Европейское средневековье. Рождение гербов и геральдика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейское средневековье. Рождение гербов и геральдика



Яркое и красочное искусство геральдики развилось с утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь – феодализм и крестовые походы. Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам,относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года, заключённом Санчо, инфантом Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнского. В эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде).

Несомненные свидетельства существования геральдики появляются только после крестовых походов. Самое раннее такое свидетельство - французский эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Плантагенета (умер в 1151 году), графа Анжу и Мэна, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где на лазоревом поле предположительно четыре вздыбленных золотых льва (точное число львов трудно определить из-за положения, в каком нарисован щит). Граф был зятем Генриха I, короля Англии, правившего в 1100-1135 годах, который, согласно хронике, и пожаловал ему этот герб.

Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.

 

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

"КТО ЗДЕСЬ ГОРЕСТЕН И БЕДЕН, ТАМ БУДЕТ БОГАТ!"

Крестовые походы, продолжавшиеся с 1096 по 1291 год, составили целую эпоху в европейской истории. Начало этой двухсотлетней войны было спровоцировано утвердившимися в Палестине турками - фанатичными мусульманами, которые начали осквернять святыни христианства и чинить препятствия христианам, желавшим совершить паломничество в Палестину и Иерусалим. Азиатские племена, объединённые под знаменем ислама, начали грандиозную экспансию, в результате которой покорили Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Испанию, грозили Константинополю и подбирались уже к самому сердцу Европы. Правитель франков Карл из рода Каролингов (689-741) нанес арабам поражение, когда они дошли уже до Луары. Это произошло в 732 году в битве при Пуатье. Победа принесла ему прозвище Мартелл - "молот", потому что он остановил продвижение мусульман по Западной Европе. Но арабы еще несколько десятилетий удерживали власть в Провансе. Турки начали нападать на паломников и разрушать христианские храмы. Так что призыв папы Урбана II к защите Гроба Господня пал на благодатную почву. Помимо крупных феодалов, идею похода на Восток восприняли многочисленные мелкие феодалы-рыцари (младшие члены феодальных семей, не могущие рассчитывать на получение наследства), а также купцы многих торговых городов.

Первый крестовый поход состоялся в 1096 году, но гербы вполне могли появиться несколько раньше. Первые документальные свидетельства о гербах появились спустя как минимум двести лет после их возникновения. Возможно, тесная связь крестовых походов с зарождением геральдики объясняется тем, что именно в этот период использование гербов приняло массовый характер. Это потребовало создания упорядоченной системы символических изображений как средства коммуникации, ибо герб служил опознавательным знаком, несущим какую-то информацию о владельце и хорошо различимым на расстоянии.

С XII века доспехи становятся всё более и более сложными, шлем закрывает все лицо рыцаря, сам он одевается в броню целиком, с головы до пят. Кроме того, при некоторых отличиях, все доспехи были однотипными, так что опознать рыцаря не только издали, но и вблизи стало невозможно. Эта ситуация дала импульс к массовому использованию герба в качестве опознавательного знака. В дополнение к гербу, изображённому на щите, постепенно появились дополнительные гербовые знаки, которые были призваны помочь рыцарям узнавать друг друга на расстоянии и в пылу боя: навершие (клейнод) - укреплённое на верхушке шлема украшение из рогов животных и перьев птиц (этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров), а также геральдические вымпелы и штандарты. Сочетание двух видов родовых знаков - щита и навершия - составило в дальнейшем материальную основу герба.

Своим происхождением обязаны крестовым походам две важных детали геральдической конструкции - намёт и бурлет. В первом крестовом походе десятки рыцарей ежедневно погибали от зноя, так как их стальные доспехи раскалялись на солнце. Крестонсцам пришлось заимствовать у арабов способ, применяемый жителями пустыни и по сей день: чтобы спастись от жаркого солнца и предотвратить нагревание шлема, арабские и персидскиевоины использовали кусок материи, набрасываемый на голову и плечи и закрепляемый на голове обручем из сплетенного верблюжьего волоса, перевитого шелковыми нитями. Так называемая куфья и сегодня составляет неотъемлемую деталь арабского костюма. От нее и

происходит намёт или ламбрекен ("lambrequin", от латинского "lambellum" - клочок или кусок материи), а также бурлет (от французского "burrelet" - венок). Намёт являетсяобязательной частью герба, и изображается в виде накидкис развевающимися концами, закрепленной на шлеме спомощью бурлета или короны. Намёт бывает или целым, сорнаментально вырезанным краем (особенно в раннихгербах) или иссечённым, с длинными, прихотливо переплетёнными лоскутами (вероятно, рассечённый сабельными ударами намёт указывал на отвагу обладателя герба - участника самых жарких схваток).

Во время крестовых походов европейские феодалы, которые были хорошо всем известны у себя на родине, влились в огромное интернациональное войско и на общем фоне потеряли обычно ярко выраженную внешнюю индивидуальность, из-за чего и возымели потребность как-то выделять себя из массы таких же рыцарей, демонстрировать свою национальную, родовую и военную принадлежность. Завоевания крестоносцев всегда сопровождались ужасным разбоем и грабежом, поэтому было установлено правило, согласно которому рыцарь, первым ворвавшийся в любой дом взятого города, объявлялся собственником всего, что в нем находилось. Рыцари должны были как-то отмечать награбленное, чтобы оградить его от посягательств соратников. С появлением гербов эта проблема решалась прибиванием к двери дома щита с гербом его нового владельца. Такую потребность имели не только отдельные крестоносцы, но и крупные военачальники: жители взятых их отрядами домов и кварталов вывешивали у себя знамена этих войск, чтобы не подвергнутся грабежу со стороны других феодалов. Этот обычай, как и множество других, был заимствован крестоносцами и стал одним из камней в фундаменте зарождающейся геральдики.

 

Следствием крестовых походов было угасание многих дворянских родов Европы, все мужские представители которых гибли во время кампаний. Знатные фамилии, чьи корни уходили в эпоху завоевания Рима варварскими племенами, просто исчезали. Вследствие этого европейские монархи впервые вынуждены были жаловать дворянство, создавая новую аристократию. Гербы играли при этом важнейшую роль, так как часто единственным основанием претендовать на дворянство и документальным доказательством благородного происхождения был гербовый щит, привезенный из Святой земли.

 

Итак, скопление в одном месте множества феодалов из разных стран (необычная для Европы ситуация), интернациональный характер крестоносного войска, необходимость опознавать друг друга и (в условиях неграмотности и языковых барьеров) утверждать свое собственное имя, а также особенности вооружения, способ ведения войны и заимствование множества изобретений восточной цивилизации - все это стало причиной возникновения и оформления геральдики.

 

РЫЦАРСКИЕ ТУРНИРЫ

Турниры появились до крестовых походов. Во всяком случае имеется упоминание о воинских играх, происходивших в 842 году в Страсбурге во время переговоров Карла Лысого и Людовика Немецкого. Вероятно, турниры оформились во Франции в середине XII века и затем распространились в Англию и Германию.

Турниры надолго стали неотъемлемой частью западноевропейской жизни. К участию в них допускались только рыцари с безупречной репутацией. Нарушение рыцарского кодекса грозило ужасным позором.

Так же, как и щиты рыцарей, попоны лошадей имели геральдическую раскраску. Рыцаря должно было быть хорошо видно сверху, с трибун, особенно во время общей схватки. Вот почему появились (или во всяком случае широко распространились) навершия - укреплявшиеся на верхушке шлема фигуры, изготовленные из лёгкого дерева, кожи и даже из папье-маше (позднее - из более дорогих материалов). Знаменитый германский странствующий рыцарь XIV века Ульрих фон Лихтенштейн, принявший участие в нескольких турнирах одетый как легендарный король Артур, ввёл моду на сложные навершия: он носил шлем, украшенный фигурой Венеры, в одной руке держащей факел, а в другой - стрелу. Палатки или шатры, в которых рыцари готовились к состязаниям, хранили оружие и отдыхали в перерывах между боями (такими же палатками пользовались в походах крестоносцы), в дальнейшем также найдут отражение в искусстве геральдики - они превратятся в геральдическую мантию и шатёр "сень".

В Европе к участию в турнирах допускались исключительно лица благородного происхождения. В Германии требования были более либеральны: иногда, чтобы получить разрешение, достаточно было сослаться на предка, принимавшего участие в рыцарском турнире. Можно сказать, что главным пропуском на турнир был герб, доказывающий высокое происхождение владельца и его положение в родовой иерархии. Для знатоков, каковыми были герольды, предъявленный герб содержал всю необходимую информацию. Вот почему важнейшей частью турнирного этикета были гербы, которых стало так много, что настала пора навести порядок в этой области.

Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику" Существует два варианта происхождения терминов "геральдика" и "герольд": от позднелатинского heraldica (от heraldus - глашатай), или от немецкого Herald - испорченного Heeralt - ветеран, как называли в Германии в средние века людей, имевших репутацию доблестных и храбрых воинов, приглашавшихся в качестве почётных гостей и судей на разные торжества, и, в частности, на турниры.

Герольд должен был хорошо знать генеалогию благородных семейств, чьи представители принимали участие в боях, и уметь распознавать гербы рыцарей, съехавшихся на турнир. Так постепенно профессия герольдов приобретает сугубо геральдический характер, а на турнирах рождается собственно геральдика.

Итак, гербы приобретают всё большее значение в странах Западной Европы. В Англии с XII века герольды пользуются почётом при дворе королей. Эдуард III (1312-1377) учредил геральдическую коллегию, функционирующую по сей день (это учреждение - "The College of Arms" - располагается в Лондоне на Queen Victoria Street.

 

ГОРОДСКИЕ ГЕРБЫ

В основе городских и государственных гербов - печати феодалов, удостоверявшие подлинность документов, рассылаемых ими из своих владений. Родовой герб феодала, таким образом, переходил сначала на печать замка, а потом и на печать принадлежащих ему земель. При возникновении новых городов и образовании новых государств требования времени и юридические нормы приводили к созданию гербов, либо совершенно новых, не заимствованных из родовых дворянских гербов, а несущих символические изображения, указывающие на местные достопримечательности, исторические события, хозяйственный профиль города, либо смешанных. В качестве примера можно привести герб Парижа, в котором соседствуют корабль и лазоревое поле с золотыми лилиями. Корабль символизирует, с одной стороны, лежащий в самом центре города остров де ля Сите на реке Сене, имеющий форму корабля, а с другой - торговлю и торговые компании, главную составляющую городского хозяйства. Лазоревое поле с золотыми лилиями - старая эмблема династии Капетингов, под покровительством которой находился Париж.

 

КОРПОРАТИВНЫЕ ГЕРБЫ

Наряду с индивидуальной геральдикой, в средневековье получили развитие и другие её направления - городское и корпоративное, в том числе церковное. Городские ремесленники и торговцы создавали гильдии, регистрируемые в качестве "юридических лиц" и снабжаемые соответственно гербами. Было принято, что члены гильдии носили одежду геральдических цветов своей ассоциации - особые ливреи. Так, например, члены лондонской Мясницкой компании носили бело-голубые ливреи, пекари - оливково-зелёного и каштанового цветов, торговцы восковыми свечами носили ливреи бело-голубой расцветки. Лондонской компании скорняков было позволено использовать в своём гербе горностаевый мех, хотя в соответствии со средневековыми нормами этот геральдический цвет мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства. На корпоративные гербы помещались главным образом орудия труда. Аптекари изображают на гербах весы и ланцет, гвоздари - молоток и гвозди, колёсники - колёса, изготовители игральных карт - символы карточных мастей. Кроме того, в корпоративных гербах встречались изображения святых покровителей соответствующих ремёсел. Французский король Людовик XIII, желая поднять значение купечества, пожаловал шести купеческим гильдиям Парижа гербы, в которых корабль с парижского городского герба соседствовал с символами соответствующих ремесел и девизами.

Желающие подражать аристократии богатые горожане пользовались фамильными знаками наподобие гербов, хотя они и не были официальными. Но нуждавшееся в деньгах французское правительство решило обратить распространившуюся моду себе на пользу и разрешило обзавестись гербами всем желающим, но за плату. Более того, алчные чиновники даже обязывали горожан обзаводиться гербами. В результате введения в 1696 году налога на право иметь личный герб казна начала получать значительный доход, так как гербов регистрировалось огромное количество. Но вследствие этого значение гербов во Франции сильно упало - неимоверно расплодившиеся гербы обесценились.

Учебные учреждения также столетиями использовали гербы. Университеты часто получали гербы их основателей, как, например, колледж Христа в Кембридже, основанный леди Маргарет Бьюфорт. Итонский колледж в 1449 году получил герб от своего основателя короля Генриха VI (1421-1471), набожного отшельника, чья неспособность править стала одной из причин Войны Алой и Белой розы. Три белые лилии на этом гербе символизируют Деву Марию, в честь которой был основан колледж. Многие частные и коммерческие фирмы и сегодня стремятся получить герб, так как наличие такого герба придаёт фирме солидность и надёжность. Например, относительно недавно получила герб известная английская торговая компания Херродс.

 

ЦЕРКОВНЫЕ ГЕРБЫ

Гербом папства в XIV веке стали скрещенные золотой и серебряный ключи апостола Петра - "разрешающий" и "вяжущий", перевязанные золотым шнуром, на червлёном щите под папской тиарой. Этот герб сегодня является официальным гербом Ватикана, но каждый папа получает свой собственный герб, в котором ключи и тиара обрамляютщит.

На флаге Ватикана изображён малый герб города-государства, в котором отсутствует червлёный щит, но этот цвет перенесён на шнур, связывающий ключи. Очевидно, для флага выбраны цвета ключей - золотой исеребряный. Церковь, бывшая крупнейшим феодалом средневековья, рано начала использовать гербы в практических целях - для идентификации и демонстрации территориальной принадлежности церковных организаций. Гербы встречаются на печатях аббатств и епископов с XII века. Наиболее распространённые символы церковной геральдики - ключи св. Петра, орёл св. Иоанна и другие знаки, символизирующие различных святых, детали церковного обихода, и самые разнообразные кресты.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГЕРБЫ

В основе всех государственных гербов европейских стран лежали родовые гербы правящих династий. На многих современных европейских государственных гербах в том или ином виде присутствуют львы и орлы - традиционные символы власти и государственности.

На гербе Дании - три лазоревых леопарда на золотом поле, украшенном червлёными сердцами - так около 1190 года выглядел герб короля Кнуда VI Вальдемарссона. Наравне с английским этот герб можно считать старейшим европейским государственным гербом. На большом королевском гербе Швеции львы поддерживают щит, а также присутствуют во второй и третьей четвертях щита. Около 1200 года у правителя Норвегии появился свой герб, на котором изображён золотой в червлёном поле коронованный лев св. Олафа, в передних лапах сжимающий боевой топор. Лев финского герба постепенно сформировался к XVI веку. На гербах Бельгии, Нидерландов и Люксембурга также обосновался лев - старая эмблема герцогов Бургундских. На гербе Нидерландов - золотой лев с серебряным мечом и пучком стрел в лапах, и т.д.

Первое сохранившееся до наших дней изображение одноглавого орла на щите помещается на серебряноймонете Фридриха Барбароссы. С XV века до 1806 года двуглавый орёл - древний имперский символ, спутник героев, свидетель великих исторических событий - был гербом объединяющей многие центрально-европейские государства Священной Римской империи, управляемой династией Габсбургов.

Старейшим государственным гербом является герб Великобритании, складывавшийся в течение девятисот лет.

 

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ГЕРАЛЬДИКЕ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВИГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

В классической геральдике существует всего 7 цветов, которые обычно подразделяют на металлы (золото и серебро) и

финифти (червлень, лазурь, зелень и чернь, а также пурпур); кроме того существуют и особые меха (горностаевый и беличий). Для схематического изображения цвета также может использоваться специальная штриховка (в таких случаях говорят, что герб изображен в геральической штриховке). Для каждого цвета в классической геральдике также существует и свое толкование.

Точных оттенков того или иного цвета (в RGB, CMYK, пантоны и пр.) в геральдике не существует - оттенки могут варьироваться от гербам к гербу. Более того, в отношении одного и того же герба, исполненного художественно по-разному, могут также использоваться разные оттенки.

Металлы:

Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия. Графически изображается точками.

Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности. Графически никак не изображается (т.е. фигура просто закрашивается белым или серым цветом).

Финифти:

Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрошимости. Графически изображается вертикальной штриховкой.

Лазурь (голубой, синий цвет) - символ красоты, мягкости и величия. Графически изображается горизонтальной штриховкой (а также иногда горизонтальными пунктирными линиями).

Зелень (зеленый цвет) - символ надежды, радости и изобилия. Графически изображается диагональными линиями справа.

Пурпур (бордовый цвет) - символ достоинства, силы и могущества. Графически изображается диагональными линиями слева. В российской геральдике (особенно территориальной) почти не используется.

Чернь (черный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения. Графически изображается сплошной черной заливкой либо перпендикулярно пересекающмися прямыми линиями.

Для человеческого тела и других естественных фигур могут также использоваться финифти телесного или натурального

цвета. В английской геральдике еще применются оранжевый (изображается пересекающимися диагональными и горизонтальными линиями) и коричневый (или кровяной, изображается пересекающимися диагональными линиями) цвета.

Меха:

Горностаевый (а также противогорностаевый) мех - символ власти. Графически изображается в виде усеянных по серебряному полю черных уширенных к низу крестиков.

Беличий (а также противобеличий) мех. Графически изображается в виде чередующихся лазуревых и серебряных шлемиков.

 

Все фигуры, размещенные в щите, называют гербовыми, которые подразделяют на геральдические (имеющие условноезначение) и негеральдические (все остальные фигуры, заимственные из действительности - животные, растения, инструменты и пр.). Одна фигура обычно всегда помещается в центре щита - при этом она может быть иногда повышенной или пониженной (по отношению к геометическому центру щита).

Геральдические фигуры делятся в свою очередь на почетные (в прошлом они жаловались в знак особого отличия и занимают в щите главные положения, фактически деля щит на части) и простые (прочие относительно простые геометрические фигуры).

Основные почетные фигуры:

Глава Оконечность Пояс Столб Левая и правая перевязь Щиток Кайма Крест (прямой крест)

Андреевский (косой) крест Вилообразный крест Полый крест Стропило Вольная часть

 

Вольная часть в современной российской геральдике обычно используется в муниципальных гербах для указания на принадлежность к конкретному региону (при этом в вольной части размещается герб региона) - в настоящее время это необязательный элемент герба.

Отдельные простые фигуры:

Острие Титло (ламбель) Гонт Брусок

 

К простым фигурам также относят: клин, треугольник, квадрат, ромб, монету, шар, дугу и пр.

Негеральдические фигуры подразделяются на естественные (заимствованные из природной среды), искусственные (т.е. имеющие антропогенный характер) и фантастические (мифические) (т.е. несуществующие животные из легенд и мифов).

Геральдические термины: бурелет, венок, девиз, девизная лента.

 

БУРЕЛЕТ (франц. bourrelet - жгут, набухание, припухлость) — гербовый элемент (атрибут), сохраняющийся до сих пор в

государственной геральдике ряда стран. Первоначально представлял собой две-три матерчатые трубки, туго набитые

сырой шерстью, перекрученные или сплетенные в жгут и связанные в виде кольца.

ВЕНОК - древнейший символ награды, почета, эмблема бессмертия, а следовательно, величия (в государственных гербах

- державного величия); в женских гербах - эмблема памяти о погибшем рыцаре (муже, отце, брате - в случае отсутствия у них мужского потомства).

ДЕВИЗ - одна из составных, но не обязательных частей герба или знамени. Девиз всегда располагается вне поля щита, на особом месте - девизной ленте или девизном щитке, представляющем собой часть, кусочек девизной ленты. Девизы делятся на три группы по своей форме: 1) словесные девизы - самая обычная и распространенная форма; 2) фигурные девизы (бэджи, импресы) и 3) сочетание фигурного и словесного девизов, где один поясняет другой и оба неразрывно связаны смыслом, содержанием.

Словесным девизом может считаться такая мысль, которая в краткой, сжатой, лаконичной форме, в виде образного изречения, афоризма или символического призыва передает глубокую или поучительную идею, избранную в качестве жизненного кредо или основного направления деятельности тем или иным девизовладельцем: отдельным лицом, учреждением, партией, городом или государством.

Вот примеры девизов разных категорий владельцев.

Личный девиз: «Обязан - значит, могу!» (А. В. Суворов).

Родовой девиз: «Честь дороже жизни» (как принцип поведения для всего рода).

Девиз организации: «Один - за всех, все - за одного!» (артельный девиз).

Девиз города: «Умрем, но не сдадимся!» (древний девиз Козельска).

Девиз партии: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Воинский девиз: «За нашу Советскую Родину!»

 

Государственные девизы некоторых современных государств:

1) Европа

Андорра: «Мужество - единственная удача».

Бельгия: «Союз дает силу».

Великобритания: «Бог и мое право!» (бывший боевой клич английских королей).

Испания: «Великая свобода без предела».

Мальта: «За храбрость!»

Монако: «Бог поможет!»

Нидерланды: «Я сдерживаю!» (боевой клич принца Вильгельма Оранского).

Польша: официального девиза нет, но часто неофициально употребляется устно старый девиз: «Еще Польша не погибла!»

Франция: «Свобода, Равенство и Братство».

 

2) Америка

США: «При разнообразии - едины».

Канада: «От моря и до моря!»

Бразилия: «Порядок и прогресс».

Гондурас: «Свобода, Суверенитет и Независимость».

 

ДЕВИЗНАЯ ЛЕНТА (нем. Zettel - полоска, ярлык) - узкая лента или полоса, на которой начертан гербовый девиз. Девизная

лента располагается вне герба - чаще всего внизу, под ним, реже - над гербом, иногда в виде полувенка вокруг герба, и очень редко - в виде каймы вокруг щита герба.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.29.184 (0.082 с.)