Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Девятый шаг создания личной ТМ-системы

Поиск

Донесите «ТМ-бациллу» до окружающих, чтобы они более разумно использовали свое и ваше время.

Краткие рекомендации:

— Предлагая ТМ-идеи вашему руководителю, показывайте их полезность для дела, а не комфортность для вас.

— Убеждайте подчиненных в действенности тайм-менеджмента вашим личным примером.

— Принудительно внедряя ТМ-техники, делайте это небольшими шагами.

— Применяйте небольшие «кнуты и пряники» немедленно.

— Используйте пилотные проекты.

— Предлагайте тайм-менеджмент детям в форме игры, развивая в них «проактивный» подход к жизни.

 

ТМ-манифест: от инструмента к идеологии

 

Успех — это когда о вас все знают? — спросил Виталька. — Вот

у меня есть тетя Александра, она искусствовед, и она говорит…

— Искусство здесь ни при чем, — оборвал его старик. —

Вертеться среди поклонников — это не успех… Успех — это

когда ты можешь изменить мир. Хоть чуть-чуть.

Именно ты, своей волей. М. и С. Дяченко. «Пандем».

 

 

Все больше людей в России и сопредельных государствах задумываются о своих отношениях с Временем. Ищут и формулируют жизненные цели. Повышают осмысленность и осознанность своего бытия. Учатся жить так, чтобы впоследствии не было «мучительно больно».

Отвлечемся на малое время от техник планирования и управления задачами. Как зачинатель Improvement.ru и ТМ-движения, недавно отметившего свой пятилетний юбилей, позволю себе высказаться о вещах более возвышенных — об идеологии тайм-менеджмента.

«О вещах возвышенных» — не значит «непрактичных». Как говорится, «ничто так не практично, как хорошая теория». Еще более практична — хорошая идеология. Техника без идеологии, без размышления о возвышенном — мертва и беспомощна. Техника, оплодотворенная эффективной идеологией, — непобедима. Поэтому в последней главе книги я хочу суммировать идеологическую и мировоззренческую «начинку» тайм-менеджмента.

 

Техника и идеология

Начну разговор об идеологии тайм-менеджмента с цитаты из «Аквариума» Виктора Суворова о методах подготовки спецназа:

«…Через месяц мы вдвоем стояли на перилах железнодорожного моста. Далеко внизу холодная свинцовая река медленно несет свои воды, сворачиваясь в могучие змеиные кольца у бетонных опор. Я уже грамотен и понимаю, что человек может ходить и по телеграфному проводу над бездонной пропастью. Все дело в психологической закалке. Человек должен быть уверен, что ничего плохого не случится, и тогда все будет нормально.

Цирковые артисты тратят годы на элементарные вещи. Они ошибаются. У них нет научного подхода. Они базируют свою подготовку на физических упражнениях, не уделяя достаточно внимания психологии. Они тренируются много, но не любят смерть, боятся ее, стараются ее обойти, забывая о том, что можно наслаждаться не только чужой смертью, но и своей собственной. И только люди, не боящиеся смерти, могут творить чудеса вместе с богами.

— Дураки говорят, что вниз смотреть нельзя, — кричит он. — Какое наслаждение смотреть вниз на водовороты!

Я смотрю в глубину, и она больше не кажется мне жуткой и влекущей, как змеиная пасть для лягушонка. И ладони мои больше не покрываются отвратительной липкой холодной влагой…»

Можно с пользой для себя применять «35 методов планирования дня» и «28 приемов самомотивации». Можно выйти на следующий уровень и наладить логичную и структурированную систему управления личным временем. И, наконец, — можно овладеть идеологией, проникнуться духом, прочувствовать фундаментальные принципы. Это не отменит техник и приемов, не заменит их «отвлеченной философией». Напротив: идеология даст невиданную до того свободу и эффективность владения технологиями.

Предметная область организации времени когда-то открылась мне со своей мировоззренческой стороны, как источник «достойных целей» (в терминах Теории развития творческой личности). Я не раз замечал, что эта идеологическая, мировоззренческая составляющая тайм-менеджмента важна людям не меньше, чем чисто технологическая. Причем замечал я это как на выступлениях в профессиональных сообществах (бизнес-тренеры, менеджеры, консультанты и т. п.), так и при общении с далекой от менеджмента аудиторией на радио и телевидении.

По моим наблюдениям, многим моим соотечественникам, как и мне, хочется видеть вокруг себя меньше безответственных людей, бессмысленно плывущих по течению, винящих кого угодно в своих неудачах, заражающих нашу жизнь пассивностью и безволием. И больше — людей, строящих свою жизнь ответственно и осознанно. Мой манифест обращен именно к тем, кому небезразлична осмысленность своей собственной жизни, а также осмысленность и достойность происходящего вокруг.

 

ТМ-факты

В дискуссиях на Improvement.ru и ТМ-клубах часто приходится слышать «Тайм-менеджмент — это просто инструмент». Что ж, можно воспринимать эту технологию и как простой набор отверток, некоторые из которых стоит достать из чемоданчика при появлении проблемы нехватки времени. Но это — уровень акробатов из приведенного выше примера, уровень оттачивания техник и приемов. Следующий уровень мастерства — мыслить, «как спецназ». Принять, что ТМ — не только инструмент, но еще и идеология, некий новый «угол зрения» на окружающую реальность.

Для сравнения вспомним восточные боевые искусства. Все техники — лишь реализация некоторых мировоззренческих установок. Или возьмем, например, монашеские аскетические практики и богослужение. Также очень детально проработанные предметные области, со множеством техник, приемов, алгоритмов. Типикон, т. е. богослужебный устав, или Добротолюбие, сборник наставлений для монахов — системы не менее сложные, разносторонние и глубоко проработанные, чем Гражданский кодекс. Но отнимите дух — и техники потеряют всякий смысл, станут не просто бесполезны, но и вредны.

Большинство часто звучащих сомнений относительно тайм-менеджмента, например, «засушит и обесчеловечит», «повредит человеческим взаимоотношениям», «несовместим с творчеством» и т. д. — как раз предостережение об опасности техник, примененных без понимания духа методологии. Что ж, ножом можно порезаться, а вилкой — уколоться, но это не повод есть руками. Нужно просто учиться грамотно обращаться с инструментами. В том числе — с идеологиями и методологиями.

В основе идеологии тайм-менеджмента, как я ее понимаю, лежат простые факты и аксиомы:

Жизнь дана человеку один раз. Версии с переселением душ мне кажутся неубедительными. В атеистической версии восприятия реальности факт единственности жизни означает, что хочется прожить ее так, чтобы потом не было «мучительно больно» и жалко потерянного времени. Религиозная версия о вечной жизни, качество которой напрямую зависит от того, как прожил земную (эту версию лично я считаю наиболее достоверной), — заставляет относиться к единственной земной жизни еще более внимательно и вдумчиво.

Время — это материал, из которого «сделана жизнь». Любой другой ресурс в ходе жизни может теряться и приобретаться. Время только тратится, и времени не так уж много, те самые 200–400 тысяч часов, в которых все мы «даже не миллионеры».

Время и поступки человека в нем — необратимы. Сделанное можно переосмыслить, иногда — исправить, верующий может покаяться, но никто не может сделанный поступок вернуть. В науке эта необратимость времени была осмыслена только в XX веке, в синергетике. В философии она уже тысячелетия приводит в священный трепет лучших представителей рода человеческого.

Эти простые факты лично мне, например, не дают оставаться спокойным при слове «Время». И уж тем более — поставить «методологию взаимоотношений человека с Временем» в один ряд с какими-нибудь «навыками презентаций» или «техниками делегирования». Это уровни бытия, несопоставимые по мировоззренческой значимости.

Дальше появляется организация времени. Это наиболее корректный термин для описания «технологии работы с Временем». Управление временем — термин не вполне корректный (хотя и удобный), управлять временем нельзя. Организовывать время — можно. Как мы можем организовать пространство с помощью расположения и движения предметов, так мы можем организовать время расположением и движением дел и поступков. «Тайм-менеджмент» и «управление временем» я применяю исключительно для краткости и разнообразия. Под «организацией времени» предлагаю понимать весь комплекс вопросов о взаимоотношениях человека и Времени, а именно:

— «Как идти» быстро и грамотно, не переутомляясь в пути — эффективность.

— «Куда идти», как выбирать цели — стратегия.

— «Зачем идти», как осознавать и «выкристаллизовывать» свои ценности — философия.

 

 

Эту последовательность я называю «ТМ-лестницей», поскольку человек обычно начинает свое знакомство с организацией времени с вопросов эффективности, техники; но через некоторое время приходит к вопросам идеологическим и философским.

Предметную область «организация времени», соответственно, я делю на три уровня: технологический, стратегический и мировоззренческий (философский). Разумной организацией времени я считаю такую, в которой все эти три уровня находятся в непрерывном взаимодействии: ценности влияют на стратегию и технику, события на техническом и стратегическом уровнях дают материал для переосмысления и корректировки ценностей.

 

ТМ-идеология

ТМ-идеология — это основные положения дисциплины «организация времени» на ее третьем уровне, философско-мировоззренческом. Эти положения вытекают из ТМ-фактов, сформулированных в предыдущей главе.

Кратко я бы выразил ТМ-идеологию следующим образом: «Вдумчиво и осмысленно использовать невосполнимое время жизни в соответствии с осознанными личными ценностями и приоритетами». Все остальное приложится — и техники, и их грамотное применение без перекосов и «вредных побочных эффектов».

Если развернуть ТМ-идеологию более подробно, я могу выделить в ней несколько основных ценностей, или принципов. Это аксиомы, которые могут быть либо приняты, либо не приняты, но не могут быть доказаны или опровергнуты. Без принятия этих аксиом на мировоззренческом уровне я считаю мало осмысленным и мало полезным освоение тайм-менеджмента на уровне технологическом.

Аксиомы таковы:

1. Свобода выбора. Человек свободен. Наши поступки, конечно, зависят от начальных условий — наследственность, ограничения, доступные ресурсы и т. п. Мы также зависим от внешних воздействий и обстоятельств. Однако ни начальные условия, ни внешние обстоятельства не определяют нашу жизнь на 100 %. Решающее значение все равно имеет наш собственный выбор и наша готовность что-то менять в своей жизни. На семинарах часто спрашивают: «Как я могу ставить цели — с моей зарплатой… в моем городе… в нашем государстве…».

На это можно ответить: «Сколько великих государственных деятелей, и великих предпринимателей, и великих ученых родились в совершенно неблагоприятных начальных условиях?» Свобода начинается внутри, в сознании, в нашей картине мира — и дает нам свободу действовать, свободу изменять мир.

Далее, если человек поверил, что он может изменять мир, что он свободен, — этот мировоззренческий принцип проецируется на уровень технологий в форме, во-первых, постановки «дерзких», «недостижимых» целей; во-вторых — в форме отсева внешних воздействий, пытающихся выстроить жизнь человека по своим штампам. Будь то воздействия ближайшего окружения, общества, системы образования, рекламы и т. п.

— 2. Ответственность. Человек отвечает за то, как он строит свою жизнь и на что он тратит свое время. Верующий отвечает перед Богом и собой, неверующий — перед собой и кем-нибудь еще (в зависимости от базовых ценностей — перед своей семьей, потомками, человечеством и т. п.). «Амебой», а не «Человеком», я назову человека, неосмысленно и безответственно плывущего по течению, реагирующего на внешние воздействия, но не применяющего свою свободу к построению своей жизни и не берущего на себя ответственность за то, что с его жизнью и его временем происходит.

К сожалению, именно на постсоветском пространстве эта болезнь особенно сильна. Сколько наш человек может придумать причин, почему он не несет ответственности за то, что с ним происходит. Виноваты всегда правительство, президент, жидомасоны, олигархи, демократы, коммунисты, ЖЭК, работодатель и т. д. Знакомо? Кто как, а я считаю, что этот рабский подход к жизни нужно «выдавливать по капле» из себя и окружающих и что тайм-менеджмент в этом — незаменимое средство.

3. Развитие. Я считаю, что достойно, праведно, красиво, соответствует великолепной гармонии мироздания — развиваться. Развиваться на разных уровнях и в разных смыслах. Это тоже аксиома, ее невозможно обсуждать, можно лишь принять или не принять. Время жизни — это время развития, время совершенствования, время пути.

Для меня эти ценности являются проекцией на ряд тайм-менеджерских вопросов христианской картины мира, которую я считаю наиболее мировоззренчески убедительной и практически действенной. Но ТМ-ценности ценны и вне христианской картины мира, как некое общее поле согласия в вопросе о том, чем человек отличается от амебы.

Эти же принципы лежат в основе ТМ-этики: совокупности принципов, вытекающих из ТМ-фактов и ТМ-идеологии. Эти принципы-заповеди еще предстоит сформулировать. Например, «не укради время ближнего твоего» — поскольку, похищая время, из которого сделана жизнь, ты нарушаешь заповедь «не убий». Или, скажем: «не замусоривай гармонию мироздания ворами времени» — игровыми автоматами или графоманскими романами, например. Проще говоря: «помни, что тайм-менеджмент — это не только защита своего времени, но и бережное отношение к времени других».

Итак, я изложил ТМ-идеологию — аксиомы, лежащие в основе моей теории и методологии организации времени. Осознанное принятие и применение этих принципов, проникновение их духом я считаю выходом на «уровень мастерства» в этой предметной области. Но все сказанное касалось пока только лично человека. А что значит ТМ-идеология для взаимоотношений человека с окружающим миром?

 

«ТМ-бацилла»

Занявшись тайм-менеджментом, я первым делом стал смотреть, что есть на эту тему в Интернете. Было на тот момент, 2000 год, очень мало — западники не любят делиться идеями в бесплатном режиме, а в отечественном Интернете ТМ-тема вообще почти не была представлена. Одним из первых найденных мною материалов, во многом определивших дальнейшую стратегию, был «Хронометраж, или Алгебра любви-3» Алексея Бабия. В этой работе, насколько мне известно, впервые была озвучена способность организации времени менять ценности человека.

Механизм этого изменения таков. Начав, как правило, с техники экономии времени, задавшись вопросом «На что тратится мое время и как тратить его более рационально», человек приходит к вопросу о целях своей деятельности. Без понимания целей невозможно выяснить, что более эффективно, а что менее; на что стоит тратить время, а на что — не стоит. Приходится определяться с целями, и самое главное — с приоритетами.

Но вопросы целей и приоритетов неотделимы от вопроса ценностей. Нельзя ответить на вопрос «Что для меня важнее, то или это?», не ответив на вопрос «Что для меня важно вообще, в принципе?». Таким образом, благодаря тайм-менеджменту всего за несколько логических ходов происходит переключение внимания с технологических вопросов организации времени на мировоззренческие. Человек задумывается о том, зачем ему нужно достижение тех или иных результатов, проще говоря — зачем и ради чего он живет в этом мире.

Именно эту последовательность «технология — стратегия — философия» я выше назвал «ТМ-лестницей». В целом же такое «развитие благодаря тайм-менеджменту», в силу его нелинейности и специфических закономерностей распространения, я называю «ТМ-бациллой». Термин восходит к классику научной организации труда и поэту Алексею Гастеву, который писал: «Форд и Тейлор дали рабочему инструкционную карточку, но не создали методики, которая заражала бы массы, заставляла бы их проявлять непрерывную инициативу, прививала определенную организационно-трудовую бациллу».

Теперь такая методика, «тайм-менеджмент как инструмент развития», существует, она разработана в моей первой монографии «Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы». Необходим «тайм-менеджмент как инструмент развития общества», к чему и сделан один из шагов в этом ТМ-манифесте.

Что самое главное, описанное внимание к собственным целям и ценностям, как правило, делает человека лучше. Снижается доля «амебы», повышается доля свободной и ответственной личности, способной делать самостоятельный выбор и совершать поступки, не на 100 % детерминированные внешними обстоятельствами. Благодаря вниманию к себе, своей деятельности, своему времени благодаря осознанию необратимости и конечности этого времени человек достаточно заметно и существенно изменяется. Отцы-аскеты открыли этот механизм самосовершенствования много веков назад, рекомендуя своим ученикам два простых правила: «внимать себе» и «помнить о смерти» (в контексте ТМ — о конечности времени жизни), чтобы удерживаться от неподобающих поступков и настраиваться на подобающие.

Тайм-менеджмент, таким образом, работает как инструмент своеобразного «прогрессорства», в терминологии братьев Стругацких. Прогрессоры, напомню, пытались влиять на отсталые цивилизации, стимулируя их развитие различными научными и политическими методами. Но, в отличие от прогрессоров, «засеивая» «ТМ-бациллу», вы не навязываете человеку свои ценности. Вы «всего лишь» помогаете ему найти свои собственные — очистить их от внешних наслоений, вырастить и развить. Таким образом, тайм-менеджмент решает задачу, непосильную для сотен книжек про «что такое хорошо и что такое плохо».

Этот результат применения тайм-менеджмента я считаю гораздо более важным, чем собственно повышение эффективности и результативности. Они, конечно, приятны, но по большому счету — суета сует и всяческая суета. Настоящее счастье и удовлетворенность жизнью крайне нелинейно зависят от чисто материальных результатов. Для меня создавать и видеть изменения в ценностях людей, их установках, отношении к жизни — гораздо интереснее, чем создавать прирост бездушных цифр и кривых на графиках.

Суммируя сказанное, я бы сформулировал еще один элемент ТМ-идеологии так. Организация времени — уникальный инструмент, помогающий людям и мирозданию развиваться, изменяться в лучшую сторону на самом сложном и «неоперабельном» уровне — на уровне ценностей и мировоззрения.

На мой взгляд, это — интересно. Это уникально. Это помогает эффективнее решать проблемы, над которыми на протяжении всей истории человечества бились самые выдающиеся личности. В этой области много Достойных Целей. В целом — это красивое, достойное и большое Дело. Желающие — подключайтесь.

 

Общенациональная задача

Один из губернаторов в книге Салтыкова-Щедрина «Помпадуры и помпадурши» издал указ, в котором были следующие знаменательные слова:

«Неоднократно замечено было мною, что в нашем обществе совершенно отсутствует тот дух инициативы, с помощью которого великие народы совершают великие дела…

Ввиду всего вышеизложенного, я вновь и в последний раз предлагаю принять решительные меры (не прибегая, однако ж, до времени к экзекуциям) к поднятию общественного духа и возбуждению в оном наклонности к деяниям смелым и великим…»

К сожалению, с помощью решительных мер и экзекуций невозможно повысить организованность, целеустремленность и конкурентоспособность нашего народа. Петр I пытался это сделать, но, при всей его настойчивости и энергии, многие начинания после его смерти заглохли. Более эффективным для решения наших национальных задач мне представляется использование механизма «ТМ-бациллы», постоянное распространение культуры отношения к времени, привитие себе и окружающим «эффективного мышления». Это большая, кропотливая работа, позволяющая задействовать внутренние ресурсы каждого из нас. Если у каждого нашего соотечественника будут ясные цели и энергия к их достижению, наша общая эффективность как народа станет неизмеримо выше.

Опыт решения проблемы времени в общенациональном масштабе у нас уже есть, и этот опыт уникален. Мне неизвестны примеры чего-то аналогичного в других странах.

Основатель лиги «Время» Платон Михайлович Керженцев в своей не раз переиздававшейся книге «Борьба за время» цитирует статью, с которой эта лига начала свое существование. Статья «Время строит аэропланы» появилась в «Правде» 18.07.1923 г. и начиналась так:

«На одном съезде Советов я сидел рядом с американским журналистом. Заседание, назначенное в 11 ч., до часу еще не начиналось, как это у нас часто бывает. Журналист меня спросил:

Сколько человек в зале?

Тысячи три с половиной.

Среди них много слесарей, токарей, модельщиков?

Да, вероятно, в зале преобладают рабочие разных специальностей.

Тогда мой американец, что-то черкнув в книжечке, сказал:

— Мы сегодня потеряли 7 тысяч рабочих часов в ожидании начала заседания. При такой затрате рабочей силы можно было построить один, а то и два аэроплана.

Мы прождали еще «с пол-аэроплана», и только тогда заседание началось.

В самом деле, нам пора выражать наши бесконечные запаздывания в каких-то реальных величинах, например, в аэропланах нашего воздушного флота. Тогда мы скорее осознаем экономическую гибельность нашей расхлябанности. Тогда мы научимся ценить время и работать с точностью».

Эта статья стала катализатором чрезвычайно широкого общественного движения. Люди организовывали ячейки лиги «Время», писали статьи, вдохновляли окружающих идеей разумного отношения к времени. Во многих газетах вскоре появились разделы «Борьба за время». При этом лига предъявляла к своим членам достаточно жесткие требования, они должны были учитывать и планировать свое время; заседания ячеек лиги были очень кратки и проходили с жестким соблюдением повестки; члены ячеек разрабатывали конкретные способы повышения эффективности предприятий, при которых эти ячейки организовывались, и т. д.

К сожалению, лига «Время», как и большинство организаций, связанных с научной организацией труда, была закрыта параллельно со свертыванием нэпа (новой экономической политики). Но опыт деятельности лиги показал, что ставить задачу борьбы за время в масштабах общества и государства — возможно и необходимо. А в XXI веке это еще и жизненно важно для нашего общего развития, для повышения эффективности и конкурентоспособности нашего общества и государства на мировой арене.

 

Возможность изменить мир

Конечно, большинство читающих этот текст не станут ТМ-тренерами или ТМ-консультантами, непосредственно продвигающими технологии управления временем. Ваши действия по распространению культуры отношения к Времени не будут вознаграждены материально, во всяком случае, сразу и непосредственно.

В связи с этим я вспомню анекдот про габровцев, которые договорились платить учителю водкой, по два ведра с каждого двора. В бочке с «гонораром» оказалась чистая вода — каждый габровец думал, что два ведра воды не испортят бочку крепкой водки.

Полагаете ли вы, что ваши «два ведра» организованности ничего не значат в цистернах, озерах и морях всеобщей безответственности, неосмысленности и разгильдяйства? Нет, значат, и многое значат. Статьи авторов, вот уже пять лет «на общественных началах» пишущих для Improvement (низкий им поклон), читают тысячи и десятки тысяч людей. Автор тратит на небольшую заметку в среднем 2–3 часа — и она помогает тысячам читателей сайта сэкономить десятки тысяч часов. За 2–3 часа автор заметки делает столь же благородное дело, как хирург — за 2–3 часа операции. Две-три статьи дают 200–300 тысяч часов экономии времени, то есть, в пересчете на человеческую жизнь, — одного спасенного от смертельной болезни или несчастного случая.

Вспомните эпиграф к ТМ-манифесту: «Успех — это когда ты можешь изменить мир. Хоть чуть-чуть. Именно ты, своей волей». В постиндустриальном обществе менять мир стало легче. Не нужен большой начальный капитал, благоприятные стартовые условия. Достаточно не бояться включаться в борьбу идеологий, ценностей, мировоззрений. Задействовать немного ответственности — за происходящее вокруг. И свободы — свободы делать что-то, не продиктованное непосредственными работно-зарплатными нуждами. Свободы менять мир в соответствии со своими ценностями.

Подключайтесь. Люди и жизнь вокруг станут немного свободнее, ответственнее и осмысленнее. Может быть даже — немного счастливее. Как у Стругацких, классиков и основоположников уже упоминавшейся теории прогрессорства:

«…У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий… разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, — ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.79 (0.016 с.)