Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №2 Основные региональные проблемы развитых стран

Поиск

 

Основные региональные проблемы развитых стран.

Регионализация – тенденция мировой экономики. Интернационализация хозяйства на региональном уровне. Проявляется через региональную интеграцию: формируются региональные интернациональные группировки, объединяющие соседние страны на основе глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хоз-вами.

Бурное развитие связей между фирмами интегрирующих стран вызывает необходимость межгос. или надгос. Регулирования с параллельным развитием единого рынка.

региональная политика западных стран сводилась преимущественно к государственной поддержке экономической активности в депрессивных или отсталых районах, что на практике означало передачу ресурсов от динамично развивающихся регионов к менее развитым.

Важной сферой, в которой законы функционирования мирового рынка непосредственно влияют на географию мирового сообщества, является также региональная экономическая межгосударственная интеграция.

Например – 2000 г Европейский союз включал все страны Европы, кроме Норвегии, Исландии, Лихтенштейн; НАФТА – Североамер. Соглашение о свободной торговле, заключенное между США, Канадой и Мексикой с 1 янв 1994г, население 390 млн. чел. На 2000 г.

При формировании региональных интегративных группировок возникает множество проблем, возникающих из столкновения интересов стран в их экономическом взаимодействии. Например, на протяжении ряда лет шло рассмотрение Евросоюза о включении в ЕС слаборазвитых восточноевропейских стран, а принятие более слабых партнеров означает серьезные внутренние проблемы. Кроме того, вхождение восточноевр. Стран в аграрный рынок ЕС, во-первых, означало бы автоматическое выравнивание цен на уровне еще более высоких внутренних цен ЕС, который совершенно неприемлем для менее платежоспособных покупателей стран вост. Евр. Во-вторых, это стало бы непосильным бременем и для самого ЕС, который в 1992 г и так уже провел значительное снижение уровня цен. Проблемы противоположного типа возникли в отношении интегрирования в аграрный рынок ЕС новых стран Зап.Евр.:Австрии и Скандинавских стран, которые имеют более мощные системы государственной поддержки своего с/х. При вхождении в ЕС их должны были заменить общей единой системой, что вызвало негативное отношение со стороны фермеров.

Региональная политика развитых стран.

Отличительные черты:

1.глубокое научное обоснование политики

2.страны используют имеющиеся органы государственного управления с распределением между ними полномочий создают специальные органы

3.экспертные комиссии

4.тщател-ая диагностика регионов и региональных проблем

5.особенности регулирования политики:

- осуществление проблемного районирования по степени кризисных ситуаций

- установление очередности региональной социально-политической. И экономические задачи

- создание ответственного органа управления (вновь созданный спец. орган/сущ-емому органу устан-ся допол-ая компет-ция)

- обеспечение более полного использования ресурсов путем содействия развитию малого и среднего бизнеса

Особенности реализации региональной политики:

1).четкое определение региональных органов управления своим приоритетом:

- в отношении с центром

- с другими регионами

- с отдельными территориями за рубежом

2).высокая активность региона:

- повышение роли региона

- в экономической и социальной жизни страны в решении экологических задач

3).высокий уровень регионального самосознания людей

Основные направления региональной политики развитых стран:

1.развитие кризисных и отсталых регионов

2.разноска агломераций

3.освоение новых территорий(Канада, Италия, США)

4.содействие развитию периферии региона

5.сод-ие развитию региона (проб-м молодежи, научно-технической Политики)

6.реализация отраслевых программ

7.развитие практики «зеленых» планов

8.меры экологической политики

 

ЮРА ОЧКУЕТ И ДИКО СОМНЕВАЕТСЯ, ПОЭТОМУ НА ЭТОТ ВОПРОС НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ

Воздействие НТР на территориальную структуру промышленно-развитых стран.

В настоящее время роль одного из важнейших факторов размещения производства

приобрела научно-техническая революция (НТР). Весь ход развития общества - это история

технического прогресса.

Техническое совершенствование общества может идти двумя путями. Эволюционный -

совершенствование уже существующих техники и технологий - научно-технический прогресс. Революционный путь – создание принципиально новых видов техники и технологий, например, изобретение паровой машины, двигателя внутреннего сгорания и т.д. – НТР.

Необходимыми предпосылками НТР являются - накопление сведений о природе

явлений и процессов, а также потребность общества в новых знаниях.

Основным содержанием НТР является превращение науки в середине ХХ в. в

непосредственную производительную силу общества. Как никогда ранее ускорились темпы

научно-технических преобразований, т.е. сокращается временной разрыв между научным

открытием и внедрением его в производство.

Влияние НТР на размещение производства заключается и в том, что по мере

прогресса в области техники и технологии производства изменяется соотношение между

другими факторами размещения, обусловливающими пространственную ориентацию

отраслей хозяйства в совокупности. Например, в электроэнергетике на первых порах

господствовал потребительский фактор, что объяснялось слабым развитием линий

электропередач. В дальнейшем по мере расширения границ передачи электроэнергии, роль

потребительского фактора стала относительно снижаться, а топливно-энергетического,

наоборот, возрастать.

В эпоху научно-технической революции высокая территориальная концентрация

производства сохраняется, но изменяются ее формы. Так, развитие и совершенствование

транспорта стало одной из причин смещения производства на побережья морей и океанов,

что привело к формированию мощных промышленно-портовых комплексов. В Японии такие комплексы концентрируют почти весь промышленный потенциал страны.

По мере развития и углубления НТР широкое распространение стали получать такие

формы территориальной концентрации производства как промышленный парк и

технополис. Промышленный парк - участок территории, удобный для размещения

предприятий. Он специально застраивается строительными фирмами, которые создают

общую инфраструктуру (здания, транспортные пути, энерго- и водоснабжение). Затем такой парк сдается в аренду. Промышленные парки получили широкое распространение в странах Западной Европы, Северной Америки и даже во многих развивающихся странах - Индии, Мексике, Аргентине, Нигерии, Малайзии.

Технополис представляет собой научно-промышленный комплекс, включающий

лаборатории, экспериментальные, опытные и производственные предприятия

наукоемких отраслей промышленности, которые создаются на специально отведенных и

заранее оборудованных площадках. Он ориентируется на разработку новейших технологий и

внедрение их в производство, поэтому размещаются поблизости от университетов или

других научно-исследовательских центров. Технополисы появились в

США в 1950-е годы, а теперь общее их число в стране превышает 150. Среди них есть

известные во всем мире. Это "Силиконовая долина" в окрестностях Сан-Франциско,

возникшая на базе Стэнфордского университета. Затем подобные структуры стали возникать в Западной Европе. Крупнейшие из них: "Изар Велли" в ФРГ, созданная на базе Мюнхенского университета, Кембриджский в Великобритании - на базе старейшего Кембриджского университета. Также они постепенно появляются в Новых индустриальных странах – Корея.

 

Воздействие НТР на отраслевую структуру промышленно-развитых стран.

Современная промышленность состоит из более чем 300 отраслей

Для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов - ТЭК, АПК, ЛПК и т. д. Изменилась техника и технология производства товаров, увеличились единичные мощности, созданы новые искусственные материалы, превосходящие по качествам натуральные. Используются новые мощности на производствах, альтернативные источники энергии и т. д.

В промышленно развитых странах наступает этап постиндустриального развития, существенно возрастает доля сферы услуг и уменьшается доля первичного и вторичного секторов.

В сельском хозяйстве изменения происходят медленно. Но возрастает доля животноводства, которое дает 3/4 валовой продукции этой отрасли. В растениеводстве увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов.

В транспорте - роль железнодорожного уменьшилась. Он имеет значение в массовых перевозках промышленных и сельскохозяйственных грузов, пассажиров на средние расстояния. Автомобильный лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. Морской обеспечивает международную торговлю, а воздушный - перевозку пассажиров на средние и дальние расстояния.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП стабилизируется и остается постоянной с конца 60 - начала 70-х гг. XX в. (до этого наблюдалось ее повышение), а доля сферы услуг постоянно возрастает. Увеличивается количество занятых в сфере образования, здравоохранения, туризма.

В сфере услуг самым динамично развивающимся сегментом является сектор кредитно-финансовых услуг, тогда как транспорт уже пережил «бум» своего развития.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.19.224 (0.011 с.)