Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для начала — вопрос о мужчинах и женщинах↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава. Вопрос главенства (1 Коринфянам 11:2-16, Часть I)
Дэвид Гамильтон
Тот, кто любит Иисуса, старается быть послушным Его призванию в своей жизни. Сердца следующих за Христом мужчин и женщин движимы желанием использовать данные Богом дары и таланты для распространения Божьего Царства и исполнения Великого Поручения. Тем не менее, три высказывания Павла создают проблемы для женщин, которые посвятили себя послушанию Божьему Слову и чувствуют, что призваны к публичному служению.
1. «Жене глава — муж»[1 Кор.11:3].
2. «Жены ваши в церквах да молчат» [1 Кор.14:34].
3. «Учить жене не позволяю»[1 Тимофею 2:12].
Как женщина, читая эти фрагменты, может быть одновременно верна Божьему Слову и данному Богом призванию?
В следующих нескольких главах мы рассмотрим перечисленные выше отрывки подробнее и дадим ответ на поднятые ими вопросы. Глядя на них (в частности — на 1 Коринфянам 11:3), многие недоумевают. Создается впечатление, что Павел противоречит идее равенства, которую он сам же и отстаивал. Что случилось с тем великим поборником равноправия, который переворачивал вверх дном патриархальные сообщества и открыто бросал вызов традициям, отводящим женщинам статус второсортности. Неужели Павел пошел на попятную, нажал на тормоза, отказался от своих прежних убеждений? Или он противоречит сам себе? Но разве Библия может противоречить сама себе?
Бог приветствует наши вопросы
Хотя некоторые фрагменты Библии на первый взгляд могут казаться противоречивыми, мы можем быть уверены, что Бог Сам Себе не противоречит. Он правдив и неизменен. Он — истинный Источник всякого знания и мудрости. Более того, Он открывает истину нам, приглашая нас задавать Ему вопросы, когда мы чего-то не понимаем. Бог Библии не просит нас отвергнуть разум, поскольку именно Он сотворил его. Он помогает нам, когда мы сталкиваемся с чем-то, что нам трудно постичь. Бог сказал, что когда мы приходим к Нему за мудростью, то Он дает ее нам[Иаков 1:5]. Ответы существуют, и Он помогает нам найти их.
Взгляните на контекст
Для того чтобы понять истинное значение любого проблемного стиха, его следует рассматривать в контексте, поэтому давайте оглянемся назад и вспомним, как выглядит данный фрагмент 1 послания к Коринфянам в целом. Начиная с 1 Коринфянам 11:2, Павел говорит о насущных проблемах внутри коринфской церкви. В следующих четырех главах он говорит о:
- 1 Коринфянам 11:2-16 — вопросы, касающиеся мужчин и женщин в общем служении; - 1 Коринфянам 11:17-34 — наставления относительно Вечери Господней; - 1 Коринфянам 12:1-11 — разнообразие Божьих даров; - 1 Коринфянам 12:12-31а — единство в Теле Христа; - 1 Коринфянам 12:31б-13:13 — любовь как мотив служения; - 1 Коринфянам 14:1-25 — дары пророчества и иных языков; - 1 Коринфянам 14:26-40 — порядок во время общего богослужения.
Для начала — вопрос о мужчинах и женщинах
Павел начал именно с данного вопроса потому, что в Коринфе он явно был одним из наиболее проблемных. Преподав ранее в этом же послании учение, показавшее равенство мужчин и женщин и ценность каждого человека, Павел приступил к теме взаимоотношений в общем служении. Для этого в 1 Коринфянам 11:2-16 он использовал типичную для Библии методику «чередования», когда два различных, но взаимосвязанных набора идей представляются на рассмотрение попеременно. Ученые называют такую структуру «А-В-А-В». Прежде всего, Павел обсуждает правильные отношения — базовые принципы, направляющие поведение всех христиан во всем мире («А»), и в то же время демонстрирует практическое выражение этих принципов во внешнем виде верующих, который был бы приемлем для коринфского общества I столетия.
Давайте рассмотрим 1 Коринфянам 11 в виде структуры «А-В-А-В». КОРИНФЯНАМ 11:2-6 [ В стихе 10 были опущены слова «знак» и «над нею», а фраза «на голове» заменена на «над головой». Причины таких коррекций будут показаны позже. ] Подсказки из древности
Но где же выход из положения? Как выяснить, что именно имел в виду Павел, когда сказал, что мужчина — «kephale» для женщины? Мы можем обратиться за помощью к дополнительным первоисточникам. Прежде всего, заглянем в древнегреческий перевод еврейского Писания, который называется «Септуагинта». Вполне вероятно, что, служа среди людей, говорящих на греческом языке, Павел использовал именно этот перевод. Конечно, такой подход нельзя назвать простым, но зато он может дать нам необходимые подсказки для решения нашей головоломки.
Итак, слово «глава» на иврите звучит как «рош», что обозначает как часть тела, так и наделенного властью человека. В тех местах, где в Ветхом Завете слово «рош» указывает на физическую голову, авторы «Септуагинты» в 226 случаях из 239 (т.е. около 95%) перевели его как «kephale» (то же самое слово, что и в 1 Коринфянам 11:3). В то же время значению «правитель» или «лидер» переводчики «Септуагинты» в 171 случае из 180 поставили в соответствие другие греческие слова. Таким образом, слово «kephale» в смысле «правитель» или «лидер» они использовали лишь в пяти процентах случаев.
Из этого следует, что в 1 Коринфянам 11:3 Павел действительно мог иметь в виду, что мужчина для женщины — «лидер» или «правитель», но в таком случае он применил бы редкое значение слова «kephale». В то же время во многих образцах древней литературы мы находим, что «kephale» означало «источник» или «происхождение». Такое значение исходило из представления, что сперма (источник жизни) формируется у мужчины в мозгу, который, само собой, находится в голове. Такой точки зрения придерживался и Аристотель, идеи которого оказывали влияние еще на многие поколения после него[ См. главу 5 этой книги. Примечательно, что «Алкмеон Кротонский, современник Пифагора, верил, что сперма формируется в мозгу, а Аристотель (как и его наставник Платон) объяснял, что семя исходит из головы и через спинной мозг попадает в гениталии для зарождения новой жизни». Эта цитата взята из книги Гретхен Гебелайн Халл, «Равные для служения. Мужчины и женщины, проповедующие вместе Евангелие». ]. Итак, для древних греков голова олицетворяла источник жизни. По этой причине римляне иногда говорили о половом акте как об «истощении головы».
Кроме того, слово «kephale» обозначало исток реки. Вот почему греки и римляне часто оформляли фонтаны и родники скульптурами в виде головы быка или бородатого мужчины. Этот смысл был перенесен в латынь, а затем — и в английский язык, в котором голове соответствует слово «head», а истоку реки — «head water».
Какое значение?
Но давайте вернемся к нашему вопросу относительно 1 Коринфянам 11:3. Итак, слово «kephale» может означать «правитель» или «источник жизни», но какое значение использовал Павел? Подставив их в текст стиха, мы получим следующие две альтернативы:
1. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу власть/лидер Христос, жене власть/лидер — муж, а Христу власть/лидер — Бог».
2. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу источник происхождения Христос, жене источник происхождения — муж, а Христу источник происхождения — Бог».
Какое же из этих двух значений соответствует контексту? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть четыре ключевых аспекта, данных в 1 Коринфянам 11 главе.
Большая путаница
Итак, как видим, если в стихе 3 слово «kephale» перевести как «власть» или «лидер», то это создает большую путаницу. Кроме того, явно некорректно утверждать, что Христос в настоящее время — власть и лидер для каждого мужчины [ Греческий глагол здесь указан в настоящем времени ]. Разве Иисус Христос является Господом для всех живущих на земле? Оглянитесь вокруг. Прочтите заголовки газет. Посмотрите новости по телевизору. Нет, Иисус не является Господом для всех живущих на земле. Пока не является. Однако в Библии сказано, что однажды Он станет таковым. Наступит день, когда каждое колено преклонится и каждый язык исповедает, что Иисус Христос — Господь [Филиппийцам 2:10-11]. Тем не менее, в данный момент это не так.
С другой стороны, если слово «kephale» в 1 Коринфянам 11:3 перевести как «источник происхождения», то все становится на свои места. Иисус — Источник всего сущего, хотя и не все признают над собой Его власть.
Обращаясь к языческим философам в Афинах, Павел сказал, что Иисус «дает всему жизнь и дыхание и все… ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “мы Его и род”» [ Деяния 17:25, 28. В первом случае Павел цитирует Кретику Эпименида, а во втором — слова, обнаруженные одновременно в поэме Арата «Явления» и в «Гимне к Зевсу» Клеанфа. Примечательно, что главенство Зевса ассоциируется с его предполагаемой творческой, дающей жизнь силой. В написанных в честь Зевса «Орфических гимнах» сказано, что «Зевс — глава, Зевс — центр, от Зевса — все сущее» ]. Иисус действительно — источник жизни для «всякого мужа». Фактически, Павел уже заявил об этом чуть ранее: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» [1 Коринфянам 8:6].
Интерпретация слова «kephale» как «источник происхождения» также дает ответ на вопрос: «О каком муже идет речь в 1 Коринфянам 11:3?» Павел начинает с того, что Христос — источник бытия для всякого мужчины, а затем говорит, что какой-то конкретный мужчина — источник происхождения для всех женщин. Совершенно очевидно, что речь идет об Адаме. Он стал источником происхождения для Евы. Как видим, Павел в очередной раз опровергает учение греческих философов, утверждавших, что происхождение женщин отличается от происхождения мужчин. Вовсе нет! Павел говорит, что женщина берет начало от мужчины, и, благодаря этому, она — полноценный человек, совершенно равный мужчине. И опять-таки, это соответствует структуре «А-В-А-В», поскольку в стихах 8 и 9 разъясняется сказанное в стихе 3 об Адаме: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа».
Не подходит по смыслу
Учитывая все вышесказанное, очень маловероятно, чтобы Павел имел в виду, что мужчина обладает властью над женщиной. Это просто не вписывается в контекст. В то же время, если речь идет об «источнике происхождения», то все становится на свои места.
Отцы Церкви соглашались с такой интерпретацией. Так, Кирилл Александрийский в V веке н.э. сказал: «Итак, мы говорим, что “ kephale ” всякого мужчины — Христос, поскольку через Него человек был сотворен и увидел свет… А “ kephale ” женщины — мужчина, поскольку она была взята из его плоти, и, стало быть, он — источник ее появления. Подобным же образом, “ kephale ” Христа — Бог, поскольку Христос по самой Своей природе — от Бога» [Кирилл Александрийский, De Recte Fide ad Arcadiam et Marinam].
Важно отметить, что единственный раз, когда о Христе говорится как о «главе» в связи с отношениями мужчин и женщин, — это «домашний кодекс» Павла [ Кроме 1 Кор.11 Павел использует слово “kephale” только 9 раз. В одном стихе (Римлянам 12:20) оно употреблено в буквальном смысле, а в остальных восьми случаях — как метафора ]. В послании к Ефесянам 5:23 сказано: «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела». Если бы Павел имел в виду власть, то было бы логично завершить эту фразу словами: «И Он же Господь тела», — однако он этого не сделал. В данном фрагменте вместо более привычного «Господь» он выбрал применяемое гораздо реже слово «Спаситель» [ Во всех своих посланиях, говоря о Боге или Иисусе, Павел в подавляющем большинстве случаев (282 раз) использовал слово «kurios» («Господь»). В то же время слово «soter» («Спаситель») он применял очень избирательно: всего лишь 12 раз. Таким образом, слово «Господь» Павел использовал в 23 раза чаще, чем «Спаситель»! Учитывая столь редкое применение слова «Спаситель», его упоминание в Ефесянам 5:23 особенно примечательно ]. Так, говоря об Иисусе как главе Церкви, Павел целенаправленно ушел в сторону от концепции власти. Вместо этого Павел изображает Христа как «Спасителя», т.е. Того, Кто искупил нас от смерти и стал Источником новой жизни. Как видим, опять, говоря об отношениях полов, Павел интерпретирует «kephale» как «источник» жизни.
Искажение сущности Троицы
Что бы ни означала фраза «Христу глава — Бог», она ни в коем случае не говорит о неравенстве между Сыном и Отцом. Иисус — «истинный Бог» во всех отношениях, абсолютно равный Отцу. Внутри Троицы нет иерархии подчинения. Вот почему Афанасий Великий (отец Церкви, живший в IV веке) сказал о 1 Коринфянам 11:3, что слово «глава» следует понимать как «источник», а не «владыка», поскольку последнее искажает сущность Троицы.
Таким образом, используя слово «kephale» в значении «власть» или «лидер», Павел сознательно исказил бы сущность Троицы, что просто невероятно. Нарушать параллелизм его высказывания тоже нельзя, поскольку Павел не мог использовать одно и то же слово в пределах одного выражения по-разному. Если же мы в качестве перевода слова «kephale» выберем «источник происхождения», то 1 Коринфянам 11:3 становится простым подтверждением воплощением Христа, еще четче проявляя жертвенную любовь Троицы. Именно руководствуясь этой любовью, Отец допустил, чтобы Его возлюбленный Сын покинул небеса, родился на земле и отдал Свою жизнь ради нашего искупления.
А теперь давайте еще раз обратимся к структуре «А-В-А-В», в которой мы уже рассмотрели первое «А» (стих 3). Павел мыслил комплексно. Возвращаясь к вопросу о мужчинах и женщинах в стихах 8-12, он ожидал, что его читатели помнят сказанное в стихе 3. Таким образом, для того чтобы нам было проще понять ход мыслей Павла, давайте перейдем ко второму разделу «А», в котором он продолжает размышления, начатые в стихе 3.
Мы нуждаемся друг в друге
Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь над головой своей власть для ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. 1 Коринфянам 11:8-12.
В греческом оригинале в стихе 10 отсутствует слово «знак», а фраза «на голове» в действительности читается как «над головой». Подобные искажения Писания, сделанные переводчиками, создают впечатление, что женщина — не носитель власти, о подчиненная сторона. «В связи с этим сэр Уильям Рамсей в своей книге “Города святого Павла” отмечает: “Большинство древних и современных толкователей утверждают, что «власть», которую женщина носит на голове, — это власть, которой она подчиняется. Над этой нелепой идеей смеялся бы любой греческий ученый, но только не в случае с Новым Заветом, где греческие слова могут означать что угодно, на усмотрение толкователей (по крайней мере, они так считают)”» (Дороти Пейп, «Бог и женщины. Свежий взгляд на учение Нового Завета о роли женщин»).
Опираясь на историю о сотворении мира, записанную в книге Бытие, Павел напомнил мужчинам и женщинам об общности их происхождения. В 1 Коринфянам 11:8-9 он подчеркнул, что мужчины и женщины должны зависеть друг от друга. Павел не оставил места презрительному отношению одного пола к другому. Женщины не могут быть независимыми от мужчин, поскольку берут начало от мужчины [Бытие 2:22]. Однако и мужчины не могут относиться к женщинам с надменным презрением, поскольку женщина была сотворена из-за того, что мужчина нуждался в ней [Бытие 2:18].
Тот, кто видит в стихе 8 основание для исключительного превосходства мужчин ввиду того, что Адам был сотворен первым, совершенно не улавливает смысл написанного. Помните, о чем мы говорили в главе 7? [ Если «первый» означает «превосходящий», то лягушки превосходят мужчин, поскольку были сотворены в пятый день, в то время как мужчина — в шестой. См. Бытие 1. ] Одного только 1 послания к Коринфянам достаточно, чтобы понять: хронологическая очередность не может быть фактором, определяющим пригодность к служению или соответствие какому-либо уровню лидерства. В противном случае Павел, которому Христос явился «после всех», не мог бы служить так, как он служил [1 Коринфянам 15:3-11].
В действительности, в 1 Коринфянам 11:9 Павел просто напомнил читателям о том, что Адам нуждался в «эзер кенегед» — хорошем партнере [ См. главу 7 этой книги]. Бог создал Еву для полноправного партнерства с Адамом, поскольку последний не мог без нее исполнить свое предназначение. Подобным образом Павел показал верующим мужчинам Коринфа, что они нуждаются в женщинах, которые служили бы рядом с ними. Мужчины не могут сами исполнить свое предназначение, поскольку Бог устроил все таким образом, что мужчины и женщины должны трудиться вместе во взаимной зависимости друг от друга.
Отказ от своих прав
Мы никогда не должны держаться за свои права мертвой хваткой, чтобы быть готовыми в любой момент отказаться от них, если это потребуется для распространения Божьего Царства или защиты более слабого члена Тела Христова. Основные принципы, показанные Павлом в 1 Коринфянам (равноправие мужчин и женщин и отказ в случае необходимости от своих личных прав), могут быть применены в любом служении.
Как служитель, вы можете оказаться в культурной среде, которая совершенно отличается от Коринфа I столетия. Например, оказавшись в Самоа, вам придется беспокоиться не о том, покрыта или нет ваша голова, а том, чтобы успеть быстро сесть, когда в комнату входит кто-нибудь старше вас. Если же вы приедете в Индию или в арабскую страну, то, руководствуясь принципами Павла, будете избегать касаться других левой рукой. Предположение 1
В 1 Коринфянам 4:9 и 13:1 ангелы упоминаются вместе со словом «anthropos», которое переводится как «человек». В обоих случаях Павел обобщает всю совокупность сотворенных Богом духовных существ, противопоставляя людей с их половыми различиями ангелам, которые таковых различий не имеют.
Это приводит на память слова Иисуса, который, отвечая на вопросы саддукеев, сравнил людей с ангелами. Тогда Он преподал учение, согласно которому после воскресения мертвых мы уже не будем вступать в брак, потому что будем «как ангелы Божьи на небесах» [Матфей 22:23-33; Марк 12:18-27; Лука 20:27-40]. У нас или вообще не будет половых различий, или они потеряют свою значимость. Возможно, добавив в завершение 1 Коринфянам 11:10 фразу «для ангелов», Павел имел в виду именно эти слова Иисуса. В таком случае, он напомнил верующим в Коринфе, что с точки зрения вечности половые различия не имеют значения, поэтому нам не следует поднимать из-за них столько шума.
Предположение 2
Еще один стих, в котором Павел упоминает ангелов, — это 1 Коринфянам 6:3: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» Возможно, именно это он и имел в виду в 1 Коринфянам 11:10, поскольку тремя стихами далее он задает коринфянам вопрос: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?» [ 1 Коринфянам 11:13. Еще два стиха, в которых Павел повелевает коринфянам рассудить, — это 1 Коринфянам 4:5 и 10:15 ] В таком случае Павел просто говорит: «Однажды вы будете судить ангелов, поэтому, конечно же, в настоящее время вы можете принимать ответственные решения в отношении того, что носить на голове!»
Власть, а не независимость
Поскольку Павел в 10 стихе сказал, что женщины имеют над своими головами «exousia» (право, власть, свободу, возможность принимать решения), в стихе 11 он напоминает как мужчинам, так и женщинам, что они должны употреблять Богом данные права и власть не в состоянии автономной независимости, а во взаимодействии: «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе» [1 Кор.11:11]. Давайте не забывать, что «Павел написал это в контексте общего служения. Его слова были противопоставлением языческой традиции, исключающей женщин из поклонения, и еврейскому обычаю, согласно которому женщинам в синагогах отводили унизительное место на дальнем балконе, где они могли быть лишь молчаливыми наблюдателями за поклонением мужчин». Среди искупленных во Христе дискриминации по половому признаку — не место. Ни один из полов не может нормально функционировать без другого. Служение — дело общее.
Интересную параллель этой мысли предложил в начале II века н.э. Рабби Акива в своих комментариях к книге Бытие: «Ни мужчина — без женщины, ни женщина — без мужчины, ни оба они — без Шекины (т.е. «славного Божьего присутствия)». Когда мужчины и женщины служат вместе во взаимозависимом партнерстве, проявляется Шекина — Божья слава. Также важно отметить, что в стихе 11 Павел, говоря «в Господе», снимает ограничения на равенство полов в церкви или в поклонении. Идея отделения духовного от мирского — не библейская. Все, чем мы занимаемся на протяжении недели дома, на работе или в местах поклонения, — «в Господе».
Кроме того, Павел не ограничивал равенство женщин одной лишь христианской средой. Верующим просто надлежало стать первыми, кто начал применять этот принцип. Свобода от многовекового угнетения должна была начаться с дома Божьего, а затем — проникнуть в общество. Иисус положил начало совершенно новой концепции равенства, которой мир не зал со времен событий, описанных в третьей главе книги Бытие, а Павел стал ее распространителем. Целью этой концепции было возрождение первоначального Божьего замысла: партнерства, для которого Он и создал мужчин и женщин.
Так было положено начало переменам — без насилия и революций, без яростных демонстраций и злобных баталий между мужчинами и женщинами. Бог не применяет бомбы для того, чтобы явить Свое Царство и принести перемены. Он использует закваску. Поначалу незаметная, она, в конце концов, преображает все тесто [Матфей 13:33; Лука 13:20-21]. Действительно, эти библейские принципы равноправного партнерства мужчин и женщин, подобно закваске, проникли гораздо дальше, чем вопросы молитвы, пророчества или головных уборов: во все сферы жизни.
В завершение Павел опять напоминает о том, что все люди — Божье творение, еще раз заявляя о нашей зависимости друг от друга: «Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога» [1 Коринфянам 11:12]. Помня о своих взаимосвязанных истоках, мы не должны пререкаться о том, кто важнее, как это делали коринфяне. Все, что мы имеем, — это дар от Бога [1 Коринфянам 4:7]. Мужчины и женщины были сотворены одним и тем же мудрым, любящим Богом для совместного служения. Мы не должны превозноситься, уничижая, презирая или дискриминируя друг друга. Как сказал Павел, в Божьей семье такому — не место. В Господе всем войнам между мужчинами и женщинами приходит конец.
Глава. Вопрос главенства (1 Коринфянам 11:2-16, Часть I)
Дэвид Гамильтон
Тот, кто любит Иисуса, старается быть послушным Его призванию в своей жизни. Сердца следующих за Христом мужчин и женщин движимы желанием использовать данные Богом дары и таланты для распространения Божьего Царства и исполнения Великого Поручения. Тем не менее, три высказывания Павла создают проблемы для женщин, которые посвятили себя послушанию Божьему Слову и чувствуют, что призваны к публичному служению.
1. «Жене глава — муж»[1 Кор.11:3].
2. «Жены ваши в церквах да молчат» [1 Кор.14:34].
3. «Учить жене не позволяю»[1 Тимофею 2:12].
Как женщина, читая эти фрагменты, может быть одновременно верна Божьему Слову и данному Богом призванию?
В следующих нескольких главах мы рассмотрим перечисленные выше отрывки подробнее и дадим ответ на поднятые ими вопросы. Глядя на них (в частности — на 1 Коринфянам 11:3), многие недоумевают. Создается впечатление, что Павел противоречит идее равенства, которую он сам же и отстаивал. Что случилось с тем великим поборником равноправия, который переворачивал вверх дном патриархальные сообщества и открыто бросал вызов традициям, отводящим женщинам статус второсортности. Неужели Павел пошел на попятную, нажал на тормоза, отказался от своих прежних убеждений? Или он противоречит сам себе? Но разве Библия может противоречить сама себе?
Бог приветствует наши вопросы
Хотя некоторые фрагменты Библии на первый взгляд могут казаться противоречивыми, мы можем быть уверены, что Бог Сам Себе не противоречит. Он правдив и неизменен. Он — истинный Источник всякого знания и мудрости. Более того, Он открывает истину нам, приглашая нас задавать Ему вопросы, когда мы чего-то не понимаем. Бог Библии не просит нас отвергнуть разум, поскольку именно Он сотворил его. Он помогает нам, когда мы сталкиваемся с чем-то, что нам трудно постичь. Бог сказал, что когда мы приходим к Нему за мудростью, то Он дает ее нам[Иаков 1:5]. Ответы существуют, и Он помогает нам найти их.
Взгляните на контекст
Для того чтобы понять истинное значение любого проблемного стиха, его следует рассматривать в контексте, поэтому давайте оглянемся назад и вспомним, как выглядит данный фрагмент 1 послания к Коринфянам в целом. Начиная с 1 Коринфянам 11:2, Павел говорит о насущных проблемах внутри коринфской церкви. В следующих четырех главах он говорит о:
- 1 Коринфянам 11:2-16 — вопросы, касающиеся мужчин и женщин в общем служении; - 1 Коринфянам 11:17-34 — наставления относительно Вечери Господней; - 1 Коринфянам 12:1-11 — разнообразие Божьих даров; - 1 Коринфянам 12:12-31а — единство в Теле Христа; - 1 Коринфянам 12:31б-13:13 — любовь как мотив служения; - 1 Коринфянам 14:1-25 — дары пророчества и иных языков; - 1 Коринфянам 14:26-40 — порядок во время общего богослужения.
Для начала — вопрос о мужчинах и женщинах
Павел начал именно с данного вопроса потому, что в Коринфе он явно был одним из наиболее проблемных. Преподав ранее в этом же послании учение, показавшее равенство мужчин и женщин и ценность каждого человека, Павел приступил к теме взаимоотношений в общем служении. Для этого в 1 Коринфянам 11:2-16 он использовал типичную для Библии методику «чередования», когда два различных, но взаимосвязанных набора идей представляются на рассмотрение попеременно. Ученые называют такую структуру «А-В-А-В». Прежде всего, Павел обсуждает правильные отношения — базовые принципы, направляющие поведение всех христиан во всем мире («А»), и в то же время демонстрирует практическое выражение этих принципов во внешнем виде верующих, который был бы приемлем для коринфского общества I столетия.
Давайте рассмотрим 1 Коринфянам 11 в виде структуры «А-В-А-В». КОРИНФЯНАМ 11:2-6 [ В стихе 10 были опущены слова «знак» и «над нею», а фраза «на голове» заменена на «над головой». Причины таких коррекций будут показаны позже. ]
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.237 (0.014 с.) |