Тема 1. Адвокатура как институт гражданского общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Адвокатура как институт гражданского общества



АДВОКАТУРА

Рабочая программа

для специальности 030501 – Юриспруденция

(гражданско-правовая специализация)

 

 

Вологда – 2012


Адвокатура: Рабочая программа для специальности 030501 – Юриспруденция (гражданско-правовая специализация). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. – 36 с.

 

 

Подготовил:

Р.М. Морозов – кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики ВИПЭ ФСИН России.

 

Рецензенты:

Н.А. Костикова – старший преподаватель кафедры криминалистики МГЮА (филиал в г. Вологде), кандидат юридических наук;

И.А. Янчук – доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ВИПЭ ФСИН, кандидат юридических наук.

 

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики ВИПЭ ФСИН России 29.05.2012 г., протокол № 10.

Рабочая учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 10 от 28.06.2012 г.

 

 

©ВИПЭ ФСИН России, 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и рабочим учебным планом для студентов ВИПЭ ФСИН России, обучающихся по специальности 030501 – «Юриспруденция».

Программа содержит пояснительную записку, в которой определены основные цели и задачи, структура курса, примерный тематический план, общие указания, список нормативных актов и дополнительной юридической литературы по каждой теме.

Основной задачей изучения курса «Адвокатура в Российской Федерации» является приобретение обучающимися знаний о правовой природе, формах и задачах адвокатуры; структурно-организационном устройстве адвокатуры как института гражданского общества, адвокатских образований на современном этапе; правовом статусе адвокатов, видах их деятельности.

В задачи изучения дисциплины входит также установление ее междисциплинарных связей с другими учебными курсами (теорией государства и права, уголовным правом, уголовным процессом, административным, семейное правом, гражданским,, арбитражным процессом, политологией и др.); укрепление связи теоретического обучения с правоприменительной деятельностью; формирование у студентов умений и навыков решения научных задач; формирование дополнительных профессиональных навыков и умений в ходе личного консультирования граждан по юридическим вопросам.

Курс призван оказать помощь обучающимся в формировании правильного понимания сущности института адвокатуры в современном обществе, приобретении новых знаний, соответствующих выбранному ими профессиональному пути, и необходимых качеств современного юриста.

Знание правовых основ организации адвокатуры и деятельности адвокатов важно и для представителей других юридических специальностей, которые косвенно связаны с адвокатской практикой.

В числе задач курса – внедрение в учебный процесс системы методов и приемов клинического юридического обучения.

Курс состоит из двух относительно самостоятельных и вместе с тем, тесно взаимосвязанных разделов – Общей и Особенной частей.

В первом разделе рассматриваются вопросы организации адвокатуры в России, во втором – отдельные проблемы, касающиеся деятельности адвоката.

Сохранив традиционный в юриспруденции подход деления материала на Общую и Особенную часть, авторы сочли необходимым выделение указанных блоков материала в два относительно самостоятельных раздела, поскольку каждый из них важен для формирования у студентов правильного понимания сущности адвокатуры и стоящих перед ней задач.

Кроме того, предлагаемая структура, в случае необходимости, позволяет трансформировать материал курса в комплекс самостоятельных дисциплин. Это важно с точки зрения перспектив развития специализации при подготовке юристов в вузе.

Учитывая приобретенные ранее обучающимися знания в области материального и процессуального права, настоящий курс позволяет не только закрепить эти знания, но и выработать навыки и умения практического их применения, творческого подхода, культуры научного поиска, организации своего труда, что не маловажно как для практикующего юриста, так и лиц, чья профессиональная деятельность прямо не связана с деятельностью адвоката, но может оказать влияние на формирование общественных отношений, соответствующих положениям концепции построения правового государства.

По итогам изучения дисциплины «Адвокатура» студент обязан:

- иметь представление о сущности, месте и роли адвокатуры в современном обществе;

- свободно владеть и пользоваться информацией, содержащейся в основных международных и российских правовых источниках, касающихся вопросов адвокатской деятельности;

- уметь использовать полученные знания по учебной дисциплине в ходе работы с документами, гражданами в процессе оказания им юридической помощи.

По завершении изучения всего курса студенты очной формы сдают экзамен, а слушатели заочной формы обучения зачет.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН [1]

Очная форма обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В т.ч. ауд. Кол-во часов по видам занятий
ЛК СЗ ПЗ СР
  Адвокатура как институт гражданского общества            
  История развития адвокатуры в России            
  Нормативное регулирование организации адвокатуры            
  Состав адвокатуры. Членство в адвокатуре            
  Ответственность адвокатов            
  Организационно-правовые формы деятельности адвокатов            
  Организационно-правовые формы объединения адвокатов            
  Адвокатская деятельность, ее виды и организационные основы            
  Нравственные основы адвокатской деятельности. Договор с клиентом            
  Деятельность адвоката по консультированию и даче юридических советов            
  Деятельность адвоката по правовому обслуживанию юридических лиц            
  Деятельность адвоката в конституционном судопроизводстве            
  Деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве (процессуальный, тактический и этический аспекты)            
  Речь адвоката в суде            
  Деятельность адвоката-представителя при рассмотрении дел об административных правонарушениях            
  Деятельность адвоката в гражданском судопроизводстве (процессуальный, тактический и этический аспекты)            
  Деятельность адвоката в арбитражном судопроизводстве            
  ВСЕГО ПО КУРСУ            
По окончании семестра студенты сдают зачет по всему курсу

 


Заочная форма обучения

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В т. ч. ауд. Кол-во часов по видам занятий
ЛК СЗ ПЗ СР
  Адвокатура как институт гражданского общества            
  История развития адвокатуры в России
  Нормативное регулирование организации адвокатуры
  Состав адвокатуры. Членство в адвокатуре
  Ответственность адвокатов            
  Организационно-правовые формы деятельности адвокатов
  Организационно-правовые формы объединения адвокатов
  Адвокатская деятельность, ее виды и организационные основы            
  Нравственные основы адвокатской деятельности. Договор с клиентом
  Деятельность адвоката по консультированию и даче юридических советов
  Деятельность адвоката по правовому обслуживанию юридических лиц
  Деятельность адвоката в конституционном судопроизводстве            
  Деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве (процессуальный, тактический и этический аспекты)
  Речь адвоката в суде
  Деятельность адвоката-представителя при рассмотрении дел об административных правонарушениях            
  Деятельность адвоката в гражданском судопроизводстве (процессуальный, тактический и этический аспекты)
  Деятельность адвоката в арбитражном судопроизводстве
  ВСЕГО ПО КУРСУ            
По окончании семестра студенты сдают зачет по всему курсу

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Буробин В.Н. Русская бизнес-адвокатура: опыт создания юридической фирмы. М., Статут, 2009.

39. Вавилин Е. В. Осуществление и защита гражданских прав. М., Волтерс Клувер, 2009.

Винавер М.М. Очерки об адвокатуре. М., Юркомпани, 2010.

Воскобитова Л.А. Адвокат: навыки профессионального мастерства. Воскобитова Л.А., Михайлова Л.П., Лукьянов И.Н. М., ВолтерсКлувер, 2009.

Мартынчик Е.Г. Адвокатское расследование в уголовном процессе. Теоретико-методологические основы доктрины адвокатского расследования. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». М., Юнити, 2009.

58. Медведев И.Р. Применение ГПК РФ («Сборник Медведева»). Том 1. Обжалование и пересмотр судебных постановлений в практике Верховного Суда РФ М., Волтерс Клувер, 2009.

Калинкина Л.Д. Ходатайства, заявления, жалобы как способы противодействия адвоката-защитника произволу судьи в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции // Адвокатская практика. – 2011. – № 4. – С. 25 – 28.

Лукьянцев А.А., Буров В.С. Об удостоверении полномочий на представительство от имени конкурсного кредитора в процессуальных и иных процедурах по делу о банкротстве // Адвокат. – 2011. – № 7. – С. 24 – 28.

Храмцова В.В. Обеспечение защитником прав и законных интересов несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством // Адвокатская практика. – 2011. – № 3. – С. 6 – 9.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 5

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

ОБЩАЯ ЧАСТЬ. 7

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. 14

ЛИТЕРАТУРА.. 27

 

 


[1] Конкретный тематический план ежегодно утверждается кафедрой для каждого года и формы обучения с учетом рабочих учебных планов института.

АДВОКАТУРА

Рабочая программа

для специальности 030501 – Юриспруденция

(гражданско-правовая специализация)

 

 

Вологда – 2012


Адвокатура: Рабочая программа для специальности 030501 – Юриспруденция (гражданско-правовая специализация). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. – 36 с.

 

 

Подготовил:

Р.М. Морозов – кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики ВИПЭ ФСИН России.

 

Рецензенты:

Н.А. Костикова – старший преподаватель кафедры криминалистики МГЮА (филиал в г. Вологде), кандидат юридических наук;

И.А. Янчук – доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ВИПЭ ФСИН, кандидат юридических наук.

 

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики ВИПЭ ФСИН России 29.05.2012 г., протокол № 10.

Рабочая учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 10 от 28.06.2012 г.

 

 

©ВИПЭ ФСИН России, 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и рабочим учебным планом для студентов ВИПЭ ФСИН России, обучающихся по специальности 030501 – «Юриспруденция».

Программа содержит пояснительную записку, в которой определены основные цели и задачи, структура курса, примерный тематический план, общие указания, список нормативных актов и дополнительной юридической литературы по каждой теме.

Основной задачей изучения курса «Адвокатура в Российской Федерации» является приобретение обучающимися знаний о правовой природе, формах и задачах адвокатуры; структурно-организационном устройстве адвокатуры как института гражданского общества, адвокатских образований на современном этапе; правовом статусе адвокатов, видах их деятельности.

В задачи изучения дисциплины входит также установление ее междисциплинарных связей с другими учебными курсами (теорией государства и права, уголовным правом, уголовным процессом, административным, семейное правом, гражданским,, арбитражным процессом, политологией и др.); укрепление связи теоретического обучения с правоприменительной деятельностью; формирование у студентов умений и навыков решения научных задач; формирование дополнительных профессиональных навыков и умений в ходе личного консультирования граждан по юридическим вопросам.

Курс призван оказать помощь обучающимся в формировании правильного понимания сущности института адвокатуры в современном обществе, приобретении новых знаний, соответствующих выбранному ими профессиональному пути, и необходимых качеств современного юриста.

Знание правовых основ организации адвокатуры и деятельности адвокатов важно и для представителей других юридических специальностей, которые косвенно связаны с адвокатской практикой.

В числе задач курса – внедрение в учебный процесс системы методов и приемов клинического юридического обучения.

Курс состоит из двух относительно самостоятельных и вместе с тем, тесно взаимосвязанных разделов – Общей и Особенной частей.

В первом разделе рассматриваются вопросы организации адвокатуры в России, во втором – отдельные проблемы, касающиеся деятельности адвоката.

Сохранив традиционный в юриспруденции подход деления материала на Общую и Особенную часть, авторы сочли необходимым выделение указанных блоков материала в два относительно самостоятельных раздела, поскольку каждый из них важен для формирования у студентов правильного понимания сущности адвокатуры и стоящих перед ней задач.

Кроме того, предлагаемая структура, в случае необходимости, позволяет трансформировать материал курса в комплекс самостоятельных дисциплин. Это важно с точки зрения перспектив развития специализации при подготовке юристов в вузе.

Учитывая приобретенные ранее обучающимися знания в области материального и процессуального права, настоящий курс позволяет не только закрепить эти знания, но и выработать навыки и умения практического их применения, творческого подхода, культуры научного поиска, организации своего труда, что не маловажно как для практикующего юриста, так и лиц, чья профессиональная деятельность прямо не связана с деятельностью адвоката, но может оказать влияние на формирование общественных отношений, соответствующих положениям концепции построения правового государства.

По итогам изучения дисциплины «Адвокатура» студент обязан:

- иметь представление о сущности, месте и роли адвокатуры в современном обществе;

- свободно владеть и пользоваться информацией, содержащейся в основных международных и российских правовых источниках, касающихся вопросов адвокатской деятельности;

- уметь использовать полученные знания по учебной дисциплине в ходе работы с документами, гражданами в процессе оказания им юридической помощи.

По завершении изучения всего курса студенты очной формы сдают экзамен, а слушатели заочной формы обучения зачет.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН [1]

Очная форма обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В т.ч. ауд. Кол-во часов по видам занятий
ЛК СЗ ПЗ СР
  Адвокатура как институт гражданского общества            
  История развития адвокатуры в России            
  Нормативное регулирование организации адвокатуры            
  Состав адвокатуры. Членство в адвокатуре            
  Ответственность адвокатов            
  Организационно-правовые формы деятельности адвокатов            
  Организационно-правовые формы объединения адвокатов            
  Адвокатская деятельность, ее виды и организационные основы            
  Нравственные основы адвокатской деятельности. Договор с клиентом            
  Деятельность адвоката по консультированию и даче юридических советов            
  Деятельность адвоката по правовому обслуживанию юридических лиц            
  Деятельность адвоката в конституционном судопроизводстве            
  Деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве (процессуальный, тактический и этический аспекты)            
  Речь адвоката в суде            
  Деятельность адвоката-представителя при рассмотрении дел об административных правонарушениях            
  Деятельность адвоката в гражданском судопроизводстве (процессуальный, тактический и этический аспекты)            
  Деятельность адвоката в арбитражном судопроизводстве            
  ВСЕГО ПО КУРСУ            
По окончании семестра студенты сдают зачет по всему курсу

 


Заочная форма обучения

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В т. ч. ауд. Кол-во часов по видам занятий
ЛК СЗ ПЗ СР
  Адвокатура как институт гражданского общества            
  История развития адвокатуры в России
  Нормативное регулирование организации адвокатуры
  Состав адвокатуры. Членство в адвокатуре
  Ответственность адвокатов            
  Организационно-правовые формы деятельности адвокатов
  Организационно-правовые формы объединения адвокатов
  Адвокатская деятельность, ее виды и организационные основы            
  Нравственные основы адвокатской деятельности. Договор с клиентом
  Деятельность адвоката по консультированию и даче юридических советов
  Деятельность адвоката по правовому обслуживанию юридических лиц
  Деятельность адвоката в конституционном судопроизводстве            
  Деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве (процессуальный, тактический и этический аспекты)
  Речь адвоката в суде
  Деятельность адвоката-представителя при рассмотрении дел об административных правонарушениях            
  Деятельность адвоката в гражданском судопроизводстве (процессуальный, тактический и этический аспекты)
  Деятельность адвоката в арбитражном судопроизводстве
  ВСЕГО ПО КУРСУ            
По окончании семестра студенты сдают зачет по всему курсу

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Адвокатура как институт гражданского общества

1.1. Понятие адвокатуры. Понятия адвокат и адвокатура. Адвокатура, как профессиональная деятельность по оказанию юридической помощи (правозаступничество) и осуществлению судебного представительства.

Адвокатура, как профессиональное сообщество адвокатов – организация (система самоуправляемых организаций), действующая для оказания квалифицированной юридической помощи и осуществления судебного представительства.

Понятие гражданского общества, института гражданского общества и института государственной власти. Адвокатура и государство – равноправные партнеры в обеспечении прав и свобод граждан. Место адвокатуры в реализации конституционного права на получение квалифицированной, в том числе бесплатной помощи.

Правовая природа адвокатуры: независимая, негосударственная, некоммерческая, добровольная организация квалифицированных юристов, созданная для оказания квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается.

1.2. Формы адвокатуры. Форма адвокатуры – совокупность признаков, раскрывающих сущность адвокатуры (профессионального правозаступничества и судебного представительства) и характеризующих ее относительно рода и вида деятельности, состава и организационно-правового статуса (организационно-правовой формы деятельности и организационно-правовой формы объединения адвокатов). Возникновение, существование и развитие различных форм адвокатуры (профессионального правозаступничества и судебного представительства) в России, и их уровень.

1.3. Сущность и задачи адвокатуры. Основная задача адвокатуры – обеспечение права физических и юридических лиц на получение квалифицированной юридической помощи и представление интересов в судебных и иных органах (организациях). Социальные задачи и роль адвокатуры в гражданском обществе и правовом государстве.

1.4. Принципы организации и деятельности адвокатуры. Законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие адвокатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.178.37 (0.052 с.)