РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИМОЙ РЕЧИ НА ИМЕЮЩЕМСЯ СЛОВАРЕ РЕБЕНКА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИМОЙ РЕЧИ НА ИМЕЮЩЕМСЯ СЛОВАРЕ РЕБЕНКА



Занятие 1.Слово ау в предложении

Коля. Ау!

Тата. Ау!

Мама. Ау! Тетя. Ау!

Инсценировка«В лесу».

Дети. Мама, ау! Оля, Коля, ау!

Папа, ау! Вова, Тома, ау!

Тетя, ау! Тата, Нина, ау!

Занятие2. Слова уа и бай-бай

Тата, уа! Тата, бай-бай!

Тома, уа! Тома, бай-бай!

Вова, уа! Вава, бай-бай!

Занятие3. Слово на

Мама, на у-у-у... (дудочку). Мама, на у-у-у... (паровоз).

Мама, на пи-пи... (птичку). Мама, на ко-ко-ко... (курицу). Папа, на ам-ам... (собачку). Папа, на би-би... (машину). Папа, на тук-тук... (молоток). Папа, на ту-ту-ту... (трубу). Баба, на ку-ку! ку-ку!., (кукушку). Баба, на га-га-га... (гуся). Баба, на кря-кря-кря (утку). Баба, на му-му... (корову).

Примечание. Если в кабинете сидит мать, отец или ба­бушка, то картинки или игрушки дают матери, отцу или ба­бушке.

Занятие 4.Слово дай

Мама, дай мяу-мяу... (кошку).

Мама, дай му-му... (корову).

Мама, дай ко-ко-ко... (курицу).

Папа, дай ту-ту-ту... (трубу).

Папа, дай бум-бум-бум... (барабан).

Папа, дай динь-динь-дииь... (колокольчик).

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Прыжки на обеих ногах на одном месте, держась за руку ло­гопеда, матери, за стол, стул.

Прыжки на правой, на левой ноге, поочередно, на одном мес­те, держась за стол, стул, за руку, так как на первых порах без поддержки эти упражнения не всегда удаются детям.

Прыжки на правой, на левой ноге по прямой от стола к две­ри и обратно, самостоятельно пли держась заруку логопеда, ма­тери. При выполнении этих упражнений логопед отмечает, на какой ноге ребенку легче прыгать, и при дальнейшей работе но моторике больше внимания уделяет развитию этой конечности.

Ходьба шаг на месте, на носочках, как зайчики, на, пятках, маршировка по кругу.

Ходьба с подниманием и опусканием рук, как птички машут крылышками, с покачиванием рук над головой, как колоски по ветру.

Ходьба по узкой доске, положенной на пол, самостоятельно или держась за руку логопеда.

Прыжки через низко натянутую веревочку, самостоятельно или держась за руку логопеда.

Прыганье через веревочку (игра в скакалки).

Легкие физкультурные упражнения в виде зарядки, соответ­ствующей возрасту ребенка.

Игры с мячом (мяч величиной с детскую голову): ловить мяч обеими руками, подбрасывая его вверх, ударяя об пол, в стену, перебрасывая его логопеду, матери.

Катание мяча по полу с попаданием его в ворота (воротами могут служить две пирамиды, кубики, ножки стула).

Игра в городки — попадание мячом в расставленные на полу игрушки (мишка, зайка, собачка, птичка, кубики и др.).

Попадание можно производить в любую игрушку, а потом, по указанию логопеда, попасть мячом в зайку или петушка. Игруш­ки надо брать резиновые, неломающиеся.

Катание по полу обруча.

Лазанье по гимнастической стенке.

Построение домиков, столиков, скамеек из кубиков и строи­тельного материала по образцу, потом по памяти. (Логопед, давая образец, говорит: «Я сейчас построю домик для зайки. Вот кубик, я на него поставлю крышу». Потом предлагает по­строить по такому образцу домик для киски, мишки самому ре­бенку.)

Сначала ребенок учится строить домики из одного кубика, потом двух, трех и т. д. (имеются в виду кубики из строительного материала). На этом материале попутно надо знакомить ребен­ка с цветами кубиков, с понятиями большой, маленький домик, высокая, низкая башня и др.

Складывание из кубиков простых картинок по образцу: рыб­ки, мячика, кошки, собачки и т. д.

Укладывание кубиков в коробку.

Складывание гармошек из книжек-ширмочек, из толстой бу­маги.

Раскладывание и вкладывание разборных игрушек: матре­шек, шаров, яичек, чашечек; нанизывание пирамид.

Составление предметных разрезных картинок: зайчика, миш­ки, лисички, петушка. Сначала даются картинки, разрезанные на две части, потом на четыре; складываются прежде по образцу, а потом по памяти.

Складывание из палочек, шпателей, спичек геометрических фигур, элементов простых букв (П, Т, X, Ш), образцы которых приводятся в приложении.

Раскрашивание фигурок по контурам цветными карандашами.

Вырезывание по прямой линии цветных полосок, а также фи­гурок по контурам.

Раскрашивание рисунков по контурам. При раскрашивании на первых порах ребенок плохо координирует свои движения и выходит за рамки контуров, но потом постепенно овладевает со­гласованностью движений пальцев рук и все правильнее рисует штрихи, зарисовывая легкие фигурки.

Многократное сжимание и разжимание руки в кулак.

Сильное пожимание в своей руке руки логопеда, ребенка и притягивание к себе.

Растягивание рук, положенных пальцы в пальцы, в стороны (разрывание цепи).

Сжимание и разжимание резиновой груши.

Поочередное сгибание и разгибание пальцев обеих рук.

Сделать решетку из двух пальцев (средний и указательный) каждой руки и попеременно укладывать их: правая сверху, левая снизу и наоборот, проделывая это упражнение многократно.

Сделать из двух пальцев козу.

Приложить ладони друг к другу, прикасаясь пальцами: мизи­нец к мизинцу, безымянный к безымянному и т. д.

Работа с мозаикой.

Шитье на ручной игрушечной машинке.

Проведение подвижных игр без речевого сопровождения и с речевым сопровождением.

Навыки самообслуживания: одевание и раздевание кукол, расстегивание пуговиц на платье, пальто, завязывание шнурков на ботинках, мытье рук, подметание пола щеткой и др.

Работа с пластилином — лепка. 1. Скатывание шариков — орешков.

2. Расплющивание шариков в лепешки, нажимая на шарики пальцами то правой, то левой руки.

3. Скатывание жгутиков, свертывание из них баранок, нани­зывание их на ленточку.

4. Лепка не по заданию логопеда (самостоятельное творчест­во детей).

Перед занятиями лепкой пластилин слегка подогревают. Всю работу по лепке надо связывать с игровыми моментами; напри­мер: давайте слепим морковку зайчику, яблочко брату, грибок маме и т. д.

РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ

Развитие тактильно-кинестетических ощущений проводится на узнавании свойств предмета: мягкий-твердый; веса: тяже­лыйлегкий; термических свойств: холодныйтеплый.

Если речевые возможности ребенка ограничены, то логопед называет признаки предмета сам, и эти понятия должны войти в словарь ребенка.

Понятие о мягкости-твердости предмета можно дать на та­ком материале:

мягкий пластилин, мягкая шапочка... твердый орех, твердый сахар... тяжелый молоток, тяжелый стол... легкий кубик, легкий шарик и т. д.

Понятие о тепловых ощущениях дается на таких сравнениях: холодная вода, холодный лед; холодный снег, холодный день; теплая батарея, теплая вода и т. д.

Понятия мягкий —твердый, тяжелый легкий, холодный теплый даются по следующему плану:

1) Логопед дает пощупать вату и говорит: «Вата мягкая». Потом дает пощупать кусок дерева и говорит: «Дерево твердое».

2) Логопед кладет на стол пластилин, орех, шапочку, кусок дерева, вату и просит дать ему все мягкое. Ребенок подает тре­буемые мягкие предметы и кладет в одну сторону. Затем логопед просит ребенка подать ему нее твердое. Ребенок берет сахар, орех, кусок дерева и кладет в другую сторону.

ИГРЫ

«Ку-ка-ре-ку». Игра богата звукоподражаниями голосам жи­вотных («ку-ка-ре-ку», «га-га», «му-му», «ме-ме-ме», «мяу-мяу», «вау-вау», «ква-ква», «кар-кар», «хрю-хрю»).

Логопед раскладывает картинки, затем дает ребенку рассмот­реть их. После этого показывает на одну из картинок и спрашивает: «Кто это? Как кричит?»

Угадай, чего не стало. Логопед кладет на стол три-четыре картинки или игрушки. Ребенок запоминает эти картинки или иг­рушки, потом ему предлагают отвернуться от стола или закрыть глаза. В это время логопед убирает один из показанных пред­метов.

Отгадывающий должен сказать, чего не стало. Количество предметов или картинок можно увеличивать до пяти, до шести.

Игра воспитывает наблюдательность и память.

Угадай, что в руке. Всё дети достают из мешочка мелкие предметы, мягкие игрушки, подобранные на определенный звук. Зажимают их в кулачок, чтобы никто не видел, и каждый зага­дывает загадку про свой предмет, известную или собственную, им­провизированную, называя какой-либо один признак предмета. Например, ребенок достал кошку и загадывает «Ловит мышек».

Остальные отгадывают.

Улитка. Один из детей — улитка, улитке завязывают глаза, дети по очереди подходят к улитке и измененным голосом произ­носят:

«Улита, улита, высунь рога, Дам тебе пирога, угадай, кто я?»

Узнанный становится улиткой.

Вот солдатики идут. Все играющие, взявшись за руки, образу­ют круг и водят хоровод то вправо, то влево, сопровождая слова каждого куплета движениями:

«Вот солдатики идут, Вот несут, несут.

Вот идут, идут, Тра-та-та, тра-та-та,

Ружья на плечах несут,

Тра-та-та, тра-та-та-та».

Пионеры к нам идут.Все маршируют по кругу, при словах «Всегда готов!» опускают руки и отдают пионерский салют, за­тем снова берутся за руки и идут.

«Пионеры к нам идут,

Вот несут, несут.

Вот идут, идут, Будь готов, будь готов!

Знамя красное несут, Будь готов, всегда готов!»

Вот охотник в лес идет.Все маршируют по кругу, при словах «пиф-пиф, паф-паф» детиостанавливаются и подражают выстре­лам из ружья.

«Вот охотник в лес идет, Пиф-пиф-паф,

Он идет, идет, пиф-пиф-паф!

Волка серого убьет, Пиф-пиф-пиф,

Он убьет. паф-паф-паф!»

Зайчик.Дети становятся в круг, держась за руки. Посередине круга сидит грустный зайка. Дети поют:

«Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот морковку получи! (2 раза)

Получи и попляши!»

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морков­ку. Зайчик берет морковку, делается веселым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши, потом выбирают другого зайку.

Часы.Все играющие становятся в круг на некотором расстоя­нии друг от друга, держа руки на поясе. Все хором произносят текст и выполняют движения, подражая качанию маятника, на­клоняют туловище вправо, влево:

«Тик-так, тик-так,

Влево шаг, вправо шаг,

Я так привык. и день и ночь

тик-так, тик-так».

Прыг-скок.Дети хором или один ребенок произносят текст игры я выполняют соответствующие тексту движения:

«Прыг-скок — низко! Прыг-скок — низко! Прыг-скок — высоко, высоко!»

Игра с флажками.Дети стоят в кругу, имея в каждой руке по флажку. Хором или каждый в отдельности произносят текст и выполняют соответствующие движения:


«Правой вверх,

левой вверх,

В стороны,

Накрест

В стороны,

Вниз».


Прыг-скок, прыг-скок. На пол кладут флажок, примерно в се­ми шагах от него становится ребенок. Прыгая по направлению к флажку, он произносит слова текста:

«Прыг-скок, прыг-скок, вот мой флажок».

При последнем слове «флажок» ребенок должен быть. у флажка.

Пузырь. Дети образуют круг, держась за руки. Под слова вос­питательницы или логопеда: «Раздувайся, пузырь, раздувайся,. большой»—дети растягивают круг, отходя от центра. Когда круг растянулся максимально, логопед говорит: «Пузырь лопнул!» Дети разрывают круг и произносят: «Уф!»

Перед проведением игры логопед должен продемонстрировать, перед детьми, как надувается настоящий мыльный пузырь (мож­но заменить воздушным шариком), как он увеличивается, наду­ваясь, и как он лопается.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

РАЗВИТИЕ ВОСПРИНИМАЕМОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.009 с.)