимость нарушается в вере. Вера – абсолют возмож-ти.. Абсурд веры. Вера - абсурдна, парадоксальна.Противоречит нормам, разуму, морали. В.приносит страдание, страшит чел-ка. 2) Представителем иррационализма явл-ся Артур Шопенгауэр. Мир как воля -слепая, бессознательная сила, к-рая правит миром. Мировая воля- единтсвенная, свободная, сила, к-рая не имеет ни плана, ни конечной цели, но заставляет людей подчиняться себе. воля-первооснова реальности. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. Бессмертие души Шопенгауэр отрицал.. Гении подавляют волю к жизни. Идеал Шопенгауэра- нирвана, неприятие мира. 3) Ф.Ницше. Он заявил, что выживают не сильные,а слабые потому что их больше. У слабых больше ума. Потребность в вере- для слабых. Для Ницше сверхчеловек- «победитель бога, антихрист», варвар с инстинктами зверя, для него все возможно, все дозволено.
Экзистенциализм. Экзистенцианализм - философское учение, в центре внимания которого стоит человек. Экзистенциализм – протест против конформизма (т.е. против уподобления другим), против обезличивания, против манипуляции. Задача ч-ка –воплотить истину ч-кого бытия. Достичь максимального развития личности. «Бог в душе». Экз-ция непознаваема, иррациональна. Истина: Истина есть экзист-ция. Истина – это личностная хар-ка. это степень осуществления экзистенции. Задача ф-фии - не познать истину, а стать истинным. Чтобы познать истину, надо быть истиной. Модусы, экзистенциалы –Это сост-ние страха, забота, ответственность, совесть, страдание, решимость, выбор. Страх - основа приобщения к экзистенции. Страх перед смертью. Пограничная ситуация -основа приобщения к экзистенции. ситуация крушения, нереализованности высших ценностей (добра, дружбы, гуманизма, жизни).. Неподлинное бытие. – состояние, когда ч-к поглощен средой.. Свобода. 1.Свобода - есть критерий экзистенции. Свобода - выбор самого себя,. 2. Свобода - есть выбор, предполагает ответст-сть, горечь, бремя, страдание. 3.Свобода - это нарушение закона достаточного основания.. 4. Не чел-к обладает свободой, а Св. обладает чел-ком. 5. Свобода - свобода умереть..6. Св. внеисторична. Есть критерий развития личности.7. Свобода в духовном отношении фатальна. Бегство от свободы. (Эрих Фромм). Св. есть страдание, бремя. Ч-к может отказаться от свободы, это отказ от самого себя. Формы бегства от Св.: 1) авторитаризм - стремление найти опору во вне, в группе. Бывает: а) авторитарно-активная установка проявл-ся в форме садизма. б) авторитарно-пассивная – в форме мазохизма. 2) конформизм - вследствии уподобления; 3) деструкция- бегство от личности. Ф-фия абсурда (Альбер Камю). Наша реальность абсурдна (нелепа, бессмысленна) - на фоне фатальной смерти. 20.Философия Психоанализа - это орудие, которое дает возможность Я овладеть Оно. Зигмунд Фрейд (австр.уч). два главных открытия, • бессознательного - реакция вытеснения Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок. Особая форма жизни бессознательного - сны. сублимация, т.е. путем преобразования сексуальной энергии в несексуальную под воздействием социальных и моральных норм. Архетипы — универсальные образы,. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред,грезы, галлюцинации. Архетипы — "зашифрованная" история человечества, высшие истины. Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую действительность.
Общество как система. Предмет социальной философии - познание общества как целостной системы. Общественные отношения - это многообразные связи между соц. группами, слоями, классами, нациями, государствами, а также внутри них, складывающиеся в процессе различных видов деятельности. О.О. - это условие, форма и результат деятельности людей. Основные признаки О.О.: повод, по которому они складываются; субъекты-носители; формы социальной предметности, в которых они объективируются. Сознательность и стихийность - качественные характеристики различных форм деятельности людей. Основания разграничения форм-> соотношении целей и результатов деятельности субъекта. Сознательная деятельность - это осознанная, целенапр. деят-ть субъекта(результат соответствует цели). Стихийная - это тоже осознанная, целенапр. деят-ть, (результат не соответ. цели). Нет либо только сознательной, либо только стихийной деятельности. Социальные законы - это объективные, необходимые явлений общественной жизни, характ-щие основную направ-сть общест-ого развития. Объективные условия - это такие факторы, которые не зависят от воли субъекта деятельности и определяют рамки и направления этой деятельности. Субъективный фактор - это интеллектуально-волевые, морально-психологические и организаторские свойства субъекта (компетентность, профессионализм, культура и т.п.). Детерминизм, филос. учение о воле как целиком определяемой внутренними психологическими причинами и внешними обстоятельствами, причем нет места так наз. свободе воли. Общество и природа. Природа рассматривается:*как сущность какого-либо явл-я,*как синоним понятия бытия,* как среда обитания чела,*среда находящ. в непосредственном контакте с челом,*как материальная субстанция,* как объект изуч. наук. Географическая среда(Реклю) - совокупность природных условий, непосредственно воздействующих на функционирование и развитие общества. Географический детерминизм- натуралистическое учение, рассматривающее географическую среду как определяющий фактор развития общества. (Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, В. Кузена, Г.Т. Бокля, Л.И. Мечникова и др). Ноосфера (от лат. noos - разум и сфера (Э. Леруа, П. Тэйяром де Шарденомом, В И. Вернадский)). Н. — это высшая ступень интеграции всех форм существования материи. Н. – замена стихийности, сознательным. Основные виды связей общества и природы: 1) генетическая, т.е. связь порождения; 2) онтологическая, т.е. связь существования; 3) гносеологическая связь познания. Основные типы взаимодействия общества и природы : (исторические этапы): 1) присваивающий, когда общество берет у природы готовые продукты. 2) переходный от присваивающей экономики к производящей; 3) индустриальный — переход к массовому производству. Экол.модернизация и экол.проблемы: С развитием науки и техники – антропогенное влияние значительно возросло. В настоящее время природа почти полностью подчинена человеку. Главная проблемав несоответствии безграничных потребностей человечества и ограниченных возможностей самой природы => экологическая проблема. Пагубное влияние чела на природу => истощение недр, загрязнение промышленными отходами, уничтожение растительного и животного мира, применение атомной энергии в разных целях. 33. Ф-фия религии \ Религия проецирует состояние абсолютной зависимости. Религия (лат. religio - благочестие) - мировоззрение, сопряженное с ним поведение людей и формы его концептуализации. Р. отражает стремление человека и общества к связи с Абсолютом. Религия - форма мировоззрения в которой освоение мира осуществляется через разделение на посюсторонний и потусторонний. Концепции религии: 1) Ветхозаветная: бог создает все. Субстратом души явл-ся процесс дыхания. В душу Бог вкладывает веру в бога- это врожденная установка, т.е. априорная и трансцендентальная уст-ка. Бог открывается ч-ку. Формы откровения: в природе, в сознании, в библии. 2) Ф-фия Людвига Фейербаха - проблема Бога. *Главная идея - Р. порожд-ся чувством зависимости от прир.сил (политеизм). *Религия форма антропологии. * Чел-к создал бога - по образу своему и подобию. 3) Мифологическая школа: религия представляется через конкретные образы(герои, Боги). Любая форма деят-ти это служение какому-то Богу 4) Эмиль Дюркгейм: соц.сущность религии: 1) тотемизм - почитание кого-либо в качестве богов. 2)религ.нормы = соц.нормам и происходят от них: не убей, не укради. 3)религия форм-ет нравственность 5) Марксизм: а) религия есть фантастич.отражение земных сил, б) религия - результат отчуждения в) страх проецирует отчуждение. г) религия - духовная основа сис-мы эксплуатации. 6) Эрих Фромм: Религия- сист-ма взглядов и действий, к-рые определяют систему ориентаций и предмет поклонения или почетания. Авторитарная религ-ть: отражает стремление к подчин-ю высшей силе, Гуманистическая религ-ть: религия свободы. 7) Карл Густав Юнг: религия опр-ся архетипами - частная форма бессознательного. Архетипы- проекция родового опыта (опыт предков) 8) Зигмунд Фрейд: 1) Р-это рационализация собственных действий2) Р.- всеобщий д/всех невроз.. 3) Р. - следствие инфантильности, неразвитости. 4) Р.-сис-ма психологич. защит, Исповедь: осознание греха в структуре личности. Покаяние: греховное вытес-ие божеств-ым. Молитва: - 1) проявл-е, основа самоактулизации личности; 2) М. – тайна, как сам Бог, неизреченна. 3) Высшая - молитва как сост-е души; 4) М. - трансцендир-е - выход за границы данного. 5) Языческий уровень молитвы – в виде мольбы, просьбы. 6) Проявление принципа «Пусть будет так». 7) М. - психотерапия, снимает напряжение.
Философия веры. В ее понимании выделяется несколько парадигм. 1)вера – утверждение бога (под верой понимается и мнение, и убеждение - любая установка, связанная с символикой Бога и утверждением Его существования. Вне веры в сверхъестественное религия невозможна. Верующий человек – это тот, кто следует традиционным религиозным нормам. 2)вера как эмоция (Аристотель). Вера для него - показатель субъективности мнения. Убеждения основываются на доказательности и аргументированности, им сопутствует logos. Чувства же объективных оснований лишены. Согласно Давиду Юму, вера зависит от эмоций. Для Фридриха Шлейермахера религия носит индивидуальный, личностный характер. 3)вера в качестве установки. Вера определяется воспитанием и образованием. Принцип подражания (по Г.Тарду) – низшее подражает высшему. Вера - основа идеи причинности (Д.Юм). Вера – готовность к действию (Чарльз Пирс). Границы толерантности. 4)авторитарная вера( trust) Августин: два пути постижения истины: абсолюта и Бога: путь разума, научный и путь авторитета, религиозный. Фома Аквинский: гармония веры и разума. Т.Гоббс: вера как доверие. Вера – доверие без понимания. Пьер Абеляр: разумность авторитета. «Идолы театра» - доверие авторитету (Фрэнсиса Бэкона). Вера – бегство от ответственности. (Э. Фромму). Вера как доверие. Доверие – основа образования 5)рациональная вера – разумная вера. «Понимать, чтобы верить» (П.Абеляр) Вера имеет разумные основания (Д. Локка) разум и вера не противоречат друг другу. Вера – как твердое согласие ума - может опираться только на разумное основание. Т.Гоббс: вера – гипотеза.Вера – интуиция и источник аксиом.Рациональная вера – «атестическая» и «религиозная». Концепция веры-гипотезы соответствует просветительскийпарадигме рационализма. 6) Вера как абсурд (faith) (ап. Павел, Тертуллиан, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, Н. Бердяев) сила и глубина веры определяется ее несоизмеримостью с разумом, величиной ее абсурда.
Фил Аристотеля и Платона 1) Учение о четырёх первоначалах.: 1. Материальная причина. Бесформенное вещество и неопределенное. 2. Формальная причина. Материя – возможность. Форма - действительность. Они неотделимы. 3.Целевая причина. Все процессы обладают целью. Развитие есть осуществление цели. Телеология – учение о целях. 4. Движущая причина. Движение понимается механистически, результат внешнего воздействия одного тела на другое. 2) Бог У Аристотеля-«форма форм», «цель целей 3) учение о душе 1. Определение души. Душой обладает только естественное, а не искусственное тело. 2. Виды души а) Растительная душа. Объединяет человека и растение. Функции: питание, рост, размножение. б) Животная душа. Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. в) Разумная душа. Бог обладает лишь разумной душой. Душа неотделима от тела.Ум не соединен с телом. 4) Познание. Начало познания – ощещения, сенсорный опыт 5) учение о Катарсисе Трагедия посредством страха и сострадания очищает душу от аффектов и неврозов. 6) личность и общество. Личность социальна. Люди от природы равны. Человек – «политическое животное». «Политика» - деятельность в осуществлении «Царства Божьего на земле» 7)Этика. Умеренность-прицип золотой серидины основы нравственности искал в социуме. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. 1)Теория идей. П-основ.идеализма.1)Главн положения учения: материальные вещи изменчивы, 2) учение о триаде(все сущее состоит из трех субстанций: единого(первоначало всего); ума(сущностью всех вещей, есть обобщение всего живого на Земле); души(душа бессмертна 3) Учение о познании.Материальный мир -отображением "мира идей", предмет познания - "чистые идеи». чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности. 3) Классы. три сословия - философы, воины, работники; Специфика средневековой фил. 1) Специфика: самый продолжительный период, источника формирования- древнегр.фил и Священное Писание,. теоцентрична(опир-ся на 2 принципа: а) идею творения(Бог сотворил окружающий мир из ничего) б) идею Откровения,(мир можно познать,только познав Бога), 2)Тертуллиан Знание несовместимо с христианством. Человеческий разум - источник ереси. Только вера, божественное откровение приводят к истине. Авторитарная вера. 5)Время(Августин) а) Мир, вещи находятся в постоянном движении..б) Время было сотворено вместе с сотворением мира. в) Бог вечен: он существует вне времени. г) Время феноменологично, психологично, выражает лишь настоящее. Есть три времени — 6)Проблема универсалий., т.е. проблема статуса общих понятийРеализм –объективный идеализм. 7).Двойственность истины Религиозная истина м. противоречить ф-фской истине. И наоборот, 8)Концепция Гармонии веры и разума. Научные, ф-фские истины – относительны, преходящи, Рел-ные истины – абсолютны. В бесконечности развития разума достигается гармония. Средневековая философия. 1)Схоластика. Знание делил.на 2 вида: сверхъестественное, естественное. Реализм(подлинно существ. не сами вещи, а их общее понятие- универсалии). Номинализм(реально существ. сами конкретные вещи,. 2)Апологетика. Осн.задача- защищать христианство от его врагов и в обращении язычников в христианство. 3)Дока-во бытия Бога. Фома Аквинскому. 5 путей:. понятие движения. Все, что движется, имеет причиной движения нечто иное. Бог - как последняя цель, гармонизирующая.-все целесообразные процессы. 4)Персонализм. Хрис-ство персоналистично, признает в каждом чел. личность.Бог-тоже личность,наделён. страданием,волей,ответственностью. 5) Христианство о человеке. человек есть образ и подобие Божие 7)Типы веры. а)вера-утверждение бога б)вера как эмоция в)вера в качестве установки believe г) авторитарная вера trust-вера как доверие д)рациональная вера. опирается на доказательство, разум. е) Вера как абсурд Faith. сила веры определяется ее парадоксальности и абсурда. 8)Исповедь и покояние. осознание греха в структуре личности. Покаяние: греховное вытес-ие божеств-ым. Ч/з чувство страха, стыда
Фил эпохи Возрождения 1)Антопоцентризм а) человек, который утверждает свою индивидуальность и независимость б) Человек становится более самостоятельным. в) (т.к. центр проблема-развитие чел-ка)г) Формируется концепция прометеизма – человек соучаствует в сотворении Богом мира, созидая предметы культуры. д) Идеалом является разносторонность знаний и умений. 2)Гуманизм. а)существует не только как мировоззрение, б) «Гуманизм» означает человечность. Человек – как высшая ценность . 5)Универсальная религия.. Если Бог есть разум, он находится во всех религиях. Монтень. Томас Мор Макиавелли.
Философия нового времени 1)Бэкон.Эмпиризм.а) Опыт-критерии истины.б) ф.-наука о реальном мире,основывается на опыте,опровергается созерцательность.в) Истина. Благородные(изучаютдух.сущность) и неблаг.науки(телесную сущность). 2)Индукция. метод познания от частного к общему. «путь пчелы»,. 3)4 источ заблуж по Бэкону, идолы пещеры(индивид особен чел), идолы театра(приверженность к существ догматам), идолы площади(неправильное использ слов), идолы рода(восприним системы более упорядоченными,чем они есть) 5)Механицизм. познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении. 6)Интелл интуиция.- Разум уже содержит внутри себя все необходимые основания для 7) Врождённые идеи ясные и самоочевидные, выдерживающие любые сомнения и не нуждающиеся ни в каком опытном обосновании:. 8)Рефлекс. Под рефлексом Р. Декарт понимал движение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. 9) Пртестантизм. форма христианства, говорит об оправдании христиан при помощи одной благодати, )Лютер. провозгласил лозунг вос-становления раннехристианской церкви и авторитета Библии -- Свя-щенного писания, .11)Кельвин. Бог изначально определил судьбу каж-дого человека в вечности, его спасение или гибель. 12)Вебер. Каждый час должен принадлежать Богу. Потеря времени -- величайший грех.
Философия просвящения. убежденность в решающей роли распространения положительных знаний, 1)Сенсуализм. разум все свое содержание получает из ощущений, а ощущение - из опыта; источником нашего познания является внешний мир 2)Механицизм. - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов 3)Рационализм. способ мышления, утверждающий приоритет разума над чувствами: источником знания и критерием истины может быт только разум, а не чувственный опыт. 5) Вольтер. выступал против религии, о
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.209 (0.019 с.) |