Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 030301.65 – «Психология»

Поиск

СУИЦИДОЛОГИЯ

Рабочая программа

Специальность 030301.65 – «Психология»

 

 

Санкт-Петербург
Рецензенты:

Л.В. Куликов

доктор психологических наук, профессор

(Санкт-Петербургский государственный университет)

Н.Г. Винокурова

доктор педагогических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

 

 

Иванова С.П., Стрельникова Ю.Ю., Кузьменкова Л.В.

Суицидология: рабочая программа учебной дисциплины по специальности 030301.65 - «Психология» / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. – 18 с.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Суицидология» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, устанавливающего требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 030301.65 – «Психология», а также квалификационных характеристик.

Рабочая программа учебной дисциплины «Суицидология» предназначена для слушателей очной и заочной форм обучения обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология».

Рассмотрена на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и рекомендована в качестве рабочей программы (протокол № от «» 200 года).

 

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Суицидология» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301.65 – «Психология», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), самоубийства (суициды) занимают 4 место, как причина смертности, после сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и травматизма. Ежегодно в мире лишают себя жизни около полумиллиона человек, т.е. более 1000 человек в день, а число пытавшихся покончить с собой превышает 5 миллионов. Число суицидов из года в год возрастает. Суициды распространены среди наиболее трудоспособной части населения, кроме того, уровень самоубийств выше среди представителей профессий экстремального профиля (например, МВД).

Задача этой дисциплины – дать психологам знания о распознавании суицидальной опасности, способах диагностики суицидального риска, помощи при потенциальном суициде, научить использовать эти знания в профессиональной деятельности.

Программа учебной дисциплины «Суицидология» предусматривает комплексное, последовательное изучение теоретических и методологических основ этой науки, физиологических и психофизиологических предпосылок, медицинских аспектов, психологических и клинических методов исследования, диагностических критериев факторов суицидального риска и основных методов экстренной психологической помощи суицидальным клиентам.

Изучение суицидологи – важный шаг при подготовке квалифицированных специалистов для МЧС России.

Главной задачей курса является дать курсантам, студентам и слушателям такой объем знаний, чтобы они могли самостоятельно на практике диагностировать первые признаки суицидального поведения, принимать решение о формах экстренной психологической помощи при потенциальном суициде, понимать характер психологических последствий травматического стресса у людей, уцелевших после самоубийства.

Изучение основ суицидологи – часть общей подготовки психолога. Оно осуществляется в тесном взаимодействии с другими психологическими дисциплинами, такими, как физиология высшей нервной деятельности, медицинская и консультативная психология, основы психиатрии, психология посттравматического стресса и др.

Формы и способы изучения материала определяются с учетом особенностей каждой изучаемой темы, при этом важную роль играет самостоятельная работа студентов. Для помощи студентам в программе даются контрольные вопросы, список литературы, подробно изложено содержание тем. Для более качественного усвоения дисциплины используются технические средства обучения.

В результате изучения дисциплины курсанты, студенты, слушатели должны:

знать:

· методологические и теоретические основы суицидологии, ее связь с другими науками и практикой;

· теории суицидального поведения как формы кризисного реагирования;

· предрасполагающие, провоцирующие и детерминирующие факторы суицидального поведения;

· индикаторы суицидального риска;

· способы оценки суицидального риска;

· стрессогенные и антисуицидальные факторы служебной деятельности профессиональных контингенте МЧС России;

· антисуицидальные факторы личности;

· теоретические основы консультирования суицидальных клиентов;

· формы и методы психологической работы с уцелевшими после самоубийства;

· профилактику профессионального выгорания у психологов, работающих с суицидентами;

· основные направления профилактики самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля.

уметь:

· применять полученные знания и навыки в практической деятельности для решения задач стоящих перед психологической службой МЧС России;

· оказывать экстренную психологическую помощь сотруднику ГПС МЧС, поведение которого кажется суицидоопасным;

· диагностировать факторы суицидального риска;

· вести беседу с потенциальным суицидентом;

· проводить профессиональный психологический отбор и профориентацию лиц, поступающих на службу, связанную с экстремальными ситуациями

· консультировать клиентов с депрессией;

· консультировать клиентов с суицидными намерениями;

· консультировать уцелевших после самоубийства;

· анализировать информацию и самостоятельно работать с литературными источниками в рамках суицидологии;

· объяснять различные психические явления с использованием полученных знаний;

иметь представление:

· об основных проблемах и достижениях в области суицидологии;

· о распространенности и характеристике самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля;

· о роли лечебно-профилактической работы в предотвращении аутоагрессивного поведения;

· о методах работы и взаимодействии государственных служб, научных центров, профессиональных объединений специалистов в области суицидологии;

· о ведущих научных и научно-популярных периодических изданиях в этой области знаний.

В процессе обучения студенты должны приобрести навыки работы с научной литературой, для чего предусмотрено написание рефератов.

Контроль успеваемости студентов проводится с целью определения уровня их теоретической и практической подготовки. В процессе контроля обращается особое внимание на овладение практическими навыками.

Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия. Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.

Дисциплина имеет объем 84 часа, из которых на проведение лекций отводится 16 часов, семинарских занятий – 10 часов, практических занятий – 12 часов и самостоятельную работу – 42 часа.

Формой итогового контроля является зачет в 7 семестре (4 курс).

Программа слушателей заочной формы обучения рассчитана на 84 часа. На проведение лекций отводится – 6 часов, семинарских занятий – 2часа, практических занятий – 2 часа, самостоятельной работы – 74 часа. Формой итогового контроля является экзамен.

Распределение объема часов по видам учебных занятий приведено в тематических планах. Практические занятия проводятся двумя преподавателями. Вариативность образовательного процесса реализуется посредством изменения количества часов, отводящихся на изучение отдельных тем, их объединением, а так же выполнением самостоятельных работ по тематике, предусмотренной в данной программе.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях и других видах учебных занятий, определение места полученных знаний в своей будущей профессии.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1

по дисциплине «СУИЦИДОЛОГИЯ»

для очной формы обучения.

 

Общее количество часов — 84,

аудиторных занятий — 42, самостоятельная работа — 42.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий
Всего Лекции Семинары Практ. занятия Зачет Сам. работа
             
Тема 1. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования.            
Тема 2. Теории суицидального поведения.            
Тема 3. Факторы и индикаторы суицидального риска. Условия и мотивы самоубийств.            
Тема 4.Распространенность и характеристика самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля.            
Тема 5. Оценка степени суицидального риска.            
Тема 6. Психологическая помощь при потенциальном суициде.            
Тема 7. Психологическая помощьуцелевшим после самоубийства.            
Тема 8. Профилактика самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля.              
ЗАЧЕТ            
Всего:            

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 2

по дисциплине «СУИЦИДОЛОГИЯ»

для заочной формы обучения.

 

Общее количество часов — 84,

аудиторных занятий — 16, самостоятельная работа — 68.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий
Всего Лекции Семинары Практ. занятия Контр. раб. Экзамен Сам. работа
               
Тема 1. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования.              
Тема 2. Теории суицидального поведения.              
Тема 3. Факторы и индикаторы суицидального риска. Условия и мотивы самоубийств.              
Тема 4.Распространенность и характеристика самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля.              
Тема 5. Оценка степени суицидального риска.              
Тема 6. Психологическая помощь при потенциальном суициде.              
Тема 7. Психологическая помощьуцелевшим после самоубийства.              
Тема 8. Профилактика самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля.                
Экзамен              
Всего:              

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Реагирования.

Эпидемиология суицидального поведения и «группы риска» совершения самоубийств по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Определение суицида. Виды суицидального поведения, суицидальные мысли и тенденции, суицидальные покушения (попытки). Классификации суицидов. Завершенные (истинные) суициды и попытки самоубийства (незавершенные суициды). Аффективные и демонстративные суицидальные попытки. Способы самоубийства. Членовредительство.Понятия «пресуицида» (острого и хронического) и «постсуицида» (постсуицидального состояния и постсуицидального периода).

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 4, 7, 8, 9, 11, 14, 17, 20].

Дополнительная литература: [1, 2, 6, 9, 16, 18, 19].

 

Экстремального профиля

Профессиональный психологический отбор и профессиональная ориентация лиц, поступающих на службу, связанную с экстремальными ситуациями. Предупреждение самоубийств и общий процесс работы с кадрами. «Группа риска» развития нервно-психических и психосоматических заболеваний, делинквентного поведения, аутоагрессии, снижающих эффективность служебной деятельности. Роль служебного коллектива в профилактике суицидального поведения. Роль психолога подразделений в определении группы психологического учета каждого сотрудника. Профилактика конфликтных ситуаций и повышение психологической устойчивости сотрудников. Направления профилактики суицидального поведения. Роль лечебно-профилактической работы в предотвращении аутоагрессивного поведения.

Семинарское занятие: Профилактика самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля.

Примерные темы рефератов:

1. Профессиональный психологический отбор сотрудников профессий

экстремального профиля.

2. Профориентация лиц, поступающих на службу, связанную с экстремальными ситуациями.

3. Роль психолога в профилактике конфликтных ситуаций и повышении психологической устойчивости сотрудников ГПС МЧС.

4. Профилактика суицидального поведения сотрудников ГПС МЧС.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [5, 6, 8, 16, 19].

Дополнительная литература: [5, 7, 9, 13, 14, 15, 17].

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Эпидемиология суицидального поведения.

2. Определение и классификация суицидов.

3. Виды суицидального поведения, суицидальные мысли, тенденции, попытки.

4. Завершенные (истинные) суициды и незавершенные суициды.

5. Аффективные и демонстративные суицидальные попытки.

6. Понятие «пресуицида» (острого и хронического)

7. Понятие постсуицидального состояния и постсуицидального периода.

8. Психопатологическая концепция суицидального поведения

9. Психологическая концепция суицидального поведения

10. Социальная концепция суицидального поведения.

11. Представления Э. Дюркгейма о механизмах суицидального поведения.

12. Представления З. Фрейда, Меннингера, Г. Салливэн о механизмах суицидального поведения.

13. Представления А. Адлер, К. К. Хорни о механизмах суицидального поведения.

14. Представления Р. Мэй, К. Роджерса о механизмах суицидального поведения.

15. Представления В. Франкла о механизмах суицидального поведения.

16. Представления Э. Шнейдмана и Н. Фарбероу о механизмах суицидального поведения.

17. Динамика социально-психологической дезадаптации (предиспозиционная и суицидальная фазы).

18. Положения концепции суицидального акта и типы ситуационных реакций по А.Г. Амбрумовой.

19. Общие черты, характерные для всех суицидов.

20. Универсальный для нормы и патологии механизм суицида.

21. Факторы суицидального риска: социально-демографические, индивидуально-психологические, медицинские, природные.

22. Прогностические критерии суицидального риска.

23. Индикаторы суицидального риска: ситуационные, поведенческие, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные.

24. Мотивы, поводы и условия самоубийства.

25. Ресурсы человека и антисуицидальные факторы личности.

26. Особенности суицидального поведения у детей и подростков.

27. Особенности суицидального поведения в пожилом возрасте.

28. Распространенность и характеристика самоубийств среди сотрудников профессий экстремального профиля.

29. Стрессогенные и антисуицидальные факторы служебной деятельности ГПС МЧС.

30. Оценка степени суицидального риска.

31. Методики психодиагностики суицидальных намерений.

32. Принципы первой помощи при суицидальной опасности.

33. Терапевтические мишени в работе с суицидальным клиентом.

34. Ведение беседы с потенциальным суицидентом.

35. Консультирование клиентов с депрессией

36. Консультирование клиентов с суицидными намерениями.

37. Особенности психологической помощи сотруднику ГПС МЧС, поведение которого кажется суицидоопасным.

38. Консультирование уцелевших после самоубийства.

39. Профилактика профессионального выгорания у психологов, работающих с суицидентами.

40. Групповая кризисная психотерапия с суицидальными клиентами.

41. Основные задачи и принципы реориентационного тренинга.

42. Профессиональный психологический отбор и профориентация лиц, поступающих на службу, связанную с экстремальными ситуациями.

43. Роль служебного коллектива в профилактике суицидального поведения.

44. Роль психолога подразделений в профилактике конфликтных ситуаций и повышении психологической устойчивости сотрудников ГПС МЧС.

45. Роль лечебно-профилактической работы в предотвращении аутоагрессивного поведения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., Ковалев В.В. Диагностика суицидального поведения. // М., Московский НИИ психиатрии.1980.

2. Амбрумова А.Г. Возрастные аспекты суицидального поведения. В кн.: Сравнительно-возрастные исследования суицидологии. М., 1989 г. с. 5 - 24.

3. Амбрумова А.Г., Полеев А.М. Телефонная психотерапевтическая помощь в системе социально-психологической службы. М., 1988.

4. Амбрумова А.Г., Ратинов А.Р. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и аутоагрессивного типа личности. - В кн.: Комплексные исследования в суицидологии. М., 1996 г.

5. Волина Л.Н., Козлов С.А. Методические рекомендации по предупреждению самоубийств сотрудников ОВД. М., 1994 г.

6. Гурнак А.В., Вострокнутов Н.В., Левицкий В.П., Супрун Л.Б., Шаповал В.А. Предупреждение отклоняющегося поведения и самоубийств у военнослужащих внутренних войск МВД России. Методическое пособие. М., 1994

7. Дюркгейм. Э. Самоубийство. Социол. этюд: пер. с фр. / изд. подгот. Вал. А. Луков. – СПб.: Союз, 1998. – 496 с. (Психология и социология: страницы классики).

8. Иванов А.В., Колос И.В. Самоубийства среди сотрудников органов внутренних дел России. Санкт-Петербург, 2000, 79 с.

9. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988, 200с.

10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит.— М.: Академический Проект, 1999 — 240 с.

11. Кудрявцев В.Н., Бородин С.К., Карсесян В.С., Кудрявцев Ю.В. Самоубийства. В кн.: Социальные отклонения. М., Юридическая лит., 1989 г.

12. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков. - В кн.: Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991 г. с.9-14.

13. Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени само­убийства. М.: Смысл, 2002.

14. Малкина – Пых И.Г. Экстремальные ситуации. (Справочник практического психолога) – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

15. Проблема самоубий­ства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в ху­дожественных текстах / Составитель А. Н. Моховиков. М: Когито-Центр, 2001.

16. Профилактика самоубийств сотрудников органов внутренних дел. Методические рекомендации под общей редакцией М.И. Марьина. Москва МВД РФ 1999.

17. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. — М; ACT, Мн.: Харвест, 2001. — 408 с.

18. Психотерапия: учебник (2-е изд.) / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. – 672 с.

19. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Методические рекомендации. Под ред. В.П. Сальникова и др. СПБ, 1998.

20. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

21. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. “Республика”. 1994.

Дополнительная:

1. Амбрумова А.Н. Психология самоубийства // Журн. Социальная и клиничес­кая психиатрия. — 1996, № 4. — С. 14—20.

2. Амбрумова А.Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике //Научные и организационные проблемы суицидологии. М., 1983. с.40 - 51.

3. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике // Жур. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1985 N 10. С. 1557-1560.

4. Амбрумова А.Г., Трайнина Б.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков. - В кн.: Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991г., с. 29-36.

5. Барышев О.В. Методические рекомендации по профилактике самоубийств в подразделениях ГУВД г. Москвы. 1999 г.

6. Бородин С.В., Михлин А.С. Самоубийства за рубежом // Научные и организационные проблемы суицидологии. М., 1983. С. 20-32.

7. Колесников А.А., Колос И.В., Белов Ю.А. Профилактика суицидального поведения у сотрудников органов внутренних дел. Методическое пособие. МВД РФ. Лаборатория медицинских проблем. 1995г.

8. Колос И.В. К вопросу о причинах и условиях совершения суицидальных действий сотрудниками органов внутренних дел. В сб.: Вопросы укрепления социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. М.,1989г.,с 25-30.

9. Колос И.В. Суицидальное поведение сотрудников органов внутренних дел. Вестник МВД России. М., 1998 г., с. 83-88.

10. Конанчук Н.В. Психологические особенности как фактор риска суицида у больных с пограничными состояниями. Методические рекомендации. Л., 1983 г.

11. Конанчук Н.В. Формирование мотивов острых суицидальных реакций в зависимости от особенностей жизненного пути пациентов // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1981. N 12. С. 1838-1842.

12. Короленко Ц.П., Галин А.Л. Акцентуации характера и девиантные формы поведения. В сб.: Вопросы формирования отклоняющихся форм поведения. М., 1978.,с.28-31.

13. Мягких Н.И., Шутко Г.В., Колос И.В., Кислов А.Н., Ларионова С.А., Шклярук С.П. Факторы “группы риска” и профессиональная пригодность кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения системы МВД России. М., 1999 г.

14. Особенности суицидального поведения и самоубийств сотрудников ОВД. Психологический анализ случая самоубийства. Методические рекомендации. Выпуск 5 (9). 1993. УВД Тюменской области.

15. О профилактике суицидов среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Письмо ГУК и КП МВД РФ №21\13\2520 от 21.06.1999.

16. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологического явления // Вопросы психологии. 1994. №1. с.127.

17. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 148 от 06.05.98г. Методические рекомендации по организации региональной суицидологической службы (приложения 3-6).

18. Султанов А.А. К вопросу о суицидальном поведении практически здоровых лиц молодого возраста // Научные и организационные проблемы суицидологии. М., 1983. С. 94-96.

19. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков //Жур. невропатологии и психиатрии. 1984. N 10, C. 1556 - 1559.

 

 

Под общей редакцией

Светлана Петровна Иванова

кандидат психологических наук, доцент

Юлия Юрьевна Стрельникова

кандидат психологических наук

СУИЦИДОЛОГИЯ

Рабочая программа

специальность 030301.65 – «Психология»

 

 

Санкт-Петербург
Рецензенты:

Л.В. Куликов

доктор психологических наук, профессор

(Санкт-Петербургский государственный университет)

Н.Г. Винокурова

доктор педагогических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.172 (0.013 с.)