Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие моторики артикуляционного аппаратаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При развитии моторики артикуляционного аппарата надо работать над развитием губ, языка. Упражнение для губ. Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Вытягивание губ трубочкой и дутье на бумажку. Образование смычки и взрыва. Открывание и закрывание губ. Губы вытягиваются вперед, и проделываются сосательные движения. Всасывание верхней губы под нижнюю, чмоканье вытянутыми губами. Вибрация губ (подражание фырканью лошади). Упражнения для языка. Движение языком вперед и назад при умеренно открытом рте (как кошка лакает молоко). Высунутый язык двигать вправо-влево (как маятник у часов), вниз-вверх. Высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно. Язык лежит плашмя и находится в спокойном состоянии, рот в это время открывается и закрывается. Язык лопатой, иголкой, чашечкой. Присасывание языка к нёбу (подражание цоканью копыт лошади). Присасывание языка к нёбу с последующим задуванием воздуха на кончик языка, издавая шепотный звук трр. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ Звуки с-з-ц 1. Свист в пузырек — ссс... 2. Накачивание воздуха насосом — ссс... 3. Полет осы — ззз... 4. Поманить рукой цыплят — цып-цып-цып. Звуки ш-ж-ч-щ 1. Звук лопающегося пузыря — шшш... 2. Мама спит — шшш... 3. Кукла спит — шшш... 4. Гусь шипит — шшш... 5. Жук жужжит — жжж... 6. Паровоз пыхтит — ччч... (чу-чу-чу). Звуки р-л 1. Болтушка — блблбл... 2. Остановить лошадку — тпр (язык между губами — язык вибрирует). 3. Щелканье кончиком языка у верхних альвеол. 4. Подражание игре на балалайке, кончик языка у альвеол, произносить дын... дын... дын... и одновременно производить вибрацию языка пальцем. 5. На язык, просунутый между губами, кладется длинная полоска бумаги. Вибрирующий язык вызывает дрожание полоски. Можно также на кончик языка положить мелко нарезанные полоски бумаги, и вибрирующий язык сдувает их. Звуки к-г-х 1. Покашливание для вызывания звука к. 2. Подражание крику кукушки для вызывания звука к. 3. Подражание крику гуся для вызывания звука г: га-га-га. 4. Подуть на озябшие руки для вызывания звука х. 5. Подражание рубке дров с произнесением междометия ух. 6. Изображение зубной боли с произнесением междометия ох. 7. Подражание смеху ха-ха-ха. Звуки в-ф-б-д 1. Подражание вою ветра — ввв... 2. Потушить свечу, подуть на ушибленное место руки, подуть на горячий чай — ффф... 3. Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука б. 4. Игра в бирюльки: при произнесении:шука ввв... производить вибрацию губ пальцем для вызывания звука б.
ВОСПИТАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ВОСПИТАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов. Вначале ребенок должен определить, какой инструмент звучал; затем указать направление звука звучащего инструмента, игрушки; воспроизвести ритм звучания. Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах проводится так: логопед сначала знакомит ребенка с звучанием, например, гармошки, балалайки. Ребенку завязывают глаза или предлагают отвернуться в сторону, после чего логопед играет на одном из этих инструментов, а затем предлагает ребенку найти тот инструмент, на котором он играл. Воспитание слухового внимания на звучащих игрушках (барабан, дудочка, горн и т. д.) и на издаваемых различными предметами звуках (свист в пузырек, в ключ, удары молотком по дереву, по стеклу и т. д.) проводится так же, как и на музыкальных инструментах. Определение направления звука инструмента или игрушки проводится так: в кабинете, кроме ребенка, могут быть еще несколько детей, которые рассаживаются в разных местах кабинета. Логопед выбирает водящего, а остальным завязывает глаза. Водящий играет на каком-нибудь инструменте, затем логопед снимает повязку у детей и просит их указать, откуда был слышен звук. Воспроизведение ритма (хлопки в ладоши, стук об стол карандашом и т. д.) проводится следующим образом: логопед ударяет в ладоши два раза и просит ребенка сделать столько же хлопков; стучит по столу один раз, делает паузу и опять стучит один раз и просит ребенка повторить. Воспитание слухового внимания к речи проводится так: логопед прикрывает рот листом бумаги и просит ребенка дать кошку (мяу), собаку (ам-ам или гав-гав). Правильное выполнение задания логопеда ребенком будет говорить о том, что он научился внимательно слушать чужую речь. ВОСПИТАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Фонематический слух — это представление ребенка о звуковом составе слова. Основные этапы воспитания фонематического слуха — различение и выделение слов в предложении; слогов в слове; звуков в слоге и слове с указанием их последовательности и количества, а также дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем в слоге, слове. Различение, выделение слов в предложении должно проводиться в игровой форме, например, дать ребенку ряд картинок и составить по ним предложения в два-три слова. Проговорить ребенку эти предложения и предложить ему сосчитать в нем слова. При назывании каждого слова ребенок может хлопать в ладоши или сопровождать проговариваемые слова ударом мяча об пол. Выделение слогов в слове также проводится в игровой форме под хлопки в ладоши, под удары мяча об пол или подбрасыванием его вверх и притопыванием ноги. Например, логопед показывает картинку и, называя первый слог, хлопает в ладоши; ребенок, заканчивая слово, тоже хлопает в ладоши. Дети бросают друг другу мяч и произносят по слогам имена. Подающий мяч говорит первый слог имени, принимающий — второй. Дети самостоятельно называют предметы, отстукивая слоги руками, ногой или сопровождая броском мяча каждый слог в слове. Выделение звуков надо начинать с гласных звуков а, о, у в слогах (ау, уа), и в словах (Аня, аист,), а затем переходить к выделению согласных сначала на звукоподражаниях (му, ам), затем в начале и конце слова (ммама, домм, ммука, дымм). Дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем проводится с детьми на конкретном игровом материале — на игрушках, картинках. Логопед показывает игрушки, картинки: сани —шуба, зайка —жук, лопата —рама; ребенок называет эти картинки. Ребенок самостоятельно отбирает картинки на требуемые звуки, например на л-р, с-ш, з-ж, б-п, д-т, называет их. В период обучения ребенка грамоте воспитание фонематического слуха увязывается с работой по составлению слогов, слов из разрезной азбуки. Хорошо также повторять за логопедом элементарные мелодии и напевы: «Баю-баю-баю-бай...», «Люли-люли-люли...», «Аи лю-ли, ай люли, люли, люли...» и т. д. РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИМОЙ РЕЧИ НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЯХ Занятие 1. Звук у Логопед (показывает дудочку). Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у». Ты сыграй на дудочке. Я и ты сыграем на дудочке. Это волк. Волк воет: «У-у-у!» Игра. 1) Ребенок везет игрушечный паровоз и гудит: «У-у-у». 2) Ребенок играет в дудочку: «У-у-у». 3) Ребенок подражает вою волка: «У-у-у». Занятие 2. Звук а Девочка качает куклу: «А-а-а!» Я качаю куклу: «А-а-а!» Ты качаешь куклу: «А-а-а!» Покачаем вместе кукол: «А-а-а!» Как ты качаешь куклу? Как мама качает дочку? Занятие 3. Звук о Логопед (берет картинку и показывает). У мальчика болят зубы. Он стонет: «О-о-о!» У меня болят зубы: «О-о-о!» У тебя болят зубы: «О-о-о!» У меня и у тебя болят зубы: «О-о-о!» Как стонет мальчик? Занятие 4. Слог ау Мальчик в лесу потерял маму и кричит: «Ау!» Я потеряла маму и кричу: «Ау!» Ты в лесу потерял (а) маму и кричишь: «Ау! Ау!» Давай покричим вместе: «Ay! Ау!» Как кричит мальчик? Занятие 5. Слог уа Вава плачет: «Уа!Уа!» Кукла Тата плачет: «Уа!Уа!» Как плачет Вава? Как плачет кукла Тата? Занятие 6. Слоги ам-ам, му-му, мяу-мяу Логопед (берет игрушки). Это собака. Собака лает: «Ам-ам! Ам-ам!» Как лает собака? Это корова. Корова мычит: «Му-му!» Как мычит корова? Это кошка. Кошка мяукает: «Мяу-мяу!» Как мяукает кошка? Игра. «Найди игрушки». Логопед прячет игрушки (собаку, корову, кошку) в кабинете или около себя, например в халат. Ребенок ищет игрушки, находит их и говорит: «Ам-ам, му-му, мяу-мяу». Занятие 7. Звук и Это лошадка. Лошадка ржет: «И-и!» Как ржет лошадка?. Занятие 8. Слоги га-га, ко-ки, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе Это гусь. Гусь кричит: «Га-га-га!» Как кричит гусь? Это курочка. Курочка ноет: «Ко-ко-ко». Это птичка. Птичка пищит: «Пи-пи-пи». Это коза. Коза блеет: «Ме-ме! Ме-ме!» Как блеет коза? Это овца. Овца блеет: «Бе-бе! Бе-бе!» Как блеет овца? Игра 1) «Найди игрушки» (см. занятие 6). 2) Лото «Домашние животные». Занятие 9. Слоги ку-ку, кря-кря, ку-ка-ре-ку! Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!» Как кукует кукушка? Это утка. Утка крякает: «Кря-кря! Кря-кря!» Как крякает утка? Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет петушок? Игра. 1) «Найди игрушки» (по образцу занятия 6). 2) Лото «Птицы». Занятия 10—11. Слоги ду-ду, бум-бум, би-би, динь, тук-тук. Это мальчик. Этот мальчик играет на дудочке: «Ду-ду-ду». Как играет мальчик? А этот мальчик играет на барабане: «Бум-бум-бум!» Как иг-рает тот мальчик? Это машина. Машина гудит: «Би-би-би». Как гудит машина? У девочки колокольчик: «Динь-динь-динь!» Девочка звенит: «Динь-динь-динь!» Как звенит девочка? Это папа. Папа стучит молотком: «Тук-тук-тук!» Я стучу молотком: «Тук-тук-тук!» Ты стучишь молотком: «Тук-тук-тук!» Мы стучим молотком: «Тук-тук-тук!» Как стучит папа? Игра. Дать поиграть ребенку на барабане, дудочке, на трубе, позвонить в колокольчик, постучать молотком, поводить машину, произнося соответствующие звукоподражания. Занятия 12—13. Слоги ах, ох, ух Это девочка. Это мячик. Мячик упал в воду: «Ах! Ах! Ах!» Девочка плачет: «Ах! Ах! Ах!» Как плачет девочка? Это мальчик. У мальчика болит ухо. Мальчик стонет: «Ох! Ох! Ох!» Как стонет мальчик? Это девочки. Девочки качаются на качелях. Девочки кричат: «Ух! Ух! Ух!» Как кричат девочки? Игра. 1) Дети изображают, как они роняют мячик, игрушку, сопровождая эти действия словами: «Ах! Ах! Ах!» 2) Дети изображают, что у них болят рука, глаз, ухо, сопровождая словами: «Ох! Ох! Ох!» 3) Дети прыгают через веревочку или подбрасывают мячик, сопровождая словами: «Ух! Ух!» Занятие 14. Слоги но-но, тпр Это мальчик. Это лошадка. Мальчик гонит лошадку: «Но-но-но!» Как мальчик гонит лошадку? Мальчик остановил лошадку: «Тпр! Тпр!» Как мальчик остановил лошадку? Игра. Поиграть в лошадки со словами но-но-но, тпр, тпр.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.214 (0.009 с.) |