Иванова С.П., Стрельникова Ю.Ю., Кузьменкова Л.В.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иванова С.П., Стрельникова Ю.Ю., Кузьменкова Л.В.



Суицидология: рабочая программа учебной дисциплины по специальности 030301.65 - «Психология» / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. – 18 с.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Суицидология» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, устанавливающего требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 030301.65 – «Психология», а также квалификационных характеристик.

Рабочая программа учебной дисциплины «Суицидология» предназначена для слушателей очной и заочной форм обучения обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология».

Рассмотрена на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и рекомендована в качестве рабочей программы (протокол № от « » 200 года).

 

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Суицидология» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301.65 – «Психология», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), самоубийства (суициды) занимают 4 место, как причина смертности, после сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и травматизма. Ежегодно в мире лишают себя жизни около полумиллиона человек, т.е. более 1000 человек в день, а число пытавшихся покончить с собой превышает 5 миллионов. Число суицидов из года в год возрастает. Суициды распространены среди наиболее трудоспособной части населения, кроме того, уровень самоубийств выше среди представителей профессий экстремального профиля (например, МВД).

Задача этой дисциплины – дать психологам знания о распознавании суицидальной опасности, способах диагностики суицидального риска, помощи при потенциальном суициде, научить использовать эти знания в профессиональной деятельности.

Программа учебной дисциплины «Суицидология» предусматривает комплексное, последовательное изучение теоретических и методологических основ этой науки, физиологических и психофизиологических предпосылок, медицинских аспектов, психологических и клинических методов исследования, диагностических критериев факторов суицидального риска и основных методов экстренной психологической помощи суицидальным клиентам.

Изучение суицидологи – важный шаг при подготовке квалифицированных специалистов для МЧС России.

Главной задачей курса является дать курсантам, студентам и слушателям такой объем знаний, чтобы они могли самостоятельно на практике диагностировать первые признаки суицидального поведения, принимать решение о формах экстренной психологической помощи при потенциальном суициде, понимать характер психологических последствий травматического стресса у людей, уцелевших после самоубийства.

Изучение основ суицидологи – часть общей подготовки психолога. Оно осуществляется в тесном взаимодействии с другими психологическими дисциплинами, такими, как физиология высшей нервной деятельности, медицинская и консультативная психология, основы психиатрии, психология посттравматического стресса и др.

Формы и способы изучения материала определяются с учетом особенностей каждой изучаемой темы, при этом важную роль играет самостоятельная работа студентов. Для помощи студентам в программе даются контрольные вопросы, список литературы, подробно изложено содержание тем. Для более качественного усвоения дисциплины используются технические средства обучения.

В результате изучения дисциплины курсанты, студенты, слушатели должны:

знать:

· методологические и теоретические основы суицидологии, ее связь с другими науками и практикой;

· теории суицидального поведения как формы кризисного реагирования;

· предрасполагающие, провоцирующие и детерминирующие факторы суицидального поведения;

· индикаторы суицидального риска;

· способы оценки суицидального риска;

· стрессогенные и антисуицидальные факторы служебной деятельности профессиональных контингенте МЧС России;

· антисуицидальные факторы личности;

· теоретические основы консультирования суицидальных клиентов;

· формы и методы психологической работы с уцелевшими после самоубийства;

· профилактику профессионального выгорания у психологов, работающих с суицидентами;

· основные направления профилактики самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля.

уметь:

· применять полученные знания и навыки в практической деятельности для решения задач стоящих перед психологической службой МЧС России;

· оказывать экстренную психологическую помощь сотруднику ГПС МЧС, поведение которого кажется суицидоопасным;

· диагностировать факторы суицидального риска;

· вести беседу с потенциальным суицидентом;

· проводить профессиональный психологический отбор и профориентацию лиц, поступающих на службу, связанную с экстремальными ситуациями

· консультировать клиентов с депрессией;

· консультировать клиентов с суицидными намерениями;

· консультировать уцелевших после самоубийства;

· анализировать информацию и самостоятельно работать с литературными источниками в рамках суицидологии;

· объяснять различные психические явления с использованием полученных знаний;

иметь представление:

· об основных проблемах и достижениях в области суицидологии;

· о распространенности и характеристике самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля;

· о роли лечебно-профилактической работы в предотвращении аутоагрессивного поведения;

· о методах работы и взаимодействии государственных служб, научных центров, профессиональных объединений специалистов в области суицидологии;

· о ведущих научных и научно-популярных периодических изданиях в этой области знаний.

В процессе обучения студенты должны приобрести навыки работы с научной литературой, для чего предусмотрено написание рефератов.

Контроль успеваемости студентов проводится с целью определения уровня их теоретической и практической подготовки. В процессе контроля обращается особое внимание на овладение практическими навыками.

Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия. Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.

Дисциплина имеет объем 84 часа, из которых на проведение лекций отводится 16 часов, семинарских занятий – 10 часов, практических занятий – 12 часов и самостоятельную работу – 42 часа.

Формой итогового контроля является зачет в 7 семестре (4 курс).

Программа слушателей заочной формы обучения рассчитана на 84 часа. На проведение лекций отводится – 6 часов, семинарских занятий – 2часа, практических занятий – 2 часа, самостоятельной работы – 74 часа. Формой итогового контроля является экзамен.

Распределение объема часов по видам учебных занятий приведено в тематических планах. Практические занятия проводятся двумя преподавателями. Вариативность образовательного процесса реализуется посредством изменения количества часов, отводящихся на изучение отдельных тем, их объединением, а так же выполнением самостоятельных работ по тематике, предусмотренной в данной программе.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях и других видах учебных занятий, определение места полученных знаний в своей будущей профессии.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1

по дисциплине «СУИЦИДОЛОГИЯ»

для очнойформы обучения.

 

Общее количество часов — 84,

аудиторных занятий — 42, самостоятельная работа — 42.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий
Всего Лекции Семинары Практ. занятия Зачет Сам. работа
Тема 1. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования.      
Тема 2. Теории суицидального поведения.      
Тема 3. Факторы и индикаторы суицидального риска. Условия и мотивы самоубийств.    
Тема 4.Распространенность и характеристика самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля.      
Тема 5. Оценка степени суицидального риска.  
Тема 6. Психологическая помощь при потенциальном суициде.  
Тема 7. Психологическая помощьуцелевшим после самоубийства.  
Тема 8. Профилактика самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля.      
ЗАЧЕТ        
Всего:

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 2

по дисциплине «СУИЦИДОЛОГИЯ»

для заочнойформы обучения.

 

Общее количество часов — 84,

аудиторных занятий — 16, самостоятельная работа — 68.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий
Всего Лекции Семинары Практ. занятия Контр. раб. Экзамен Сам. работа
Тема 1. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования.          
Тема 2. Теории суицидального поведения.            
Тема 3. Факторы и индикаторы суицидального риска. Условия и мотивы самоубийств.            
Тема 4.Распространенность и характеристика самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля.          
Тема 5. Оценка степени суицидального риска.          
Тема 6. Психологическая помощь при потенциальном суициде.            
Тема 7. Психологическая помощьуцелевшим после самоубийства.        
Тема 8. Профилактика самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля.              
Экзамен          
Всего:  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.247.69 (0.013 с.)